Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов педагогического колледжа по дисциплине Стилистика и культура речи


Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ высшего профессионального образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Научно-методическое управление СПО КБГУ
Кафедра русского, кабардинского и балкарского языков СПО КБГУ
БЕРБЕКОВ Б.Ч.
Методические указания
по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов педагогического колледжа по дисциплине «Стилистика и культура речи» для студентов специальностей:
050146 Преподавание в начальных классах,
050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании,
030912 Право и социальное обеспечение,
040401 Социальная работа,
050144 Дошкольное образование

Нальчик - 2014
Данные методические рекомендации помогут преподавателям педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения.
Рекомендованы заседанием
кафедры русского, кабардинского и балкарского языков СПО КБГУ
Протокол №________от «____» ________20___г.
Заведующий кафедрой
_____________ __________________
подпись расшифровка подписи
Составители:
______________ __________________ подпись расшифровка подписи




Содержание
Пояснительная записка.
Целевые направления самостоятельной работы студентов.
Виды практических заданий для самостоятельной работы студентов
Приёмы самостоятельной работы студентов.
Инструктаж к заданиям.
Коррективный контроль – средство побуждения.
Варианты критериев оценки самостоятельной работы студентов педагогом
Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов.
Памятка преподавателю по организации самостоятельной работы студентов
10. Приложения
11. Рекомендуемые учебные издания, Интернет-ресурсы
Пояснительная записка
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.
Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.
Как же разрешить данное противоречие?
Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы студентов, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.
Это, в свою очередь, диктует структуру материала для самостоятельной работы, которая преследует цели:
1. Формирование умений и навыков выявлять общее и частное;
2. Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения;
3. Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;
4.Строить доказательства на основе существенных признаков.
Материал для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по следующим принципам:
1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе?
Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.
2. Определить способы логической и методической обработки материала.
3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.
4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.
5. Подготовиться для решения следующих задач:
- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;
- формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;
- формирование умений вычленять главное.
6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.
7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.

Методы самостоятельной работы студентов:
- наблюдение за единичными объектами (ребёнком, педагогом);
- сравнительно-аналитические наблюдения;
- учебное конструирование (урока, занятия);
- решение учебных и профессиональных задач;
- работа с различными источниками информации»
- исследовательская деятельность.
Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.
Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.
Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.
Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.
Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.
Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.
Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента.
Целевые направления самостоятельной работы студентов
1.Для овладения и углубления знаний:
- составление различных видов планов и тезисов пот тексту;
- конспектирование текста;
- составление тезауруса;
- ознакомление с нормативными документами;
- создание презентации.
2. Для закрепления знаний:
- работа с конспектом лекции;
- повторная работа с учебным материалом;
- составление плана ответа;
- составление различных таблиц.
3. Для систематизации учебного материала:
- подготовка ответов на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста;
- подготовка сообщения, доклада;
- тестирование;
- составление кроссворда;
- формирование плаката;
- составление памятки.
4. Для формирования практических и профессиональных умений.
-решение задач и упражнений по образцу;
-решение ситуативных и профессиональных задач;
- проведение анкетирования и исследования.
Задания для самостоятельного изучения разделов дисциплины
В соответствии с учебными планами специальностей по дисциплине «Стилистика и культура речи» на самостоятельную работу студентов отводится 14 часов.
№ п/п Тема занятия Вид самостоятельной работы Объем часов Форма контроля
1. Предмет, цели и задачи курса найти в научно-учебной литературе, проанализировать и изучить понятия «язык» и «речь», основные функции языка и речи, знаковый характер языка, значение и роль русского языка в современной жизни. 2 Конспект, устный семинар
2. Определение понятий «стилистика», «культура речи»; социальные аспекты культуры речи; основные коммуникативные качества культуры речи. подготовить доклад (сообщение) на заданную тему. 2 Конспект, устный семинар
3. Богатство и разнообразие речи: описание лингвистических словарей, явления многозначности слов, синонимии, омонимии, антонимии, паронимии; фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения; неологизмы, заимствования, историзмы, архаизмы. произвести описание лингвистических словарей (толковых, орфографических, орфоэпических, фразеологических, синонимических, омонимических, антонимических, этимологических), дать определения и привести примеры понятий: «полисемия», «синонимия», «омонимия», «антонимия», «паронимия», «фразеологизмы», «пословицы», «поговорки», «крылатые слова и выражения», «неологизмы», «заимствованные слова», «историзмы», «архаизмы». 4 рейтинговая письменная работа по вариантам на изученный материал.
4. Яркость, образность и выразительность речи: тропы – художественные средства выразительности. дать определения и привести примеры понятий: «метафора», «метонимия», «синекдоха», «аллегория», «сравнение», «эпитеты». 2 рейтинговая письменная работа по вариантам на изученный материал.
5. Ясность и понятность речи: лексика ограниченного употребления – диалектные слова (диалектизмы), термины, профессионализмы, жаргонизмы; явление «иллюзия понятности». дать определения и привести примеры понятий: «термины», «диалектизмы», «профессионализмы», «жаргонизмы». 2 рейтинговая письменная работа по вариантам на изученный материал.
6. Понятие литературного языка: основные признаки литературного языка, взаимодействие с нелитературными разновидностями национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, профессиональные подъязыки). охарактеризовать просторечие, территориальные и социальные диалекты, профессиональные подъязыки 2 рейтинговая письменная работа по вариантам на изученный материал.
