Презентация по русскому языку на тему Фразеологизмы ( 5-7 класс)


В глубины фразеологии ( Алмазные россыпи ).Путешествие в Страну фразеологизмов. КВН ( с использованием национально - регионального компонента ). МБОУ «Тат – Пишленская СОШ»Рузаевского муниципального районаРеспублики Мордовии Подготовила и провела Неясова Шафика Шикуровна, учитель русского языка и литературы Цель: 1)обобщение и систематизация знаний о фразеологизмах; 2)совершенствование навыков, умений употребления фразеологизмов в речи и их правописания; 3)активизация мыслительной деятельности и творческой самостоятельности учащихся; 4)поддержание интереса к родному языку. Оборудование: 1)плакаты с высказываниями о языке и эпиграфы урока2)газеты и рисунки, оформленные участниками каждой команды; эмблемы, 3)рисунки – задания с фразеологизмами4)карточки с грамматическими заданиями5)музыкальное оформление6)песочные часы7)плакаты с фразеологизмами на татарском языке. Все это можно заменить презентацией. Материал для плакатов 1. Рву кожуру с планеты, сметаю пыль и тлен, Спускаюсь в глубь предмета, Как в метрополитен. А.Вознесенский.2. Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. М.Шолохов.3.Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М.Горький.4. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи. Н.В.Гоголь. Ход мероприятия Начинается с песни о КВН: Мы начинаем КВН. Для кого? Для чего? Чтоб не осталось в стороне Никого, ничего. Пусть не решить нам всех проблем, Не решить всех проблем, Пусть станет радостнее всем, Веселей станет всем! Учитель: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы все с вами члены клуба веселых и находчивых. А что такое КВН? Это и радость коллективного поиска правильного остроумного ответа, и возможность для каждого проявить свои знания, сообразительность, юмор, артистизм. А сегодняшнее заседание нашего клуба будет проходить на необычном месте. Сейчас мы все с вами находимся ( посмотрите внимательно ) на … Земле обетованной (звучит музыка из кинофильма «Земля Санникова» ) Я приглашаю всех вас отправиться в путешествие по этой Обетованной земле за алмазными россыпями богатейшего раздела русского языка – фразеологии. Ведь еще М.Шолохов сказал: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И я приглашаю вас всех углубиться в Землю обетованную и открыть для себя несметные богатства и тайны фразеологии. А.Вознесенский. Рву кожуру с планеты, сметаю пыль и тлен, Спускаюсь в глубь предмета, Как в метрополитен. Разминка Итак, начинаем путешествие в Страну фразеологию. А вы знаете, что такое фразеология? Давайте попробуем найти тропинку, ведущую в эту Землю обетованную – в Страну фразеологию. Эту тропинку укажет нам конкурс – разминка «Знаешь ли ты?» или «Счастливого пути». Я буду называть фразеологизмы. А вы должны объяснить их значение. Водой не разольешь Как в воду опущенный Толочь воду в ступе Носить воду решетом Седьмая вода на киселе Воды не замутит Набрал в рот воды Как в воду глядел Как две капли воды Прошли огонь и воду Проверяем: Водой не разольешь ( неразлучные друзья ) Как в воду опущенный ( грустный ) Толочь воду в ступе ( бесполезная работа )Носить воду решетом ( бессмысленная работа )Седьмая вода на киселе ( дальний родственник )Воды не замутит ( тихий человек )Набрал в рот воды ( молчаливый )Как в воду глядел ( угадал, предсказал )Как две капли воды ( очень похожи )Прошли огонь и воду ( всё испытали ). Учитель: Молодцы! С такими знатоками фразеологии мы не только тропинку, но и алмазные россыпи фразеологии очень быстро найдем. Ну, а кто первым и кто больше найдет эти алмазные россыпи, рассудит наше уважаемое жюри ( представить членов жюри ). Мы надеемся, что Наше уважаемое жюри Всем воздаст по заслугам И решит, кому вручить Пальму первенства. Дорогие друзья! Эта Земля обетованная – Страна фразеология – такая огромная, что не трудно в ней и заблудиться ( хотя мы с вами и нашли тропинку, ведущую в глубь этой земли ) Хорошо бы по дороге встретить обитателей этой земли: с ними не страшно будет начать путешествие в эту необычную страну. Посмотрите, вот и они, эти необычные жители этой необычной страны. Это птицы заморские, они прилетели из дальних стран, куда Макар телят не гонял, и сели на лужок под липки,решив пленить своим искусством свет. Давайте познакомимся с ними поближе. Первая стая – как вас зовут?– Гусь лапчатый ( что значит ловкий, хитрый, изворотливый )Вторая стая – а вас как зовут?- Синяя птица ( символ счастья ) (дети объясняют, что означают названия этих стай).Пожалуйста, «Гуси лапчатые», вам слово! (птицы заморские, пожалуйте к нам). 2. Капитаны представляют свои команды - Гуси, гуси.- Га, га, га.- Победить хотите?- Да, да, да.