Рабочая программа по биологии для 11 класса (профильный уровень)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 11 класса (профильный уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.
Поэтому при изучении биологии на профильном уровне ставятся следующие цели:
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Поставленные цели решаются посредством следующих задач:
системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне профильного обучения школьников;
овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;
формирование научного миропонимания как компонента научного и
природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;
развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на компетентностном уровне.
Рабочая программа построена с учётом следующих ведущих ориентиров:
культурологическая парадигма образования, системный интегративно-дифференцированный и личностно-деятельностный подходы;
принцип развивающего личностно-ориентированного обучения;
концепция компетентностного подхода в обучении;
концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы;
тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимание биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества;
ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.
Рабочая программа ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природоосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. № 320, от 19.10.2009г. № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69);
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Федеральный базисный учебный плана, утвержденный приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. №889) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ, от 9.032004г. № 1312»;
Приказ Минобрнауки РФ от 3.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312;
СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»(с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СМШ №65 «Спектр» г.Липецка;
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г.Липецка.
Сведения о программе
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего общего образования по биологии (профильный уровень): Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с. (Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова и др.)
Обоснование выбора программы
Рабочая программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи; ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на выявление фундаментальных явлений и закономерностей живой природы, на сохранение окружающей среды и здоровья человека, экологизацию содержания учебного предмета. При этом особое внимание уделено развитию у молодёжи экологической, валеологической и профессионально-биологической культуры.
Это позволяет рассматривать биологическое образование как элемент общей культуры человека, как систему усвоения фундаментальных основ науки биологии и как средство компетентностного развития личности учащегося в процессе обучения.
Информация о количестве учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в соответствии с Календарным учебным графиком МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г.Липецка на 2014-2015 учебный год, 3 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г.Липецка на 2014-2015 учебный год.
Формы организации образовательного процесса
Урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Виды и формы контроля
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Информация об используемом учебнике
Для реализации рабочей программы используется базовый учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. /Под ред. Пономаревой И.Н. Биология (профильный уровень) 11, Вентана-Граф, 2013.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения  биологии  на  профильном  уровне ученик должен
знать /понимать
основные положения  биологических  теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях  и  направлениях эволюции;  Н . И . Вавилова о центрах многообразия  и  происхождения культурных растений; В. И . Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов  и  их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности  и  происхождения жизни, происхождения человека);
строение  биологических  объектов: клетки (химический состав  и  строение); генов, хромосом, женских  и  мужских гамет, клеток прокариот  и  эукариот; вирусов; одноклеточных  и  многоклеточных организмов; вида  и  экосистем (структура);
сущность  биологических  процессов  и  явлений: обмен веществ  и  превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический  и  энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений  и  позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений  и  позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего  и  стабилизирующего отбора, географическое  и  экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ  и  превращения энергии в экосистемах  и  биосфере, эволюция биосферы;
современную  биологическую  терминологию  и  символику;
уметьобъяснять: роль  биологических  теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой  и  неживой природы, родство живых организмов, используя  биологические  теории, законы  и  правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов  и  окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных  и  ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных  и  хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития  и  смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязи строения  и  функций молекул в клетке; строения  и  функций органоидов клетки; пластического  и  энергетического обмена; световых  и  темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей  и  направлений эволюции;
решать задачи разной сложности по  биологии ;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ  и  энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать клетки растений  и  животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы  и  агроэкосистемы своей местности; готовить  и  описывать микропрепараты;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы  и  идиоадаптации у растений  и  животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические  и  биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
исследовать  биологические  системы на  биологических  моделях (аквариум);
сравнивать  биологические  объекты (клетки растений, животных, грибов  и  бактерий, экосистемы  и  агроэкосистемы), процессы  и  явления (обмен веществ у растений  и  животных; пластический  и  энергетический обмен; фотосинтез  и  хемосинтез; митоз  и  мейоз; бесполое  и  половое размножение; оплодотворение у цветковых растений  и  позвоночных животных; внешнее  и  внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный  и  естественный отбор; способы видообразования; макро-  и  микроэволюцию; пути  и  направления эволюции)  и  делать выводы на основе сравнения;
анализировать  и  оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни  и  человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в  биологической  науке;
осуществлять самостоятельный поиск  биологической  информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет)  и  применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания  и  умения в практической деятельности  и  повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов  биологических  исследований;
обоснования  и  соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции)  и  других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных  и  других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Литература и средства обучения
Для учителя
Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана- Граф, 1997.
Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., СимоноваЛ.В. Биология 10 класс профильный уровень . Методическое пособие - Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011.
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Скулкин И.М. Введение в биологию. – Ек-г: УрГПУ, 2003.
Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Для учащихся
Учебник «Биология» 10 класс. И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В. Симонова Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
Шумный В.К., Дымшиц Г.М., Рувинский А. О. Учебник «Общая биология» для 10-11 класса с углубленным изучением биологии в школе. - М.: Просвещение, 2004.
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование темы Кол-во часов
1 Организменный уровень организации жизни 45ч
1.1. Живой организм как биологическая система 8ч
1.2. Размножение и развитие организмов 5ч
1.3. Основные закономерности наследования признаков 11ч
1.4. Основные закономерности изменчивости8ч
1.5. Селекция и биотехнология на службе человека 6ч
1.6. Царство Вирусы, его разнообразие и значение 7ч
2 Клеточный уровень организации жизни 26ч
2.1. Строение живой клетки 16ч
2.2. Процессы жизнедеятельности клетки 10ч
3 Молекулярный уровень проявления жизни 31ч
3.1. Молекулярный состав живых клеток 11ч
3.2. Химические процессы в молекулярных системах 13ч
3.3. Время экологической культуры 6ч
3.4. Заключение. 1ч
Итого в 11 классе 102
Содержание рабочей программы
Раздел V. Организменный уровень жизни (45 ч)
Живой организм как биологическая система. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятелыюсти одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
Размножение и развитие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Типы размножения. Бесполое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов».
Наблюдение за передвижением животных: инфузории-туфельки, дождевого червя, улитки, аквариумной рыбки.
Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.
Основные закономерности наследования признаков. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. Истории развития генетики.
Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности.
Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и общества.
Практические работы:
№1. Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание».
№2 . Решение элементарных задач по генетике « Дигибридное скрещивание».
№3. Решение элементарных задач по генетике «Сцепленное наследование».
№4. Решение элементарных задач по генетике «Генетика пола».
№5. Решение элементарных задач по генетике «Неаллельные взаимодействия генов».
Основные закономерности изменчивости. Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Лабораторная работа № 2 «Модификационная изменчивость».
Построение вариативной кривой (на примере размеров листьев).
Построение вариативной кривой (на примере размеров плодов пастушьей сумки).
Селекция и биотехнология на службе человечества. Селекция и её задачи. Вклад Н.И.
Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологически рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных и микроорганизмов.
Биотехнология, её направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе .Царства эукариотических организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов — вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.
Лабораторная работа № 3 «Вирусные заболевания растений» (на примере культурных растений (гербарий) и по справочной литературе).
Раздел VI. Клеточный уровень организации жизни (26 ч)
Строение живой клетки. Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей.
Строение клеток и внутриклеточных образований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.
Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.
Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.
Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка — основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Клетка — единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе.
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.
Лабораторная работа № 4«Изучение многообразия в строении клеток» (на примере одноклеточных и многоклеточных организмов).
Сравнение строения клеток прокариот (бактерии, водоросли) и эукариот (растения, животного, гриба).
Сравнение строения клеток одноклеточного и многоклеточного организмов (хламидомонады, листа элодеи, эпидермиса лука).
Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств клетки».
Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток кончика корня.
Исследование проницаемости растительных и животных клеток.
Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
Практические работы:
№6 Решение задач «Мейоз, митоз».
Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни(31ч)
Молекулярный состав живых клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке.
Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК.
Химические процессы в молекулярных системах.
Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.
Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде.
Молекулярный уровень жизни и его особенности.
Время экологической культуры. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура — важная задача человечества.
.
Лабораторная работа № 6 «Органические вещества клетки».
1.Выявление активности процесса фотосинтеза с помощью пероксида водорода и фермента каталазы, содержащейся в клетках зелёных растений.
2.Обнаружение органических веществ (крахмала, белков, жира) в тканях растений.