Всего: 14 Виды практических заданий для самостоятельной работы студентов
1. Составить опорный конспект по теме…
2. Сформулировать вопросы…
3. Сформулировать собственное мнение…
4. Продолжить фразу…
5. Дать определения следующим терминам…
6. Составить опорный конспект своего ответа.
7. Написать реферат.
8. Подготовиться к семинару, контрольной работе.
Приёмы самостоятельной работы студентов.
1. Работа с учебником.
Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных особенностей Студенов, можно предложить им следующие приёмы обработки информации учебника:
- конспектирование;
- составление плана учебного текста;
- тезирование;
- аннотирование;
- составление тематического тезауруса;
- выделение проблемы и нахождение путей её решения;
- самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;
- определение алгоритма практических действий (план, схема).
2. Опорный конспект.
Зачастую педагог обучает от параграфа к параграфу, от пункта к пункту и лишь в конце темы пытается связать весь материал на обобщающем уроке. Куда целесообразнее, даже с психологической точки зрения, дать студентам представление об изучаемой теме на первом уроке, искусно оформив её содержание как небольшой опорный конспект. Он нужен всем – и сильным, и слабым.
И тогда студенты не будут учиться сегодня, забыв выученное вчера и не зная того, что будет завтра.
Опорный конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении.
Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.
3. Тесты
Тесты воспринимаются студентами как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля знаний студентов.
Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.
Тесты 1 уровня
Требуют выбора 1 или нескольких правильных ответов на вопросы из ниже предложенных.
На проверку качества усвоения знаний и применения знаний на практике: выбрать один из перечисленных способов ________________
На соотнесение: найдите общее и различия в изучаемых объектах.
На проверку рефлексии: установите соответствие_________________
Тесты 2 уровня
Задания на подстановку: эти задания требуют выбора и дополнения фраз, формул, графических изображений, схем и т.д. предложенными недостающими или составляющими.
Определение с пропущенным словом ______________
Подтекстовые слова и фразы: _____________________
Задания на конструирование ответа: заполнение таблицы, изображение схемы, графика, написание формулы и т.д.)
Заполнить таблицу_________________
Задания на решение конкретной ситуации.
Требования к тестам, предъявляемым студентам
Задания должны быть типичными для данной дисциплины;
Объём задания должен обеспечивать выполнение теста за ограниченное время (не более часа);
Задание по сложности, структуре, трудности должно быть объективно посильным для выполнения студентами на соответствующем этапе обучения;
Задание по содержанию должно быть таким, чтобы правильное его выполнение имело только один эталон;
Сложность заданий в системе тестов должна повышаться по мере продвижения студентов в овладении профессией;
Формулировка содержания задания должна раскрывать поставленную перед учащимися задачу: что он должен сделать, какие условия выполнить, каких результатов достигнуть
4.Семинар
Форма проведения семинара очень гибкая.
На семинарах решаются следующие задачи:
- углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учёбы;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- ознакомление со спецификой работы с литературой;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях.
Типы проведения семинарских занятий:
- вопросно-ответный семинар;
- развёрнутая беседа на основе заранее данного студентам плана, обсуждение письменных рефератов;
- заслушивание устных докладов студентов с последующим их обсуждением;
- семинар – диспут;
- теоретическая конференция;
- семинар – имитационная игра;
- комментированное чтение первоисточников.
5. Задачное обучение.
- практико-ориентированные задачи: выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций. Это могут быть ситуации, требующие применения умений и навыков, специфичных для профессии педагога (знания содержания предмета), ситуации, требующие организации деятельности, выбора её оптимальной структуры (организация детского коллектива, принципы организации занятий с детьми и т.п), личностно-ориентированных ситуаций (нахождение нестандартного способа решения).
- профессиональные задачи: выступают средством формирования у студентов умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач. Они строятся на основе ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления практики и формулируются в виде производственных поручений (заданий).
Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование и контроль сформированности необходимых профессиональных компетенций.
Инструктаж к заданиям.
Инструктаж необходим для того, чтобы помочь студентам осмыслить содержание задания, требования учебной задачи.
Инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным, групповым, фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д.
Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели работы, преподаватель обращает внимание на те конечные результаты, к которым должны прийти студенты.
В тех случаях, когда предполагается новое задание, вводный инструктаж помогает связать выдвинутую задачу с имеющимися у студентов опорными знаниями, опытом или действиями, усвоенными ранее.
Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных и практических работ включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как делать?), показ и выполнение приёмов (почему так делать?).
Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.
Коррективный контроль – средство побуждения.
Если преподаватель внимательно наблюдает за работой студентов, он может использовать приёмы, направленные на корректирование их деятельности:
- уточняет суть задания, добиваясь понимания его всеми, если оно является общим;
- предупреждает о сложном моменте в процессе выполнения задания, чтобы предотвратить ошибку, допускаемую обычно большинством студентов;
- предлагает сообщить или показать промежуточные результаты;
- предлагает студентам самим контролировать свои действия.
Варианты критериев оценки самостоятельной работы студентов педагогом:
Вариант 1
1.Уровень усвоения студентом учебного материала;
2. Умение использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных задач;
3. Уровень сформированности общеучебных умений;
4. Обоснованность и чёткость изложения материала;
5. Оформления материала в соответствии с требованиями;
6. Уровень самостоятельности при выполнении самостоятельной работы.
7. Показатели творческой деятельности:
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;
-видение возможных путей решения данной проблемы;
- построение принципиально нового способа решения проблемы;
Вариант 2№ Основные общеучебные умения и навыки Должен владеть студент колледжа Владеет ли на данный момент
1. Конспектировать, составлять план, тезировать 2. Цитировать материал. 3. Подготовить реферат, доклад, сообщение 4.. Выступить в рефератом, докладом, сообщением 5. Быстро читать с различными целями (для усвоения важных деталей, для критической оценки, для долговременного запоминания).
