План-конспект урока. Изучение электронных таблиц на примере ПО Microsoft Excel. Урок 1

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________
(Тема урока)

1.
ФИО (полностью)
Майгатова Анастасия Леонидовна

2.
Место работы
МБОУ «СОШ № 94»

3.
Должность
Учитель информатики

4.
Предмет
Информатика и ИКТ

5.
Класс
7

6.
Тема и номер урока в теме
Изучение электронных таблиц на примере ПО Microsoft Excel. Урок 1

7.
Базовый учебник
«Информатика-базовый курс», 7 класс, Л. Боссова 


Цель: Учебная - познакомить учащихся с электронной таблицей EXCEL, научить вводить данные в числовой и текстовой информации, правильно записывать формулы, закрепить на примере выполнения практической работы.
Развающие - развитие коммуникативно-технических умений, развитие умения оценивать результаты выполненных действий, развитие умения пользоваться предложенными инструментами.
Воспитательные - воспитывать интерес к учёбе через работу на компьютере.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесно-иллюстративный.
Обеспечение урока: персональный компьютер, мультимедиапроектор, программа Microsoft Excel.
Реализуемые на уроках следующие педагогические технологии:
- технология диалогового обучения;
- визуализация изучаемых объектов с помощью презентационных технологий;
- обучение в сотрудничестве;
- компьютерные технологии;
Должны знать: назначение элементов окна изучаемой электронной таблицы; понятия и определения ячейки, адреса, блока; правила создания, заполнения и сохранения электронной таблицы; методику оформления электронной таблицы;
Должны уметь: вводить информацию и редактировать электронные таблицы; форматировать и оформлять таблицу; сохранять созданную или отредактированную таблицу;



Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
5
6
7

1
Организацион-ный момент

Приветствие, фиксация отсутствующих, раскрытие общей цели урока и плана его проведения
Приветствуют, оглашают кто присутствует/
отсутствует, записывают тему урока
3

2
Мотивация
2
Несколько вопросов по предназначению ЭТ
Отвечают на вопросы
5

3
Изучение нового материала
1,3,4
Теоретическая часть с необходимой прорисовкой на доске, демонстрация готовых презентаций по новому материалу.
Записывают в тетради необходимую информацию для запоминания новой темы, наглядно усваивают новый материал, просматривая презентации.
15

4
Отработка и закрепление полученных знаний
3
Работая в группе применить полученные знания, используя заготовленные учителем задания
Методом проб и ошибок группа осваивает (MicroSoft Office Excel)
15

5
Рефлексия
4
Выяснить вместе с учениками, достигнута ли цель, поставленная в начале урока
Отвечают:
для решения каких проблем хотели бы применять ЭТ,
в чем заключалось личное участие,
5

6
Домашнее задание

Повторить лекционный
материал
Записывают домашнее задание
2

7
Подведение итогов

Определить, что усвоили, самых активных учеников поощрить оценками
Задают вопросы
3




Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
(Тема урока)

Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Теоретическая часть
Лаборатория Бином,
Единая коллекция ЦОР
Презентация,

Демонстрации к лекции
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к активному усвоению нового материала.

