Оптимизация вертикально – интегрированной структуры управления гимназией при университете для реализации профильного образования.


Оптимизация вертикально – интегрированной структуры управления гимназией при университете для реализации профильного образования.

В связи с ростом требований современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров в условиях увеличения наукоёмких производств, интенсивного роста объёма научной и технической информации, быстрой смены технологий, развития сферы исследований, ведущихся на стыке различных наук, на первый план выходят проблемы профессиональной ориентации молодежи и выдвигаются серьёзные требования к выпускникам общеобразовательных организаций. Рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. И хотя основная роль в формировании специалиста отводится вузам, гимназия при университете может сделать очень многое при подготовке учащихся к будущей профессиональной деятельности.
Решить выше обозначенные задачи можно изменив кардинальным образом смысл и содержание деятельности управленческой команды гимназии: не достаточно владеть технологией управления исполнения решений, важно переходить к управлению процессами развития образовательных систем.
Толчком к освоению новых управленческих функций в нашей гимназии послужил тот факт, что правительством города Москвы было принято постановление №566 – ПП от 28 августа 2013 года «О проведении в Москве Пилотного проекта по организации профильного обучения в Федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Москвы».
С 1 сентября 2013 года Департамент образования города Москвы совместно с федеральными государственными образовательными организациями высшего образования начал реализацию Пилотного проекта по организации профильного обучения. В рамках Пилотного проекта в структурных подразделениях среднего образования вузов открылись профильные классы. Старшеклассники, кроме изучения профильных и непрофильных предметов, входящих в учебный план школы, изучают специальные курсы и дисциплины, соответствующие профилю и направлению вуза, занимаются практическими работами в специальных лабораториях вуза, выполняют под руководством преподавателей вуза учебно-исследовательские проекты, участвуют в научных студенческих объединениях.
Гимназия МИИТ, являясь структурным подразделением Московского государственного университета путей сообщения и одним из участников Пилотного проекта, поставила перед собой следующие основные цели:
Обеспечение общедоступности получения полноценного образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями.
Расширение спектра качественного профильного обучения для мотивированных старшеклассников на продолжение обучения в вузе.
Обеспечение единого образовательного пространства учебной и внеурочной деятельности школьников.
Обеспечение психологической готовности школьников к обучению в высшем учебном заведении.
Установление преемственности между общим и профессиональным образованием.
Задачи гимназии:
Создать гимназистам условия для изучения специальных курсов и дисциплин, соответствующих профилю и направлению Московского государственного университета путей сообщения.
Организовать учебно-исследовательскую проектную деятельность гимназистов.
Способствовать участию гимназистов в научных студенческих объединениях, олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Развивать техническую, социально - экономическую и гуманитарную направленность внеурочной деятельности гимназистов на основе их индивидуальных образовательных маршрутов.
Для реализации вышеперечисленных целей и задач в гимназии создана вертикально – интегрированная управленческая модель, включающая в себя вновь созданные межпредметные кафедры:
кафедра профильного образования,
кафедра развития одарённости учащихся,
кафедра обновления гимназического образования,
кафедра технологической модернизации и инновационного развития.
В связи с этим, к таким административным функциям как анализ, планирование, контроль и коррекция, добавились функции проектирования и моделирования образовательного процесса, разработки личностно ориентированного подхода к управлению на разных уровнях, проектирования горизонтального мотивационного целеполагания, разработки системы внутришкольного контроля с опорой на самоанализ и самооценку педагогов и гимназистов в целях стимулирования их деятельности.Направления деятельности межпредметных кафедр:
Кафедра профильного образования Методическое обеспечение разработки и экспертиза рабочих программ элективных и профильных курсов.
Сотрудничество с кафедрами структурных подразделений базового университета.
Кафедра развития одарённости учащихся Создание условий реализации интеллектуального потенциала гимназистов через участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, форумах.
Организация исследовательской деятельности в гимназии среди учащихся.
Кафедра обновления гимназического образования Организация методической, исследовательской, опытно-эксперементальной и инновационной работы с педагогами.
Кафедра технологической модернизации и инновационного развития Организация и осуществление технического обновления гимназии.
Руководство и поддержание информационной среды.
Предметные и межпредметные кафедры гимназии призваны обеспечить следующие нововведения в гимназии:
Ориентация результатов обучения на требования вузов, ЕГЭ, ФГОС-2.
Переход в содержании образования на компетентностный подход.
Переход на преподавание предметов на базовом и профильном уровнях, введение элективных курсов, семинаров, лабораторных практикумов, лекций совместно с Московским государственным университетом путей сообщения.
Участие в конкурсах проектов, Неделях науки, проводимых на базе базового университета на русском и иностранных языках.
Обучение учащихся способам осуществления выбора (учебного плана, профильных дисциплин, заданий и т.д.).
Обучение школьников способам и средствам самопознания, профильного и профессионального самоопределения.
Переход от классно-урочной системы к лекционно-практической, предметно-групповой, обучению по индивидуальным учебным планам, к дистанционному обучению.Разработка и введение школьных учебных планов профильного обучения.
Введение программ элективных профильных курсов.
Переход к блочно-модульному принципу планирования учебного процесса.
Переход к личностно - ориентированным технологиям, учитывающим возрастные особенности учащихся старшего возраста: вариативность, предоставление права выбора, увеличение объёма самостоятельной работы, повышение ответственности школьников за результаты обучения:
Использование технологии проектов.
Использование исследовательских методов обучения и т.д.
Переход от оценки учителя к оцениванию с помощью портфолио.
Создание программ и освоение новых учебников.
Введение новых совместных программ урочного и внеурочного обучения гимназии и базового университета.
Разработка и внедрение рабочих программ по профильным предметам и элективным курсам в профильных 10-11-х классах.
Участие гимназистов в Университетских субботах в соответствии с выбранным профилем.
Привлечение преподавателей университета для проведений лекций углубленного содержания для школьников 10-11-х классов.
Проведение лабораторных практикумов на базе университета.
Участие в дистанционном обучении, организованном преподавателями ВУЗа для школьников.
Участие в межвузовской олимпиаде по математике, олимпиаде «Паруса надежды» по математике и физике, инженерной олимпиаде для школьников в Университете
Участие в Дне открытых дверей в Московском государственном университете путей сообщения.
Участие в региональных и международных научно – практических конференциях старшеклассников на иностранных языках, олимпиадах и конкурсах по иностранным языкам и предметам гуманитарного цикла.
Участие в международных культурных и технических проектах на итальянском, немецком, французском и английских языках.
Исходя из того, что приоритетным направлением деятельности гимназии при университете является создание гимназистам возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учётом из образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка, управленческой командой нашей гимназией совместно с методической службой определена следующая концепция направления деятельности и выделены следующие основные направления и проблемы:Концепция Направления Приоритетные проблемы
Выявление и развитие способностей каждого ученика
Профилизация гимназии
Повышение профессиональной компетентности педагогов гимназии Создание механизма социальной поддержки обучающихся с расширением возможностей дополнительного образования
Переход к профильному обучению в старших классах, к удовлетворению индивидуальных образовательных запросов учащихся
Внедрение в учебный процесс инновационных подходов и технологических новшеств
Организация новой формы работы с педагогическими кадрами школы, запускающей механизм развития и саморазвития профессионально-компетентной личности Реализация системы профессионального самоопределения старшеклассников
Система взаимодействия и сотрудничества с базовым университетом и всеми институтами общества