Лабораторная работа №7. «Ферментативные процессы в клетке».
Обнаружение фермента каталазы в клетках зеленых растений.
Обнаружение фермента каталазы в сырыхъ и вареных продуктах питания.
Практические работы:
№7. Решение задач «Молекулярная биология».
Календарно-тематический план
Дата проведения уроков №№
Разделы, темы, уроки. Количество часов Наглядные и практические методы. Основные виды учебной деятельности Знания, умения, навыки. Региональный компонент Задание на дом.
планфакт Организменный уровень жизни – 45 ч
1.Живой организм как биологическая система (8 ч)
1.1. Организм как биосистема 1 Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие объекты живой природы из различных систематических групп. Фронтальные:
самостоятельная работа с текстом учебника. Сформировать понятие об организме, органе, органоиде. §1
1.2. Организм как открытая биосистема 1 Таблицы по О.Б., ЦОРы, СД «Биологический словарь». Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Сформировать понятия «метаболизм», «анаболизм», «катаболизм»;
охарактеризовать организм как открытую биосистему. §2
1.3. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов 1 Таблица «Многообразие живых организмов», ЦОРы, видеофрагменты. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Систематизиро
вать и обобщить знания о свойствах одноклеточных организмов. §3
1.4. Свойства многоклеточных организмов.
1 Таблицы по О.Б. «Фотосинтез», «Синтез белка», «Типы питания», «Обмен веществ и превращение энергии», ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа с текстом учебника. Сформировать понятия «симбионты», «эндобионты», систематизировать знания об обмене веществ и превращении энергии в организме. §4
1.5. Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов».
1 Аквариумные рыбки, дождевой червь, моллюски. Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет – ресурсов Особенности многоклеточных организмов, способы добывания пищи животными, способы передвижения живых организмов. К § 4
1.6. Транспорт веществ в живом организме
1 Таблицы по О.Б., объекты живой природы из различных систематических групп. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Транспорт веществ у позвоночных и беспозвоночных животных., внутренняя среда организма. §5
1.7. Системы органов многоклеточного организма 1 Таблицы «Опорно – двигательная система», «Дыхательная, выделительная, половая системы», ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи
ческий диктант. Строение и функции систем органов животных и растений, целостность многоклеточного организмов и обеспечение их жизнедеятель
ности. §6
1.8. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов 1
Таблицы «Нервная система», «Строение цветкового растения», «Одноклеточные организмы», ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Нейрогуморальная регуляция. §7
1.9. Обобщающий урок по теме: «Живой организм как биологическая система». 1
Таблицы по О.Б., анатомии человека, зоологии, объекты живой природы из различных систематических групп, ЦОРы. Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Строение и функции систем органов растений и животных; регуляция процессов жизнедеятельности организмов, организм как открытая биосистема, свойства организмов. § 1- 7
2.Размножение и развитие организмов (5 ч)
2.1. Размножение организмов 1 Таблицы по О.Б., СД«Энциклопедия животных» (изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Размножение, оплодотворение,
зигота,ген. §8
2.2. Оплодотворение и его значение 1 Таблицы: «Двойное оплодотворение растений», «Оплодотворение»ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи
ческий диктант Оплодотворение §9
2.3. Индивидуальное развитие многоклеточного организма — онтогенез 1 Таблицы по О.Б., «Типы размножения организмов», ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Дробление, бластула, гаструла, дифференциация, зародыш. §10
2.4. Рост и развитие организма
1 Таблицы по О.Б., «Типы размножения организмов», схемы циклов развития растений и животных, СД «Энциклопедия животных» (изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Рост и развитие организма §11
2.5. Контрольный урок №1 по теме «Живой организм как биосистема, размножение и развитие организмов». 1 Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие живой организм как биосистему, рост и развитие организмов. Индивидуальные:
контрольная работа, с использованием тестовых заданий. Термины и понятия темы «Живой организм как биосистема, размножение и развитие организмов».
§1 - 11
3. Основные закономерности наследования признаков (11ч)
3.1. Генетика – наука о наследовании свойств организмов. 1 Таблицы по О.Б., ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Генетика, наследственность. §12
3.2. Гибридологический метод исследования наследственности. 1 Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи
ческий диктант. Скрещивание, гибрид, гибридологии
ческий метод. §13
3.3. Генетические закономерности Г.Менделя.