Мотивация.
Что такое информация? (сведения об окружающем нас мире)
Какие виды информации вы знаете? (текстовая, графическая, звуковая числовая). Приведите примеры.
Почему информация называется числовой? (представлена в виде чисел)
Что означает компьютер? (дословно компьютер означает “вычислитель”, т.е. тот, кто занимается математическими расчётами)
В повседневной жизни людям приходиться делать различные расчеты, т.к. ежедневно возрастает объем информации и практически каждый день нам приходится выполнять финансовые, научные или личные расчеты разной степени сложности. Давай рассмотрим такой простой пример: мы с вами работаем в буфете и продаем различные наименование товаров (СЛАЙД 1), после того как мы продали некоторое количество одного из наименований товаров, нам необходимо посчитать выручку. Для этого мы можем воспользоваться блокнотом и запишем (СЛАЙД 2), затем все сложим и получим выручку и это только за один день, а если необходимо за неделю, месяц
Так вот, отсюда можно сделать следующий вывод, что мы получаем ряд неудобств связанных с ведением расчетов в блокноте:
каждый расчет делаем отдельно, т.е. по всем видам наименований;
неудобно хранить такие расчеты, все листочки растеряются;
тратим очень много времени, даже если использовать калькулятор;
все минусы обостряются с ростом количества наименований.
Здесь нам на помощь приходят электронные таблицы, так вот сегодня мы на уроке познакомимся с назначением табличных процессоров, увидим, что такое ЭТ и рассмотрим структуру ЭТ. Существует достаточно много различных вариантов табличных процессоров: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 13 HYPE
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15. Мы с вами рассмотрим одну из самых мощных и более востребованных это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Excel15.
Теоретическая часть
Презентация. Записываем новые термины для запоминания и понимания данного материала.
Рабочая книга – это основной документ, используемый Excel для хранения и обработки данных (электронный эквивалент папки-скоросшивателя, состоит из листов, имена которых выводятся на ярлычках в нижней части экрана). Рабочая книга состоит из отдельных рабочих листов, каждый из которых может содержать данные. По умолчанию каждая вновь созданная рабочая книга содержит 3 рабочих листа, количество их можно изменять. Кроме рабочих листов можно создавать диаграммы, макросы и листы диалога.
Рабочий лист служит для организации и анализа данных. Одновременно на нескольких листах данные можно водить, править, производить с ними вычисления.
Диаграмма представляет собой графическое изображение связи между числами электронной таблицы. Она позволяет показать количественное соотношение между сопоставляемыми величинами.
Макротаблица (макрос) – это последовательность команд, которую приходится постоянно выполнять пользователю в повседневной работе. Макросы позволяют автоматизировать часто встречающиеся операции.
Ячейка – основная единица хранения данных.
Адрес ячейки (ссылка на ячейку) – обозначение ячейки, в котором указывается соответствующий столбец и строка.
Активная (текущая) ячейка – выделенная рамкой ячейка. Ее номер и содержимое приведены в строке формул. Если начать ввод, данные появятся в активной ячейке.
Структура рабочего листа Excel.
Рабочий лист состоит из 256 столбцов и 65536 строк. Столбцы обозначены буквами (см вверху окна) от A до Z, далее – от AA до AZ, затем – от BA до BZ и т.д. до столбца IV..
Строки пронумерованы вниз от 1 до 65536 с левой стороны окна документа.
Пересечения строк и столбцов формируют ячейки.
Структура окна Excel.
Окно состоит из рабочей зоны и диалоговой панели.
Рабочая зона представляет собой видимую на экране часть рабочего листа.
Диалоговая панель состоит из ряда горизонтальных строк и полос прокрутки.
Первая горизонтальная строка – это строка заголовков, которая одержит название программы и имя файла (по умолчанию - стандартное имя Книга1).
Вторая строка – это строка меню: Файл, Правка, Вид, Вставка, Формат, Сервис, Данные, Окно, Справка и три кнопки: для сворачивания и разворачивания окна и для закрытия таблицы Excel.
Третья и четвертая строки обычно содержат панели инструментов Стандартная и Форматирование.
Панель инструментов стандартная обычно содержит 22 кнопки.
Создание и заполнение электронных таблиц.
Любая электронная таблица состоит из следующих элементов:
заголовка таблицы;
заголовков столбцов («шапки таблицы»);
информационной части (исходных и выходных данных, расположенных в соответствующих ячейках).
Типы данных в Excel.
В Excel различаются следующие типы данных:
числа;
текст;
формулы;
текстуальные формулы;
текст из чисел.
После активизации ячейки, в которую нужно ввести данные, в эту ячейку можно вводить текст, числа, даты, время или формулы. При вводе данные появляются в активной ячейке и отображаются в строке формул.
Во время ввода данных в строке формул появляются три кнопки, позволяющие отвергать (дублируется клавишей ) или принимать () введенные данные и активизировать возможность «Изменить данные» (помогает вводить формулы с использованием встроенных функций Excel.
Ввод текста.
Текстовые записи состоят из алфавитно-цифровых символов. Можно ввести до 32000 символов в одну ячейку, хотя все они могут не отображаться в ячейке. По умолчанию текст выравнивается по левой границе ячейки.
Если нужно ввести число как текст, перед ним ставится апостроф. Можно использовать апостроф, если вводимое число не должно использоваться в вычислениях.
Ввод чисел.
Числа – это постоянные величины (константы), состоящие только из цифр.
Можно вводить целые числа, десятичные дроби и величины в научной нотации (числа в экспоненциальной форме).
Если текущая ячейка слишком мала для отображения длинного числа полностью, в ней отображаются символы # # # #. Двойной щелчок мышью по правой границе заголовка столбца увеличит его до нужной ширины.
Ввод даты и времени
В ячейках рабочего листа могут храниться даты и время. При вводе они преобразуются в специальное стандартное представление Excel – последовательные числа (serial date numbers).
Чтобы быстро ввести текущую дату используется сочетание +<;>.
Для ввода времени используется сочетание +<:>.
Над датами и временем можно производить вычисления, как и над любыми числами.
Подытоживая пройденный материал, можно сделать следующие важные выводы:
Для чего же нам нужны электронные таблицы? (СЛАЙД 3)
Какое же предназначение табличных процессоров (СЛАЙД 4)
4. Закрепление приобретенных навыков.
Ребята, предлагается объединиться в группу и выполнить задание про буфет (Буфет.xls), которое мы с вами уже обсуждали. Необходимо ввести свои данные и прописать формулы для расчета выручки.

5. Рефлексия.
Задание выполняется в течение 15 мин. Затем в течении 5 мин группы рассказывают о своей работе – представляют свою электронную таблицу, описывают трудности и успехи в работе, осуществляют самооценку.
В заключение урока проводится анализ его эффективности. Учитель задает следующие рефлексивные вопросы:
что происходило сегодня на уроке при изучении темы? Что было главным?
в чем выражалось мое личное участие на уроке? Что я понял(а), чему научился(лась)?
что я чувствовал(а), ощущал(а) в течение занятия?
замечания и пожелания: учителю, себе, групповодам?
6. Домашнее задание
Составить аналогичную таблицу расчёта ежемесячной стоимости электроэнергии с придуманными данными.
7. Подведение итогов.
Сегодня отличившимся поставим хорошие отметки. Спасибо за урок!

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615