6. Вести исследовательскую деятельность. 7. Логически осмысливать материал, выделяя в нём главное. 8. Строить умозаключения, обобщения на основе анализа собранного фактического материала. 9. Делать обоснованные выводы. 10. Критически оценивать информацию, давать ей оценку. 11. Использовать полученные знания в действии. 12. Осуществлять самоконтроль в ходе деятельности и корректировать её. 13. Проявлять творческую инициативу по разным направлениям деятельности. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов.
При анализе общей структуры дисциплины преподаватель заранее определяет:
- фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;
- задания, направленные на формирование общеучебных умений;
- задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов;
- формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах, бригадно-групповая).
В тематическом плане должны быть обозначены только основные виды и формы организации самостоятельной работы, отражающие логическую последовательность изучения материала.
Определить место самостоятельной работы на уроке – означает рассчитать время, необходимое для его выполнения. Наиболее эффективно эта проблема может быть решена при использовании дифференцированных заданий, определяющих нагрузку, которая соответствует индивидуальным особенностям студентов.
Алгоритм разработки материала для самостоятельной работы студентов:
1. Информационно- поисковый блок:
- структура теоретического материала;
- содержание аспектов и логики представления каждой темы;
- необходимые требования к осмыслению изученного;
2. Справочно-консультативный блок:
- рекомендации и комментарии;
- алгоритм действий;
- памятки;
- конкретные примеры;
- понятийный аппарат;
- опорные конспекты;
- интернет-ресурсы;
3. Практико-ориентировочный блок:
- вопросы для самопроверки изученного материала;
- практические задания и упражнения по плану: целевая установка, содержание задания, форма представления, время отчётности, критерии оценки;
4. Контрольно-оценочный блок:
- задания обязательные и по выбору;
- задания для самопроверки;
-задания для дискуссионного обсуждения и взаимооценки;
- лист самоаттестации.
Памятка преподавателю по организации самостоятельной работы студентов
1. Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.
2. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания.
3. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения студентов.
4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной.
5. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам.
6. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов.
7. При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля.
Приложения

Тезаурус понятий по дисциплине
Язык и речь
Типы норм
Правила Нормы
ударения акцентологические
произношения орфоэпические
употребления слов в соответствии с их значением лексические
образования слов словообразовательные
образования грамматических форм морфологические
построения словосочетаний и предложений синтаксические
написания слов орфографические*
постановки знаков препинания пунктуационные*
*относятся только к письменной речи
Функциональные стили речи
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Характерные признаки научного стиля: научная тематика, обобщенность, логичность, точность, доказательность, объективность изложения, однозначность выражений, использование терминов.
Официально-деловой стиль обслуживает сферу официально-деловых отношений и функционирует в области права и политики Характерные признаки официально-делового стиля: точность, объективность и документальность, конкретность, официальность, лаконичность.
Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Характерными особенностями публицистики являются актуальность проблематики, эмоциональность и образность, острота и яркость изложения.
Разговорный стиль предназначен для повседневного общения, поэтому его иногда называют обиходно-бытовой. Он может использоваться как в устной, так и в письменной речи и служит для разговоров со знакомыми или незнакомыми людьми в обыденных ситуациях.
Олицетворение – приписывание неодушевленным предметам свойств живых существ: плачет дождь, воет ветер, спорят колокола.
Аллегория – иносказательное изображение понятия при помощи конкретного, жизненного образа, например, в баснях и сказках: хитрость в образе лисы, коварство – в образе змеи и т.п.
Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов: Ты богат, я очень беден, ты прозаик, я поэт (А.С. Пушкин); Ты живёшь лишь днём. Я – только ночью (О.М. Селицкая).
Оксюморон – соединение двух понятий, противоречащих друг другу, исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, живой труп.
Лексика и фразеология. Лексикография
Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками значения и употреблением в речи (метель, пурга, буран, метелица, вьюга).
Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению.
Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (добрый – злой).
Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению (ароматический – ароматный, исторический – историчный, одеть – надеть).
Плеоназм – многословие, выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова (посмотреть глазами, своя автобиография, отступит назад).
Тавтология – повторение в предложении однокоренных слов: Следует отметить следующие особенности произведения; К недостаткам пособия модно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.
Лексикография – раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.
Орфоэпический словарь содержит слова в их нормативном литературном произношении
Словообразовательный словарь показывает словообразовательную структуру слова
Орфографический словарь содержит слова в их нормативном написании
Этимологический словарь содержит слова с объяснением их происхождения
Фонетика и орфоэпия
Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
Графика. Орфография. Морфемика
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают
Один звук Два звука
После согласного: день, мёд, люк, ряд. в начале слова: ездить, ёжик, юла, яд;
после гласного: каёмка, моют, твоя;
после разделительных Ъ и Ь: подъехать, пьющий, съязвить.
Буквы з и с на конце приставок
В приставках раз-/рас-, без-/бес- перед звонкими согласными на конце приставик пишется з, а перед глухими согласными – буква с.
зв. гл.
Безвкусный; бесписьменный.
Не с различными частями речи
Употребляется ли слово без не?
Да
↓ Нет
слитно
Это глагол или деепричастие?
Нет
↓ Да
раздельно
Есть ли противопоставление с союзом а?
