Понятие о моде, стиле, композиции костюма. Виды одежды и ее классификация. Измерение фигуры


ГУ сш № 11





Разработка урока по трудовому обучению для городского мастер-класса учителей технологии по теме: «Понятие о моде, стиле, композиции костюма. Виды одежды и ее классификация. Измерение фигуры».
Класс: 8
Учитель: Зубко Н.Н.











Костанай, 2017



Пояснительная записка к уроку.


Используя возможности интерактивной доски на своих уроках, обнаружила ряд плюсов, способных сделать занятия более продуктивными:
1) разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления;
2) возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране; все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать;
3) аудиовложения и видеовложения значительно усиливают подачу материала: можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи;
4) текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить, при этом часть экрана легко скрыть и показать его, когда будет нужно, а инструмент "прожектор" позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана;
5) объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия отменять или возвращать;
6) страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.
Это очень важно, ведь все это вместе делает урок более динамичным, позволяет активизировать познавательный интерес учащихся на протяжении всего занятия. Кроме того встречаются темы, которые практически не находят отражения в современных учебниках и тогда использование интерактивного оборудования тем более оправданно. Урок по данной теме именно из этой категории. В 8 классе учащиеся должны иметь четкие представления о моде, характерные признаки основных стилей, композиции и пропорциях в одежде, классификации одежды, требованиям к ней, должны научиться измерять фигуру для пошива жакета и на все это отводится одно занятие. Объем информации и практической работы огромен и здесь особенно важно продумать виды заданий при закреплении материала, они должны быть посильны, интересны, не носить рутинного характера для учащихся, позволять учащимся рассуждать, делать выводы. В данном случае на выручку мне пришел интерактивный флипчарт с его огромными возможностями. Благодаря таким приемам как «перетаскивание объектов изображения», «привлечение внимания», «сотри, чтобы узнать», «использование слоев», учащиеся с удовольствием выполняли все задания по закреплению материала, а элемент игры при выполнении задания «смоделируй костюм для прогулки» привнес особенное оживление на уроке. Но максимально активными на уроке они были и при изучении нового материала, потому что задания флипчарта позволяли учителю лишь направлять и корректировать деятельность учащихся, тогда как они сами практически самостоятельно характеризовали, обобщали, делали выводы. Интерактивный флипчарт значим для меня как учителя еще и тем, что предоставляет больше возможностей девочкам для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, освобождает от необходимости записывать большое количество информации, благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске. Учащиеся начинают работать более творчески, занятия для них становятся интересными и увлекательными благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию, позволяет сохранять материал урока в виде флипчартов с возможностью последующего обращения к этому материалу и в случае необходимости дальнейшей его доработкой. Безусловно, от такой атмосферы заряжаюсь и я, мое хорошее настроение не остается незамеченным ученицами. Конечно, флипчарты позволяют все операции выполнять только последовательно и, как правило, у доски работает одна девочка при выполнении заданий, но зато у меня нет привязанности в эти моменты на уроке к доске как при работе в компьютерном кабинете, есть возможность преподносить информацию, комментировать, следить за реакцией класса.
Процесс освоения и использования на уроках трудового обучения интерактивных флипчартов, на мой взгляд, идет успешно. И очень хочется, чтобы программ для интерактивной доски было больше по всем предметам.























Разработка урока по трудовому обучению для уч-ся 8 класса.

