Учебное занятие спецкурса «Служба в армии. Это твой гражданский долг!?»


Учебное занятие спецкурса «Служба в армии. Это твой гражданский долг!?»
(Права и обязанности гражданина РФ: осуществление воинской обязанности)
(9 класс, кадетский)
Учитель истории МБОУ «Тарбагатайская СОШ»
Солодухина Татьяна Константиновна


Форма урока: конференция
Цель: Показать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Задачи:
1. Образовательные:
Сформировать целостное представление о конституционной обязанности гражданина РФ: службе в армии;
углубить формирование системы правовых знаний учащихся,
активизировать познавательную активность.
2. Развивающие:
Продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, самостоятельно подбирать, и подвергать анализу разнообразную информацию в соответствие с поставленной целью, работать со справочной литературой, материалами СМИ и Интернет; логически аргументировать свою позицию и делать выводы.
Через игровую ситуацию способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения и овладения знаниями.
3. Воспитательные:
Формировать законопослушное поведение; воспитывать уважение к законам РФ, основным обязанностям гражданина;
воспитывать патриотизм, толерантность и чувство долга защищать свое Отечество;
формировать жизненную позицию человека.
Образовательные технологии:  информационная, развития критического мышления, проектная, развивающая.
Методические приемы: работа в группах с источниками, выступление лидеров, сравнительный анализ информации, выступление учащихся с сообщениями, элементы ролевой игры, работа с документальными материалами, презентация мини-проектов, беседа.
Межпредметные и межкурсовые связи:
право: права и свободы граждан, конституционные права и обязанности
политология: Государство, внутренние функции государства; Конституция РФ – основной закон государства.
история: из истории создания РККА в 1918г, Красная Армия в годы Великой Отечественной войны, послевоенный период в истории Советской Армии.
обществознание – свобода и ответственность, признание уважения прав других; гражданин РФ; конституционные права и обязанности граждан РФ.
Средства и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, дискуссия.
Оборудование урока:
Конституция РФ;
компьютерные презентации: компьютер, проектор;
дополнительная литература по теме урока;
материалы СМИ по теме урока;
дидактические материалы;
указатели с надписями;
российский герб, флаг, плакат;
Базовые понятия: воинская обязанность, военная служба, альтернативная гражданская служба.
Оформление класса: Парты поставлены большим четырехугольником так, чтобы в центральном месте посадить представителей «Министерства Обороны», «Комитета солдатских матерей», представители «Президента», «представители разных религиозных конфессий», слева от них – представители СМИ». На столах стоят указатели с надписями. Остальные гости (это могут быть представители другого класса) и учащиеся рассаживаются напротив. На стене закреплен российский герб, флаг и плакат: «1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». (Конституция РФ, статья 59)
Ожидаемый результат:
Учащиеся самостоятельно подбирают и анализируют материал по теме урока; готовят презентации, устные сообщения, краткие информативные справки (для группы «Служба информации»).
У учащихся формируются умения:
определять характерные, существенные черты общественных явлений,
анализировать и группировать информацию, объяснять смысл обществоведческих понятий.
Формулировать собственную позицию.
Уметь слушать других и грамотно вести дискуссию.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Причем настоящий гражданин обладает способностью рассматривать свои права как обязанности – и наоборот. Государство обращает свои законы как к гражданину. Оно обязано защищать гражданина, а гражданин обязан быть лояльным по отношению к государству, его законам и решениям. Некрасовское – «Отечества достойный сын» – остается одним из важнейших характеристик истинного гражданина. От гражданина требуется соблюдение законов и других предписаний государства, выполнение им конституционных обязанностей. Одной, из которых, является служба в армии. «1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». (из Конституции РФ, статья 59)
Нашу конференцию мы посвятим этому вопросу: Армия. Служить или не служить СЕГОДНЯ? Что сегодня выбирает молодежь, каково мнение верующих людей, матерей, ожидающих возвращения своих сыновей?
Ведущий конференции (ученик): На нашей конференции присутствуют представители:
«Министерства Обороны»
«Комитета солдатских матерей»
«Представители Президента»
«Представители разных религиозных конфессий»
В период работы конференции действует «Служба информации» представителей СМИ и на протяжении работы конференции вносит уточнения, дополнения, делает краткие сообщения по теме урока.
Учитель: Воинская обязанность обязанность граждан России проходить военную подготовку в рядах Вооружённых сил РФ.
Порядок исполнения гражданами РФ воинской обязанности определён в законах «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 г. и «О статусе военнослужащих» от 1993 г.
Вопросы для обсуждения на конференции:
Готовы ли вы выполнить свой долг и обязанности гражданина, согласно ст. 59 Конституции РФ п.1?
Нарушает ли молодой человек Закон РФ и выполнение своих конституционных обязанностей, откупаясь от службы в армии?
Можно ли считать такого молодого человека настоящим гражданином?
Какую службу в армии выбрали бы вы: обычную или альтернативную?
Какой срок нужно определить для службы в армии?
Ведущий конференции (ученик): Давайте попробуем обсудить эти вопросы. Я предоставляю слово представителям «Министерства Обороны».
Как осуществляется призыв на военную службу, что означают понятия: воинский учет, военная служба, альтернативная гражданская служба. Каково их отличие, особенности?
Представители «Министерства Обороны»: (знакомят с этапами исполнения воинской обязанности)
1. Воинский учёт: Является государственной системой учёта и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Осуществляется по месту жительства граждан военными комиссариатами.
Первоначальная постановка граждан мужского пола, годных по состоянию
здоровья к военной службе, на воинский учёт осуществляется соответствующими комиссиями по достижении юношами 17-летнего возраста.
2. Обязательная и добровольная (по контракту) подготовка граждан к военной службе:
