Технологическая карта к уроку истории по теме: Великие географические открытия (7 класс)


Технологическая карта. Тема: «Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты» (7 класс)
Цель урока
сформировать у учащихся целостное представление об эпохе Великих географических событий как о культурно-историческом значении.
Планируемые результаты.
Познакомившись с материалами урока, учащиеся смогут:
Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый свет, и колониальные владения европейцев в Америке, Азии и Африке.
Раскрывать причины и предпосылки великих географических открытий.
Выявлять значение и экономические и социальные последствия великих географических открытий для Европы и стран Нового Света.
Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, прослеживать взаимосвязь с другими науками. Понятийный аппарат:
Великие географические открытия, каравелла, астролябия, колония, метрополия, конкистадор, Новый Свет, Старый Свет, первый колониальный раздел мираПерсоналии: Бартоломеу Диаш, Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернанн Магеллан, Америго ВеспучиОборудование:
Всеобщая история. 7 класс. В.В.Носков, Т.П.Андреевская.-М.:Вентана-Граф, 2015, §1-2.
История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост.: В.Е.Степанова,А.Я.шевеленко.-М.:Просвещение, 1988
Интерактивная карта Географические открытия XV-XVI веков-file:///E:/Maps/Medieval_Geography+.html;
Видеоролик« Эпоха Великих географических открытий 15 -17 вв.»
(http://www.youtube.com/watch?v=LBwlE9pNeNk)
Интерактивные задания и схемы-(http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C2%E5%EB%E8%EA%E8%E5+%E3%E5%EE%E3%F0%E0%F4%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5+%EE%F2%EA%F0%FB%F2%E8%FF&submit=%CD%E0%E9%F2%E8)
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
Задача Пути реализации Индикаторы
Формировать информационные компетенции Организация работы по поиску информации в учебнике, исторических источниках, на карте на этапах целеполагания и изучения нового материала.
1группа: Выявление предпосылок и причин Великих географических открытий при работе с учебником с.6-8
2и 3 группы: определение маршрутов мореплавателей на Востоке и на Западе от Атлантики при работе с картой, учебником с.8-11, анализа документов хрестоматии
4 группа: выявление последствий и определение значения Великих географических открытий при работе с учебником с.11-12 и с.18
5 группа: сравнение колониальной политики на Востоке и Западе от Атлантики с.15, 17 Определение учащимися темы, цели, задач урока, постановка проблемных вопросов к теме.
Оформление кластера.
Оформление таблицы по самостоятельно определенным критериям.
Оформление кластера.
Оформление таблицы: общее-отличие
Создавать условия для формирования общекультурных и ценностно-смысловых компетенций Организация работы по осмыслению причин и последствий Великих географических открытий. Применение полученных знаний для осмысления дальнейшего развития европейской цивилизации, самостоятельное решение проблемных задач Оформление кластера.
Оформление таблицы: общее-отличие
Формировать учебно-познавательные компетенции Организация работы по целеполаганию.
Определение алгоритма деятельности, основываясь на цели урока и заданиях к §1-2.
Определить проблему. Предположительная формулировка: Открытие или завоевание новых земель?
Выдвижение гипотез для решения проблемных ситуаций.
Формирование оценки степени достижении цели урока и выполнения его алгоритма. Верные ответы обучающихся на вопросы учителя.
Активное участие в обсуждении.
Умение работать с исторической картой, заполнять хронологическую таблицу, сравнительную таблицу, выделять причину и следствие, выстраивать логическую последовательность событий.
Формировать социально-трудовые и коммуникативные компетенции Организация работы в группе и обсуждения с соблюдением правил ведения дискуссии.
Формирование понимания усвоения полученных знаний как неотъемлемой составляющей культуры личности.
Формирование интереса к предмету, знание и уважение к культуре и достижениям науки других народов. Умение правильно распределить задания внутри группы.
Высказывание своей точки зрения, высказывание оценочных суждений.
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
Мотивационный Активизация познавательной деятельности -приёмы «Удивляй» и «Отсроченная отгадка» Позитивный настрой на восприятие материала, выдвижение гипотез. 2-3 минуты
Целеполагание Подведение учащихся к формулировке темы урока и постановки цели (проблемного вопроса). Определение цели урока, алгоритма действий (работа в группах), постановка проблемного вопроса 2-3 минуты
Изучение-исследование Подведение учащихся к формулировке вопросов по решению проблемы - приём «Мозговой штурм»
Координация работы учащихся по группам- стратегия РАФТ- (Роль-Аудитория-Форма –Тема) Просмотр видеоролика. Изучение материалов учебника, работа с документами, работа с картой. Составление кластеров, хронологических и сравнительных таблиц 10 минут
Усвоение нового материала Подведение учащихся к пониманию предпосылок, причин, последствий, значений Великих географических открытий- приём ФишбоунПредставление итогов своего исследования по группам- стратегия РАФТ- (Роль-Аудитория-Форма –Тема) 15 минут
Рефлексивный Предлагает дать ответ на «Отсроченную загадку», т.е. проблемный вопрос.
Соотнесите имена мореплавателей и названия открытых ими земель или морей. (http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C2%E5%EB%E8%EA%E8%E5+%E3%E5%EE%E3%F0%E0%F4%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5+%EE%F2%EA%F0%FB%F2%E8%FF&submit=%CD%E0%E9%F2%E8)Показать маршруты экспедиций на контурной интерактивной карте file:///E:/Maps/Medieval_Geography+.htmlРабота с понятийным аппаратом
Работа с интерактивными заданиями ЦОР;
Карта « Географические открытия XV-XVI веков» (тренажёрные задания с подсказкой),
игра «Поймай слово» 7-8 минут
Домашнее задание Определение домашнего задания: §1-2, выучить термины, отметить на контурной карте маршруты мореплавателей на Западе и Востоке от Атлантики. Индивидуальные задания- подготовить презентации о мореплавателях-первооткрывателях Уточняющие вопросы, запись задания 1-2 минуты