Так как судьба проводимых реформ и успешность реализации профильного образования в гимназии при университете зависит от профессионального потенциала личности педагога, методическая работа выстроена таким образом, чтобы у учителя возникала производственная потребность в повышении квалификации, в профессиональном росте и тем самым достигалась основная цель – обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием. Роли субъектов методической системы школы распределены следующим образом:
Управленческая команда Учитель Гимназист
Определение методической темы и основных задач методической работы гимназии:
•Повышение профессионального уровня и методического мастерства административного и преподавательского состава
•Реорганизация УВП с учётом развития профильного обучения
•Изменение учебного плана для профильных и предпрофильных классов
•Реализация современных форм и подходов в обучении
•Атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учеников и учителей
•Безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников гимназии
•Стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника
•Высокая информированность о потенциально возможных нововведениях в гимназии
•Заинтересованность учителей в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности
Самообразование в рамках темы школы, формулирование собственной методической темы.
Освоение и внедрение педагогических технологий. Создание ситуаций для проектной деятельности педагогов. Интеграция основного и дополнительного образования.
Разработаны рабочие программы элективных курсов.
Диагностика способностей и интересов учащихся.
Создание картотеки индивидуального сопровождения выбора профессии гимназистами, портфолио.
Совместные курсы преподавателей МГУПС в доме физики с учителями гимназии. Участие в проектной деятельности, изучение методов исследования.
Профильное развитие по интересам.
Работа по индивидуальным учебным планам.
Конструирование личного плана профессиональной карьеры.
Занятия в летней профильной школе.
Семинары по физике в доме физики МГУПС.
Занятия в физмат школе в доме физики МГУПС. (преподаватель проф. Никитенко Владимир Александрович).
Лабораторный практикум в лабораториях МГУПС.
Физмат школа в гимназии с участием преподавтелей МГУПС, доц. Платоновой Ольги Алексеевны, Селезнёва Владимира Александровича.
Организация новой формы работы с педкадрами гимназии, запускающей механизм развития и саморазвития профессионально-компетентной личности.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Организация мастер классов для ведомственных образовательных организаций.
Участие в профессиональных конкурсах.
Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах различного уровня.