Это комплекс обязательных мероприятий, проводимых с гражданами допризывных и призывных возрастов в целях обучения их основам военной службы.
3. Призыв на военную службу:
Военная служба особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых силах РФ, а также, в иных войсках и формированиях. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Находясь ни военной службе, военнослужащий обязан быть верным военной присяге, мужественно и умело защищать своё Отечество; строго соблюдай. Конституцию РФ, требования общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальником) совершенствовать воинское мастерство; содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь воинское имущество; быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну соблюдать нормы международного права в военной области, принятые РФ.
Ведущий конференции (ученик): Что волнует матерей? Обратимся к представителям «Комитета солдатских матерей».
(представители «Комитета солдатских матерей» отмечают, что их особенно волнуют неуставные отношения в воинских частях, кому может предоставляться отсрочка от службы в Армии, на какой срок. Представители «Комитета солдатских матерей» представляют Презентацию: «Как тебе служится, солдат?» – подготовленную самостоятельно к уроку.)
Ведущий конференции (ученик): Можно ли изменить эту ситуацию в Армии? Готовы ли Вы идти служить или будите искать возможность избежать службы в Армии?
(дискуссия по данному вопросу)
Представители «Министерства Обороны»: (Отмечают, что служба в Армии – почетная обязанность гражданина Российской Федерации. Боевой путь Армии заслуживает уважения и гордости.)
Презентация: «Страницы истории нашей Армии».
Экскурсия по экспозиции «Наши выпускники – участники боевых действий в Афганистане и Северном Кавказе».(материал взят из школьного историко-краеведческого музея «Память»
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
признанным временно не годными к военной службе по со стоянию здоровья (на срок до 1 года);
являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
занятым постоянным уходом за близкими родственниками инвалидами первой и второй группы;
имеющим ребёнка, воспитываемого без матери;
имеющим двух и более детей;
обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования (на время обучения)
Презентация: «Экспедиция в Подольск». (Бойцом поискового отряда «Рысь» этим летом был ученик нашей школы Высоцкий Сергей. В экспедиции, которая проходила в Подольском районе возле деревни Кузовлево, участвовали 16 ребят из Бурятии.  В этом году бойцы отряда подняли 9 человек, из них один офицер, также был найден один медальон. Поисковая работа велась в центральном архиве Министерства обороны. Удалось установить время и место гибели двоих наших земляков Михея Семеновича Намжиханова и Алексея Исааковича Иринцеева.)
Ведущий конференции (ученик): Обратимся к службе информации чтобы узнать об особенностях и сроках армейской службы в армиях разных стран. Что нового придумали в армиях других государств (Служба информации представляет презентацию)
Ведущий конференции (ученик): Нужна ли служба в армии? Нужно ли защищать Отечество? Этот вопрос волнует любого молодого человека призывного возраста, а особенно если этот человек еще и верующий. Сегодня у нас присутствуют представители различных религиозных конфессий. Давайте послушаем их мнение.
православные
католики
мусульмане
буддисты
(высказывают свое мнение, общий смысл которого: армия нужна любому государству, без армии нет и государства. Однако, человек должен быть защищен от насилия и унижений во время службы в Армии, и если несение военной службы противоречит вероисповеданию гражданина, он вправе нести альтернативную гражданскую службу. В тоже время верующие не отказываются от защиты государства в период военных действий.)
Ведущий конференции (ученик): Что вы думаете о службе в армии женщин?
(идет дискуссия по данному вопросу, видеопослание курсантки военного училища г. Санкт-Петербург, выпускницы Тарбагатайской школы Шунковой Ирины)
(Служба информации сообщает о службе женщин в армиях других стран) .
Ведущий конференции (ученик): Последнее время многие молодые ребята стали задумываться об альтернативной службе. Каково ваше отношение к ней.
(идет дискуссия по данному вопросу)
Альтернативная гражданская служба особый вид трудовой деятельности , она имеет свои особенности: Осуществляется в интересах общества и государства. Осуществляется взамен военной службы (её срок в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и составляет 21 месяц).
Представители «Президента»: подтверждают, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.
Представители «Министерства Обороны»:
(Отмечают условия, при которых может быть реализовано право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой)
(Служба информации сообщает, где в Бурятии можно проходить альтернативную военную службу.)
Ведущий конференции (ученик): Первый опыт применения этой нормы показал, что желающих воспользоваться ею не так уж много. Причина заключается в том, что альтернативная гражданская служба в роли, например санитаров, больничных нянек и уборщиков, отнюдь не легче, чем воинская служба в части, где решены проблемы дедовщины, обеспечена возможность продолжения образования и командование проявляет отеческую заботу о солдатах.
(Служба информации представляет презентацию о службе в учебной части пос. Сосновый Бор, где они побывали на экскурсии)
Представители «Президента»: Кроме того, в ближайшее время предполагается постепенно увеличивать привилегии граждан, добросовестно отслуживших положенный срок в армии – бесконкурсный прием в вузы на бесплатной основе, помощь в решении жилищной проблемы и др.
Учитель: Какой мы можем сделать вывод, заканчивая работу нашей конференции?
(мнения учащихся)
Армия нужна любому государству. Гражданин Российской Федерации обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Эта норма касается всех граждан нашей страны мужского пола, достигших 18-летнего возраста. Вместе с тем закон предусматривает возможность освобождения от несения срочной военной службы отдельных категорий граждан. Но нужна такая армия, в которой основой является не прихоть командиров и «дедовщины», а порядок и законность. Где каждый солдат – достойный гражданин нашего государства.
Ведущий конференции (ученик): Всем спасибо. Наша конференция закончена.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Условия, при которых может быть реализовано право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой:

