Молодежное самоуправление как часть воспитательной системы образовательного учреждения


Студенческое самоуправление – это возможность получить навыки лидера и руководителя
«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию и игру».
С. И. Гессен
Стратегической целью социального развития нашей страны является формирование гражданского общества и построение правового государства. В связи с этим особую актуальность приобретает повышение гражданско-правовой культуры личности, так как при низкой политической грамотности избирателей, при отсутствии навыков и желания активно участвовать в жизни общества, без развитого чувства ответственности за судьбу страны все намеченные преобразования останутся на стадии теоретического обсуждения. И демократических изменений не произойдет.
Вот почему необходимо глубокое теоретическое осмысление проблем социального воспитания, развития гражданской культуры детей и подростков; выявление особенностей формирования гражданского самосознания; разработка и осуществление специальных программ, с помощью которых возможно создать условия для гражданского становления и самореализации личности.
В послании Президента РФ Федеральному собранию от 12 декабря 2012 г. сказано: «Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики. Быть патриотом – значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего, служить обществу, стране».
Развитие общественных форм управления - это одно из главных условий развития демократической культуры личности обучающихся.
Напомним, что основными задачами созданного при Минобрнауки Совета по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях РФ является:
Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях;
Разработка стратегических направлений и совершенствование научно-методического обеспечения развития студенческого самоуправления;
Формирование кретериальных показателей оценки эффективности работы его органов.
Насколько важен вопрос студенческого самоуправления сегодня? Почему студенты проявляют инициативу стать членом студенческого самоуправления? Лишь при глубоком анализе можно обнаружить, что для многих студентов – это является первой ступенькой приобретения опыта самореализации себя в социуме.
В студенческом самоуправлении работает молодежь, которая стремится решать проблемные вопросы. Студенческие годы – это годы молодости, энтузиазма, радости, время, когда хочется сделать что-то невероятно гениальное, появляется множество идей, начинаешь искать единомышленников и создаешь что-то уже не сам, а вместе с командой. Именно так появляется студенческое самоуправление. Именно здесь молодой человек начинает воспитывать в себе навыки силы воли, трудолюбия. Участие в деятельности студенческого самоуправления – это прекрасная возможность получить навыки испытать себя как лидера и руководителя.
Благодаря студенческим инициативам можно определять новые направления развития вне учебной деятельности, совершенствовать учебный процесс. И никто не сможет решить проблемы студенчества лучше самих студентов, так необходимость существования студенческого самоуправления в колледже не подвергается сомнениям.
Цель данной статьи показать актуальность создания и развития студенческого самоуправления в стенах образовательного учреждения как важного условия становления личности обучающихся.
Сегодня в воспитании студентов в учреждениях среднего профессионального образования отмечаются следующие проблемы:
Изменение контингента обучающихся (например, в нашем колледже более 50% обучающихся дети из социально незащищенных слоев населения, подростки «группы риска»);Изменение системы ценностей у молодежи, навязывание стереотипов «западной морали»;
Искажение традиционных морально-нравственных устоев;
Вседозволенность, увеличение количества обучающихся, имеющих вредные привычки (курение, алкоголь, токсикомания, наркотики).В нашем колледже социальным педагогом, психологом, кураторами, заместителем директора по воспитательной работе проводится работа, включающая в себя спектр мероприятий, ориентированных:
На развитие здорового образа жизни;
На формирование активной жизненной позиции;
На развитие студенческого самоуправления;
На использование активных форм работы творческих объединений студентов.
Одним из направлений воспитательной деятельности образовательного учреждения является развитие студенческого самоуправления. Однако социальный заказ на развитие студенческого самоуправления может быть реализован только в том случае, если он будет обеспечен грамотной педагогической поддержкой. В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина «студенческое самоуправление». Теоретики и практики часто по-разному воспринимают одни и те же педагогические факты, или одним и тем же термином называют разные понятия. Речь идет о таких понятиях, как «самоуправление», «студенческое самоуправление», «соуправление» и др. Разнотолкование, возможно, - одна из причин того, что педагоги затрудняются определить сущность самоуправления, его назначение и функции в образовательном учреждении. В частности, одни доказывают необходимость утверждать в учреждении образования только административное руководство студенческим коллективом, другие утверждают, что следует развивать не самоуправление, а соуправление, третьи делают попытки подменить студенческое самоуправление общественным самоуправлением учебного заведения.
Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. Границы деятельности субъектов студенческого самоуправления определяются Уставом образовательного учреждения и соответствующими ему локальными актами. Органы самоуправления бывают «совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников, например Совет колледжа, либо «раздельными» - например, Ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы студенческого самоуправления, сформированные обучающимися, принято называть органами студенческого самоуправления.
Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники образовательного процесса получают возможность влиять как на образовательную политику образовательного учреждения через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении образовательными процессами. Самоуправление делает жизнь образовательного учреждения предметом совместного творчества всех ее участников.
Чтобы понять, зачем это нужно именно нам, просто назовем цель и основные направления деятельности студенческого самоуправления.