Раздел: Технология художественного рукоделия с элементами декоративно-прикладного искусства. Измерение фигуры.
Тема: Понятие о моде, стиле, композиции костюма. Виды одежды и ее классификация. Измерение фигуры
Номер урока в данном разделе: № 1
Цели урока:
Обучающая – учащиеся знакомятся с понятиями «мода», «стиль», «пропорции», «композиционный центр», учатся отличать наиболее распространенные стили в одежде друг от друга по характерным признакам, осваивают зависимость между фигурой человека и пропорциями в одежде, учатся определять композиционные центры в одежде, составлять законченный ансамбль в одежде, измерять фигуру для пошива жакета, организовывать работу в группах.
Развивающая – развивать кругозор учащихся, умение классифицировать по заданному, память, умение выделять главное при работе с терминами, кластерами, обобщать, делать выводы, решать поставленные проблемы, способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательная – воспитывать трудолюбие, аккуратность, требовательность к себе, эстетический вкус.
Задачи урока: познакомить с сопутствующими моде понятиями в современном мире, развивать кругозор, словарный запас, приобщать к работе в коллективе, учить моделировать законченный ансамбль в одежде, повышать общий уровень культуры через элементы релаксации (образцы классической музыки).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: смешанный
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуально – групповая, коллективная, работа в парах.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, репродуктивный.
Межпредметная связь: с историей, информатикой, музыкой, русским языком, биологией, физикой.
Применяемые на уроке технологии: технология критического мышления, ИКТ, проблемная и поисковая технологии, игровая технология.
Оборудование:
- интерактивная доска, презентация «Улучшитель настроения», интерактивный флипчарт «Мода. Стили»
- инструкционные карты
- кластеры
- сантиметровые ленты
- манекен

План:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов теоретической части занятия.
Охрана труда.
Охрана здоровья.
Выполнение практической работы, оценивание учащихся.
Домашнее задание.
Подведение итогов.

Ход урока:
Этапы урока
Ход работы
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Используемые технологии
Реализация целей и задач урока
Время

Организационный
момент
Приветствие учащихся, проверка посещаемости и готовности к занятию, назначение дежурных. Сообщение темы, постановка цели, знакомство с ходом занятия. Работа с презентацией «Улучшитель настроения» с целью контроля эмоционального настроя учащихся на начало занятия:
- Сегодня мы не просто узнаем, запоминаем, учимся, но в первую очередь становимся активными участниками творческого мира – мира моды, а чтобы наше творчество доставляло нам удовольствие – наше настроение должно быть безоблачным и радостным и в этом нам поможет «Улучшитель настроения»


Сообщает информацию, проверяет готовность к уроку, демонстрирует презентацию «Улучшитель настроения»
Слушают, запоминают, смотрят презентацию, настраиваются на продуктивную работу на уроке
ИКТ
РВЦ
5 мин.
