Нет
↓ Да
раздельно
Это полное причастие с зависимыми словами?
Нет
↓ Да
раздельно
Это краткое причастие?
Нет
↓ Да
раздельно
Это существительное, прилагательное или наречие на о/е, которое можно заменить синонимом без не?
Нет
↓ Да
слитно
Это наречие, к которому относятся слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда?
Нет
слитно Да
раздельно
Способы словообразования
Приставочный антиобщественный←общественный; демобилизовать← мобилизовать; дочертить←чертитьСуффиксальный автоматчик←автомат; доброжелательно←доброжелательный; счастливый←счастьеПриставочно-суффиксальный добела← белый; приморский←море; заоблачный←облако; выспаться←спатьСложение теплоход, сельскохозяйственный
Правописание производных предлогов
за счет государства
в течение года
в продолжение месяца
по причине болезни
в целях экономии
со стороны Японии насчет отпуска (= об)
вследствие прогулов (=из-за)
ввиду болезни (=из-за)
Правописание суффиксов –чик и –щик в существительных

6858008318500 развеД учеТ воЗ ЧИК; в остальных случаях -щик
перепиСперебеЖМорфология
Имя существительное
Одушевленные и неодушевленные существительные
Одушевленные существительные Неодушевленные существительные
Кто? Что?
Названия людей и животных Названия неживых предметов, а также предметов растительного мира
А ТАКЖЕ
существительные, обозначающие совокупность лиц, живых существ:
(молодежь, детвора, крестьянство; народ, группа, толпа, полк, взвод, стая, рой и т.д.)
Имя прилагательное
Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться сильнее или слабее (форма, цвет, размер, запах, звук, температура, вкус, вес, общая оценка и т.п.): какой? – круглый, черный, маленький, пахучий, громкий, холодный и т.д.).
Степени сравнения качественных прилагательных
Начальная форма прилагательного Сравнительная степень Превосходная степеньПростая Составная Простая Составная
тяжелый тяжелее более тяжелый тяжелейший Самый (наиболее) тяжелый, тяжелее всех
верный вернее более верный вернейший самый (наиболее) верный, вернее всех
Относительные прилагательные обозначают признак предмета, который не может быть проявляться сильнее или слабее (материал, количество, место, время, назначение т.п.):
какой? – глиняный, двухэтажный, канский, зимний, пассажирский).
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета кому-либо отвечает на вопросы чей? чья? чьё? чьи?: отцов, медвежья, дядины.
Имя числительное
Склонение количественных числительных
И. Восемьсот семьдесят девять чебурашекР. (У) восьмисот семидесяти девяти чебурашекД. (К) восьмистам семидесяти девяти чебурашкамВ. Восемьсот семьдесят девять чебурашекТ. Восемьюстами семьюдесятью девятью чебурашкамиП. (О) восьмистах семидесяти девяти чебурашкахСобирательные числительные – двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Не употребляются с существительными женского рода.
Трое мужчин, мальчиков, медвежат, саней, нас; но: три девочки, женщины, машины.
Местоимение
Определительные местоимения – весь, всякий, всяческий, каждый, сам, самый, иной, любой, другой.
Синтаксис и пунктуация
Способы связи слов в словосочетании
Согласование
(в роде, числе, падеже) Управление Примыкание
Главное и зависимое слово имеют одни и те же признаки падежа, числа и рода Зависимое слово-существительное или местоимение ставится при главном в определенном падеже Зависимое слово - неизменяемое
среднее образование
среднего образования Характеристика (кого?) студента (р.п.)
Возмущаться (чем?) опозданием (тв.п.)
Жить дружно (наречие)
Разговаривал улыбаясь (деепр.)
Односоставное предложение (с одним главным членом)
Со сказуемым:
Определенно-личное
(я, мы, ты, вы) Неопределенно-личное
(оно,они) Безличное
Люблю грозу в начале мая.
За рекой косили.
Оттуда несло запахом свежескошенной травы.
У нас не курят. Светает.
В избе натоплено.
Денег нет.
Мне нездоровится.
Нормы управления
Вернулся из школы, из Москвы.
Согласно графику, плану.
Одеть (кого?) ребенка, малышей, бабушку.
Надеть (на кого? что? ) на голову, на себя, на ноги.
Знаки препинания при обособленных определениях
личн. мест.
прич. об. + я, мы, ты, вы, он, она, они: |Волнуемый воспоминаниями|, я забылся;
опред. слово. + прич. об.: Лес, |окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака|, вставал во всем своем величии.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
[А именно]:
Каждый день мы видели одно и то же: днем снег таял, а к ночи намерзал грязными кучами.
[Что]:
Вдруг слышим: во все горло кричат птицы.
Заранее предупреждаю: удобств не будет.
[Потому что]:
Не спится, няня: здесь так душно!
Павка лег на дрова и уснул: усталость одолела.
[И увидел (заметил, понял, почувствовал) , что…]:
Я оглянулся: к нам приближался автобус.
Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине.
Лингвистика текста
Абзац – часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки.
Диалог – обмен высказываниями двух или нескольких лиц.
Текст – произведение речи, в котором предложения связаны в целое темой и основной мыслью и соединены по смыслу и грамматически.
Предложение – произведение речи (слово или несколько слов), которое служит для сообщения, вопроса или побуждения; имеет грамматическую основу; характеризуется смысловой и интонационной законченностью.
Повествование – события в определенной последовательности.
Описание – признаки предметов, явлений, животных, человека.
Рассуждение – утверждение или отрицание какого-либо факта, явления, понятия [тезис-доказательство-вывод].
Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи), ее содержания и назначения.
Выписка – прямое воспроизведение (копирование) части документа.
Реферат – изложение содержания первичного текста. Отвечает на вопрос: «Какая информация излагается в первоисточнике?»
Тезисы – основные положения доклада, научной статьи.
Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д. Схема цепной связи: 1 ← 2 ← 3 ← 4…
Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным» и т.д.
 
Параллельная  связь  – соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому.

Схема параллельной связи
1866265323851
2 – 3 – 4 – 5
001
2 – 3 – 4 – 5

Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Средства связи предложений в тексте
1. Лексические средства связи:
Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака (Ф.Тютчев).
Однокоренные слова: Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)
Синонимы: В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Антонимы: У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Описательные обороты: Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Грамматические средства связи:
Личные местоимения: А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
Указательные местоимения (такой, тот, этот): Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.): Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н. Толстой)
Союзы (преимущественно сочинительные): Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А. Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н. Толстой)
Частицы.
Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.): Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А. Пушкин)
Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций: Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А. Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И. Шмелёв)
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)
Схемы языкового разбораПорядок фонетического разбора
Разбить слово на слоги, указать количество слогов.
Поставить ударение в слове, указать ударный слог.
Записать фонетическую транскрипцию слова.
Охарактеризовать звуки слова: а) гласные: ударные / безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквой обозначены.
Указать количество звуков и букв.
Порядок морфемного разбора
Определить слово как часть речи.
У изменяемого слова выделить окончание.
Указать основу.
Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни, если слово сложное.
Выделить, если есть, приставки, суффиксы.
Правильность выделения этих морфем доказать подбором других слов с такими же морфемами.
Порядок словообразовательного разбора
Поставить анализируемое слово в начальную форму.Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу.
Указать словообразующую морфему.
Указать способ словообразования.
Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (прежде всего чередование гласных и согласных).
Порядок морфологического разбора
Имя существительное
1. Начальная форма.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные:
– собственное / нарицательное,
– конкретное / абстрактное / вещественное / собирательное,
– род,
– число (для тех существительных, для которых этот признак постоянный),
– одушевлённость,
– склонение;
б) непостоянные:
– число (для изменяющихся по числам),
– падеж.
3. Синтаксическая роль в предложении.
Имя прилагательное
1. Начальная форма.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные:
– разряд по значению,
– степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный),
– полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
б) непостоянные:
– степень сравнения (для качественных, у которых этот признак непостоянный),
– полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак непостоянный),
– род (в ед. числе),
– число,
– падеж (для полных).
3. Синтаксическая роль в предложении.
Имя числительное
1. Начальная форма.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные:
– разряд по значению: количественное, целое / дробное / собирательное; порядковое;
– простое / составное;
б) непостоянные:
– падеж;
Для порядковых: число, род.
3. Синтаксическая роль в предложении.
Местоимение
1. Начальная форма.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные:
– разряд по значению;
– особенности склонения;
б) непостоянные признаки:
– падеж;
– род;
– число.
3. Синтаксическая функция.
Наречие
1. Неизменяемое слово.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные:
– знаменательное/местоименное;
– разряд по значению: определительное (образа действия, меры и степени) / обстоятельственное (места, времени, цели, причины),
– степень сравнения (для качественных на -о/-е, для которых этот признак является постоянным),
– неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения),
б) непостоянные:
– степень сравнения (для качественных на -о/-е с непостоянным признаком степеней сравнения).
3. Синтаксическая роль в предложении.
Глагол
Разбор формы инфинитива производится по следующей схеме:
1. Начальная форма.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные:
– переходность,
– возвратность,
– вид,
– спряжение,
б) непостоянные:
– в форме инфинитива.
3. Синтаксическая роль в предложении.
Разбор спрягаемых форм глагола производится по такой схеме:
1. Начальная форма.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные:
– переходность,
– возвратность,
– вид,
– спряжение,
б) непостоянные:
– наклонение (изъявительное, условное, повелительное),
– время (в изъявительном наклонении),
– лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении),
– род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения),
– число.
3. Синтаксическая роль в предложении.
Причастие
1. Причастие. Начальная форма – инфинитив.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные:
– вид,
– возвратность,
– действительное / страдательное,
– время;
б) непостоянные:
– полное / краткое (только для страдательных),
– род (в ед. числе),
– число,
– падеж (для полных форм).
3. Синтаксическая роль в предложении.
Деепричастие
1. Глагол. Начальная форма – инфинитив.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные:
– переходность,
– возвратность,
– вид,
– спряжение;
б) непостоянные признаки: в форме деепричастия.
3. Синтаксическая роль в предложении.
Предлог
1. Предлог.
2. Грамматические признаки:
– неизменяемый,
– непроизводный / производный,
– простой / составной,
– с чем употреблён.
Союз
1. Союз.
2. Постоянные признаки:
– неизменяемый,
– разряд по значению,
– простой / составной,
– что соединяет.
Частица
1. Частица.
2. Грамматические признаки:
– неизменяемая,
– разряд по значению.
Порядок синтаксического разбора
Словосочетание
Выделить словосочетание из предложения.
Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.
Указать грамматическое значение словосочетания.
Простое предложение
Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); если предложение восклицательное, отметить это.
Найти грамматическую основу предложения и установить, то оно простое.
Рассказать о строении предложения:
а) двусоставное или односоставное; если односоставное – какого типа (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное);
б) нераспространенное или распространенное;
полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен).
Отметить, если предложение осложнено однокоренными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.
Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее – второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем – в состав сказуемого).
