Психологическое занятие аутогенная тренировка







Аутогенная
тренировка


































Содержание
Введение
Сущность аутогенной тренировки.
Методика аутогенной тренировки.
Заключение
Приложение. Программа освоение методики аутогенной тренировки в рамках дисциплины «Психология саморегуляции».
Список литературы























Введение
Аутогенная тренировка (АТ) – это особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления. Термин «аутогенная тренировка» (аутотренинг) предложил в 1932 г. немецкий психотерапевт И.Г. Шульц, которому и принадлежит детальная разработка классического варианта данного метода. Широкое внедрение АТ в практику началось в 50-х гг. – прежде всего для лечения неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний. С конца 60-х гг. метод широко используется не только в психотерапевтической практике, но и как психологической профилактики. АТ помогает снять избыточную нервно-мышечную напряженность, волнение, проявления неврозов и вегетососудистой дистании, помогает устранить вялость, раздражительность, некоторые неприятные ощущения, позволяет в известных пределах управлять настроением, мобилизировать все физические и духовные силы на достижение поставленной цели. Помимо этого АТ попросту помогает уснуть в любое время суток для кратковременного эффективного отдыха, уменьшить потребность в ночном сне.
Освоить АТ может практически каждый, но более легко он дается тем, кто способен вызывать в сознании яркие живые образы. Необходимо. Однако, иметь в виду, что овладение основами АТ требует систематических занятий в течении нескольких месяцев, поэтому тех, кто рассчитывает самостоятельно достичь заметного прогресса за пару недель с помощью какого – нибудь популярного руководства, ждет разочарование. В период освоения рекомендуется заниматься трижды в день – 10 минут утром, только что, проснувшись, 5 минут днем и 10 минут перед сном, лежа в постели.
Предлагает последовательно овладеть формулами самовнушения. Чтобы внушаемое ощущение действительно возникло, необходимо все внимание сосредоточить на соответствующей части тела. Важно, чтобы формулы не произносились бессмысленно, автоматически или как грубый приказ телу. Надо стараться ярко, образно представлять себе то, что должно ощущаться. Формулы стоит произносить на выдохе.


Сущность аутогенной тренировки
Методика аутогенной тренировки.
Цель занятия:
Знать – сущность, физические и психологические аспекты аутогенной тренировки, методику реализации, показания и противопоказания к ее проведению.
Уметь – методически правильно выполнить упражнения низшей ступени аутогенной тренировки.
АТ – это метод психогигиены, основанный на максимальном мышечном расслаблении (релаксации), сочетающийся с самовнушением.
АТ – это система психологического воздействия на самого себя. С помощью специальных упражнений (фраз самовнушения), человек может регулировать свое эмоциональное состояние, быстрее восстанавливать работоспособность при физическом и нервном утомлении, улучшать сон. Ученые рассматривают АТ как систему тренировки процессов возбуждения и торможения, приводящую к их уравновешению, а также повышению адаптационных способностей организма, улучшению функций памяти, внимания, мышления.
Физические аспекты аутогенной тренировки:
- выработка умения регулировать тонус поперечно – полосатой и гладкой мускулатуры туловища, конечностей и органов для полного или дифференцированного мышечного расслабления или повышения тонуса отдельных мышц.
- приобретение навыка ритмичного дыхания за счет мысленной регуляции фаз вдоха и выдоха.
- овладение навыками медленного, поверхностного дыхания, а также физического дифференцированного ощущения частей своего тела и органов.
АТ – это процесс самовнушения, основным методом которого является слово, обращенное к самому себе; слово, направленное на саморегуляцию непроизвольных функций организма. В тоже время известно, что двигательный аппарат человека регулируют почти половина клеток головного мозга. В силу этого при самовнушении для расслабления мускулатуры клетки мозга посылают в мышечную систему соответствующие импульсы. В качестве обратной связи от расслабленных мышц в мозг поступают слабые минимальные сигналы, что действует успокаивающе на человека.
К психическим аспектам АТ В.А. Епифанов относит:
- воспитание у человека навыков «обратных представлений»;
- аутогенная медитация (размышление, созерцание), аутогенное погружение;
- выработка навыка мобилизации психофизиологического состояния.
