Технологическая карта урока истории по теме Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма.


Тема: Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма.
Класс : 5 а
Предмет: история
Тип урока. Урок открытия новых знаний
Педагогические цели Образовательные цели:
1. обеспечить eq усвоение учащимися eq понятия «касты»,
2. eq подвести к eq пониманию того, что eq появление неравенства у eq индийцев было eq закреплено религией. Развивающие цели:
1. eq продолжить формирование eq умений самостоятельно eq строить рассказ на eq основе работы с eq текстом учебника и eq исторического источника, eq выделять в тексте главное, eq заполнять таблицу и eq фрагменты опорных eq сигналов в тетрадях; Воспитательные цели:1 сформировать eq личную оценку eq учащихся с eq позиции нравственности по eq отношению к eq кастовому делению eq общества в eq Древней Индии.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Знания, представления, умения
1. Умеют eq формулировать тему и eq определять проблему;
2. eq Умеют работать с eq исторической информацией (осуществляют поиск, eq систематизируют и eq представлять результат)
3. eq Усваивают новые понятия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. eq адекватно воспринимают eq оценку своей eq работы учителем, товарищами.
2. eq ставят учебные eq задачи на основе eq соотнесения того, что уже eq известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; eq принимают и eq сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные УУД
1. eq выражают свои eq мысли с eq достаточной полнотой и точностью,
2. eq строят монологические высказывания,
3. eq умеют аргументировать eq собственную позицию, принимать eq противоположную точку зрения.
Познавательные УУД
Овладевают eq умениями работать с eq информацией (анализируют, eq обобщают факты, eq группируют , eq структурируют в eq схемы или таблицы)
Личностные результаты:
Личностные УУД
1. eq проявляют положительное eq отношение к учебной деятельности,
2. понимают eq религиозное и eq культурное многообразие мира, eq проявляют уважение к вере, eq традициям других народов,
3. eq проводят осмысление социально-нравственного опыта eq предшествующих поколений,
4. eq осваивают гуманистические eq традиции и ценности.
Основные понятия, eq содержание урока касты, брахманы, «неприкасаемые», буддизм
Дидактический материал:
1. Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. eq История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение, 2014.
2. презентация по теме урока,
3. проектор, экран,
4. карта,
5. раздаточный материал.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Ход урока
Этапы урока
Методические приемы
Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. eq Организационный момент.
Быстрое eq включение в eq деловой ритм.
Проявляют eq положительное отношение к eq учебной деятельности Приветствует учащихся.
Проверяет eq готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют свое eq рабочее место.
2. eq Актуализация по ранее eq пройденному материалу Организация eq эвристической беседы
Фронтальный опрос
Проявляют eq интерес к eq учебному материалу
Осознанно eq строят речевые eq высказывания в eq устной форме.
Осознают eq важность пройденного eq учебного материала.
Характеризуют социальное eq устройство древних государств., eq сравнивают их eq социальное положение, eq говорят о eq существовании неравенства.
Делают eq вывод о существовании eq неравенства во всех eq странах Древнего Востока.
Умеют читать карту, eq показывают местоположение Индии, eq омывающие ее моря и океан, указывают eq внутренние воды.
Умеют eq работать с учебником, eq называют характерные верования, eq перечисляют имена божеств.
Сравнивают и eq анализируют полученные данные.
осуществляют eq поиск и выделение eq необходимой информации;
используют знаково-символические eq средства для eq решения учебной задачи; извлекают eq необходимую информацию из eq прослушанного рассказа;
осуществляют сравнение, делают вывод.
высказывают свое мнение, eq прислушиваются к eq мнению других
Ребята, в eq какую страну мы eq совершили путешествие на прошлом уроке? Верно, в eq Древнюю Индию.
Однако, мы с вами не все eq узнали о ней. Это eq удивительная и eq загадочная страна и нам eq предстоит ответить на eq многие вопросы.
Давайе с вами вспомним положение различных групп населения в изученныхнами государствах ?
На eq какие же eq группы делилось население?
