Внеклассное мероприятие Традиции в детях. Дети в традициях

Традиции в детях. Дети в традициях.
(внеклассное мероприятие для учащихся 8-9классов классов)
Жданова С.В., учитель музыки;
Цветкова О.П., учитель технологии

Цель: изучить характер и особенности Коми культуры.
Задачи:
-воспитание и формирование патриотизма и уважения к коми культуре;
-развитие интереса к изучению коми культуры;
-культурологическое и образовательное обогащение;
-популяризация и пропаганда традиционной народной культуры.
Оборудование: ноутбуки, проектор, интернет, веточки, коми музыкальные инструменты, лоскутки ткани, нитки.
Музыкальный материал:
«Кцкцй,кцкцй» (коми народная песня)
«Кудрия мича кыдзцй» (коми народная песня)

Коми старинные игры:

«Мышь и угол»
«Воробей»

Ход мероприятия

Хозяйка: Проходите гости дорогие!
Гости: - А веточек-то сколько набрали!
- А погода-то как изменилась!
- Ох, и устали же мы!
- А не присесть ли нам, да песни о красоте природы, ее богатстве и щедрости запеть!

Исполнение коми песни «Кцкцй,кцкцй» (см.приложение)

Гости: Ох, и взгрустнулось что-то!
Хозяйка: Я предлагаю вам сыграть на коми ударных музыкальных инструментах. Они, как и песенное творчество, создавались и развивались на протяжении многих веков в соответствии с условиями жизни, быта и труда. Открою маленький секрет, вам необходимо слушать друг друга, обращать внимание на характер песни.

Ой, кудрявая береза
Долго ль будешь ты стоять?
Мы тебя сегодня срубим,
Из ветвей мы веник свяжем,
Подметем пол чисто-чисто,
Будем милого мы ждать!

Исполнение коми песен: «Кудрия мича кыдзцй» (танец, игра на коми инструментах ) (см. приложение)

Хозяйка: Играли мы на коми инструментах, а вот на каких вы нам расскажите сами, и еще поведаете нам о коми национальной одежде. В этом вам поможет волшебное зеркальце (оформление ноутбуков в виде зеркала).

Работа по группам с интернетом, рассказ

Гости: А мы тебе хозяйка с подарком пришли!
Хозяйка: Ой, как интересно, а что это за подарок?
Гости: Это кукла, хранительница домашнего очага и сейчас мы попробуем смастерить ее сами. Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Кукол шили из тряпок, делали из ниток и соломы.

Послушайте сказку:
«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Это, конечно, сказка, но
Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Кукла так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.
Кукол - берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали перед притолокой двери, приговаривая: «Повернись с добром, отвернись со злом».
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Ее представляли такой, какой хотели видеть в данный момент.
Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена фантазия и душа. Вот такую куклу сегодня мы и будем делать.

Изготовление куклы (см. приложение)

Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимы уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.
Гости: - Ох, и засиделись мы что-то
-А давайте поиграем!
-А я знаю одну коми игру, называется «Мышь и угол»
Коми игра: «Мышь и угол» (см. приложение)
-У меня есть тоже одна интересная коми игра «Воробей», давайте сыграем
Коми-считалка для выбора водящего:
Тiрс-торс куим стцкан морс,
Он кц вцдит он и ворс.
Коми игра: «Воробей» (см. приложение)

Гости: - А ты знаешь, что у коми народа хозяйке дома положено желать добра?
-Да, а ты придумала, что будешь загадывать?
-Я еще нет, а ты?
-А я тебе не скажу!
(гости подходят к хозяйке, макают макушку веточек в бочонок, который в руках у хозяйки, и желают)
-За здоровье людей и животных!
-Для богатого урожая!..
Хозяйка: А в благодарность за добрые пожелания отведайте пряничков.
Гости: - Ну, что, пора и честь знать!
-Спасибо этому дому, спасибо хозяйке (кланяются)
-Ай да на горку!












Приложение
Кцкцй, кцкцй (ку-ку, ку-ку)

Коми народнцй сьыланкыв Обработкаыс П.Чисталевлцм
(Коми народная песня) (Обработка П.Чисталева)

-Кцкцй, кцкцй, мый нц кцкан
Кильчц сюръян йылын?
Гашкц нц, кцкан батюшколысь
Медбур уджалысьсц?
Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
-Кцкцй, кцкцй, мый нц кцкан
Пачводз дор сюръя йылын?
Гашкц нц, кцкан матушкалысь
Медбур кесйылцссц?
Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
-Кцкцй, кцкцй, мый нц кцкан
Карта сюръя йылын?
Гашкц нц, кцкан ай-мамлысь
Медбур лысьтан мцссц?
Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
Кудрия мича кыдзцй

Кудрия мича кыдзцй,
Дыр-ц нин тэ сулалан?
Ой, кыдзцй, кыдзцй, кыдзцй,
Дыр-ц нин тэ сулалан?

