Конспект урока «Основы художественного моделирования одежды. Композиция костюма». 9 класс

Урок по теме «Основы художественного моделирования одежды. Композиция костюма». 9 класс

Цель: Ознакомить учащихся с понятием композиция костюма и её составляющими, основами художественного моделирования одежды;
обучить основным приёмам художественного моделирования и созданию композиции костюма, умению различать стили и силуэты, определять пропорции, подбирать цветовую гамму в одежде;
развивать художественный и эстетический вкус;
воспитывать культуру одежды, стремление к индивидуальности, осознание неповторимости и уникальности личности каждого человека.


Ход урока.

I. ПОВТОРЕНИЕ

На уроках в 5 -8 классах мы уже занимались моделированием некоторых видов одежды. Вспомним, какие вы знаете виды моделирования (схема на доске):



Виды моделирования одежды



художественное

техническое



Создание новых фасонов изделий, изображение их в виде рисунка или эскиза


Изменение основы изделия до желаемого фасона путём переноса нагрудной вытачки, нанесением новых конструктивных или фасонных линий






Сегодня на уроке мы будем говорить именно о художественном моделировании, мы узнаем, что такое композиция костюма и из чего она складывается.

II. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
1.Что же означает «композиция»? Это слово заимствовано из латинского языка (compositio) и в переводе на русский означает «составление, соединение, сочинение, создание единого целого из частей». Вы, конечно, знакомы с различными видами композиций: цветочной, архитектурной, скульптурной, сувенирной и т. д. А как же создаётся композиция костюма? Что её составляет? Скорее всего и вы уже создавали композицию костюма, только делали это интуитивно, без специальных знаний. При этом вы что-то выбирали для себя из одежды, а от чего-то категорически отказывались. Почему так происходит?
Попробуем разобраться в этом вместе. Предлагаю двум девочкам «одеть» манекены по своему вкусу.
Пока учащиеся работают, поиграем в игру «Аукцион». Тема – предметы одежды, составляющие костюм и аксессуары к нему. Выигрывает тот, кто называет слово последним.
Манекены «одеты» и девочки поясняют, как и в соответствие с чем они выбирали одежду. Класс делает вывод, что в своей работе они учитывали:
стиль,
силуэт,
пропорции, цвет.
Это и есть четыре основных составляющих композиции костюма. Безусловно, невозможно создать композицию костюма без соответствующей обуви, причёски, макияжа и т. д., но главными являются вышеназванные. Запишем их в тетрадь.

2. В подготовке урока мне помогали учащиеся, они подготовили краткие сообщения о стилях, силуэтах, пропорциях и цвете в одежде.
Первая ученица рассказывает о стилях, после чего учитель задаёт вопрос «Какой стиль в одежде ты предпочла бы, сдавая выпускные экзамены и почему?»
Виды стилей (классический, романтический, спортивный, фольклорный) записываются в тетрадь.
Задание для всего класса: определите и запишите в тетрадь виды стилей, изображённых на карточках. Задание проверяется и предлагается определить стиль «одетых» манекенов с пояснением. Справочная таблица «Стили в одежде»
название стиля
краткие характерные особенности

Классический
Строгость, деловой настрой, элегантность. Простота и чёткость линий, форм и кроя.

Романтический
Элементы романтики: кружево, оборки, мягкие складки, фалды, детали со сборками, драпировки. Мягкие, воздушные, прозрачные ткани.

Спортивный
Не обязателен для занятий спортом, Удобство, свобода движений. Множество карманов, хлястиков, наличие различных застёжек («молния», кнопки, «велкро», пряжки и т. д.), отделочные строчки.

Фольклорный
Некоторые элементы романтики (оборки, мягкие складки, детали со сборками) в сочетании с элементами народного костюма (национальная вышивка, в т.ч. бисером; орнаменты, вязаные кружева, мережка и т.д.)



Вторая ученица рассказывает о силуэтах.
Вопрос: Какой силуэт можно порекомендовать для классического костюма и почему? Силуэты (прямой, приталенный, трапеция, овал) записываются в тетрадь.
Задание: определите виды силуэтов, изображённых на карточках. Задание проверяется, предлагается определить силуэты «одетых» манекенов с пояснением.
Третья ученица рассказывает о пропорциях в одежде.
Вопрос: Какой пропорции в одежде ты посоветовала бы придерживаться девушке, у которой туловище значительно длиннее ног (короткие ноги) и почему?
Задание: определить пропорции в одежде в %% соотношении любой из моделей (одной), изображённых на карточках. Проверка задания.
Четвёртая ученица рассказывает о цвете в одежде.
Вопрос: Каким цветам в своей одежде ты отдашь предпочтение летом на юге и почему?

Далее предлагается видеоматериал (5-7 минут) о показах мод. Рекомендуется обратить внимание на сочетание цветов и их оттенков, стиль, пропорции, силуэты, причёски, походку манекенщиц и т. д., ещё раз проанализировать, из чего, в целом, складывается композиция костюма.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Практическая работа «Создание композиции костюма»

На основе полученных понятий и знаний, учащимся предложено создать композицию и отобразить её в цветном рисунке. В качестве вспомогательной литературы можно использовать журналы мод. После выполнения практической работы, эскизы вывешиваются на доску.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Вопросы по изученной теме:
Что составляет композицию костюма? Какие вы знаете стили в одежде? Какие вы знаете силуэты в одежде? Что необходимо учитывать, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры или скрыть её недостатки? Какие цвета содержит цветовой круг?
2. Поставленные цели и их реализация. ( В заключении – цитата В. Гюго: «Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней»)
3. Оценки за урок запись домашнего задания.

Оформление доски:
Таблица «Виды моделирования»

Рисунки видов силуэтов, пропорций в одежде, цветовой круг, фото моделей одежды различных стилей из журналов Мод.

Раздаточный материал:

Карточки «Стили и силуэты в одежде», справочные таблицы «Характеристика стилей», журналы Мод.



название стиля
краткие характерные особенности

Классический
Строгость, деловой настрой, элегантность. Простота и чёткость линий, форм и кроя.

Романтический
Элементы романтики: кружево, мягкие складки, фалды, детали со сборками, драпировки. Мягкие, воздушные, прозрачные ткани.

Спортивный
Не обязателен для занятий спортом, удобство, свобода движений, множество карманов, хлястиков, застёжек («молния», кнопки, пряжки и т. д.), отделочные строчки.

Фольклорный
Элементы романтики (оборки, мягкие складки, детали со сборками), сочетание с элементами народного костюма


15