АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И РЕЛАКСАЦИИ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ


HYPERLINK "http://fizkultura-na5.ru/fizicheskaya-kultura/autogennaya-trenirovka-i-relaksatsii-na-uroke-fizkultury.html" АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И РЕЛАКСАЦИИ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Структура урока физической культуры давно определена. Урок разделен на три части, каждая из которых имеет определенные функциональные задачи. В заключительной части ставится задача восстановления организма после напряженной мышечной работы, подготовки его к последующей учебной деятельности.
 Средства восстановления, как известно, бывают самые различные. В основном на уроке применяют определенные физические упражнения, влияющие на общее состояние организма занимающегося. Единственный их недостаток в том, что процесс восстановления проходит без активного участия центральной нервной системы. А ведь данные процессы во многом определяются психическим состоянием учащихся в данный момент занятий. Учитывая это, мы включаем в заключительную часть уроков элементы аутогенной тренировки, в результате чего имеем возможность в последние минуты урока активно воздействовать на восстановительные процессы организма учащихся, формируя у них при этом навыки саморегуляции.
В аутогенной тренировке определены три основных пути воздействия на состояние центральной нервной системы: тонус скелетных мышц и дыхания; представления, чувственные образы; слово (произносимое вслух и мысленно). Эти воздействия используют последовательно и в комплексе.
Прежде чем приступить непосредственно к аутогенной тренировке, мы предварительно вырабатываем у учащихся определенные физические и психические навыки. Первым вырабатываем навык мышечного расслабления (релаксация), так как он является стержневым компонентом аутогенной тренировки. Поэтому овладение им имеет первостепенное значение. 
 
  МЫШЦЫ И АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
Из курса анатомии и физиологии человека известно, что все части организма, а соответственно и мышцы, имеют свое «представительство» в мозге. Но не все они представлены в нем одинаково. Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью рук и функциями мимических мышц. Поэтому главным компонентом в структуре релаксации является расслабление именно этих групп мышц.
Несколько слов о механизме действия релаксации. Поток импульсов от напряженных мышц возбуждает определенные зоны центральной нервной системы. Посредством мышечного расслабления уменьшается импульсация в мозг, и как результат — снижается уровень бодрствования. Для лучшего освоения этого навыка аутогенной тренировки мы включаем в заключительную часть уроков, а также в домашние задания упражнения на расслабление определенных групп мышц.
1.   Расслабление мышц лица:  лба,   век,  щек, языка, губ.
2. Расслабление мышц рук: кисти, предплечья, плеча.
3.  Расслабление мышц туловища: живота, груди, спины.
4.   Расслабление   мышц   ног:   стопы,   голени, бедра.
  ДЫХАНИЕ ПРИ РЕЛАКСАЦИИ
После овладения учащимися навыками релаксации мы приступаем к обучению их  управлению  ритмом  дыхания.   Цикл   дыхания состоит из фаз вдоха, выдоха и паузы между ними. Установлено, что во время вдоха происходит активация  мозговых процессов,  тогда как при выдохе наступает успокоение. Именно поэтому   максимальное   физическое   усилие   можно воспроизвести, задерживая дыхание  на вдохе. А наиболее полное расслабление мышц наступает в период глубокого выдоха. На уроках и дома учащиеся выполняют упражнения, регулирующие дыхание в  комплексе с релаксацией. Например:  вдох — напряжение определенной группы  мышц,  выдох — расслабление.   После формирования этих физических навыков переходим к отработке психических навыков.
ВНИМАНИЕ ПРИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
  Внимание является важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности.  Поэтому выработку психических  навыков нужно начинать именно с внимания. Отрабатывать   навыки   внимания  учащимся   помогают следующие упражнения:
а)  фиксация внимания на движении секундной стрелки;
б) фиксация  внимания   на   каком-либо  (обязательно неинтересном) предмете — карандаше, ручке, палочке и т. д.
Часто мы используем и психотехническую игру «Хромая обезьяна». Детям предлагается закрыть глаза. Затем учитель объявляет классу: «Сейчас вы получите задание. Кто из вас почувствует, что с ним не справляется, должен хлопнуть в ладоши или поднять руку. Внимание! Задание: не думать о хромой обезьяне».
ЧУВСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ КАК НАВЫК АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Добившись хорошего усвоения упражнений на развитие внимания, можно приступить к выработке у учащихся более сложного навыка аутогенной тренировки — чувственного образа. Так, реальные предметы, используемые в вышеизложенных упражнениях фиксации внимания на движении за секундной стрелкой, на каком-либо неинтересном предмете,   заменяются   воображаемыми.   К   примеру, учитель предлагает: «Представьте, что у каждого из вас на ладони вытянутой вперед правой руки находится стакан с водой. Спокойно продвигаясь вперед, вообразите ваши действия, направленные на то,  чтобы  пронести  стакан,   не расплескав ни капельки воды».
 В эту же серию упражнений включаем задания такого типа:
а)  ощутите   тепло,    распространяющееся    с отдельных участков (рук, ног) тела на все тело;
б) ощутите тяжесть, распространяющуюся по всему телу. Развивает воображение и психотехническая игра «Термометр». Класс строится в две шеренги. Учащиеся поворачиваются лицом друг к другу. Стоящим в первой шеренге предлагаем представить, что одна рука у них погружена в нагретый солнцем песок или ванну с теплой водой. Стоящим во второй шеренге предлагаем, касаясь рук товарищей, определить, какая рука теплее — левая или правая. Затем происходит смена функций. 
  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Как одно из основных составляющих аутогенной тренировки, используемой на уроках, они должны быть положительно-эмоциональными. Хорошо, когда на этом этапе работы учитель настраивает занимающихся вызывать, отдыхая от физических упражнений, в своем воображении такие картины:а)  летний  день  с зеленой  лесной  лужайкой;
б)   берег   моря   с   ритмичным   шумом   волн;
в)   голубое  небо  с  парящей   в  небе   чайкой.
Эти и другие представления должны сочетаться с соответствующими физическими ощущениями (тепло, освежающий ветерок) и внутренними переживаниями (расслабленность, безмятежность, покой).
 
