Программа элективного курса Химия и сельское хозяйство

Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Директор школы
МБОУ ООШ с.Березняговка







Программа элективного курса














Программу разработала учитель химии и экологии МБОУ ООШ с.Березняговка
Аладьина В.В.

Б Е Р Е З Н Я Г О В К А

Элективный курс «Химия и сельское хозяйство»

Пояснительная записка

Курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ, а также гимназий и лицеев нехимического профиля.
Курс рассчитан на 17 часов. Предпочтительное календарное время – второе полугодие. Учащиеся к тому времени изучат большую часть курса химии 2-го года обучения.
Содержание данного курса не представлено в базовом курсе химии, некоторые понятия вскользь упоминаются в разделах «Кислород», «Вода», «Химия элементов-неметаллов» и т. д.
Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, дидактический материал, сборники задач, справочная литература, фонд кабинета химии.
Через систему занятий в форме лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ и экскурсий возможно наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки, учитывая интересы, склонности учащихся, Эти формы работы призваны помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля, дать возможность проявить себя, добиться успеха в выборе будущей профессии.
Предпочтительные виды деятельности учащихся – самостоятельная исследовательская работа, создание проектов и реферативные работы.
Большую часть курса учащиеся работают самостоятельно. Возможность проявления инициативы состоит в выборе тем для исследовательской деятельности, создании проектов и написании реферативных работ.
Критериями, позволяющими педагогу и ученику оценить успехи в изучении данного курса, являются различные тесты, носящие контролирующий характер, степень активности на занятиях – участие в семинарах, а также накопительная система оценки знаний.
Динамика интереса к изучаемому курсу фиксируется учителем методом анкетирования и тестирования.
Изучение элективного курса завершается для учащихся зачетом. Итоговая форма отчетности – реферативная работа или проект по выбору учащихся.







Цели элективного курса:

Через активные формы организации деятельности учащихся вызвать интерес к изменениям природы и социума в результате воздействия химических веществ на окружающую среду.
Помочь на основе личного опыта учащихся сформировать представление о характере профессионального труда в сфере сельского хозяйства.
Выявить возможности посильного участия учащихся в охране природы; способствовать формированию активной жизненной позиции в природоохранных вопросах.

Задачи элективного курса:

Выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта, способствование сознательному выбору трудового пути и создание основы последующей профессиональной подготовки
Осуществление развития определенного образа мышления на основе решения задач с производственным сельскохозяйственным содержанием
Формирование практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами как средства расширения политехнического кругозора.
Оказание посильной помощи в принятии адекватного решения о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии, связанной с с/х.

Межпредметные связи:

экология,
биология,
география,
ресурсосбережение,
почвоведение,
растениеводство

Структура курса:

Теоретический блок (лекции, семинары) – 8 час.
Экспериментальный блок (лабораторный практикум) – 4 час.
Блок решения расчетных задач с сельскохозяйственным производственным и экологическим содержанием – 2 час.
Творческая мастерская (защита проектов и рефератов) – 2 час.
Аналитический блок (анализ деятельности, профильное анкетирование и тестирование) – 1 час.


Программа теоретического блока

№ п/п
Название темы
Количество часов

1.
Значение химии для сельского хозяйства
Лекция – 1 час

2.
Почва – главное богатство страны
Лекция – 1 час
Семинар – 1 час

3.
Химия природных вод
Лекция – 1 час
Семинар – 1 час

4.
Металлы и сельское хозяйство
Лекция – 1 час

5.
Сущность и направления охраны окружающей среды
Лекция – 1 час
Семинар – 1 час


Темы практических работ:

Техника безопасности при работе в лаборатории – 1 час
Определение временной и общей жесткости воды. Устранение жесткости воды – 1 час.
Очистка загрязненной воды – 1 час.
Определение содержания тяжелых металлов в снеге и почве – 1 час.

Темы рефератов для учащихся:

Природоохранная деятельность сельхозпредприятий.
Здоровье воды – здоровье человека.
Тяжелые металлы и проблема металлизации литосферы.
Ядохимикаты: можно ли обойтись без них?
Влияние кислотных дождей на природу.
Минеральные удобрения – добро или зло?
Все ли мы знаем о ПАВ?


Формы проектов учащихся:

Изготовление моделей природоохранных объектов в сельской местности
Съемки сюжетов об экологии села.
Защита полученной из Интернета информации о современных сельскохозяйственных технологиях.
Компьютерное моделирование и презентация личных предложений по защите окружающей среды от воздействий химических веществ.


Литература:

Аликберова Л. Ю., Хабарова Е.И. Сведения об экологии в химических задачах. Химия в школе. – 2000 №6

Грамм-Осипова В.Н., Арефьева О.Д. Расчетные задачи с экологическим содержанием. Химия в школе. – 2000 №7

Кузнецов В.В. Химические основы экологического материала Соросовский образовательный журнал. – 1999 №1

Миткова М., Сиволоб Е.Н., Альбрехтсен К. Ресурсосбережение. Учебное пособие. – СПб: Салит-Медкнига, 2003

Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000

Турлакова Е.В. Определение показателей качества воды. Химия в школе. – 2001 №7











13PAGE 15


13PAGE 14215






"Химия и сельское
хозяйство"Белый мрамор Заголовок 1 Заголовок 215