Классный час Твое свободное время и твое здоровье


Русинова Татьяна Михайловна – учитель начальных классов первой квалификационной категории КГУ «Средняя школа №5», г. Петропавловск, Казахстан
Классный час «Твое свободное время и твое здоровье»
Цель: формирование умения использовать свободное время с пользой и укреплять свое здоровье
Задачи: - выявить интересы школьников в свободное время,  - развивать мышление, творческое воображение; - воспитывать умение вести ЗОЖ

«Здоровье дороже золота»
Вильям Шекспир

«Здоровье – никогда не может потерять своей
цены в глазах человека, потому что и в роскоши
плохо жить без здоровья»
Николай Гаврилович Чернышевский
- Эти люди жили в разное время, но все они практически говорят об одном и том же, о важной составляющей нашей жизни. - О чем? ( О здоровье).
- Давайте дадим определение, что такое здоровье? - Как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)
- Если быть точными и заглянуть в словарь Сергея Ивановича Ожегова, то он дает следующее определение: «Здоровье – правильная, нормальная жизнедеятельность организма». - А сейчас нам предстоит вместе разобраться и ответить на вопрос: какого человека можно считать здоровым? (выслушиваются ответы детей)
(Ведет здоровый образ жизни, занимается спортом, у этого человека отсутствуют вредные привычки: не курит, не употребляет алкоголь, правильно питается.)
- А вот интересно, как обстоят дела со здоровьем у тебя, у твоих родных? Как часто ты или твои родные жалуются на свое здоровье? Что болит? Как думаешь – почему? (ответы детей)
- Доктора говорят, что чаще всего к ним обращаются с простудными заболеваниями, болезнями почек и опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
- Давайте сыграем в игру и проверим, а вы знаете, что полезно для вашего организма, а что вредно, знаете ли вы как сохранить здоровье?
Игра – кричалка: (полезно-вредно)
Читать лёжа (вредно)
Смотреть на яркий свет (вредно)
Умываться (полезно)
Близко сидеть у телевизора (вредно)
Употреблять в пищу овощи и фрукты (полезно)
Заниматься спортом (полезно)
Курить (вредно)
Употреблять алкоголь (вредно)
Объедаться (вредно)
Не мыть руки перед едой (вредно)
Закаляться (полезно)
Заниматься физическим трудом (полезно)
- Дополни этот список (работа в группах)
- Врачи, ученые считают, что здоровье держится на трёх китах: питание; занятие спортом; отказ от вредных привычек
- Что называют вредными привычками? – Почему? (вредят здоровью)
- Как вы понимаете смысл слова привычка? Я опять обращаюсь к словарю Сергея Ивановича Ожегова, он дал определение, что такое привычка?
«Привычка – поведение, образ действий, ставшие в жизни обычными, постоянными». Привычка — это такое действие, которое человек выполняет автоматически. У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к вам ребята. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, помогать по дому, без напоминаний делать уроки, чистить зубы по утрам. Это какие привычки? Полезные.
Полезные и вредные привычки человек выращивает в себе сам.
Только вот обратите внимание, что полезные привычки требуют к себе особого ухода, дело это нелёгкое, изо дня в день надо трудиться, чтобы получить результат.
Ученые подсчитали, что здоровье человека зависит: - на 60% от его поведения - на 20% от здоровья родителей (наследственность) - на 20% от условий, в которых живет человек.
Поэтому необходимо с детства вырабатывать в себе «здоровые привычки», чтобы не стать рабом «вредных привычек».
А сейчас я предлагаю вам проверить свое физическое состояние, на каком уровне оно у вас находится. Этот тест только для вас. Вы посчитаете баллы и сделаете самостоятельно выводы о своём физическом развитии на данном этапе.
Возьмите ручки и листочки, вам предстоит ответить на 9 вопросов.
1. Соблюдаю ли я режим дня? да - 3б. нет -1б.
2. Делаю ли я утреннюю зарядку? да - 3б. нет -1б.
3. С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры? да -3б. нет -1б.
4. Занимаюсь ли я физическим трудом? да - 3б. нет-1б.
5. Вызывает ли у меня отвращение табачный дым? да - 3б. нет - 1б.
6. Могу ли я несколько раз отжаться от пола? да - 3б. нет -1б.
7. Люблю ли я свежий воздух? да - 3б. нет -1б.
8. Считаю ли я табак вредным существом? да -3б. нет -1б.
9. Умею ли я плавать? да - 3б. нет -1б.
9-13 баллов — низкое14-19 баллов – среднее
20-27 баллов — высокоеПосчитайте баллы, если у вас 9-13 баллов вам следует задуматься о своём здоровье.
«Твоё здоровье, в твоих руках!» - Как понимаешь эти слова?
- Как укрепить свое здоровье? - Когда это можно сделать?
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай.
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
Хороший был денек ".
- Природа поступила справедливо, отмерив для каждого из нас одинаковое количество времени в сутках. Она наделила возможностью каждого распоряжаться своим временем.
Но как раз распоряжаться своим временем у всех разные возможности. От того, какой монетой мы платим времени, зависит многое в жизни человека.
Свободное время должно стать продуктом рабочего времени. Ваш труд - это учеба. Как вы думаете, ваша учеба и свободное время связаны между собой или нет?
(Связаны, чем быстрей ты сделаешь уроки, тем больше у тебя будет свободного времени.)
- А если сделал быстро, но неправильно?
( Тогда надо будет переделывать и времени потребуется больше.)
- Правильно, время только тогда приносит пользу, когда правильно запланировано и когда и работа, и учеба, и досуг проходят качественно.
К досугу мы относим лишь те часы, которые используются для отдыха и развлечений. В жизни каждого человека эти часы должны быть обязательно.
То, что делает человек во время досуга, связано не только с интересами и наклонностями каждого, но прежде всего с восстановлением умственных и физических сил.
Много ребят свое свободное время тоже проводят в работе. Когда кто-то увлечен делом, он проводит часы, занимаясь им, и не устает. Ребята, которые ходят в кружки и секции, обучаясь, проводят свое свободное время. Это, конечно, очень полезно. Ведь впереди долгая жизнь и любые навыки обязательно пригодятся.
Свободное время можно разделить на 5 групп:
Первая группа. Действия физические. Что сюда входит? (Занятия спортом.)
Вторая группа. Действия практические. Как вы думаете, что входит в эту группу?
(Работа по дому, хозяйственные дела, посещение кружков.)
Третья группа - действия культурно-художественные. Что это?
(Посещение кинотеатров, музеев и выставок. ) Кто-то посещает театры?
- Четвертая группа - действия интеллектуальные.
- Как вы думаете, что подразумевается под этим? (Кто-то пишет стихи в свободное время, кто-то увлекается астрономией, а кто-то, может, даже пишет книги.)
- Пятая группа: действия, связанные с социальным отношением. - Как вы это понимаете? (Кто-то в свое свободное время помогает ухаживать за ребенком, помогает своим бабушке с дедушкой.)
- Вы все правильно сказали. Мы с вами убеждаемся, что свободное время может быть очень полезным.
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет,
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.

