Методическая разработка проведения классного часа на тему: «Сущность и значение студенческого самоуправления»


Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Михайловский экономический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты РФ
Методическая разработка
проведения классного часа
на тему: «Сущность и значение студенческого самоуправления»

Подготовил:
куратор группы 23 б
Логанова Т.С.
Михайлов, 2016 г.
Только там, где есть общественная жизнь,
есть потребность и возможность самоуправления,
где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру.
С.И.Гессен
Целью классного часа является – формирование знаний о студенческом самоуправлении
Основные задачи:
Понять что такое самоуправление.
Изучить принципы самоуправления.
Рассмотреть структуру студенческого самоуправления в группе и колледже
Видео № 1
Слайд 3 - Колледж – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А группа – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга.
Слайд 4 - Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее…Разобщенность в обществе, материальное неравенство, диаметрально противоположные критерии духовных и нравственных ценностей, семейные неурядицы, политические и природные катаклизмы… и многие другие проблемы ставит перед нами жизнь. От них нельзя отгородиться теоретическими «догмами» и нравоучениями – типа это «хорошо», значит – «можно», а это «плохо», значит – «нельзя».Слайд 5 - Развитие студенческого самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять власть студентам, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность вам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.
Самоуправление группы – это серьезно. Братство колледжа имеет все атрибуты: свой устав, гимн, законы, правила. Вместе мы – сила. Каждый день – это маленькая жизнь.
Ну а что же такое самоуправление? Об этом мы с вами сейчас и поговорим.
Слайд 6 - Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само».
Слайд 7 - Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению.
Слайд 8 - Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п. 
Таким образом, самоуправление в студенческом коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в группе и колледже, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одногруппников и решение других социально ценных задач.
Слайд 9 - Видео № 2
Слайд 10 - Самоуправление развивается успешно, если обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Таким образом, Студенческое самоуправление – это инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга.
Слайд 11 - Высшим органом самоуправления в группе является собрание. 
Главное назначение этого собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности студентов группы. Оно обеспечивает каждому студенту право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы. Главные функции собрания – стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в студенческом коллективе группы.
Слайд 12 - В работе собрания учебной группы участвуют все студенты группы, куратор и социальный педагог, в случае рассмотрения особо важных вопросов  могут привлекаться родители студентов, администрация колледжа. 
В компетенцию собрания группы входят следующие вопросы: 
- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;
- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);
- установление конкретных задач деятельности студенческого коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;
Слайд 13 –
- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет колледжа, старостат, студенческий совет);
 - координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;
- установление форм поощрения и порицания в коллективе группы;
 - внесение предложений в администрацию колледжа и органы самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.
Слайд 14 – Основные принципы  самоуправления в коллективе группы:
1.      Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2.      Выборность  - полномочия приобретаются в результате выборов.
3.      Откровенность и гласность – работа органов  самоуправления должна быть открыта для всех студентов.
4.      Законность – неукоснительное соблюдение  правовых и нормативных актов.
5.      Целесообразность – деятельность органов  самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов  и потребностей обучающихся.
6.      Гуманность – действия органов  самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
7.      Самодеятельность  (в хорошем смысле слова) – творчество, активность, самостоятельность обучающихся.
8.      Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими  избирателями.
Слайд 15 – Содержание деятельности   самоуправления студенческого коллектива группы
1.  Творческое развитие каждого студента.
2. Создание в группе микроклимата сотрудничества преподавателей, студентов, родителей.
3. Реализация личностного потенциала в деятельности: военно-патриотической;  ценностно-ориентировочной; общественно-значимой.

