Проект по теме: Формирование системы проектной деятельности в практике реализации ФГОС второго поколения в Московском образовании

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







Проект по теме самообразования:


«Формирование системы проектной деятельности в практике реализации ФГОС второго поколения в Московском образовании»








Автор проекта:
Дроздова А.В.
учитель математики













Содержание
Паспорт проекта
Введение
Основная часть
Выводы
Приложение
Библиография



















Паспорт проекта

название проекта


Формирование системы проектной деятельности в практике реализации ФГОС второго поколения в Московском образовании


Ф.И.О. автора проекта

Дроздова А.В.

тип проекта

Практико-ориентированный

проблема

Плохие показатели по ЗУН учащихся по математике.

гипотеза

Если реализовать ФГОС при помощи работы с проектами, то качество изучения тем по математике будет более высоким.

цель

Создание методики работы по проектной деятельности на уроках математики.

конечный продукт

Методический материал и рекомендации по внедрению методики


объект

Процесс создания методики и дидактического материала к ней.

предмет
Методика и материалы к ней.

необходимое оборудование для создания проекта и просмотра презентации

Компьютер, мультимедийный проектор




Введение
Сейчас повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).
Процессы реконструкции в системе российского образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Знания, умения и навыки не дают современному обществу личность, которая сможет вести нашу страну вперед. На первый план выходит формирование таких качеств личности как коммуникативность, творческое мышление, умение находить рациональные решения в нестандартных ситуациях. «Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности».
Математика- это точная наука, которая связана с рядом других дисциплин (физика, химия, биология, астрономия и т.д.). При изучении математики воспитывается интеллектуальная корректность, критичность мышления, способность рассуждать. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие переход:
- изменение метода обучения (ученик из пассивного слушателя становится активным участником обучающего процесса);
- изменение оценки результатов обучения (помимо предметных знаний оцениваются универсальные учебные действия).
В этих условиях организация учебного процесса, должна быть направлена на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской, проектной деятельности, что способствовало бы формированию выше указанных качеств будущих выпускников.















Основная часть

Специфика современной системы образования состоит  в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося  знаниями, но и главным образом, формировать у него потребность в непрерывном, самостоятельном  и  творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать условия  для отработки умений  и навыков самообразования, способствовать восхождению ученика  в целостный  образ человека – личность.
При введении ФГОС по математике формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
положительное отношение к урокам математики;
умение признавать собственные ошибки;
формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
формирование математической компетентности.
Регулятивные УУД:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение математического высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка условия задания;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД :
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Как сформировать эти компетентности у ученика? Как способствовать развитию мотивации к учению? – Вот вопросы, которые предстоит решать педагогам-практикам. Чтобы изменить позицию ученика в учебном процессе, сформировать на выходе  из  школы субъекта- ученика (личность) с собственной позицией, способного к  самореализации, с развитыми  психологическими способностями и  сложившимися  ценностными ориентирами, со сформированными компетенциями  необходимы  новые  методы,  новые  технологии.
На современном этапе развития школьного образования возникает интерес педагогов к использованию метода проектов в преподавании учебных дисциплин в рамках одного урока. Этот подход основан на освоении учащимися методов научного познания. Такие проекты, которые укладываются в один урок или несколько занятий наиболее востребованы в школе и интересны с методической точки зрения.
При внедрении метода проектов на уроках математики была выдвинута гипотеза, что создание поля проектной деятельности на уроке и включение учащихся в процесс активного самостоятельного творчества, будет способствовать реализации каждым учеником своих склонностей и способностей через сотворчество и взаимодействие при более эффективном усвоении предмета.
Целью внедрения метода в педагогическую практику является:
развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
развитие умения адаптироваться к действительности;
умение общаться, сотрудничать с людьми, коммуникативные навыки,
формирование универсальных учебных действий по математике. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания: наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и т.д. Применяя эти методы познания при организации учебного исследования можно раскрывать содержание образования в рамках одного урока или фрагмента урока, не выходя за рамки тематического учебного плана.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока. Основной формой работы на уроке является групповая работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того же объекта), то целесообразно формирование разноуровневых групп. При дифференциации задач можно формировать группы, в которые войдут учащиеся одного образовательного уровня. В ходе проектного урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта: 1. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы. 2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. 3. Выбирается метод исследования.
4. Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе. 5. Полученные в ходе своих исследований результаты оформляются каждой группой.
6. Каждая группа представляет результаты своей работы в виде устного сообщения. 7. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы. На всю работу может быть отведено от 15 минут урока до двух академических часов (пары уроков) в зависимости от объема рассматриваемого вопроса.
Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменно оформленных проектов по математике может быть различным, в зависимости от типа проекта и времени его выполнения, в зависимости от количества графического материала, рисунков, таблиц исследования и т.д. Меньшим, как правило, бывает объем краткосрочного проекта. Он охватывает небольшой круг вопросов.
Выводы:
Проектная деятельность предполагает активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать задания и предложить доступное решение. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.  Использование на уроках интерактивной доски делает проектную деятельность еще более интересной для учащихся.