Поэтому, овладев навыками АТ, человек сможет сознательно управлять своей психикой: где нужно – возбуждаться, а где – оставаться хладнокровным и невозмутимым.

Методика аутогенной тренировки
Общие положения.
Активное целенаправленно самовнушение – основная часть АТ. Словесные формы самовнушения должны быть индивидуализированы, произноситься повелительным тонам от первого лица единственного числа настоящего времени и без частицы «не». Например, нужно внушать себе «я здоров» вместо «я не болен»; «я спокоен» вместо «я не волнуюсь». Словесные формулы – фразы должны произноситься в определенной последовательности:
- вначале произносятся фразы, вызывающие общее спокойствие, отдых, релаксацию;
- затем – специальные фразы или формулы, применяемые для целенаправленного психотерапевтического воздействия;
- в конце – тонизирующие, мобилизующие формулы, направленные на снятие расслабления.
В основе методики регуляции мышечного тонуса лежит метод прогрессирующей релаксации Е. Джейкобсона. Выявлено, что каждому типу эмоционального реагирования соответствует повышенное напряжение определенной группе мышц. Например, состояние пониженного настроения соответствует напряжению мышц дыхательной системы, состояние страха – напряжению мышц органов артикуляции, фонации, мимических мышц. Поэтому, учитывая прямую и обратную связь между эмоциональным состоянием и соответствующими группами мышц, реально снимать или уменьшать усталость, нервно-эмоциональное перенапряжение, расслаблять мышцы и, тем самым, изменять в нужном направлении свое психологическое состояние.
Классическая методика АТ, предложенная немецким психиатром Г. Шульцем (1932), состоит из двух ступеней: низшей, включающей 6 упражнений и высшей, включающей 7 упражнений.
Сначала осваивают низшую ступень – методику мотивированного воздействия человека на самого себя при помощи формул самовнушения, с целью достижения физического оздоровления с помощью регуляции своих процессов (частоты сердцебиения, частоты и глубины дыхания, температуры тела и др.).
Весь курс обучения АТ состоит из 3 этапов:
Вводный – ознакомительная и разъяснительная беседа.
Первый – обучение приемам аутогенной тренировки.
Второй – приспособление полученного опыта к специфическим целям.
Обучение приемам АТ рекомендуется начать с освоения физиологических основ мышечного расслабления, базирующийся на формировании субъективных ощущений тяжести и тепла. При этом установка на ощущение тяжести связана с расслаблением мышц, тепла – с расширением кровеносных сосудов.
Структура и содержание занятий.
Каждое занятие рекомендуется строить по следующему плану:
Принятие правильной позы.
Смыкание век.
Достижение чувства успокоения и расслабления.
Выработка определенного ощущения, например, чувства «тяжести».
Правильный выход из дремоты.
Принятие правильной позы. Перед занятием следует расстегнуть воротник, галстук, пояс, тесную обувь расслабить или снять. Рекомендуются следующие три позы для выполнения АТ.
Лежа на спине. Принимается удобная свободная поза лежа на спине (лучше лежать на чем – либо твердом или полумягком), голова лежит на подушке, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз и слегка согнуты в локтях. Ноги вытянуты и раздвинуты на ширину плеч, носки стоп обращены кнаружи. Положение полулежа. Сидя в кресле. Откинувшись на спину, руки на подлокотниках. Положение сидя на стуле в позе «кучера на дрожках», не опираясь на стенку. Ноги, строящие на полной ступне, выдвинуть вперед так, чтобы колени образовали угол 120-140 градусов. Локти положить на колени, кисти рук свободно свисают вниз. Голова слегка опущена. Спина вытянута таким образом, что опущенные плечи оказываются по вертикали над тазобедренным суставом. Глаза полуприкрыты.
Смыкание век. Выполняют после принятия правильной позы. При этом не следует производить преднамеренных движений глазного яблока – взгляд вверх и т.д. Смысл этого действия заключается в выключении оптического раздражения, чтобы во время следующего упражнения – достижение успокоения – можно было, при необходимости, использовать проецирование в темноте.