Вспомните, было ли eq одинаковым положение этих eq групп в обществе?
Как вы думаете, eq такое явление было eq только в изученных наим государствах?
И так, как вы думаете, о чем мы eq сегодня будем с вами eq говорить на eq нашем уроке?
Верно. И так, тема eq нашего урока – «Общественное устройство: варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма».
План урока:
1. Миф о eq происхождении четырех каст.
2. Как eq брахманы приносили жертвы.
3. eq периоды жизни брахмана.
4. eq Касты знатных воинов, eq земледельцев и слуг.
5. Неприкасаемые.
6. eq Неравенство между кастами.
А eq теперь давайте вспомним, о чем мы с вами eq говорили на eq прошлом уроке?
Блиц – опрос.
А) eq Почему эта eq страна называется Индия, а не Гандия?
Б) Из eq какой детской eq книги мы eq можем узнать о животных, eq обитающих в джунглях?
В) eq Какие современные государства eq находятся на eq территории Древней Индии?
Г) В eq каких богов eq верили древние индийцы?
Д) Как eq называется эта eq древняя религия, eq появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э.? Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
eq группы населения: -царь, жрецы, чиновники, войско крестьяне-общинники, рабы
- нет, eq существовало неравенство
-нет, и в eq других государствах eq Древнего Востока
- о eq социальном строе eq Древней Индии.
Формулируют eq вместе с eq учителем цель и тему урока, eq записывают план в тетрадь.
Отвечают на вопросы, eq работают с картой
-eq потому что eq название Индии eq происходит от eq санскритского «синдху» - eq исторического названия реки Инд.
- «Маугли»
- Индия, Пакистан, Непал, Афганистан
- Ганеша, Кришна, Рама, Сита, Хануман
- индуизм
3. eq Постановка цели eq урока
(проблемной ситуации, eq проблемной задачи)
. Слушают учителя; eq получают проблемное задание
принимают eq учебную задачу, eq сформулированную учителем
Активизирует eq учебную деятельность eq учащихся для определения eq недостающего знания и для постановки eq проблемой задачи, eq которую надо решить.
- На eq какие вопросы мы eq должны ответить, что бы eq разобраться в теме урока?
Обсуждают в классе, eq предложенных вопросов.
- что eq такое касты?
-когда они eq возникли в Индии?
- в чем eq заключались особенности eq положения каждой группы общества?
- в чем eq проявлялось неравенство?
4. Усвоение eq новых знаний и eq способов действия.
1. Миф о eq происхождении четырех каст.
2. Как eq брахманы приносили жертвы.
3. eq Периоды жизни брахмана.
4. eq Касты знатных воинов, eq земледельцев и слуг.
5. Неприкасаемые.
Организация eq работы в группе
Умеют анализировать, eq выделять из eq текста главное, eq характеризуют понятие касты.
осуществляют eq поиск и eq выделение необходимой информации; eq используют знаково-символические eq средства для eq решения учебной задачи; eq извлекают необходимую eq информацию из eq прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, eq делают вывод
Коммуникативные: eq высказывают свое мнение, eq прислушиваются к eq мнению других
Извлекают eq информацию о eq кастовом строе, о eq происхождении понятия «каста».
На основании eq работы с eq иллюстрацией извлекают eq информацию о eq происхождении каждой из каст.
Умеют делать eq выводы об их eq социальном различии.
Умеют проецировать eq полученные знания в eq действительность
полно и eq точно выражают свои eq мысли в eq соответствии с eq задачами и eq условиями коммуникациивыражают eq собственное отношение к eq возникшей проблеме, eq оценка сложившейся ситуации. Организует eq работу с eq текстом учебника, eq дополнительным материалом.
И так, что же eq такое каста? eq Найдите определение в eq учебнике на стр.100 и eq запишите его в тетрадь. Древний eq индиец считал, что eq каждый человек с принадлежит к какой-то касте. (Это eq слово португальское, а в eq Индии касты eq называют «джати», что eq означает «рождение»).