Несение военной службы противоречит вероисповеданию
гражданина.

Гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

От воинской обязанности освобождаются:
граждане мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет;
граждане женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет;
граждане, не годные к военной службе по состоянию здоровья.
Призыв на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром, а осуществляет призывная комиссия, которая создаётся в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления.
Гражданин обязан явиться по первому вызову военного комиссариата района или города, на территории которого он постоянно или временно проживает. Неявка без уважительной причины влечёт за собой административную ответственность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Призыву на военную службу подлежат:
граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе;
граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окон- йвшие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию (от лат. accredere доверять) по со-
тветствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего про фессионального образования и зачисленные в запас с присвоен и ем воинского звания офицера.
Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
От призыва на военную службу освобождаются граждане:
признанные не годными или ограниченно годными к воем ной службе по состоянию здоровья;
проходящие или прошедшие военную службу в Российском Федерации;
проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
прошедшие военную службу в другом государстве;
имеющие учёную степень кандидата наук или доктора наук,
имеющие погибших при исполнении обязанностей военном службы отца, мать, родного брата или родную сестру;
отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправи тельных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свобо ды;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за совер шение преступления;
в отношении которых ведётся дознание, предварительно» следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.




Литература:
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: ЕГЭ: учебно-справочные материалы. – М.: Просвещение, 2012.
А.Ф. Никитин Обществознание: базовый уровень учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений/ М.: ДРОФА, 2006.
Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2010.









13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415