- Так летите вы за мной, Работайте головой. Давайте «Синюю птицу» Мы победим И пальму первенства Им не отдадим. «Синяя птица». Летите скорей, защититесь от « лапчатых гусей». - По щучьему велению, По моему хотению, «Синие птицы», явитесь все сюда.- Мы синие птицы Цвета ультрамарин. Мы будем бороться В поте лица И «Гусей лапчатых» Добьем до конца. Учитель. Да, довольно – таки смелые птицы, пальца им в рот не клади. Думаю, не страшно и в путь с ними отправиться за золотыми россыпями фразеологии. Согласны? Отправляемся с вами в путешествие, где понадобятся наши знания и «веселое лукавство ума», как поет в своей песне В.Высоцкий ( звучит запись ): Много прекрасного в этой стране: Можно запутаться и заблудиться, Даже мурашки бегут по спине, Если представить, что может случиться, Вдруг пропасть – и нужен прыжок. Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело… Э- э-э! –А-а-а! Так – то, дружок! В этом – то все и дело.Все готовы? В добрый путь! Следуйте все за мною, как нитка за иголкою. (Команды занимают свои места ). Задание «Выйди сухой из воды». Перед нами первое препятствие – пропасть, на дне которой плещется вода.Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке содержат это слово. Вспомните и скажите, в состав каких фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый быстрый и правильный ответ команда получает пол – очка.(Звучит мелодия «Вода, вода, кругом вода…») Записывают на доске ( в зале тишина ) -Утопить в ложке воды -Концы в воду спрятать -Как с гуся вода -Как рыба в воде -Много воды утекло-Воду мутить -В мутной воде рыбу ловить -Вилами на воде написано -Обдать (окатить) холодной водой-Сидеть на хлебе и воде -Вывести на чистую воду -Выйти сухой из воды(Пока команды работают – музыкальная пауза- номера готовят представители от разных команд, классов и все желающие.) Болельщики тоже могут вспомнить фразеологизмы – можно помочь какой – то команде. Учитель. Молодцы! Мы вышли сухими из воды и не остались без еды, хотя не заглянули ни в одни пруды.(Жюри подводит итоги).Обратите внимание, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем «из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нельзя напиться. Но вот другое предложение:»С тех пор много воды утекло».Каждый знает, что здесь речь идет не о жидкости, а о времени. Вот какие чудесные превращения бывают со словами! 4.Итак, следующее задание – «Семь пятниц на неделе» Оно вам советует – посмотри другими глазами и скажи правду – или оплати той же монетой. На карточках написаны сочетания слов. Составьте с ними предложения, используя фразеологизмы в прямом и переносном значении. А пока – музыкальная пауза.На сопоставлении прямого и переносного значений фразеологизмов создаются юмористические произведения. Мне сказали: «Ваш АлешкаНа уроке сел в калошу». Я смеюсь: «Ведь это ложь. Нет таких больших калош». Жюри подводит итоги конкурса. Задание на карточках: Гладить по головке кормить завтраками поставить в тупик ходить на цыпочках протянуть руку прокладывать дорогу выйти из строя сесть в лужу Звучит песенка о капитанах. Капитан, капитан, улыбнитесь, Ведь улыбка – это флаг корабля. Капитан, капитан, подтянитесь, Только смелым покоряются моря.5.Конкурс капитанов «Белая ворона» или «Ходячая энциклопедия». Перед капитанами стоит трудная задача – вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны пошевелить мозгами и вспомнить фразеологизмы с именами собственными. Так как это сложное задание, то капитанам могут помочь члены команды – они протянут руку помощи и вместе не ударят в грязь лицом перед командой – соперником. Итак, капитаны работают. Ерёма Емеля Фома Макар Сидор Федот Проверим: А) Ерёма – я ему про Фому, а он мне про ЕрёмуЕмеля - мели, Емеля, – твоя неделяФома - Фома неверующийМакар - куда Макар телят не гонялСидор - драть как сидорову козуФедот - Федот, да не тот…Музыкальная пауза. Б) Еще задание для капитанов - оно не менее трудное (но ведь перед нами «ходячие энциклопедии». Они знают всё, они могут всё. Это птицы – вожаки, у них ума палата).Задание называется «Подпустить турусы на колесах». Что это значит? За правильный ответ команды получают одно очко.(Присочинить, приврать. Это может быть домашнее задание для команд).