Практическая работа №1. Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание».
1 Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике. Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, моногибридное скрещивание. §14
3.4. Наследования признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании. 1 Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Дигибридное скрещивание, закон независимого расщепления. §15
3.5. Практическая работа №2. Решение элементарных задач по генетике
«Дигибридное скрещивание».
1 Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике. Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, дигибридное скрещивание. §15
3.6. Наследование при взаимодействии генов. 1 Таблицы по О.Б.: «Законы наследственности», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель §16
3.7. Практическая работа №.3. Решение элементарных задач по генетике «Неаллельные взаимодействия генов».
1 Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике. Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель. §16
3.8. Ген и хромосомная теория наследственности. Практическая работа №4. Решение элементарных задач по генетике «Сцепленное наследование».
1 Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике. Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, сцепленное наследование, локус. §17
3.9. Генетика пола. Практическая работа №5. Решение элементарных задач по генетике «Генетика пола».
1 Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД «Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике. Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, аутосома, пол, половые хромосомы.. §18
3.10. Наследственные болезни человека. Этические аспекты медицинской генетики. 1 Таблицы: «Кариотип человека», «Строение ДНК», «Деление клетки», презентация «Наследственные заболевания человека,СД «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Кариотип человека, наследственные аномалии в организме человека. §19 - 20
3.11. Факторы, определяющие здоровье. 1 Таблицы: «Кариотип человека», «Строение ДНК», «Строение животной клетки», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Здоровье человека, здоровый образ жизни. §21
4.Основные закономерности изменчивости.(8 ч)
4.1. Изменчивость – важнейшее свойство организмов. 1 §22
4.2. Многообразие форм изменчивости у организмов. 1 §23
4.3. Лабораторная работа №2 «Модификационная изменчивость». 1 Таблицы: «Виды изменчивости»,
Листья березы, каштана, белой акации, вишни, плоды каштанов, линейка.,СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет – ресурсов Формы изменчивости, норма реакции, модификационная изменчивость, вариационный ряд, вариационная кривая. §23
4.4. Наследственная изменчивость и её типы. 1 Таблицы: «Виды изменчивости», «Мутации». СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Мутагенез, мутант, мутаген, наследственная изменчивость, типы наследственной изменчивости. §24
4.5. Многообразие типов мутаций. 1 Таблицы: «Пространственная организация нуклеиновых кислот», «Схема репликации ДНК», «Мутации», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Мутация, генная мутация, хромосомная мутация, геномная мутация, соматичекая мутация. §25
4.6. Мутагены и их влияние на живую природу. 1 Таблицы: «Строение ДНК», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Мутаген, мутагенез, спонтанный мутагенез, индуцированный мутагенез. §61
4.7. Развитие знания о наследственной изменчивости. 1 Таблицы: «Закон гомологических рядов», «Центры происхождения животных», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Онтогенетическая изменчивость. §27
4.8. Контрольный урок № 2 по теме: «Основные закономерности наследования признаков и изменчивости признаков». 1 Таблицы «Основные закономерности наследования признаков и изменчивости признаков». Индивидуальные:
контрольная работа, с использованием тестовых заданий Термины и понятия по теме: «Основные закономерности наследования признаков и изменчивости признаков». §12 - 27
5.Селекция и биотехнология на службе человечества (6ч) 5.1. Генетические основы селекции. 1 Таблицы: «Сорта с\х растений». «Породы домашних животных», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Селекция, гибридизация, искусственный отбор, полиплоидия, гетерозис, методы селекции. §28
5.2. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. 1 Таблицы: «Центры происхождения растений и животных». СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Центр происхождения растений и животных. §29
5.3. Достижения селекции растений и животных. 1 Таблицы: с изображением культурных растений и пород животных. СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Инбридинг, аутбридинг, сорт, порда, штамм. §30
5.4. Биотехнология её направления и значение. 1 Таблицы: «Многообразие микроорганизмов», «СтроениеДНК», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Биотехнология, генная инженерия. §31
5.5. Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований. 1 Таблицы: «Многообразие микроорганизмов», «СтроениеДНК», «Строение животной клетки», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Генетически модифицированные культуры, клон, клонирование. §32