Слайд 16 – Организация работы органов самоуправления
1.  Органы  студенческого самоуправления группы работают во взаимодействии с органами педагогического и родительского самоуправления.
2. Собрания и  классные часы проводит совет группы совместно с кураторами.
3.  Решения органов  студенческого самоуправления в группе принимаются открыто.    
4. Решения принимаются простым большинством, но мнение меньшинства должно внимательно выслушиваться и учитываться.
Если мы с вами говорим о самоуправлении в учебной группе, то возникает множество вопросов:
Какова структура самоуправления в группе?
Есть ли в нашей группе самоуправление?
Если есть, то на какой стадии находится? И так далее и тому подобное….
Слайд 17 – Рассмотрим структуру студенческого самоуправления группы и обязанности по направлениям:
Староста
Подготовка и проведение заседаний актива группы, круглых столов, конференций, встреч с активами других групп.
Замещает классного руководителя в его отсутствие.
Контроль за работой группы.
Отвечает за состояние дисциплины на уроке.
Обеспечивает связь группы с преподавателями и администрацией колледжа.
Координирует работу органов студенческого самоуправления в группе.
Совместно с классным руководителем составляет план работы (на основе предложений обучающихся);
Формирует коллективы для подготовки и проведения различных мероприятий в группе и колледже мероприятий.
Заместитель старосты обязан:
Выполнять обязанности  старосты в случае его отсутствия. 
Контролировать выполнения поручений студентами группы
Совет по учебно-профессиональной деятельности:
Осуществляет контроль за наличием у студентов формы, соответствующей официально-деловому стилю.
Ведет контроль за успеваемостью.
Организует помощь отстающим в учёбе.
Выставляет оценки в аттестацию.
Отвечает за своевременную сдачу и получение учебной литературы в библиотеке
Занимается подготовкой одногруппников к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам и предметным неделям.
Занимается формированием команд для участия в викторинах, интеллектуальных марафонах.
Готовит интересные тематические классные часы, викторины.
Знакомит с современными достижениями науки и культуры
Совет дисциплины и порядка
Контроль за посещаемостью.
Контроль за выполнением режима дня и Устава колледжа.
Контроль внешнего вида.
Участие в собраниях студенческого самоуправления.
Организует дежурства: составляет график дежурств, своевременно сообщает одногруппникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем.
Отвечает перед преподавателями за подготовку кабинета к каждому уроку: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски.
Отвечает за участие группы в трудовых акциях.
Организует проверку результатов дежурства в конце дня.
Организует группу на субботники, генеральные уборки.
Организует уборку территории, закрепленной за группой.
Ведет беседы о чистоте, несет контроль за сменной обувью.
Совет досуга (культмассовый сектор)
Организация участия группы в проведении праздников, концертов, музыкальных гостиных и т.п.
Проведение классных огоньков и тематических мероприятий.
Участие в собраниях студенческого самоуправления.
Занимается подбором необходимого материала для разработки и подготовки сценариев праздников, номеров художественной самодеятельности, подбором музыкального материала.
Организует музыкальные конкурсы и вечера в группе.
Сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в колледже и группе.
Организует экскурсии в музеи, выставки (совместно с классным руководителем).
Пресс -  центр
Подготовка оформления и реквизита к праздникам и вечерам.
Организация участия в конкурсах газет к знаменательным датам и событиям.
Участие в работе колледжного пресс-центра.
Участие в собраниях студенческого совета.
Занимается сбором информации и несет ответственность за выпуск поздравительных, тематических стенгазет.
Готовит фотосюжеты и видеосюжеты при подготовке различных мероприятий и т.п.
Занимается подбором материала (фото-, видео-, аудио мероприятий).
Спортивно – оздоровительный  сектор
собирает информацию о состоянии здоровья группы.
организует посещение ребят, которые длительное время находятся на лечении в больнице или дома.
готовит сообщения, устные журналы, просмотр презентаций о здоровом образе жизни.
для одногруппников в период эпидемий болезней готовит сообщения о профилактике заболевания
Занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие группы в спортивно-оздоровительных мероприятиях колледжа.
Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает группе обо всех планируемых в колледже спортивных мероприятиях.
Принимает участие в разработке и подготовке сценариев спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в группе.
Составляет заявки и списки группы для участия в спортивных соревнованиях
Ведет анализ работы учащихся на уроках физического воспитания (посещаемость, форма, нагрузка, группа здоровья, успеваемость).
Несет ответственность за проведение физкультминуток на уроках. 
Сейчас вам была представлена структура и обязанности студенческого самоуправления в группе.
А какова же структура, значение и сущность самоуправления на уровне колледжа?
Конечно же, основным органом самоуправления колледжа является Студенческий совет, о котором сейчас нам расскажет заместитель директора по воспитательной работе
Слайд 18 – (слово представляется зам.директора по ВР)
Проведение методики по выявлению самоуправления в группе
Слайд 19 – Наш классный час носил информационный характер, то есть мы постарались до вас донести материал по данной проблеме и в заключении мы бы хотели понять, была ли достигнута цель, которую мы поставили в самом начале нашей беседы.
Цель - формирование знаний о студенческом самоуправлении
И каждому из вас сейчас будет представлена возможность ответить достигнута цель или нет.
Перед вами есть смайлики трех видов, вы должны сейчас выбрать тот смайлик, который вам ближе.
Если вы все поняли и хотите принимать самое активное участие в самоуправлении, то ваш смайлик Желтый
Если вам что-то не понятно, но все же заинтересовала проблема и вы хотите узнать об этом подробнее, ваш смайлик Зеленый
Ну, а если вы ничего не поняли и вам это совершенно не интересно, то выбирайте Красный смайлик
В заключении классного часа раздаются памятки по самоуправлению