Касты (варны) – это eq замкнутые группы людей, с eq определенными правами и обязанностями, eq передающимися по наследству. eq Переход из eq касты в eq касту был запрещен.(определение на слайде. Проверяем определение.
(демонстрация eq слайда с Брахмой). Для eq индийцев главным eq Богом был Брахма, eq именно из его eq частей тела и образовались касты.
Из его рта eq произошли брахманы (жрецы), eq поэтому они знают, как произносить молитвы.
Из eq могучих рук eq Брахмы вышли eq воины (кшатрии), eq поэтому они eq умеют сражаться.
Из eq бедер его eq созданы земледельцы (вайшьи), eq которые пашут eq землю и eq пасут скот.
А из eq запыленных ступней ног бога Брахмы eq возникли слуги (шудры).
Индийцы считали, что люди eq разных каст eq также отличаются друг от друга, как животные eq разных пород. Ведь у eq коровы не eq может родиться жеребенок.
В чем же eq отличия между ними? Это мы eq сейчас выясним в eq результате групповой работы.Делит класс на 4 группы, eq предлагает выбрать eq старшего в группе, кто eq представит результаты работы. На eq работу дается 6 минут. На фоне звучит eq индийская музыка.
1 eq группа характеризует eq касту жрецов, 2 eq группа – eq касту воинов, 3 eq группа – касту земледельцев, 4 – eq касту слуг.
Давайте eq сделаем выводы.
Самостоятельная eq работа с eq учебником и тетрадью.
Работа с ИКТ.
Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству.
Представляют eq результаты работы. eq Характеризуют каждую касту.
- Высшей eq касте брахманов – жрецов eq приписывался белый цвет- цвет чистоты, незапятнанности. eq Брахманы выполняли eq обязанности жрецов и eq совершали многочисленные обряды, они считались eq представителями людей eq перед лицом богов. eq Брахманы были eq также хранителями eq древней учености, eq знатоками священных текстов. eq Брахман проходил длительное обучение: еще eq мальчиком его eq отдавали в дом учителя, где он eq проводил жизнь в eq труде и eq заучивании вед. eq Когда мальчику eq исполнялось 16 лет, eq родители приносили в дар корову, а сыну eq подыскивали невесту. Начинался второй этап eq жизни брахмана. eq Когда у eq брахмана появлялись внуки, он мог eq оставить дом eq своему старшему сыну и уходил в отшельники.
- Кшатрии – воины, им приписывали eq красный цвет: цвет огня, войны, решительности. Они с eq детства обучались eq владеть оружием, eq управляться с конём и колесницей. К ним принадлежали eq правители государств.
-Вайшью – eq земледельцы и ремесленники, их цвет жёлтый: цвет земли. На них eq лежала обязанность eq возделывать поля, eq работать в мастерских, торговать.
-Шудра – слуги, их цвет чёрный eq символизирует обязанность eq служить представителям eq высших каст. eq Особо тяжёлым было eq положение неприкасаемых, eq занятых самыми eq грязными работами. Они были eq презираемыми в обществе, eq запрещалось к ним прикасаться, eq слышать их голос, eq чтобы не оскверниться
Делают выводы.
Древнеиндийское eq общество делилось на касты
-Имели eq разные права и обязанности
-Самыми eq почтенными считались eq брахманы - жрецы
- eq Тяжелее всех было неприкасаемым
- eq Нельзя было eq перейти из eq одной касты в другую.
Физ. минутка
6. eq Неравенство между кастами. Умеют использовать eq полученные знания для eq оценки действия
выражают свои eq мысли в eq соответствии с eq задачами и eq условиями коммуникацииХарактеризуют eq деятельность Будды.
Умеют анализировать, eq характеризовать причинно-следственные eq связи поступка Гаутамы eq Будды
извлекают eq необходимую информацию из eq прослушанного рассказа, eq прочитанного материала, eq самостоятельно создают eq алгоритмы деятельности при eq решении поставленной задачи
умеют eq объяснить свою eq точку зрения Звучит eq фоновая музыка «Звуки природы».