5.6. Обобщающий урок по теме: «Селекция и биотехнология на службе человечества». 1 Таблицы по теме: «Селекция и биотехнология на службе человечества». Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Термины и понятия темы: «Селекция и биотехнология на службе человечества». §28 - 32
6. Царство Вирусы, его разнообразие и значение (7ч)
6.1. Неклеточные организмы – вирусы. 1 Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение животной клетки», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи
ческий диктант. Вирус,
вирион,
бактериофаг. §33
6.2. Строение и свойства вирусов. 1 Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение животной клетки», «Строение вирусов», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Вирус,
вирион, капсид,
бактериофаг. §34
6.3. Вирусные заболевания. 1 Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение животной клетки», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Вирус,
вирион, капсид,
бактериофаг. §35
6.4. Вирусные заболевания человека(СПИД). 1 Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение вирусов», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. ВИЧ- инфекция, «СПИД», профилактические прививки. §35
6.5. Лабораторная работа №3 «Вирусные заболевания растений». 1 Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.вирусов», Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет – ресурсов Вирус,
вирион, капсид,
бактериофаг. §35
6.6. Организменный уровень жизни и его роль в природе. 1 Таблицы по О.Б., СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Уровни организации жизни. §36
6.7. Обобщающий урок по теме: «Царство Вирусы, его разнообразие и значение». 1 СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Термины и понятия темы: «Царство Вирусы, его разнообразие и значение». §33 - 36
Раздел II. Клеточный уровень жизни - 26ч
7. Строение живой клетки (16ч)
7.1. Из истории развития науки о клетке. 1 Таблицы по О.Б., СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Цитология, клетка. §37
7.2. Клеточная теория, её основные положения. 1 Таблицы по О.Б., СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванна, единство органического мира. §38
7.3. Современные методы цитологических исследований. 1 СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Методы исследования клетки живого, клеточные культуры. §39
7.4. Основные части клетки. 1 Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи
ческий диктант. Эукариоты, прокариоты. §40
7.5. Поверхностный комплекс клетки. 1 Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Поверхностный комплекс клетки, биологическая мембрана, клеточная стенка, плазмалемма. §41
7.6. Цитоплазма и её структурные компоненты. 1 Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Цитоплазма, органы, органоиды. §42
7.7. Немембранные органоиды клетки. 1 Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Микротрубочки, микрофиломенты, механизм транспорта веществ в живой клетке. §43
7.8. Мембранные органоиды клетки. 1 Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, эндоплазматическая сеть. §44
7.9. Двухмембранные органоиды клетки. 1 Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Особенности строения пластид, митохондрий. §45
7.10. Ядерная система клетки. 1 Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Ядро, ядерная система клетки. §46
7.11. Хромосомы, их строение и функции. 1 Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Хромосома, кариотип. §47
7.12. Особенности клеток прокариот. 1 Таблица «Строение эукариотической клетки», «Строение клетки бактерий», «Разнообразие бактерий», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Прокариоты. §48
7.13. Гипотезы о происхождении эукариотической клетки. 1 Таблица «Строение эукариотической клетки», «Растител ьная и животная клетки», «Ткани», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Гипотеза, эукариоты. §49
7.14. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. 1 Таблица «Строение эукариотической клетки», «Растите
л ьная и животная клетки», «Ткани», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Ароморфозы клеточного уровня. §50
7.15. Лабораторная работа № 4 «Изучение многообразия в строении клеток». 1 Таблица «Строение эукариотической клетки», «Растител СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы ьная и животная клетки», «Ткани», Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет – ресурсов. Термины и понятия темы: «Клетка как этап эволюции живого в истории Земли». §50
7.16. Обобщающий урок по теме: «Строение живой клетки». 1 Таблицы по теме: «Строение живой клетки». Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Термины и понятия по теме: «Строение живой клетки». §37 - 50
8. Процессы жизнедеятельности клетки (10 ч)
8.1. Клеточный цикл. 1 Таблица и аппликация «Деление клетки», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Клеточный центр, интерфаза, митоз. §51
8.2. Деление клетки – митоз. 1 Таблица и аппликация «Деление клетки», «Строение ДНК», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. §52