2. Изучение нового материала












































































































































































































3. Закрепление изученного материала
- Девочки, мы работаем сегодня в интерактивном классе и чтобы интерактивное оборудование было, действительно, нашим помощником, вспомните технику безопасности при работе в интерактивном кабинете.
- Откройте тетради, запишите тему урока.
- Всем нам хочется выглядеть достойно и красиво в любых жизненных ситуациях и в этом важную роль играет внешний вид человека, его одежда. Ведь при помощи одежды можно так много сказать окружающим. А чтобы этот язык был более понятен, существует такое явление как мода. Какие ассоциации возникают у вас при
слове «мода»?
- Запишите эти ассоциации у себя в тетрадях.
- Объединитесь в мини-группы по 2 человека и поделитесь друг с другом своими ассоциациями.
- Я работаю вместе с вами и оформляю информационный лист на интерактивной доске (флипчарт, стр. №1)
- Итак, моя первая ассоциация со словом «мода» - это актуальность, а теперь помогите мне продолжить этот информационный лист и назовите свои ассоциации (оформление на интерактивной доске, учащие дополняют свои ассоциации вновь названными).
- Ваши ассоциации интересны и правильны, но это не вся информация, которую вы должны знать о моде, поэтому сейчас вы проработаете кластеры, из которых узнаете новое и интересное о моде в одежде. Напоминаю, как работать с кластером:
- новая информация отмечается на полях карандашом восклицательным знаком,
- известная информация «галочкой»,
- то, о чем вы более подробно хотели бы узнать на следующем уроке, обозначить знаком вопроса,
- Вы, проработав кластеры, должны дополнить свои информационные листы новыми ассоциациями.
Учащиеся выполняют задание по созданию полного информационного поля, связанного с понятием мода.
- Назовите теперь свои ассоциации, связанные со словом «мода». Учитель оформляет информационный лист на интерактивной доске, а учащиеся в тетрадях.
- У нас получился замечательный информационный лист, и вы легко сделаете вывод, что же такое мода, подытожив все ассоциации.
- Мода навсегда связана с одеждой и с экспериментами над ней. Свидетелями одного из таких экспериментов вы сейчас станете. Но не пассивными свидетелями, а думающими и способными к выводам. Поможет провести исследование нам физика, да-да, мода, одежда и физика могут иметь прямую связь.
Учащиеся смотрят ход эксперимента (стр. флипчарта № 2-7), делают вывод по его итогам (нельзя быть рабами моды и преувеличивать значимость в быту отдельных видов одежды, многие готовы заплатить любые деньги лишь бы получить вожделенную вещь как, например, дорогостоящую шубу, а ведь она всего лишь мешает теплоте нашего тела уходить).
- Девочки, мы выяснили, что мода связана со стилями и их очень много, но мы сегодня изучим характерные признаки наиболее распространенных из них. А почему в вашем возрасте уже так важно знать стили и уметь их отличать?
- Сейчас вы узнаете характерные признаки ведущих стилей в одежде, в этом нам поможет флипчарт и ваше умение видеть, выделять главное, рассуждать, аргументировать.
- Посмотрите на образцы классического стиля, который является на сегодняшний день ведущим (просмотр стр. флипчарта № 8).
-Проанализируйте характерные признаки этого стиля.
- Выложите в круг характерные признаки классического стиля (стр. флипчарта № 9).
Если учащиеся выбирают неправильный вариант, он уходит за круг и здесь есть возможность рассуждать, обобщать.
- А теперь перед вами тоже достаточно распространенный стиль – романтический. Обобщите, глядя на его образцы, особенности этого направления в одежде (стр. флипчарта № 10).
- Проверьте себя, выполните задание с копилкой знаний (стр. флипчарта № 11).
Учащиеся вытаскивают из копилки знаний характеристики стилей и соотносят их с образцами романтического стиля, стараясь не ошибиться.
- Для вас более привычен молодежный стиль (стр. флипчарта № 11). Охарактеризуйте его.
- Почему людям так полюбился джинсовый стиль? Охарактеризуйте его (стр. флипчарта № 12).
- В чем особенность спортивного стиля? Опишите этот стиль (стр. флипчарта № 13).
- Мода связана с понятиями пропорции и композиционный центр. Назовите определения этих понятий, используя кластеры.
- Посмотрите, как используются эти понятия в одежде.
Просмотр страниц флипчарта 14-16.
- Одежды так много и важно знать на какие группы она делиться и каково предназначение каждой группы. Перед вами классификация видов одежды, познакомьтесь с ней, к каким выводам вы пришли? (страница флипчарта № 17).
Далее учитель устанавливает «шторку» и при переходе на следующую страницу флипчарта она сохраняется.
- За одеждой очень важно правильно ухаживать, чтобы выглядеть безупречно, и она могла бы послужить как можно дольше. На сегодняшний день существуют эксплуатационные, эстетические, гигиенические требования. Вы поделены на три творческие группы, сейчас вы самостоятельно должны определить эти требования, группа № 1 определяет гигиенические требования к одежде, группа № 2 эксплуатационные, группа № 3 эстетические. На работу выделяется 3 минуты. Затем заслушиваются ответы групп.
- А теперь посмотрите на требования, представленные на странице флипчарта (страница № 18). Учитель открывает шторку. Свертись, запишите эти требования в тетради.
- Почему так важно соблюдать эти требования?
Далее учитель отменяет функцию шторки и переходит к странице флипчарта № 19.


