Урок по физике по теме Тепловые явления


«Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и многое понять»Джордано Бруно Цели:Повторить, обобщить, систематизировать знания по теме “Тепловые явления”.Воспитывать объективность, аккуратность, внимательность, коллективизм. Формировать интерес к изучаемому предмету. Расширять кругозор учащихся. Развивать любознательность и находчивость.Учить анализировать, делать выводы, использовать полученные знания в новой ситуации. Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? вследствие взаимодействия?Какую энергию называют внутренней? От чего и как она зависит? Почему? Физический диктант1. Изменение внутренней энергии тела без совершения работы называется …2. Часть внутренней энергии, переданной от одного тела к другому при теплообмене называют…3. Величина , характеризующая тепловое состояние тел, является …4. Вид теплообмена, при котором происходит непосредственная передача энергии от частиц более нагретой части тела к частицам менее нагретой части называется …5. Вид теплообмена в жидких и газообразных средах, осуществляемый потоками (или струями) вещества называется … ПРОВЕРЬ СЕБЯ1.Теплопередача2.Количество теплоты3.Температура4.Теплопроводность5.Конвекция Прочитай график1.Для какого вещества данный график?2.Каким процессам соответствуют участки графика?3.Как меняется температура?4.Что происходит со скоростью движения молекул?5.Как меняется внутренняя энергия?6.Какова формула, описывающая данные процессы? Научная лабораторияИсследуйте изменение температуры при смешивании горячей и холодной воды- равной массы- разной массы.1.Соберите экспериментальную установку, состоящую из двух сосудов мензурки и термометра.2.Измерьте начальные температуры горячей и холодной воды, смешайте воду равной массы (50г и 50г) и снимите показания термометра после установления теплового равновесия 3.Измените условия, смешав воду разной массы(50г и 100г). Снимите показания прибора в таблицу.4. Сделайте вывод по результатам о зависимости изменения температуры от массы, времени   Очень горячий кипяток можно получить на дне глубоких шахт, где давление воздуха значительно больше, чем на поверхности Земли.На глубине 300 м вода закипит при 1010С.При 14 атмосферах вода закипает при 2000С.Под колоколом воздушного насоса можно получить «кипяток» при 200С.На Марсе мы пили бы «кипяток» при 450С.Соленая вода кипит при температуре выше 1000С.Интересно, что… Будет ли кипеть вода в кастрюле, которая плавает в другой кастрюле с кипящей водой? Почему?Какие физические явления объединяют чайник с горячим чаем и паровоз? Горячий утюг и походный котелок над костром?Вы наверное наблюдали за тем как птицы альбатросы, обитающие в прибрежных зонах, могут в течение долгого времени держаться на одной высоте, не взмахивая крыльями. Что же помогает им так долго парить в высоте?Петя, Антон, Сергей и Андрей обсуждают проблему – «Почему ручка у утюга сделана из пластмассы». Петя – «я думаю, для экономии металла при изготовлении утюга», Антон ответил – «для красоты и размещения разных кнопочек (распыление, режим температуры и другое) на ручке», Сергей возразил – «я считаю, что дерево и пластмасса – плохие проводники тепла, поэтому даже когда металлическая часть утюга сильно нагреется, пластмасса будет холодной», Андрей – «а я думаю, это для того, чтоб не ударило током». Кто прав?В Америке и Англии используется иная, нежели у нас, температурная шкала – шкала Фаренгейта (F). По этой температурной шкале вода замерзает при… Кастрюлю с водой поставили на плиту. Выберите правильное, утверждение:если кастрюлю накрыть крышкой, то скорость испарения увеличится.с ростом температуры скорость испарения уменьшаетсявода испаряется при любой температуреИз холодильника достали стеклянную бутылку с молоком и поставили на стол. Выберите правильное, утверждение:бутылка «запотела» - на ней произошла конденсация водяного пара.при «запотевании» бутылка охладилась ещё больше.при конденсации водяного пара поглощается теплоЧтобы охладиться в жаркий день, мальчик надел мокрую футболку. Выберите правильное, утверждение:охлаждение происходит за счет конденсации водяного пара.охлаждение происходит за счет испарения воды.если подует ветерок, испарение воды замедлится.Мама вывесила во дворе мокрое бельё. Выберите правильное утверждение:бельё высыхает вследствие конденсации водяного пара.при испарении влаги из белья его температура повышается.если подует ветерок, бельё высохнет быстрее. Домашнее задание:повторить главу №1,Каким вы видите свой будущий дом с учетом полученных на уроке знаний (рассказ, рисунок, макет). «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые.»Д. Хевешивенгерский химик, почётный академик Венгерской АН, иностранный член Лондонского королевского обществаСегодня мы в очередной раз попытались это сделать.