- У тебя есть свободное время?
- Чем занимаешься ты в свободное время?
– Как распределяешь время? (ответы детей)
- Начиная любое дело, научись рассчитывать время: сколько его уйдет на приготовление уроков, сколько на занятия в кружке, на помощь родителям, на прогулку, на игры на компьютере, на общение с друзьями, на просмотр телевизора.
- Старайся выполнять намеченное.
- Никогда и никуда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час, береги время других.
Техника досуга интересна и своеобразна. Человек занимается чем-то, его увлекает другое, и так по цепочке. Чем богаче человеческая личность, тем шире круг его досуга.
Различают отдых активный и пассивный.
Лежать в лесу на полянке и мечтать о чем-то, это какой отдых? (Пассивный.)
Покорять вершину горы. Это какой отдых? (Активный.)
Правильно. А как вы думаете, какой отдых более полезен? (Активный.)
- Тихая беседа с родными, мечтание в постели, когда вы улетаете на крыльях фантазии, - все это пассивный отдых. Душевное расслабление должно быть обязательно. Просто пассивный отдых не может длиться долго. Он или переходит в активный, более высокий уровень, или скатывается на путь безделья.
- Очень важно, чтобы у каждого из вас было увлечение. Что можно отнести к увлечениям? (Занятия искусством, спортом, моделированием. Путешествия. Рыбалку.) - Увлечений может быть много. У человека, который имеет серьезное хобби, всегда более богатый мир, у него больше друзей, осмысленней воображение.
Высоким этапом мы считаем творчество. Каждый человек способен к творчеству.
Ведь талантливые люди часто занимались творчеством в свободное время, а потом это становилось смыслом всей жизни.
Если ваше увлечение, которым вы занимаете свой досуг, перерастет в дело всей жизни, вы потом не раз благодарным словом вспомните увлечение детства.
Значение досуга сложно переоценить. Это важная сторона жизни каждого человека.
И если вы будете правильно расходовать свое время, полезно проводить свой досуг, вас обязательно ждет успех, и вы никогда не станете такими, как герой одного стихотворения.
Скажи, человек,
Как твои дела?
Дела ничего у меня:
Я спал неплохо.
Да ночь мала,
И я прихватил полдня.
Скажи, человек,
А что же успел
Сегодня ты совершить?
Да много успел:
Хорошо поел
И чаю успел попить.
Скажи, человек,
А когда поспал,
Вышел ли ты за порог?
Конечно, вышел,
Да очень устал,
Вернулся, не чуя ног.
Скажи, человек,
А что за окном
Увидеть тебе довелось?
Да что там увидишь,
Когда темно
И лютый стоит мороз!
Скажи, человек,
Ну а как потом -
Было ли что-нибудь?
А что потом?
Поиграл с котом!
И вновь прилег отдохнуть.
Скажи, человек,
А, кроме кота,
Есть ли друзья у тебя?
Да что ты!
С друзьями одна маята!
... Больше не спрашивал я.
Рефлексия: Ребята, если вы считаете, что классный час был для вас полезен -поднимите руки вверх и помашите ими. Кому было что- то не очень понятно – встаньте. Кто не понял, как организовать своё свободное время – потопайте ногами.
Итог классного часа.  Желаю вам, ребята, с пользой проводить свободное время, правильно его организовывать. Подумайте, может нужно изменить свои привычки, обратиться за советом к товарищам, родителям, учителю. На следующем классном часе по данной теме вы расскажите, каким образом организуете свободное время, какие новые увлечения и хобби у вас появились, как вы научились вести ЗОЖ.
Интернет ресурсы:
1. kladraz.ru/blogs/anpilogova-...2. do.gendocs.ru/docs/index-3337013. justlady.ru/articles-131172-chem4. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/.5. «Стихи о человеке и его часах» - С.Баруздин