СЛОВО  КАК СРЕДСТВО ТРЕНИРОВКИ В АУТОГЕННОЙ  ТРЕНИРОВКИСлово воздействует на течение физиологических процессов не непосредственно, а путем повышения или понижения уровня активности основных нервных процессов. Эффективное воздействие слова проявляется в процессе самой тренировки, когда образные представления подкрепляются соответствующими словесными формулами, произносимыми мысленно.
 Где же учителю физической культуру взять время на уроке для выработки у учащихся этих навыков аутогенной тренировки? Мы, как уже говорилось, это делаем в заключительной части каждого урока. Дело в том, что каждый из указанных выше навыков может служить восстанавливающим средством. Первые два физических навыка непосредственно восстановительные. Психические навыки воздействуют опосредованно.
На формирование каждого навыка отводим 2—3 урока. Совершенствуются же они в серии уроков, непосредственно в процессе самой аутогенной тренировки. На практике мы убедились: чем старше школьники, тем меньше времени требуется для овладения навыками.
Когда школьники овладевают всеми основными психическими и физическими навыками, мы приступаем непосредственно к аутогенной тренировке. Исходя из советов специалистов, используем две позы при проведении аутогенной тренировки.
Поза «кучер на дрожках» (рис. 1). Сесть на гимнастическую скамейку, слегка согнуть спину, опустить голову; ноги слегка расставить, руки положить без упора на бедра так, чтобы свободно свисали кисти.
Поза «лежа на спине» (рис. 2). Лечь на спину на гимнастическом мате, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, положить свободно вдоль туловища ладонями вниз, ноги развести.

Аутогенная тренировка состоит из двух частей:
- успокаивающей;
- мобилизующей.
В успокаивающей части нужно добиться некоторого снижения уровня бодрствования мозга, в мобилизующей — его повышения. И то и другое достигается при соблюдении трех условий:
1) регуляции мышечного тонуса;
2) управления ритмом дыхания;
3) оперирования чувственными образами.
1. Регуляция мышечного тонуса. Успокаивающая   часть:   полное   расслабление всех мышц тела (релаксация). Мобилизующая часть: повышение тонуса всех мышц тела.
2. Управление ритмом дыхания. Успокаивающая часть: относительно короткий вдох, плавный, медленный выдох, пауза. Мобилизующая часть: длительная фаза вдоха, пауза, относительно короткий выдох.
3. Оперирование    чувственными    образами. Успокаивающая часть: «Лежу на берегу реки», «Купаюсь в море», «Лежу на светлой  поляне». Мобилизующая часть: «Хожу босиком по снегу», «Купаюсь в проруби», «Стою на краю пропасти».
 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зонская средняя общеобразовательная школа
Д О К Л А Д
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Степанов В.Д.
Учитель физической культуры
МБОУ Зонская СОШ
2015 г