Достижение успокоения и расслабления. Занятие начинается с общего расслабления. Для его достижения рекомендуется, после принятия позы и смыкания глаз, сделать глубокий вдох и длинный замедленный выдох. Повторить это действие несколько раз. Затем выполнить вдох средней глубины и мысленно произнести слов «я», а на замедленном выдохе, так же мысленно, - более длинное слово «расслабляюсь». При этом для лучшего ощущения расслабления следует напрячь мышцы на вдохе, а на выдохе – расслабить их. Затем следует замедленно произнести: «Мое внимание на моем лице». Надо мысленно увидеть свое лицо, если это не получается, то можно воспользоваться зеркалом: посмотреть в зеркало, а затем закрыть глаза и снова мысленно увидеть свое лицо.
Далее мысленно нужно проговорить по 6-8 раз следующие формулы:
- расслабляются мышцы лба;
- расслабляются мышцы глаз;
- расслабляются щеки;
- расслабляются крылья носа;
- губы и зубы разжаты;
- челюсть слегка опущена;
- язык расслаблен;
- расслабляются мышцы затылка;
- расслабляются мышцы шеи.
После этого приступают к расслаблению тела, повторяя по 3-4 раза следующие формулы:
- плечи опущены и расслаблены;
- локти расслаблены;
- кисти, как плети, лежат на коленях и давят на них;
- мой таз свободно давит на стул (кресло);
- мои голени расслаблены;
- мои ступни расслаблены.
После достижения расслабления всего тела приступают к выполнению 6 упражнений низшей ступени АТ.
Методика выполнения упражнений низшей степени.
Рекомендуется, приступая к занятиям, думать только об успехе обучения, а сомнения выбрать из головы. Лучшим временем для АТ считается утро (сразу после пробуждения) и вечер (перед сном). Обязательное условие – систематичность занятий: 2-3 раза в день. Выполнить упражнения рекомендуется в слегка затемненном помещении, избегания шумовых раздражений. Мешают занятиям концентрация внимания и переполненный желудок, возбуждающие напитки (кофе и др.).
Сначала осваивают низшую ступень АТ, целью которой является достижение физического оздоровления с помощью регуляции своих вегетативных процессов (частоты сердцебиения, частоты и глубины дыхания, температуру тела и т.д.).
Каждое из 6 упражнений низшей степени имеет свое название, указывающее на основную цель упражнения.
Первое упражн
·ение «Тяжесть».
Вызывает ощущение тяжести и в конце выполнения упражнения, снижающее мышечное напряжение.
Фразы самовнушения: мысленно повторить 5-6 раз формулы:
- моя правая (левая) рука (нога) расслабляется и становится тяжелой.
- моя правая (левая) рука (нога) становится тяжелее и тяжелее.
- моя правая (левая) рука (нога) совсем тяжелая.
- я совершенно спокоен (1 раз).
При этом рекомендуется вспомнить ощущение тяжести в руке, которое когда-либо было при поднятии, например, тяжелой гантели. Чем сильнее будет ощущение тяжести, тем эффективнее окажут свое воздействие произносимые формы.
Произносят формулы, нужно в течение 2-3 мин настойчиво ждать ощущения тяжести, которая как бы сваливается с плеча в кисть (стопу) правой (левой) руки (ноги).
Правильный выход из аутогенного состояния.
Первое занятие АТ заканчивается выработкой ощущения мышечной тяжести. По существу, человек (в том числе и физическая часть его «я») находится в состоянии самогипноза. Поэтому необходимо осуществлять правильный выход их аутогенного погружения, который рекомендуется выполнять в три этапа:
Первый этап. Через несколько минут три раза мысленно произнести: «Тяжесть из рук уходит», три раза согнуть и разогнуть отяжелевшую руку (ногу) в локте (в колене).
Второй этап. Произнести глубокого полный выдох.
Третий этап. Только после глубокого полного входа открыть глаза.
Последовательность действий при выходе из дремоты нужно соблюдать точно и строго. Это неотъемлемая часть аутотренинга.
Затем необходимо дать себе 2-3 мин отдыха и после полного расслабления еще раз повторить упражнение.
Таким образом рекомендуется тренироваться два дня. На третий, четвертый и пятый дни точно также отрабатывать:
«тяжесть» в левой руке (ноге);
«тяжесть» в правой руке (ноге);
«тяжесть» в обеих руках и ногах.
Все упражнения «тяжести» рекомендуется отрабатывать в течении пяти дней.
В выше указанной методической последовательности выполняется каждое из шести упражнений низшей ступени.
