Презентация по русскому языку на тему Фразеологизмы (6 класс)


Правая рука была забинтована. Капитан команды — это правая рука тренера. 1. Разберите по членам предложения. 2. Найдите одинаковые словосочетания. З. Попробуйте заменить каждое слово в словосочетаниях другим.4. В каком предложении имеются слова, употреблённые в переносном значении? Моя подруга с треском провалилась на экзамене. Каменная глыба провалилась под лёд. с треском с шумом Лингвистический эксперимент. Замените в данных словосочетаниях подчеркнутое слово синонимом: куда глаза глядят.Можно ли «обновить» устаревшее слово «зеница» в фразе беречь как зеницу ока на слово зрачок? Можно ли заменить грамматическое число компонентов данных словосочетаний: сбиться с ног на сбиться с ноги? Каков результат лингвистического эксперимента? Изменился смысл высказываний! Кроме свободных словосочетаний в русском языке существуют несвободные, устойчивые, или фразеологизмы (фразеологические обороты). Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии. Цели урока:познакомить учащихся с фразеологизмами;выяснить их признаки;выявить отличия фразеологизмов от свободных словосочетаний. Его вешают, приходя в уныние;его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. Отгадайте фразеологические загадки. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;ее «просит» рваная обувь;она в голове у вечных путаников. Ее толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом;ее набирают в рот, когда молчат;ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. Ветер Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение» Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. вторая особенность фразеологизмов, отличающая их от свободных словосочетаний, -  целостность значения фразеологизма. В его составе смысл имеют не отдельные слова, а лишь все выражение в целом. Это значит, что фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовыми, т.е. их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними. Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов 1. Каждое слово сохраняет свою смысловую самостоятельность (легко заменить другим). 1. Слова утрачивают свою смысловую самостоятельность, имеют общее лексическое значение (в их составе нельзя заменить одно слово другим). 2. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания. 2. Как и слова, используются готовыми, воспроизводятся, запоминаются. 3. В предложении являются разными членами. 3. Являются одним членом предложения. План ответа:Что такое фразеология? Что она изучает? 2. Что такое фразеологизмы? 3. Назовите признаки фразеологизмов.4. Чем фразеологизмы отличаются от свободных сочетаний слов? Приведите примеры.5. Какую роль выполняют фразеологизмы в нашей речи? «Как две капли воды» — очень похожи друг на друга. «Море по колено» —ничто не страшно. кроткий человек «Тянуть кота за хвост» —надолго затягивать какое-либо решение или дело. «Витать в облаках» — мечтать. «Не разлей вода» —дружные ребята. «Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю «Водить за нос» — обманывать. «Сесть на шею» —быть обузой для другого человека. «Крокодильи слёзы» - неискренние слёзы «Сесть в галошу» - оказаться в глупом положении «Брать быка за рога» - начать действовать решительно «мухи не обидит» - «Как белка в колесе» – находиться в беспрестанных хлопотах, суетиться. «Как с гуся вода» - все нипочём. «Как слон в посудной лавке» – о неуклюжем, неповоротливом человеке. Итоги урока: 1. Что изучает фразеология? 2. Что такое фразеологизмы? 3. Расскажите о признаках фразеологизмов. 4. Чем фразеологизм отличается от словосочетания? 5. Приведите примеры свободных словосочетаний и фразеологизмов. 1. «Найди соответствия»: Как снег на голову А) МеткоДержать язык за зубами Б) Набить Намять бока В) МолчатьНе в бровь, а в глаз Г) Неожиданно 2. Продолжи фразеологизм.Держать в ежовых … Выводить на чистую …Не покладая … Глаза на мокром … РУКАВИЦАХ ВОДУ РУК МЕСТЕ Домашнее задание. Выполнить упр. 100 из учебника (с.48) – общее задание для всех. Задания по группам:1 группа – составить фразеологическое лото для друга.2 группа – подготовить рассказ об истории происхождения фразеологизмов бить баклуши, коломенская верста, заварить кашу, сирота казанская.3 группа – выписать из словаря значение следующих фразеологизмов: Авгиевы конюшни, Сизифов труд, Ахиллесова пята, блудный сын. Спасибо за урок!!!!