Ми вэд тэнц пцрцдам,
Тэысь корцсьсц карам.
Ой, кыдзцй, кыдзцй, кыдзцй,
Тэысь корцсьсц карам.

Тэцн джоджнымцс чышкам,
Сэсся мусукцс виччам.
Ой, кыдзцй, кыдзцй, кыдзцй,
Сэсся мусукцс виччам.



Коми старинные игры

«Мышь и угол»
Игроки кидают жребий. На кого падает, тот-КОТ, остальные- мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате. Кот ходит по середине и повторяет:
Мышка, мышка, дай мне угол,
Мышка, мышка, дай мне угол!
Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из одного в другой. А кот наблюдает за ними, и если останется какой-либо угол пустым, занимает его. Заняв угол сам становится мышкой, а мышь, оставшаяся без угла становится кошкой, и все повторяется заново.

«Воробей»
По жребию выбирают водящего-воробья. Ему завязывают глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:
Прилетел к нам воробей
И запел как соловей.
-Эй ты, птичка, не зевай,
Кто мяукнет, угадай!
Все смолкают. Кто-нибудь скажет: «Мяу-мяу», - стараясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнет. Если не угадает, то продолжает водить далее.


Технология изготовления куклы-закрутки

1 этап.
Сначала мы изготовим столбик. Для этого возьмем ткань, согнем ее с двух сторон, чтобы столбик получился прочным и ровным, и скрутим ткань плотной колбаской.
Теперь нужно в двух местах перевязать столбик. Это у нас получилось туловище.
2 этап
На один конец столбика положим кусочек ваты. Это будет голова куклы.
3этап
Свернем квадратную белую ткань уголок к уголку, чтобы получился треугольник. Приподнимем один угол и вложим туда наш столбик вместе с ватой.
4 этап
Теперь мы выделим голову. Для этого ниткой перевяжем ту часть, где у нас вата.
5 этап
Сейчас мы сделаем нашей кукле руки. Чтобы они получились красивые, нужно загнуть края ткани во внутрь.
6 этап
Еще раз перевяжем ниткой, сделаем кукле талию.
7 этап
Осталось выделить кисти рук. Для этого перевяжем ниткой уголки рук.
8 этап
Чтобы кукла получилась нарядной, сделаем ей юбочку. Нужно присборить гармошкой ткань, обмотать ее вокруг талии и завязать поясок.
Заключительный этап
Оформить куклу по своему усмотрению (волосы, платок, фартук и т.д.).








Коми музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты коми связаны с пастушеским и охотничьим образом жизни, обрядами, праздничными гуляньями, детскими забавами.


Тотшкодчан (колотушка, стукалка) колотушка в виде долбленой колодки и рукоятки с подвижным билом или привязанным шариком.
В каждой деревне раньше был сторож. Он ходил по деревне и своей игрой на этом инструменте давал знать, что в округе всё спокойно.




Сярган – трещотка, представляет собой ребристый валик с рукояткой и скользящий по нему (при вращении) деревянный язычок внутри рамки.

На верху трещоток иногда прикрепляется для украшения фигура человека или птицы.

Звучание сяргана очень сильное, трескучее.
Такое звучание трещотки соответствовало его назначению: им устрашали, отпугивали лошадей, забравшихся на посевы.


Шур-шар – погремушка. Изготовлялась игрушка взрослыми для увеселения маленьких детей из бересты (коры березы). Тембр звучания инструмента зависел от внутреннего наполнения.



Зиль-зёль – инструмент особенный, непохожий по строению и звучанию на другие шумовые инструменты.
Представляет собой рукоятку, на которой прикреплены деревянные палочки разной длины.
При встряхивании, инструмент издает нежный звук, похожий на “журчание” ручейка
Сера-палич (по-русски-Рубе
·ль) - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».
Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объемная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.
Для рубелей применяют древесину твердых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы.





















Коми национальная одежда
Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськцм) и обувь (кцмкот) изготавляли из холста (дцра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).

Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дцрцм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпонакoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздцра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вцнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.



Мужская одежда состояла из холщевой рубахи-косоворотки навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в сапоги или узорные чулки (сера чувки). Верхней одеждой служили кафтан, зипуны (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой - овчинные шубы (пась, кузьпась), полушубки (дженьыдпась). Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз). Головные уборы мужчин - шапки, шляпы и картузы.
Мужская и женская обувь мало отличались: почти повсеместно носили коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Коты (кoтi, уледи) надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы (пiмi) и тобоки (тoбoк), заимствованные у ненцев. Специальная обувь была у охотников и рыбаков.
Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.
Современная одежда коми общеевропейского образца. Народный костюм вышел из употребления почти у всех групп, только у коми-ижемцев сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.

























15