Все упражнения изучаются последовательно, на освоение каждого уходит около 1-2 недель. Только овладев одним упражнением, можно переходить к с следующему, а затем осваивать их комплексе. Рекомендуется, приступая к занятиям, думать только об успехе обучения, а сомнения выбросить из головы. Обязательное условие – систематичность занятий: 2-3 раза в день по 10-15 мин, перерывы на 2-3 дня и больше не рекомендуются.
Второе упражнение – «тепло».
Углубляется расслабление, приводит к тормозной фазе или легкой дремоте. Все начинается с самого начала: дыхание, поза, смыкание век, общее расслабление лица и тела. Мысленное повторение формул предыдущего упражнения «тяжесть». Затем по 5-6 раз – формулы «тепла» (например, для правой руки):
- моя правя рука расслабляется и теплеет.
- моя правая рука становится все теплее и теплее.
- правая рука совсем теплая.
- я совсем спокоен (1 раз).
В течение 2-3 мин настойчиво вспоминать ощущение теплоты (например, прикосновение к радиатору парового отопления). Затем 3 раза мысленно произнести «Тепло и тяжесть из рук уходят». Три раза согнуть руку в локте и открыть глаза. Отдохнуть 2-3 мин и повторить все сначала.
Таким же способом тренировать:
«тепло» в левой руке;
«тепло» в обеих;
«тепло» в обеих руках и ногах;
«тепло» во всем теле.
На каждый элемент упражнения уходит 1-2 дня, а на все упражнения – 5 – 6 дней.
Следует иметь в виду, что в первые 3-4 для возможны ощущения тяжести в руках (ногах, теле). Не нужно волноваться. Через какое-то время все приходит в норму. Для этого рекомендуется проговаривать: «тяжесть уходит, мышцы крепнут, я чувствую легкость в теле».
Из шести упражнений низшей ступени первое и второе считают основными. Только их освоение позволяет научиться управлять собой. Фразы (формулы) самовнушения этих двух упражнений при необходимости позволяют человеку вызывать сон, контролировать свои нервы (оставаться всегда спокойным), подавлять отдельные ощущения, неконтролируемые обычным путем, например – боль. Усвоив формулы тяжести «тяжести» и «тепла», возможно использовать их для мобилизации своих физических и духовных сил.
Третье упражнение – «сердце».
Помогает нормализовать работу сердца. Доказана возможность частичного и полного устранения неприятных ощущений в области сердца. Однако, это упражнение лучше применять после консультации и под контролем врача. Упражнение также применяется с лечебной целью.
Начинать упражнение следует по вышеизложенной схеме: дыхание, поза, смыкание век, общее расслабление лица и тела. Далее повторить предыдущие упражнения «тяжесть» и «тепло» (1-2 раза).
Для выполнения третьего упражнения предлагаются следующие фразы самовнушения (мысленно проговорить 5-6 раз):
- моя грудь теплая.
- сердце бьется ровно и спокойно.
- я совершенно спокоен (1 раз).
Упражнение целесообразно повторить еще раз и закончить по схеме предыдущих занятий. Для овладения этим упражнением полностью требуется 5 -6 дней по 15 – 20 мин в день.
Четвертое упражнение – «дыхание».
Упражнение позволяет произвольно менять ритм дыхания, способствует устранению расстройств дыхания, улучшает насыщение легких кислородом, действует общеоздоровляюще. Выполняется оно только после освоения умения расслабления мышц и 1-3 упражнений.
Пятое упражнение – «тепло в области солнечного сплетения».
Выполняется с целью вызывания чувства тепла и покоя в области солнечного сплетения и в брюшной полости. В области солнечного сплетения находится нервный пучок, связанный с многими внутренними органами. При удачном выполнении упражнения возникает ощущение тепла в брюшной полости, аналогичное ощущениям после принятия теплой ванны.
Начало и конец упражнения стандартны. Упражнение состоит из следующих формул самовнушения, проговариваемых мысленно по 5-6 раз:
- мой живот становится мягким и теплым.
- мое солнечное сплетение излучает тепло.
- живот прогрет приятным глубинным теплом.
- я совершенно спокоен (1 раз).
В целях облегчения освоения упражнения применяется следующий вспомогательный прием. Например, проглотить слюну и представить, как вместе с глотком по пищеводу и брюшной полости постепенно распространяется ощущение тепла.
Шести упражнение – «прохлада в области лба».
Помогает устранить или ослабить головную боль сосудистого характера, активизирует умственную деятельность.