- Итак, мы выяснили, что мода неразрывно связана с такими понятиями как композиционный центр, стили, пропорции и знания в этой области помогают человеку создавать законченный образ, т.е. создавать ансамбль в одежде. Выясним, а способны ли вы создавать эти ансамбли, а для этого проверим себя и прочность приобретенных знаний.
Учащиеся выполняют задания из флипчарта – стр. 20-26
Задание № 1 – на проверку усвоения термина – выбрать нужное слово, чтобы термин приобрел законченную мысль (стр. флипчарта № 20).
Задание № 2 – на проверку усвоения термина - определить какие опорные слова скрыты за желтым цветом (стр. флипчарта № 21).
Задание № 3 – на проверку усвоения учащимися стилей в одежде – расставить картинки к соответствующим им названиям стилей (стр. флипчарта № 22).
Задание № 4 – на проверку усвоения знаний по расположению композиционных центров в одежде – следует при помощи маркера выделить композиционные центры и дать объяснение, почему в этих случаях композиционные центры так разместились (стр. флипчарта № 23).
Задание № 5 – на проверку усвоения знаний о пропорции в одежде – у первой модели длинные ноги и короткое туловище, как при помощи пропорции в одежде это скрыть? У второй модели короткие ноги и длинное туловище, как при помощи пропорции в одежде это скрыть? (учащиеся при помощи маркера должны провести завышенную и заниженную линию талии и дать объяснение как при смещении пропорции зрительно эти недостатки скроются) (стр. флипчарта № 24) .
Задание № 6 – на проверку усвоения представлений о законченном ансамбле в одежде - перед вами модель и различные виды одежды, смоделируйте костюм для модели, учитывая пропорции, стили, возраст модели, ее телосложение (появляется возможность рассуждать, доказывать, делать выводы) (стр. флипчарта № 25).
Задание № 7 – на проверку ориентированности учащихся в вопросах моды и вычленения наиболее актуального – просмотрите ролик и выделите главные тенденции на поясные изделия в 2010, чтобы вы хотели взять в 2011 год, почему? (стр. флипчарта № 26)



Ведет беседу, корректирует мысли учащихся, оформляет при помощи учащихся информационный лист
































Напоминает о правилах работы с кластером
















Добивается от учащихся полных грамотных ответов










Демонстрирует эксперимент, корректирует мысли и ответы учащихся














Направляет по ходу изучения нового материала частично-поисковую и исследовательскую деятельность учащихся










Корректирует ответы учащихся































Задает вопросы









Направляет деятельность учащихся






Организует работу в группах, направляет деятельность учащихся при выполнении самостоятельной работы





При изучении нового материала функции учителя в том, чтобы создавать проблемные вопросы, направлять деятельность учащихся, корректировать их ответы и выводы, организовать самостоятельную работу учащихся в мини-группах


В процессе закрепления изученного материала учитель направляет деятельность учащихся, комментирует возможные ошибки



























Слушают, делают записи в тетради














Записывают в тетради ассоциации со словом мода, работают в парах


















прорабатывают кластеры













Составляют информационный лист


Обобщают новую информацию о понятии мода, делают вывод, что же такое мода








Следят за ходом эксперимента, осмысливают вывод эксперимента, делают вывод по итогам эксперимента в рамках темы

















Смотрят образцы стилей, характеризуют особенности этих стилей, благодаря предложенным заданиям и вопросам обобщают информацию и делают выводы

































Называют определения понятий пропорция, композиционный центр




Разбирают классификацию одежды






Выполняют самостоятельную работу в мини-группах, сверяют свои ответы с правильными, делают записи в тетрадях
При изучении нового материала занимаются частично-поисковой и исследовательской деятельностью, обобщают, сопоставляют, делают выводы, выполняют самостоятельную работу и изучение нового материала идет при максимальной задействованности учащихся