Алгоритм подготовки презентации:

Обдумать и уяснить тему, цели и задачи
Цели должны быть продуманы, четко и ясно сформулированы.
Цели – это не то, что намерены сказать, а то, что вы хотите достичь;
Изучить информационный материал.
Каждый член группы выполняет свое задание: проанализировать информацию, выделить главное, свернуть текст, проанализировать и сравнить произведения искусства, систематизировать информацию.
Обобщить результаты, полученные каждым членом команды
Сделать вывод
Построить выступление:
- Обратить внимание на вступление.
Вступление – это момент, когда у слушателей формируется первое впечатление о выступающем. На вступление дается, как обычно, 1-2 минуты. Ваша задача – заинтересовать аудиторию.
Итак, в начале презентации нужно:
поприветствовать аудиторию и представить себя;
определить и описать тему;
изложить цели;
в начало презентации, что бы заинтересовать аудиторию, можно вставить цитату кого-либо из известных лиц, афоризмы, парадоксальное утверждение, интересные факты и т.д.
-Продумать структуру основной части. Хорошо структурированная основная часть – залог вашего успеха
Отберите материал, проанализируйте его
Раскройте смысл полученной (найденной) информации
Изложите ход ваших рассуждений, аргументируйте их(цитирование, комментарии, структурируйте сообщение
Обратите внимание на стиль изложения, терминологическую и речевую грамотность
-Сделать запоминающее заключение
расставить заключительные акценты и подвести итоги (показать результаты)
завершить выступление так, чтобы показать, что цели презентации достигнуты
выразить благодарность
Быть готовыми к вопросам аудитории
Использовать демонстрационные средства
Проводя презентацию, надо всегда помнить, что на первом плане - выступающий, а не демонстрационные средства. Цель демонстрационных средств - поддерживать объяснение, а не давать объяснение.
Например, слайды.
концентрируют внимание;
помогают изменить ритм сообщения, вносят в него разнообразия и т.д.
обеспечивают визуальную поддержку словесного объяснения;
проясняют то, что трудно или невозможно описать словесно (график, диаграмма)
фиксирует уже достигнутые пункты;
с их помощью можно сообщить больший объем информации за более короткое время.
Но презентация в целом потеряет свою эффективность (успешность), если полностью положиться только на демонстрационные средства в попытке передать Ваше сообщение.
Подготовить тезисы (Шпаргалка)
Шпаргалка - это короткий конспект презентации, который вовремя подскажет, что сказать, что сделать и когда это нужно сделать.


















Алгоритм самоанализа работы:
Сформулируй поставленные цели
Проанализируй действия направленные на достижение целей (что делал?)
Проанализируй средства достижения целей (как делал?)
Проанализируй степень достижения целей (достигнута ли цель?)
Проанализируй что было наиболее трудным
Проанализируй что удалось лучше всего
Проанализируй что мешало работе
Проанализируй что могло улучшить работу.


Алгоритм выстраивания шагов для достижения цели:
1. Сформулировать цели и задачи
2. Составить план действия для достижения цели, обратив внимание на:
- источники информации и способы ее сбора
- план работы над информацией
- определение ролей в группе и распределение обязанностей
- составление алгоритма действий членов группы (если он не предлагается в задании)
- определение средств, путей для достижения цели
- определения порядка действий для достижения цели
- определение формы обобщения материала
- определение способа оформления собранного материала
- определение формы презентации
3. Записать план действий
4. Определить время на выполнение пунктов плана
5. Выбрать ответственных за выполнение шагов плана.





Алгоритм анализа и сравнения информации (объекта):

1. Ознакомьтесь с информацией (объектом)
2. Мысленно разделите информацию (объект) на составные части, выделив признаки, свойства и т.д.
3. Проанализируйте составные части, стремясь выявить характерные особенности, существенные признаки каждой части информации (объекта)
4. Сопоставь выявленные признаки с признаками ранее изученной информации ( объектов)
5. Выяви все признаки сходства и различия информации (объектов)
6. Найди и объясни причины сходства и различия.










Список использованной литературы:
Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара.- М.: МИПКРО, 2001
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта. -М., 2003
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.Учитель.-2000, №4
ФГОС основного и среднего образования.













































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415



Заголовок 1;ђ Заголовок 215