Ощущение прохлады в области лба и висков возможно вызвать, если представить себе холодный компресс на лбу прохладный ветерок, овевающий лоб и виски.
Занятие также начинается с выполнения рекомендующего плана и повторения предыдущих упражнений. Далее – 5-6 раз произносится следующие фразы (формулы) самовнушения:
- мой лоб приятно прохладен.
- голова ясная.
- я совершенно спокоен.
АТ имеет возрастные границы. Этот метод малоэффективен для детей до 12 лет из-за недостаточно осознанного и критического отношения к собственной личности. А лицам пожилого и старческого возраста труднее овладеть упражнениями, связанными с расслаблением мышц из-за возрастного снижения тонуса поперечно-полосатой мускулатуры.
Во время АТ не следует обращать внимания на грезоподобные состояния, так называемые «аутогенные разряды» - посторонние голоса, зрительные представления, шум или звон в ушах, ощущения похолодания конечностей, головокружение, неприятные ощущения во рту, мышечные и дыхательные спазмы, тяжесть в желудке, подташнивание, а также противоположная реакция и т.п. «Аутогенные разряды» не представляют опасности и проходят при регулярных занятиях, и все же, по возможности, их следует ликвидировать (проглотить комок слюны, сменить позу и т.д.).
По истечению 8 месяцев тренировок упражнения лучше выполнять в условиях – яркий свет, громкий разговор, включенные радио или телевизор. В этот период занимающийся должен научится сосредотачиваться на определенном ощущении в течение 30-60 мин.
Только после этого целесообразно переходить к упражнениям высшей ступени, целью которых является овладение психологическими процессами, затрагивающими глубины подсознательного мышления, создание необходимого эмоционального фона. На овладение высшей ступенью АТ уходит около года.
Показания и противопоказания к проведению АТ.
Показания: нарушения периферического кровообращения, гипертензивный артериальный синдром, начальные стадии гипертонической болезни, артериальная гипотензия и другие астеновегетативные состояния; стенокардия, функциональные неврозные аритмии; бронхиальная астма, хронические пневмонии, психогенные диспноэ, спастические состояния желудочно-кишечного тракта, гастралгии, дискинезии, колиты; вазомоторные нарушения мозгового кровообращения, мигрень, синдром Меньера, расстройство функции внимания, памяти; эмоциональные нарушения, расстройства сна, логоневрозы, цисталгии, алкоголизм, мобилизация психофизического состояния у спортсменов перед и в процессе соревнований, неврозоподобные и цереброспастические синдромы у детей.
Противопоказания:
Отсутствие контакта с больным вследствие его тяжелого состояния или нарушения психики, острый период заболевания и его прогрессирующее течение; нарастание сердечно-сосудистой недостаточности; синусовая тахикардия (свыше 100 уд/мин) и брадикардия (менее 50 уд/мин), частые приступы параксизмальной или мерцательной тахикардии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10, отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного состояния, антриовентрикулярная блокада 2-3 ступени; гипертензия (АД выше 220/120 мм рт. ст.) на фоне удовлетворительного состояния больного; гипотензия (АД ниже 90/50 мм рт. ст.), частые гипер- или гипотонические кризисы, угроза кровотечения и тромбоэмболии; наличие анемии со снижением числа эритроцитов до 2,5-3 млн, СОЭ более 20-25 мм/г, выраженные лейкоцитоз; острые соматические и вегетативные кризисы, ГБШ; острые расстройства дыхания (кашель, диспноэ); острые неврологические заболевания, сопровождающиеся судорожными синдромами, нарушениями сознания; снижение интеллекта и памяти; возраст до 12 лет; гиперацидные гастриты.
Заключение
После того как основные формы усвоены (то есть без основных усилий ощущается то, что внушается), приступают к формулам намерения. Это формулы разнообразны и должны быть актуальны, кратки, утвердительны. С самого начала тренировок используется одна формула намерения: «Я совершенно спокоен». Она произносится перед каждой из основных формул.
Овладев АТ, следует придерживать приобретенные умения. Допустимо вносить в программу самовнушения элементы импровизации, связанные с индивидуальными условиями образа жизни, собственным телесным и духовным состоянием.









































13PAGE 15


13PAGE 14215





·