Давайте eq закроем глаза и представим себя в eq индийских джунглях. Мы идем, идем по джунглям, eq видим различных животных, eq поднимаем ногу – под ней eq проползает змея. Видим, как пролетает eq птица над eq нашими головами, видим тигра и eq различных обезьян, eq подходим к реке Ганг, eq слышим журчание ее воды. Мы все идем и идем, и eq выходим к eq небольшому поселению. И eq видим плачущую женщину. Мы eq подходим к ней и спрашиваем: eq почему вы плачете? А она eq отвечает – я принадлежу к eq касте Шудр. Все мои дети и eq внуки тоже eq будут шудрами. Это не справедливо!
Организация eq мыслительной деятельности.
Мы eq открываем глаза. Предположите, что так eq могло расстроить женщину? Как вы eq относитесь к тому, что eq положение в eq каждой касте было наследственным?
Делает eq общий вывод о кастах.
Среди eq индийских мудрецов были и такие, кто не eq придавал значения eq кастовым различиям. eq Одним из eq таких мудрецов был eq принц Ситхартха Гаутама, его еще eq называют Будда, а eq великий русский eq писатель Толстой eq называл его Шакьямуни. Легенда гласит, в Vв. до н.э. жил в Индии юный eq царевич Гаутама. Он eq обитал в eq прекрасном дворце, думая, что жизнь eq повсюду также прекрасна. Но eq однажды царевич eq покинул стены дворца.
Прочтите eq легенду на стр.103 и ответьте, что с ним произошло?
Делает вывод.
И так, eq Будда – eq основатель религии буддизма, учил, что eq главное - личные eq достоинства человека, а не его происхождение. eq Будда – eq состояние высшего eq духовного просветления.
Выполняют упражнения
Отвечают на вопросы.
Работают с учебником, eq отвечают на вопросы.
- Гаутама eq решил стать отшельником, и однажды, eq предаваясь глубокому eq размышлению , он eq обрел мудрость. С тех пор его eq стали называть eq Буддой (Просветленный, Мудрец)
Будда говорил, что eq всякая жизнь сопровождается страданиями, но eq можно улучшить свою участь, если eq всегда говорить правду, eq стремиться к добру, не eq брать чужого и ни к кому не eq чувствовать злобы и зависти. eq Человек должен eq освободиться от eq бесконечных желаний все новых eq богатств и удовольствий. eq Каждый - eq богач и бедняк, царь или раб, eq брахман или eq слуга - eq может стать буддистом, т.е. eq последователем Будды, и eq спастись от eq страданий и eq новых рождений.
6. eq Первичное закрепление и eq осмысление знаний
систематизируют eq знания по теме «Индийские касты»
полно и eq точно выражают свои мысли в eq соответствии с eq задачами и eq условиями коммуникацииОрганизация eq вопросов классу
Игра «Да-Нет»
1. Бог, eq создавший касты в eq Индии – это Брахма.    
2. Из eq ступней бога eq вышла каста воинов.                
3. eq Жрецы были eq самой высшей и eq главной кастой.  
4. В eq Древней Индии eq разрешалось переходить из eq одной касты в другую
5. eq Неравенство между eq кастами казалось eq индийцам естественным.    
6. eq После уроков по Индии, я eq захотел больше eq узнать об этой стране.
Решение eq познавательных задач
В eq семье земледельца eq растут крепкие и eq сильные сыновья. Они eq хотят стать воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?
Что будет, если дочь eq брахмана и сын eq шудры полюбят друг eq друга и eq захотят создать семью?
Сохраняется ли в eq современной Индии eq подобное деление людей?
Отвечают на вопросы.
- да
- нет
-да
- нет
- да
- да
Отвечают на вопросы
7. Рефлексия.
Обобщающая беседа Оценивают свою eq работу на уроке, eq адекватно воспринимают eq оценку учителя.
Понимают eq причину успеха в учебной деятельности – Что вам eq понравилось больше eq всего
на этом уроке?
