Выступление на методической конференции по теме Внеурочная деятельность. Интегрированный курс Моя первая экология


Тема: «Внеурочная деятельность. Интегрированный курс «Моя первая экология»
Смыслом образования сегодня является развитие у обучающихся способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе использования их социального и личностного опыта. Учащийся должен также, развивать умение активно использовать полученные знания и навыки в практической или научной деятельности.
В связи с введение новых образовательных стандартов в рамках внеурочной деятельности я веду курс «Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно – образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Курс «Моя первая экология» разработан в соответствии с нормативно-правовой базой школьной программы, с учётом регламентированного программно-методического обеспечения, а также утверждённого «экологического блока» школьного образования.
Актуальность его заключается в том, что он обеспечивает один из самых насущных аспектов педагогического процесса – развитие творческих и познавательных способностей детей; реализует принципы индивидуализации и дифференциации обучения; затрагивает вопросы нравственности и гуманизма, что особенно необходимо на фоне современной глобализации и ухудшения общей экологической обстановки.
Цель курса - экологическое образование младших школьников, развитие познавательных способностей через природоведческую тематику с использованием современных активных форм обучения.
Задачи:
формирование экологической и общей культуры учащихся младших классов;
повышение уровня знаний школьников;
углубление мотивации и активизации деятельности учащихся в природе
Изучение курса целесообразно начинать в начальной школе со 2 класса: 2 класс- «Экология в красках и формах», 3-4 классы – «Дом, в котором я живу». Объем занятий в каждом классе 68 часов. Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно – эстетического циклов.
Ценностные ориентиры курса:
-развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
-формирование представлений о природе как универсальной ценности;
-развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
-развитие представлений о различных методах познания природы;
-формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
-вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Результатами изучения курса являются универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами;
-воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
-формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
-овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности;
-освоение элементарных приемов исследовательской деятельности;
-формирование приемов работы с информацией;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
-в ценностно – ориентационной сфере – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
-в познавательной сфере – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
-в трудовой сфере – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
-в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- в сфере физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует ее осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать природно – следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Подобное содержание курса несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мир и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил. Для экологического воспитания и образования мною применяются различные формы работы: -поисково – исследовательские (экологический мониторинг, проекты, экскурсии). -конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов, фото-, видео- коллекции «По родным местам», поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь вещей» и др.);-игровые (экологические викторины, игры, спектакли);- познавательные (занятия-семинары, занятия-диспуты, «круглые столы», тренинги, сочинения, рассказы, сказки и презентации о природе);-продуктивные (озеленение школьных рекреаций, уборка территории школьного участка).
Начиная работать по данному курсу, проводила диагностические исследования детей с целью выявления уровня экологического образования по следующим критериям:
-интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных;
-контроль своего поведения, поступков, не причинения вреда окружающей среде;
-правила поведения в природе;
-эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств;
-желание участвовать в экологически ориентированной деятельности.
Вводная диагностика (сентябрь 2012 года, 2 класс) показала, что у 45% детей недостаточно сформированны экологические знаний, умения и навыки.
Промежуточная диагностика (январь 2013 года, 3 класс) показала, что систематическая работа по экологически ориентированной деятельности дает видимый результат. На данном этапе 62% детей справились с предложенными заданиями.Также результатом можно считать то, что дети стали принимать участие в международных конкурсах с экологической направленностью и занимать места (Ряднов Ярослав занял 3 место во Всероссийском дистанционном конкурсе «Экологическая безопасность»)
Возможные риски.
Мало компьютерной техники.
Посещение музеев, выставочных залов, зоопарков платные.
Таким образом, курс «Моя первая экология» необходим в школе. Он помогает учителю продолжать работать над развитием универсальных учебных действий во внеурочной деятельности. Данная рабочая программа даёт педагогу пример распределения содержания материала по темам с учётом времени, отводимого на программы внеурочной деятельности. Примерное планирование позволит определить перспективы работы с младшими школьниками вне класса, выбрать наиболее интересные и актуальные объекты и явления для изучения, чётко спланировать содержание и последовательность занятий.
Программа может быть адаптирована любым педагогом и использоваться в любом образовательном учреждении.