В процессе закрепления изученного материала учащиеся выполняют задания, предложенные учителем на интерактивной доске; коллективно ищут ответы; рассуждают; обобщают, поясняют при выполни заданий № 1-6; делают выводы при выполнении заданий № 7 и 8; комментируют ошибки; дают полные грамотные ответы на вопросы учителя, развивают свой кругозор, память, умение выделять главное при работе с терминами; учатся на задании № 7 составлять законченный ансамбль в одежде, при этом аргументировано доказывают свои ответы и как следствие этого делают выводы о взаимосвязи пропорции и конституции человека; при выполнении задания № 8 – учатся вычленять из увиденного наиболее значимое и актуальное на сегодняшний день.
В процессе изучения нового материала используется технология критического мышления, ИКТ, поисковая технологии


































































































































































































В процессе закрепления изученного материала
используется ИКТ, игровая технология, поисковая
В процессе изучения нового материала реализуются ОЦ и РЦ при работе с кластерами; при формулировки учащимися выводов после создания информационного листа; при изучении видов стилей, где все задания и вопросы направлены на максимальную задействованность учащихся, когда они обобщают, сравнивают, сопоставляют, делают выводы, при работе в мини-группах реализуется также ВЦ, реализация ВЦ идет при просмотре страниц флипчарта, связанных со стилями, пропорциями, композиционным центром в одежде, т.к. у учащихся формируется эстетический вкус, связанный с художественным оформлением одежды













































































































































В процессе закрепления изученного материала
реализуется ОЦ, РЦ при выполнении учащимися заданий флипчарта; задание № 6-7 особенно явно реализуют не только ОЦ и РЦ, но и ВЦ, т.к. эти задания направлены на воспитание эстетического вкуса

















35 мин.













































































































































































































15 мин.

4. Подведение итогов теоретической части занятия
- Вы хорошо усвоили знания о моде и одежде, эти знания помогут вам сейчас в практике, ведь нам предстоит измерить фигуру, чтобы в последствии сшить жакеты.
Подводит итог, сообщая в устной форме оценку проделанной работе.
Слушают учителя.

РВЦ
1 мин.

5. Охрана труда
- Приступая к практической работе, вспомните какую ТБ и нормы гигиены вам нужно выполнять?
Задает вопросы.
Отвечают на вопросы.

РРЦ, РВЦ
2 мин.

6. Охрана здоровья
- Чтобы настроиться на хорошую, слаженную работу в парах, в которых вы будете друг другу помогать измерять фигуру и исправлять ошибки, проведем релаксирующую физминутку, снимающую напряжение:
- Закройте глаза, расслабьтесь, вдохните полной грудью, медленно выдохните, у вас хорошее настроение и вы полны желания достичь больших успехов в практической работе.
Настраивает учащихся на хорошую, слаженную работу в парах.
Слушают музыку, настраиваются на дальнейшую продуктивную работу в парах.
Использовалась ИКТ
РРЦ, РВЦ
2 мин.

7. Практическая работа
- Без измерения фигуры человеку сложно заниматься шитьем, поэтому чтобы ваши жакеты идеально сидели по фигуре и красили вас, посмотрите на мерки, необходимые для дальнейшего конструирования жакета. Назовите их, прочитайте, как их замерять.
Учитель демонстрирует при помощи манекена способ измерения фигуры по заданным меркам (Сш, Сг2, Ст, Сб, Шп, Вг, Шг, Шс, Ди, ВПК, Дпт).
Учащиеся выполняют замеры, записывают результат в тетради, учитель перепроверяет ход их работы, комментирует допущенные ошибки, оценивает работу учащихся.
- Девочки, а почему при одних и тех же инструкционных картах по измерению фигуры некоторые из вас допустили ошибки при замерах? – создание проблемной ситуации с целью способствования развития у учащихся умения находить выход из создавшейся проблемы, делать самостоятельно выводы.
В процессе практической работы разъясняет, опираясь на знания учащихся в области конструирования, демонстрирует, организует работу в парах, проверяет работу, комментирует ошибки по ходу работы учащихся, оценивает практическую работу.
В процессе практической работы слушают, запоминают, смотрят, читают, отвечают на вопросы учителя, работают в парах, закрепляя полученные знания на практике, записывают результаты в тетради, ищут совместными усилиями выход из проблемной ситуации, делают вывод по проделанной работе.
В процессе практической работы использовалась проблемно – поисковая технология
В процессе практической работы
Реализовывались ОЦ и РЦ при работе с инструкционными картами и при выполнении замеров, при нахождении выхода из проблемной ситуации; реализовывалась ВЦ при организации работы в парах.
27 мин.