Объяснить расстановку знаков препинания.
Сказуемое
Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным).
Указать, чем выражено сказуемое:
а) простое – какой формой глагола;
б) составное глагольное – из чего состоит;
в) составное именное – какая употреблена связка, чем выражена именная часть.
Предложение с однородными членами
В п.5 разбора простого предложения указать, какие это однородные члены и как они связаны между собой (только при помощи интонации или при помощи интонации и союзов).
Предложение с обособленными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, каким членом предложения является весь оборот; затем как члены предложения разобрать слова, входящие в него.
Предложение с прямой речью
Указать, что это предложение с прямой речью. Назвать слова автора и прямую речь. Разобрать их. Объяснить расстановку знаков препинания. Начертить схему.
Сложносочиненное предложение
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).
Объяснить расстановку знаков препинания.
Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.
Сложноподчиненное предложение с одним придаточным
1,2. См. разбор сложносочиненного предложения.
Указать главное и придаточное предложения.
Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.
Объяснить расстановку знаков препинания.
Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
1,2. См. разбор сложносочиненного предложения.
3.Указать главное и придаточное предложения.
Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинация этих видов).
5,6. См. разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Бессоюзное сложное предложение
1,2. См. разбор сложносочиненного предложения.
Определить, из скольких простых предложений состоит, каковы смысловые отношения между ними (одновременность, последовательность, противопоставление, причина и следствие, дополнение, пояснение и т.д).
4,5. См. разбор сложносочиненного предложения.
Сложное предложение с разными видами связи
1,2. См. разбор сложносочиненного предложения.
3. Установить, что это сложное предложение с разными видами связи (союзной сочинительной и подчинительной, союзной сочинительной и бессоюзной, бессоюзной и союзной подчинительной и т.д.).
Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в сложном.
5,6. См. разбор сложносочиненного предложения (п. 4,5).Словарные минимумыСловарный минимум (правильное значение)
Абонемент, абонент, авансирование, администрирование, ажиотаж, акционер, акция, алгоритм, альтернатива, альянс, амбиция, аналог, анестезия, антология, аннулировать, антагонизм, апелляция, апофеоз, арбитраж, аудит, афера, баллотироваться, бартер, беспрецедентный, брифинг, брокер, вердикт, виртуальный, гипотеза, глобальный, грант, дебатировать, дебитор, декларация, демпинг, депозит, депортация, дефолт, дивиденд, дилемма, дилер, диссидент, дистрибьютор, дифирамб, идентичный, иерархия, имидж, импорт, инвестиции, инвестор, инновация, интервенция, интерпретация, инцидент, инфляция, кампания, катаклизм, каталог, квота, кодекс, компрометировать, коммюнике, конверсия, консенсус, консорциум, контекст, корифей, корпорация, корректный, кортеж, корысть, креативный, кредо, криминальный, кулуары, легализовать, легитимный, лейтмотив, люмпен, манускрипт, маркетинг, масс-медиа, менеджер, менеджмент, менталитет, меркантильный, миротворческий, мониторинг, мораторий, некролог, ноу-хау, обаяние, олигархия, оппозиция, оптимальный, оферта, офис, панацея, панегирик, параметр, пасквиль, патент, периферия, перманентный, прайс-лист, преемник, презентация, прерогатива, претензия, прецедент, приватизация, приоритет, протекционизм, раритет, ратификация, рейтинг, рекламация, репрессия, рецидив, саммит, санкция, сертификат, скрупулезный, спонтанный, стагнация, статус, стресс, суверенитет, тезис, тенденция, термин, толерантность, трафик, феномен, фиаско, форс-мажорный, форум, фракция, харизма, ходатайство, шедевр, экстремизм, электорат, элита, эскорт.
Словарик паронимов
Абонемент
Документ, предоставляющий право на пользование чем-либо Абонент
Лицо, пользующееся абонементом, а также клиент АТС
Адресат
Тот, кому предназначается сообщение Адресант
Тот, кто отправляет сообщение
Быт
Жизненный уклад, повседневная жизнь Бытие
Совокупность условий материальной жизни общества
Гарантийный
Относящийся к гарантии, содержащий гарантию Гарантированный
Поддержанный законом, обеспеченный
Гигиенический
Относящийся к гигиене, основанный на гигиене Гигиеничный
Удовлетворяющий правилам гигиены
Гипотеза
Научное предположение, достоверность которого еще не доказана опытным путем Гипотетичность
Предположительность
Главный
Самый важный, существенный Заглавный
Относящийся к заглавию
Гуманизм
Отношение к людям, проникнутое любовью к человеку Гуманность
Мягкое, доброе отношение к кому-либо, человечность
Двуликий
Имеющий два лица, заключающий в себе два противоречивых начала Двуличный
Лицемерный, неискренний
Действенный