Составить четверостишия, используя фразеологизмы ( можно в прямом и переносном значении ). В) Блиц – турнир для капитанов. Задание: определить, представители каких профессий могли это сказать: стричь под одну гребенку на живую нитку сложить оружие брать на прицел закидывать удочку через час по чайной ложке играть первую скрипку петь с чужого голоса открывать Америку ждать у моря погоды попасть в ловушку закусить удила сгущать краски ход конем Жюри подводит итоги. Проверяем: стричь под одну гребенку ( парикмахер )- на живую нитку ( портной )- сложить оружие ( военный )- брать на прицел (военный )- закидывать удочку (рыбак )- через час по чайной ложке ( врач, повар )- играть первую скрипку ( музыкант ) - петь с чужого голоса ( певец )- открывать Америку (путешественник )- ждать у моря погоды ( рыбак )- попасть в ловушку ( охотник )- закусить удила ( конюх )- сгущать краски ( маляр, художник )- ход конем ( шахматист ) Жюри подводит итоги. Игра с болельщиками «Пара пустяков». Игра с болельщиками «Пара пустяков». Действительно, задание простое – Я начну, а вы кончайте, ( но не насмерть), Хором дружно отвечайте ( но дух не испустите), А оборот лишь поясните. Кто больше ответит, получит приз. ни свет от А ни два ни рыба ни богу свечка Проверяем: ни свет ни заряот А до Я ни два ни полтора ни рыба ни мясо ни богу свечка ни чёрту кочерга ( значение оборота поясняют ).Итоги конкурса капитанов. Поздравляем и всю стаю. Они вырвались вперёд, хотят первыми собрать россыпи фразеологизмов. Давайте поприветствуем стаю. Летите, летите… Мы идем за вами. Учитель. 8). Дорогие друзья!Оказывается, и на татарском языке звучат, употребляются фразеологизмы. Этот плакат поможет вам вспомнить их ( читает вслух – просит дать русский вариант ):Баш катыру Шыр ялангач Кан елау Сукыр берт тиен тормый Телен йоткан Борын тыгарга Проверяем: Баш катыру морочить головуШыр ялангач гол, как соколКан елау плакать горючими слезами, горько плакатьСукыр берт тиен тормый гроша ломаного (медного) не стоитТелен йоткан язык проглотилБорын тыгарга нос соватьЖюри подводит итоги Конкурс «Чернильная душа» (жюри подводит итоги конкурса газет) Пока жюри подводит общие итоги, послушайте стихотворение П.Хмары «Зоологическая элегия», полностью построенное на фразеологизмах. Попробуйте их отгадать, запомнить – а можно и сосчитать. Я был в зачарованном мире, В далеких волшебных краях, Он плавает в сказочном мореНа трех легендарных китах. Там песнь лебединая льется, там гадкий утенок живет, там ищут заблудшие овцы баранов у новых ворот. Там водится синяя птица, свистит по–разбойному рак, там лают на девять псов-рыцарей нерезаных десять собак. Верблюд там в ушко от иголки Пролезть почитает за труд, И в шкурах овечьих там волки Козлов отпущенья дерут. Премудрый пескарь там ютится, Сверкает жар-птица огнем, И кляча истории мчится В упряжке с троянским конем… Как любим зверей этих все мы…Но брел я печален и зол:Где наши собаки на сене?Где наш буриданов осел? Неужто совсем невозможно Нам выдумать наших зверей? Поэт! Современник! Художник! Зажгись! Вдохновись! Озверей! Пускай же немедля взлетает Фантазии красный петух! Друзья, нам слонов не хватает В таком изобилии мух! Уважаемое жюри! Скажите, пожалуйста, с чем мы возвращаемся домой из путешествия по Земле обетованной – Стране фразеологии? Какая стая первой нашла дорогу домой? Кто из них больше собрал алмазных россыпей? Наверное, целые глыбы фразеологизмов мы унесем с собой в Страну Русского языка. Ведь наше путешествие продолжится на уроках. Впереди нас ждет еще много интересных открытий и тайн. Узбекский поэт Сабир Абдулла советует нам: Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык!Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родникБлещут зеркальностью русского слова –Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык! Итоги путешествия ( слово жюри ) Поздравляем команду – победительницу и вручаем памятные экзотические призы в память о путешествии в Страну обетованную (Страна фразеология богатая – всем хватит её богатств ).Мы рот не разевали, И мух не ловили, И манны небесной Мы не ждали, А россыпи алмазные собрали.Ведь еще И.С. Тургенев сказал, что русский язык – «это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» Учитель. Я думаю, совершив сегодняшнее путешествие в Страну фразеологию – Землю обетованную- вместе с заморскими птицами – «Гусями лапчатыми» и «Синими птицами» ,- мы совершили такие чудеса – собрали крупинки алмазных россыпей, россыпей фразеологии.Ваша цель- открыть – найти целые залежи алмазов – фразеологизмов. Идите в библиотеки, изучайте словари! В добрый путь! Ф.И.Тютчев. Чему бы жизнь нас не учила, Но сердце верит в чудеса: Есть нескудеющая сила, Есть и нетленная краса.И увядание земноеЦветов не тронет неземных,И от полуденного знояРоса не высохнет на них. И эта вера не обманет Того, кто с нею лишь живет, Не всё, что здесь цвело, увянет, Не всё, что было здесь, пройдет Но этой веры для немногихЛишь тем доступна благодать,Кто в искушеньях жизни строгих,Как вы, умел, любя, страдать. Чужие врачевать недуги Своим страданием умел, Кто душу положил за други И до конца всё претерпел. До свидания! Всем удачи!