8. Домашнее задание
- Запишите домашнее задание: повторить конспект урока
поясняет
записывают

РВЦ
1 мин.

9. Итог
- Вы сумели порадовать меня своим творчеством, а вам что больше всего понравилось из вашей плодотворной работы?
- Почему знания в области моды так важны?
- Спасибо за урок.
Задает вопросы
Отвечают на вопросы, обобщают.

РРЦ, РВЦ
2 мин.


РОЦ – реализация обучающей цели
РРЦ – реализация развивающей цели
РВЦ – реализация воспитательной цели

















Приложение.
Кластер по теме: «Мода».

Мода - непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, преимущественно в одежде и остальных компонентах костюма. Мода неразрывно связана с такими понятиями художественного оформления одежды как стиль, пропорция, композиционный центр. В старину мода в одежде держалась до 5-10 лет, а сейчас зачастую не более одного сезона. Двигателями модных идей являются ведущие кутюрье (модельеры) различных стран, но особенно преуспела в этой области Франция, которая считается главным вместилищем всех прогрессивных модельеров и портных.
Стиль – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру. Самые распространенные виды стилей в одежде – это классический, романтический, молодежный, спортивный, джинсовый. Возможны вариации этих стилей друг с другом.
Пропорции – соотношение частей тела между собой и по отношению ко всей фигуре. Это очень важный момент, ведь зная пропорции можно скрыть при помощи одежды недостатки в фигуре.
Композиционный центр – это акцент на какую-либо часть костюма (линия груди, линия талии и т.д.) которая бросается в глаза, на которой расположена большая часть отделки изделия. При помощи таких акцентов можно привлечь внимание окружающих к наиболее выгодным частям тела, костюма, чтобы в глаза бросалось наиболее выигрышное в одежде и фигуре.
Когда создается модный образ в одежде важно учитывать такие моменты как возраст человека, фигура, цветовое решение, наиболее подходящий по возрасту и комплекции стиль. Учитывая все это, люди грамотно создают свой неповторимый стиль, который так сложно найти.











Инструкционная карта № 1.
СНЯТИЕ МЕРОК


Условн.обоз-ие
Название мерки
Способ измерения

1.
Сш
Полуобхват шеи.
По основанию шеи через седьмой позвонок и яремную впадину спереди.

2.
Сг11
Полуобхват груди (второй).
Сзади так же, как Сг I, спереди через выступающие точки грудных желез.

3.
Cm
Полуобхват талии
Горизонтально по резинке на линии талии.

4.
Сб
Полуобхват бедер.
Горизонтально на уровне выступающих точек ягодиц, спереди учитывая выступы живота.

5.
Пшг
Половина ширины груди.
Между передними углами подмы-мышечных впадин над грудными железами.

6.
Вг
Высота груди.
На пересечении основания шеи со средней линией плечевого ската до высшей точки груди.

7.
Дпт
Длина переда до линии талии.
От основания шеи через высшую точку груди до линии талии.

8.
Дет
Длина спины до линии талии.
От основания шеи на спине до линии талии.

9.
Впк
Высота плеча косая.
От плечевой точки до середины линии талии на спине.

10.
Пшс
Половина ширины спинки.
По лопаткам между задними углами подмышечных впадин.

11.
Шп
Ширина плеча.
От основания шеи до плечевой точки по центру плеча.

12.
Ди
Длина изделия.
От проектируемого плечевого шва у основания шеи до желаемой длины изделия.




15