Способный активно действовать, эффективный Действительный
Существующий на самом деле, реальный
Деловитый
Толковый, умелый, предприимчивый Деловой
Связанный с делом, работой
Инженерный
Технический, связанный с деятельностью инженера Инженерский
Относящийся к инженеру или свойственный ему
Личностный
Относящийся к личности, индивидуальности Личный
Принадлежащий данному лицу
Методический
Относящийся к методике как совокупности методов, приемов Методологический
Относящийся к методологии как учению о методе научного исследования
Надеть
Натянуть, надвинуть (одежду, обувь) Одеть
Облечь кого-либо в какую-либо одежду
Националистический
Основанный на идеях национальной обособленности и исключительности своей нации, недоверии к другим нациям Национальный
Относящийся к нации, связанный с интересами нации
Невежа
Грубый, невоспитанный человек Невежда
Необразованный, несведущий человек
Недостаток
Отсутствие кого-чего-либо в достаточном количестве Недостаточность
Неспособность удовлетворить потребность. Нужду в чем-либо
Нестерпимый
Такой, который невозможно стерпеть Нетерпимый
Такой, который нельзя терпеть, с которым нельзя мириться
Обосновать
Подкрепить доказательствами, привести убедительные доводы в пользу чего-либо Основать
Положить начало чему-либо, создать
Обсудить
Всесторонне рассмотреть, обдумать, оценить, делясь своими соображениями в пользу чего-либо Осудить
Признав виновным, вынести приговор
Освоить
Научиться пользоваться Усвоить
Сделать привычным для себя что-либо новое, перенять у кого-либо, понять. запомнить
Поступок
Действие Проступок
Поступок, нарушающий обычный, признанный обязательным порядок
Почтенный
Достойный почтения, уважения Почтительный
Оказывающий почтение, относящийся с почтением
Практический
Относящийся к практике Практичный
Хорошо разбирающийся в жизненных делах; выгодный
Предоставить
Дать возможность обладать, распоряжаться чем-либо Представить
Дать, вручить для ознакомления, осведомления; познакомить, предложить
Реалистический
Учитывающий условия жизни, действительности Реальный
Существующий на самом деле, действительный, подлинный
Рекомендательный
Содержащий в себе рекомендации Рекомендованный
Снабженный рекомендацией, имеющий о себе благоприятный отзыв
Снискать
Найти, добыть, прилагая усилия, старания Сыскать
Найти, обнаружить, отыскать
Типичный
Часто встречающийся, характерный, обычный для кого-чего-либо Типовой
Являющийся образцом, моделью для чего-либо, сделанный по определенному образцу
Требование
Обращение с просьбой сделать что-либо в категорической форме Требовательность
Строгость, взыскательность, настойчивость
Факт
Истинное, действительное событие; реальность, действительность Фактор
Причина, необходимое условие какого-либо процесса, явления
Человеческий
Относящийся к человеку Человечный
Внимательный, отзывчивый, гуманный
Экономический
Относящийся к экономике Экономичный
Дающий возможность что-либо сэкономить, выгодный в хозяйственном отношении Экономный
Бережливый
Эффективность
Действенность, результативность Эффектность
Способность производить впечатление своим видом или действием
Эффективный
Приводящий к нужным результатам Эффектный
Производящий сильное впечатление, эффект
Явный
Не скрываемый, совершенно очевидный, несомненный Явственный
Хорошо различающий зрением, слухом, обонянием; ясный
А
августОвский
агЕнталкогОльалфавИтапартамЕнтыаргумЕнтарЕстаэропОрты, им.п. мн.ч.
Б
балОванный, прич.
баловАть, балУясь
бАнты, им.п.мн.чбОроду, вин.п.ед.ч.
боЯзньбралА, бралАсьбухгАлтеров, род.п. мн.нВ
введЁнныйвернАвЕрованиевероисповЕданиевзялА, взялАсьвключЁн, включЁнныйвключИм, включИтвключИшь
влилАсьвОвремяворвалАсьвоспринЯть,воспринялАвоссоздалАвручИтГ
гЕнезисгналАгналАсьграждАнствоД
давнИшний
дефИсдиалОгдиспансЕрдобелАдобралА, добралАсьдобЫчадовезЁнныйдОверхудоговОр, договОрыдоговорЁнностьдождалАсьдозвонИтся, дозвонЯтся
дозИроватьдокраснА
докумЕнтдонЕльзядОнизудосУгдОсухадремОтаЕ
еретИкЖ
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалАжилОсьЗ
завИднозАгнутыйзАгодяэаИндеветьзакУпорить, закУпоривзАнял, занялА, зАнялозанятА, зАнятыйзапертА
зАсветлозаселЁнзАтемнозвалАзвонИм, звонИт, звонИшьзимОвщикзнАчимость, знАчимыйИ
избаловАть, избалОванныйизобретЕниеИксы
импЕрскийинАчеиндустрИяинстИнктинструмЕнтинцидент
исключИтисповЕданиеИсподволь
Исстари
исчЕрпатьК
каталОгквартАлкиломЕтрклАлаклЕитькомбайнЁркормЯщийкорЫстькрАласькрАныкрасИвее, красИвейшийкремЕнькренИтсякровоточАщийкровоточИтькУхонныйЛ
лгалАлЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
лилА, лилАсьловкАМ
манЁврмастерскИмЕстностей род.п. мн.чмизЕрныймозаИчныймолодЁжьмолЯщиймонолОгмусоропровОдмышлЕниеН
навЕрхнавралАнаделИтнадОлгонадорвалАсьнажИвший, нажитАназвалАсьнакренИтналилА, налИвший, налитАнамЕрениенанЯвшийсянарвалАнарОстнасорИтнАчал, началА, нАчалиначАв,начАвший,
начАвшисьначАть , нАчатыйнЕдругнедУгнекролОгнЕнавистьненадОлгонизведЁннОвости,новостЕй
нОгтя, род.п ед.ч.
