Конспект урока Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства (10 класс)

Автор: Семёнова Татьяна Ивановна, учитель химии, высшей категории, МБОУ СОШ № 89 г. Челябинска
Предмет, класс: Химия, 10 класс
Тема учебного занятия: Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства.
Место занятия в учебном процессе: Пятнадцатый урок в теме 3: Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (19 часов).
Форма занятия: традиционный урок, повторение и закрепление пройденного материала с элементами беседы.
Название используемого ЦОРа: Презентация: «Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства».
Формы и способы применения ИКТ на данном уроке: наглядное пособие к разным этапам урока и закрепление нового материала.

Конспект урока: Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства.
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о химических средствах гигиены и косметики, о бытовой химии, её химическом составе, применении в быту.
Продолжить формирование умений составлять формулы сложных эфиров, применяемых в качестве отдушек гигиенических и косметических средств, составлять химические реакции получения мыла, изучить качественный состав стиральных порошков.
Задачи урока:
Повторить основные понятия «сложные эфиры», «реакция этерификации», «жиры и их получение», «мыла и их получение».
Закрепить понятия «карбоновые кислоты», «высшие карбоновые кислоты», «спирты», «сложные эфиры», «мыла», «жиры», «гидролиз жиров», «этерификация», «номенклатура кислородсодержащих органических соединений», «стиральные порошки».
Методы урока: 1. Постановка проблемы
2. Лекция с элементами беседы
3. Лабораторная работа
Содержание нового материала: параграф 21, учебник О.С.Габриелян 10 класс
Ход урока.
Организационный момент
Актуализация знаний:
Что называется спиртами? Что называется карбоновыми кислотами?
Какие свойства этих веществ вы можете назвать?
Дайте определение реакции этерификации. Какие вещества вы знаете, вступающие в реакцию этерификации?
Что называют маслами и жирами? Чем они отличаются друг от друга?
Что такое мыла и как их получают?
Новая тема.
Объявление темы урока «Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства».
(1 слайд) Рассказ учителя: «Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства».
(2 слайд) История появления косметических средств. Лаки, кремы, дезодоранты (3 слайд, 4 слайд, 5слайд, 6 слайд).
(7 слайд) Химический состав средств гигиены, мыла и косметики. Уксусная кислота. Учитель повторяет с учащимися химическую формулу уксусной кислоты. Где применяется уксусная кислота? Ученики записывают применение в тетрадь.(8слайд)

(9 слайд) Получение сложного эфира. Учитель повторяет и закрепляет на доске ещё раз реакцию получения сложных эфиров. Вопрос классу: «Как называется реакция получения сложных эфиров?», «Какие вещества вступают в реакцию этерификации?». Ученик на доске пишет реакцию между уксусной кислотой и изобутиловым спиртом, ученики записывают эту реакцию в тетрадь.
(10 слайд) Получение сложных эфиров в лаборатории. Учитель рассказывает о лабораторном опыте получения сложных эфиров.
(11 слайд) Сложные эфиры в природе. Применение сложных эфиров. (12 слайд) Применение сложных эфиров в косметологии и парфюмерии (13 слайд, 14 слайд, 15 слайд)
(16 слайд, 17 слайд) Духи. Изготовление духов в лаборатории. Учитель информирует учащихся о способе получения духов в лаборатории, описывая, проведенный эксперимент с детьми во внеурочное время.
(18 слайд, 19 слайд, 20 слайд, 21 слайд) Жиры и мыла. Учитель повторяет химический состав жиров и масел. Учащиеся должны вспомнить и дать определения «Высшим карбоновым кислотам», также повторить названия высших жирных кислот. Учитель задает вопрос: «Какие вещества необходимы для получения жиров и масел?» Учитель вызывает к доске ученика с заданием написать формулу жира по выбору. Ученики записывают в тетрадь.
(22 слайд, 23 слайд) Мыла. Учитель повторяет состав мыла и реакцию получения мыла (Гидролиз жиров). Учащиеся записывают в тетрадь реакцию получения мыла, используя уже имеющуюся формулу на доске. Учитель вызывает к доске ученика и он пишет реакцию гидролиза, а вместе с ним работает класс.
Синтетические моющие средства – стиральный порошок. (24 слайд, 25 слайд) Беседа учителя: «Какие стиральные порошки ребята знают, назвать их?» Вопрос учителя: «Почему мыло не всегда мылится в воде, а порошки всегда»? Ответить на вопрос мы сможем с помощью лабораторного опыта, который сейчас проведем.
4. Лабораторный опыт «Обнаружение сульфат, карбонат и фосфат ионов в стиральном порошке». Учитель дает задание учащимся провести качественные реакции на обнаружение сульфат, карбонат и фосфат ионов с помощью выданных реактивов. (25 слайд, 26 слайд, 27 слайд). Учащиеся с учителем делают вывод о составе порошков, наличие в них сульфат, карбонат и фосфат ионов, что делает их пригодными для стирки в любой воде, хоть в морской, хоть в пресной с разной степенью жесткости. (28 слайд)
5. Закрепление. Обобщающая беседа учителя с учащимися о применении химии в повседневной жизни. Значение химических средств гигиены и косметики, бытовой химии для человека.

6. Подведение итогов урока. (30 слайд, 31 слайд, 32 слайд) Заключительное слово учителя.

Прогнозируемый результат:
Закрепление основных понятий по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники».
Понимание значимости химии в повседневной жизни человека.
Умение записывать химические формулы карбоновых кислот, высших карбоновых кислот, спиртов, сложных эфиров, мыл, жиров, уравнений гидролиза жиров, этерификации.
Определять качественный состав стиральных порошков, обеспечивающий им способность стирать в любой воде.



15