Программа электива Химия в повседневной жизни человека


Элективный курс "Химия в повседневной жизни человека"
для учащихся 11 класса
Горохова Ольга Александровна
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с ФГОС и на основе авторской программы элективного курса «Химия в повседневной жизни» С.В. Бочаровой (С.В. Бочарова. Элективный курс «Химия в повседневной жизни». Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.) и программы элективного курса «Химия в повседневной жизни человека» Е.А.Лазаревой (Элективные курсы по химии для предпрофильной подготовки учащихся. Серия “Профильная школа”. Приложение к журналу “Учебный год. Москва “Глобус”, 2007).
Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни" предназначена для учащихся 10-11-х классов (34 ч.). Этот курс расширяет кругозор учащихся в области бытовой химии, а также является хорошей базой для тех, кто станет и далее изучать естественные науки после школы.
Актуальность темы для школы.
Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Проблема понимания окружающей нас среды всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Самые распространенные вещества, их роль в жизни человека и правильное использование в повседневной жизни -необходимые знания. Питание должно быть рациональным, соответствовать основным положениям науки о питании. Гигиенические вещества нужно уметь выбирать, а с вредными привычками уметь бороться и знать их психологические аспекты.
Практическое и профессиональное применение.
Данная программа ориентирована на обучающихся, интересующихся веществами вокруг, влиянием их на человека и на общество, желающих научиться правильно и с пользой ими пользоваться, отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее. Содержание курса строится на следующих принципах:
во-первых, в программе представлена современная химия и биология. При этом не ставится задача изложение основ науки химии и биологии, а необходимость обеспечить биологическую и химическую грамотность в направлении сохранения здоровья, как залога успешности человека в жизни;
во-вторых, содержание курса определяется с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов в области познания мира, к самому себе, жизни в целом, а также с учетом психолого-педагогических закономерностей обучения и формирования химико-биологических знаний и видов познавательной деятельности;
в-третьих, применяется опережающее обучение, основанное на знаниях других, более ранних и одновременно школьных курсов (природоведение, физика, технология и др.). Программа подготавливает к жизненно важному выбору будущей профессии.
Воспитательный аспект.
Изучение материала программы способствует развитию навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, инициативности, ответственности и развитие творческих способностей.
Цель программы.
Пропаганда естественнонаучного профиля, привлечение учащихся к овладению профессий этого направлении.
Задачи программы.
образовательные:
подготовить фундамент для практической деятельности человека;
дать понятие взаимосвязи строения и свойств химических веществ; заложить основы понятия "экология организма";
определить важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах благоприятствующих и нарушающих здоровье.
развивающие:
овладение методами самоконтроля и способности выявить возможные нарушения здоровья для своевременного обращения к врачу;
развитие навыка работы в группе.
воспитательные:
решить задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников;
привести к осознанию целесообразности отказа от вредных привычек, как важнейшего шага на пути сохранения здоровья и работоспособности;
подтолкнуть к осознанному выбору между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезням.
Доминирующим методом преподавания в данной программе является проблемно-диалогический метод. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассниками имеют проблемные вопросы. Являющиеся необходимым структурным элементом каждого занятия. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных ситуаций. Интеграция: курс связан с биологией, химией, экологией, медициной, психологией. Курс завершается мероприятием, связанным с презентацией проекта.
Итогом усвоения программы является итоговая конференция, выставка творческих работ, общественный смотр знаний.
Тематическое планирование
Тема занятия Форма проведения Кол-во
часов
1. Введение
1 Химия в повседневной жизни. Лекция 1
2.Вещества, которые нас окружают (9ч.)
1 Вода-источник жизни Лекция с элементами видеоурока1
2 Спички Комбинированный урок 1
3 Бумага Комбинированный урок 1
4 Загадки камней и минералов. Работа в мини-группах 1
5 Волшебная радуга цвета (краски) Групповая работа 1
6 Строительные материалы Групповая работа 1
7 Керамика Комбинированный урок 1
8 Стекло Видео лекция 1
9 Обобщение темы Семинар 1
2.Химия стирки (6ч)
1 Маленькие секреты большой стирки Мини-лекция, групповая работа 1
2 Удаление пятен с одежды Групповая работа 1
3 Распознавание волокон и тканей Практическая работа 1
4 Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств Практическая работа 1
5 "Химчистка на дому" Практическая работа 1
9 Обобщение темы Семинар 1
3.Химия пищи (10ч)
1 Основные химические вещества пищи Лекция 1
2 Поваренная соль. Сода. Комбинированный урок 1
3 Белки Видео лекция 1
4 Жиры Комбинированный урок 1
5 Углеводы Комбинированный урок 1
6 Витамины. Видео лекция 1
7 Пищевые добавки Групповая работа 1
8 О чем говорит информация на этикетке Практическая работа 1
9 Белки пищи Практическая работа 1
10 Обобщение темы Дискуссия 1
4.Вредные привычки и как с ними бороться (4ч)
1 Жевательная резинка: за и против Групповая работа 1
2 Курить - здоровью вредить Лекция с элементами обсуждения 1
3 Действие алкоголя на организм человека Комбинированный урок 1
4 Нация и ее здоровье Деловая игра 1
5.Химия и красота (2ч)
1 Химические средства гигиены и косметики Лекция 1
2 Меры предосторожности при использовании препаратов бытовой химии. Комбинированный урок 1
6. Итоговая конференция. Презентация и защита творческих и проектных работ учащихся
Итого 34 часа (в том числе 1ч резервный)