О
обеспЕчениеобзвонИтоблегчИть, облегчИтоблилАсьобнялАсьобогналАободралАободрИть, ободрЁнныйободрЁн, ободренА
П
партЕр
перезвонИтперелилАплодоносИть повторЁнныйподелЁнныйподнЯвпозвалАпозвонИт, позвонИшьполилАположИл
положИтьпонЯвпонЯвшийпОнял,
понялА
портфЕльпОручнипослАлапремИроватьпрецедЕнтприбЫвпрИбыл, прибылА
прИбылоприговОрпридАноепризЫвпрИнял, прИнялипринУдитьприобретЕниеприручЁнныйпрожИвшийпрозорлИва
процЕнтпсевдонИмР
развитОйрАзвитыйрвалАрассредотОчениеС
свЁкласимметрИясирОтыслИвовый
снялА, снятАсОгнутыйсоздалА, созданАсозЫвсорИтсосредотОчениесрЕдства,им.п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуястолЯрсозЫвТ
тамОжнятОрты, тОртовтОтчасУ
убралАубыстрИтьуглубИтьукраИнецукрепИтупомянуть
усугубить
Ф
фенОменХ
хвОяходАтайствоватьхозЯеваЦ
цемЕнтцЕнтнерцепОчкаЧ
чЕрпатьШ
шАрфышофЁрЩ
щавЕльщемИтщЁлкатьЭ
экспЕртОрфоэпический минимум
Произносится мягкий согласный Произносится твердый согласный
академия
бассейн
берет
бежевый
брюнет
вексель
вензель
дебют
девиз
декламация
декларация
декорация
демобилизация
депеша
инцидент
комплимент
компетентный
корректный
музей
патент
паштет
Одесса
тенор
термин
фанера
шинель
адепт
ателье,
бижутерия
бизнес
бутерброд
вестерн
вундеркинд
галифе
гантель
гротеск
декольте
дельта
денди
дерби
детектив
де-факто
де-юре
диспансер
идентичный
интернат
карате
каре
кафе
кашне
кодекс
компьютер
кортеж
коттедж
кронштейн
миллиардер
модель
модерн
морзеотель
партер
пастель
патетика
полонез
портмоне
поэтесса
резюме
рейтинг
реноме
супермен
темп
Шопе[э]н, Вольте[э]р
Орфографический минимум (правильное написание)
Аббревиатура, абонемент, агрессия, аккомпанемент, аккумулятор, аккуратный, аннотация, аннулировать, алюминиевый, аплодисменты, аппарат, аппендицит, ассортимент, ассоциация, аттестат, аттракцион, балюстрада, банальный, бандероль, безвозмездный, безработица, бетон, брошюра, бюллетень, вакантный, ветеран, взимать, винегрет, витрина, военачальник, волеизъявление, впечатление, галерея, галлюцинация, генеалогия, гиацинт, гладиатор, деградация, дезертир, дендрарий, депрессия, дефект, дефицит, диапазон, дилетант, дискредитировать, дискриминация, директива, доверенность, жюри, заведующий, здравствовать, игнорировать, иждивенец, избиратель, иллюзия, иллюстрация, имитация, иммунитет, импровизация, инициалы, инициатива, инкриминировать, интеллектуальный, интеллигент, интервью, инцидент, искусный, искусственный, искусство, кавказский, каравелла, карикатура, кассета, катастрофа, классификация, коллега, колония, колоннада, колорит, колоссальный, комментарий, коммерческий, коммуникация, компетенция, компромисс, конгресс, контингент, конфронтация, конъюнктура, корректность, коррупция, кристалл, кроссворд, легитимный, лицемерный, лицензия, мемориал, миллиметр, мировоззрение, мультипликация, налогоплательщик, нейтралитет, непререкаемый, номенклатура, нумерация, обитатель, объявление, объяснение, оккупант, оппонент, ординарный, павильон, палисадник, патент, патология, периферия, перрон, плантация, плюрализм, престиж, претендент, претенциозный, префектура, прецедент, привилегия, приоритет, псевдоним, резолюция, референдум, сертификат, теннис, терраса, тротуар, феноменальный, фурор, ходатайство, экзаменатор, экспрессия, экстравагантный, элегия, энтузиазм
Чередующиеся гласные в корне
соберут – собирать
сдерут – сдирать
замереть – замирать
отпереть – отпирать
подстелить – подстилать
стереть – стирать
блестеть – блистать
выжечь – выжигать
вычет – вычитать
коснуться – прикасаться
загар – загорелый
зори – заря
вырасти – выращивать, росли (искл. отрасль, росток, ростовщик)
промокаемый – обмакнуть
равнина – подровнять
творец – утварь
положить – полагать
наклонить – кланяться
пловец – плавать
Рекомендуемые учебные издания, Интернет-ресурсы
Основные источники:
1. Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Флинта, 2011г. 2. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Феникс; Ростов-на-Дону, 2011 г.
3. Петрякова А.Г., Бердникова Е.Г. Тесты по культуре речи. Флинта, 2011 г.
4. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. Под. ред. Е. Ганапольской, А. Хохлова. Питер, 2011 г.
5. WWW Knigafund.ru.
Дополнительные источники:
1. Алгазина Н.Н. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой. – М., 2001 г.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М., 2002 г.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2010 г.
4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактический материал к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». – М., 2010 г.
5. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культуре речи. – Спб., «Союз», 2001 г.
6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2002 г.
7. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль речи. – М., 1997 г.
8. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов. – М., 2002 г.
9. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. – М., 1996 г.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка (любое издание).
11. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983 г.
12. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы (любое издание).
13. Рогожникова Р.П., Канарская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. – М., 1996 г.
14. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: 10 – 11 классы. – М., 1996 г.
15. Чернец Л.Б. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М., 2001 г.
16. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 1997 г.
17. Школьный словарь иностранных слов. /Под ред. Иванова В.В./ - М., 2002 г.