8.3. Лабораторная работа №5 «Изучение свойств клетки». 1 Таблица и аппликация «Деление клетки», «Строение ДНК», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет – ресурсов Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. §52
8.4. Мейоз – редукционное деление клетки. 1 Таблица и аппликация «Деление клетки», «Строение ДНК», «Кроссинговер», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет – ресурсов. Фазы мейоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. §53
8.5. Практическая работа № 6. Решение задач «Мейоз, митоз». 1 Таблица и аппликация «Деление клетки», «Строение ДНК», «Кроссинговер», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по делению клеток путем митза и мейоза. Интерфаза,фазы мейоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. §53
8.6. Образование мужских гамет- сперматогенез. 1 Таблицы «Митоз»,» ООО «Кирилл«Мейоз и митоз», СД «Большая энциклопедия и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Гаметогенез, сперматогенез. §54
8.7. Образование женских половых клеток –оогенез. 1 Таблица «Мейоз», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Гаметогенез, оогенез. §55
8.8. Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. 1 Таблицы «Растительная и животная клетки», «Деление клетки», модели аппликации деления клетки, Ки СД «Большая энциклопедия Кирилл и Мефодий», ЦОРы Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов. «Клеточный уровень организации Понятие живой материи». §56
8.9. Обобщающий урок по теме: «Процессы жизнедеятельности клетки». 1 Таблицы по теме: «Процессы жизнедеятельности клетки». Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Термины и понятия по теме: «Клеточный уровень организации жизни». §51 - 56
8.10. Контрольный урок № 3 по теме: «Клеточный уровень организации жизни». 1 Таблицы по теме: «Клеточный уровень организации жизни». Индивидуальные:
контрольная работа, с использованием тестовых заданий Термины и понятия по теме: «Клеточный уровень организации жизни». §37 - 56
Раздел III. Молекулярный уровень организации жизни – 31ч.
9. Молекулярный состав живых клеток (11ч)
9.1. Основные химические соединения живой материи. 1 Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Макроэлементы, микроэлементы. §57
9.2. Химические соединения в живой клетке. 1 Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов. Неорганические вещества клетки, органические вещества клетки. §58
9.3. Органические соединения клетки – углеводы. 1 Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение и функции углеводов», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Моносахарид, полисахарид. §59
9.4. Липиды и белки. 1 Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение и функции белков», «Строение и функции липидов», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Белки, липиды, фосфолипиды. §59
9.5. Лабораторная работа №6 «Органические вещества клетки». 1 Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение и функции белков», «Строение и функции липидов», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет – ресурсов Термины и понятия темы: «Органические вещества клетки». §60
9.6. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. 1 Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение молекулы ДНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Нуклеотид, дезоксирибоза, антипараллельность, спирализация, рибонуклеиновая кислота. §61
9.7. Практическая работа №7. Решение задач по теме «Молекулярная биология». 1 Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение молекулы ДНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по делению клеток путем митза и мейоза. Нуклеотид, дезоксирибоза, антипараллельность, спирализация, рибонуклеиновая кислота. §61
9.8. Компакизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот. 1 Таблицы по О.Б. «Содержание химических элементов в клетке», «Строение ДНК», «Структура и функции белков», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Дезоксирибонуклеопротеид, спирализация, хроматин, компактизация, нуклеосома. §62
9.9. Рибонуклеиновые кислоты: многообраие, структура и свойства. 1 Таблицы по О.Б. «Строение ДНК», «Строение РНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Рибонуклеиновая кислота, рибоза. §63
9.10. Наследственная информация, её хранение и передача. 1 Таблицы по О.Б. «Строение ДНК», «Строение РНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Наследственная наследственность. §64
9.11. Молекулярные основы гена и генетический код. 1 Таблицы по О.Б. «Строение ДНК», «Строение РНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Ген, генетический код. §65
10. Химические процессы в молекулярных системах (13ч)
10.1. Биосинтез белков в живой клетке. 1 Таблицы по О.Б : «Строение клетки», «Структура и функции белков», «Структура и функции нуклеиновых кислот», «Синтез белка», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов. Биосинтез, матрица, транскрипция, оперон. §66
10.2. Трансляция как этап биосинтеза белков. 1 Таблицы по О.Б : «Структура и функции белков», «Структура и функции нуклеиновых кислот», «Синтез белка», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные:
самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи
ческий диктант. Трансляция, триплет. §67
10.3. Молекулярные процессы синтеза у растений. 1 Таблицы по О.Б : «Строение растительной клетки», «Фотосинтез», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Фотосинтез, пигмент, антенный комплекс, электрон – транспортная цепь. §68
10.4. Энергетический этап фотосинтеза у растений. 1 Таблицы по О.Б : «Строение растительной клетки», «Фотосинтез», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов. Фотосистема, реакционный центр, фосфорилирова
ние. §69
10.5. Пути ассимиляции углекислого газа. 1 Таблицы по О.Б : «Строение растительной клетки», «Фотосинтез», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы. Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Темновая фаза фотосинтеза, цикл Кальвина. §70
10.6. Лабораторная работа № 7 «Ферментативные процессы в клетке». 1 Таблицы по О.Б. «Ферментативные процессы в клетке». Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет – ресурсов Термины и понятия темы: «Органические вещества клетки». §70
10.7. Бактериальный фотосинтез и хемосинтез. 1 Таблицы по О.Б : «Строение бактериальной клетки», «Фотосинтез», «Хемосинтез», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий». Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Бактериальный фотосинтез, хемосинтез. §71
10.8. Молекулярные энергетические процессы. 1 Таблицы по О.Б. «Метаболизм», «Строение АТФ», «Обмен веществ и превращение энергии», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий». Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов. Биологическое окисление, клеточное дыхание, гликолиз. §72
10.9. Кислородный этап биологического окисления. 1 Таблицы по О.Б. «Метаболизм», «Строение АТФ», «Обмен веществ и превращение энергии», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий». Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Цикл Кребса, окислительное фосфорилирова
ние. §73
10.10. Молекулярные основы обмена веществ живой клетки. 1 Таблицы по О.Б. «Метаболизм», «Строение АТФ», «Обмен веществ и превращение энергии», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий». Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Ассимиляция, диссимиляция, обмен веществ. §74
10.11. Молекулярный уровень организации жизни: его роль в природе. 1 Таблицы «Уровни организации живого», «Строение ДНК», «Структура и функции углеводов», «Строение и функции белков», «Строение и функции липидов», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий». Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Молекулярный уровень организации живого. §75
10.12. Обобщающий урок по теме «Химические процессы в молекулярных системах». 1 Таблицы по теме «Молекулярный уровень организации жизни». Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Термины и понятия по теме: по теме «Химические процессы в молекулярных системах». §61 - 75
10.13. Контрольный урок №4 «Молекулярный состав живых клеток. Химические процессы в молекулярных системах». 1 Таблицы по О.Б. по теме: «Молекулярный состав живых клеток. Химические процессы в молекулярных системах». Индивидуальные:
контрольная работа, с использованием тестовых заданий Термины и понятия по теме: «Молекулярный состав живых клеток. Химические процессы в молекулярных системах». §57 - 75
11. Время экологической культуры (6 ч) + 1ч заключение
11.1. Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни живых организмов. 1 Таблицы «Биосфера», «Цепи питания», «Кругоророт углерода», «Круговорот азота», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий». Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов. Химические элементы оболочек Земли. §76
11.2. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. 1 Таблицы «Действие факторов среды на живые организмы», «Биосфера», «Цепи питания», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий». Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Глобальная проблема, устойчивое развитие, экологическое образование. §77
11.3. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. 1 Таблицы «Действие факторов среды на живые организмы», «Биосфера», «Цепи питания», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий». Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Глобальная проблема, устойчивое развитие, экологическое образование. §77
11.4. Структурные уровни организации живой материи. 1 Таблицы «Уровни организации живого», «Строение клетки», «Многообразие живых организмов», «Строение экосистемы», «Биосфера», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий». Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов. Разнообразие уровней жизни. §78
11.5. Обобщающий урок по теме «Время экологической культуры». 1 Таблицы по теме «Время экологической культуры». Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Термины и понятия по теме «Время экологической культуры». §76 - 78
11.6. Обобщающий урок по курсу биологии 11 класса. 1 Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока). Термины и понятия за курс 11 класса. §1 –
75
11.7. Заключение. 1 Итого: 102ч К.Р. - 4 П.Р.- 7 Л.Р. -7