Цель студенческого самоуправления:
Самоподготовка студента к будущей профессиональной деятельности, которая невозможна без активной жизненной позиции, навыков в управлении государственными и общественными делами, способности принимать решения и нести за них ответственность;
Поиск и организация эффективных форм самостоятельной работы, ведения переговоров, управления людьми.
Основные направления деятельности студенческого самоуправления:
Формирование традиций колледжа: организация праздников, конкурсов, спортивных соревнований;
Гражданско-патриотическое воспитание;
Участие в совершенствовании учебного процесса;
Развитие художественного творчества студенческой молодежи;
Организация работы студенческих СМИ;
Выявление и подготовка молодых лидеров;
Укрепление разносторонних связей студенческого самоуправления и молодежных организаций города.
В нашем колледже сложилась система студенческого самоуправления со своими особенностями, задачами и традициями, опирающиеся на организаторскую культуру колледжа. В настоящее время деятельности студенческого самоуправления принимает активное участие около 250 студентов (30% обучающихся). Это студенческое научное общество, члены творческих объединений, участники спортивных секций, старосты и их заместители. Помощь молодым лидерам колледжного самоуправления оказывают 30 студентов старших курсов, проверенные бойцы, помощники в организации и проведении всех дел.
Самоуправление колледжа – это управление жизнедеятельностью коллектива, осуществляемое обучающимися совместно с педагогами. Поиск настоящих организаторов – лидеров, их обучение, воспитание постоянная практическая помощь – вот залог успеха студенческого самоуправления. Изучив методику Иванова, проанализировав имеющиеся резервы, было принято решение о проведении «Адаптационного интенсива» для студентов первого курса. Интенсив – самая характерная традиция образовательного учреждения: в ней отражены все лучшие отличительные черты разновозрастного коллектива. Интенсив хорош своей неповторимостью. Он не приспосабливается к жизни, а сам создает жизнь по своим законам и правилам. Возможно, подобная практика, станет доброй традицией колледжа. Интенсив – это способ создать смоделированное пространство для приобретения положительного опыта в плане взаимодействия с другими людьми. Это возможность попробовать себя в иных социальных ролях.
По результатам проведенного опроса среди участников интенсива, можно сделать вывод о том, что первый опыт оказался удачным. Большинство (89%) респондентов высказали пожелание проводить подобные мероприятия как можно чаще и не только для студентов первого курса. На вопрос «Что вам понравилось во время интенсива?», студенты отвечали: «Сплоченность группы», «Наша организованность», «Совместное творчество».
Положительным итогом интенсива можно считать выявление лидеров как будущих участников студенческого самоуправления, количество первокурсников, записавшихся в творческие объединения и спортивные секции (163 студента).
Во многом продуктивной оказалась практика курирования или наставничества органами самоуправления студентов-первокурсников.
Интересной формой работы стала деятельность тьюторов на время проведения интенсива. Это не только школа лидера, но процесс становления колледжного самоуправления. Тьюторство позволяет оказывать помощь вновь поступившим студентам в процессе адаптации к новым условиям.
Учебная группа является центром учебно-воспитательной работы в колледже.
Главная цель куратора – помочь студентам в развертывании механизмов самоуправления. Развитие и становление личности подростка реализуется более успешно, если педагоги не только будут обладать профессиональными знаниями по своему предмету, но и владеть необходимыми психологическими инструментами, новыми педагогическими технологиями.
Принципами взаимодействия между куратором и активом группы являются:
Отказ от мелочной опеки или диктата, представление активу и рядовым студентам максимальной самостоятельности в организации своей жизни;
Тактичность и последовательность в предъявлении требований к активу, каждому члену группы;
Эмпатия и положительная установка на группу.
Основой деятельности самоуправление в группе должна стать ориентация на будущую профессию, т.е. включение студентов в разнообразные виды деятельности. Наибольший эффект достигается тогда, когда управленческие функции куратора группы и студенческого самоуправления гармонично согласуются. Начинается процесс передачи куратором своих полномочий органам студенческого самоуправления.
Первостепенная задача студенческого самоуправления – определение основных направлений и содержание их деятельности (при содействии куратора).
Примером такой деятельности может служить волонтерское движение, которое набирает обороты в группе будущих юристов ( «Право и организация социального обеспечения»). Начало этому виду деятельности, что очень близко будущей профессии студентов, было положено в прошлом году. В рамках патриотического месячника студентами группы была организована «Зарничка» для воспитанников детского сада №17 «Огонек». Сейчас студенты готовят праздник для ребят. Сами составили сценарий, распределили роли, подготовили атрибутику, небольшие сувениры. Изначально это, не носило какого – то определенного названия, смысловой нагрузки, но теперь – это волонтерское движение, т.е. помощь социально незащищенной группе населения.
Подобный проект позволяет политизировать студентов группы и побуждать их к полезной общественной деятельности.
Вывод: таким образом, существование в колледже системы студенческого самоуправления способствует активному включению студентов в учебный и воспитательный процесс, позволяет им реализовать свой потенциал в различных направлениях деятельности, а в целом определяет уровень качества подготовки будущего специалиста.