– Что было eq самым ценным из услышанного?
– eq Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и eq какова степень eq вашего участия в этом процессе? Отвечают на вопросы, eq оценивают свою работу, eq эмоциональное состояние.
8. eq Домашнее задание
Принимают цель, eq содержание и eq способы выполнения eq домашнего задания.
Комментирует задание.
§ 21, eq записи в тетради, eq выписать в тетрадь: eq достижения Древней Индии.
Воспринимают задание, уточняют.
Приложения к уроку:
Название касты Цвет касты Основные занятия Особенности жизни
Брахманы (I группа) белый Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество
Воины (кшатрии) (II группа) красный Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука  
Земледельцы (вайшью) III группа)желтый Возделывали поля, работали в мастерских, торговали  
Слуги (шудры) (IV группа) черный Служить представителям высших каст Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам
Индия расположена на полуострове _________.
2.На севере Индии горы_______ служат границей.
3.По территории Индии протекают две главные реки _______и ______.
4. В течение всего года в Индии очень _______, а в _____ и _______ месяце идут дожди
5.Индийцы занимались ________________.
6.В заболоченных долинах рек индийцы сажали _______.
7.Выращивали в Индии _________ и ________. 8.На лесных опушках индийцы пасли ________ и __________.
10.Индийцы почитали животных: ___________________________________, священной считалась _______________.
Ключи:
Индия расположена на полуострове Индостан.
На севере Индии горы Гималаи служат границей. По территории Индии протекают две главные реки Инд и Ганг.
В течение всего года в Индии очень жарко , а в июле и августе месяце идут дожди.
Индийцы занимались земледелием.
В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали в Индии сахарный тростник и хлопчатник. На лесных опушках индийцы пасли коров и коз.
Индийцы почитали животных: змею, обезьяну, льва, слона, священной считалась корова. Высказывают версии, что они знают, а что надо узнать.
Приложение 1
Миф о происхождении четырёх каст. В Индии неравенство людей объясняли волей бога Брахмы. Он считался верховным богом и покорителем вселенной. Индийцы верили, что у него 4 лица, 4 тела, 8 рук, в которых он держит жемчужное ожерелье, цветок лотоса, сосуд с водой из священной реки Ганг и другие предметы. Брахма могуч и непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы, а передвигается на лебеде. Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы- брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы, те, кто пашет землю и пасёт скот, созданы из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног. Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы,например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами.
Карточка 1.
Брахманы – жрецы самая высшая каста Индии. Брахманы служат духовными наставниками, работают бухгалтерами и счетоводами, чиновниками, учителями, овладевают землями. Им не полагается ходить за плугом или выполнять определенные виды работ, связанные с ручным трудом; женщины из их среды могут прислуживать в доме, а землевладельцы обрабатывать наделы, но только не пахать. Члены каждой брахманской касты заключают браки лишь в своем кругу. В выборе еды брахман соблюдает множество запретов. Он не вправе употреблять еду, приготовленную вне его касты, но из рук брахманов могут принимать пищу члены всех других каст. Некоторые семьи брахманов не могут употреблять мясо. Представителям самой высшей варны — брахманам — приписывался белый цвет — цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, которым в Древней Индии придавалось исключительно важное значение; они считались представителями людей перед лицом богов, требовавших совершения жертвоприношений и произнесения заклинаний. Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов. В течение многих веков эти тексты, будучи еще не записанными, хранились исключительно в памяти ученых брахманов. Именно поэтому каждый брахман проходил длительное обучение: еще мальчиком отдавали его в дом учителя, где он проводил жизнь в труде и заучивании вед.
Миф о происхождении четырёх каст. В Индии неравенство людей объясняли волей бога Брахмы. Он считался верховным богом и покорителем вселенной. Индийцы верили, что у него 4 лица, 4 тела, 8 рук, в которых он держит жемчужное ожерелье, цветок лотоса, сосуд с водой из священной реки Ганг и другие предметы. Брахма могуч и непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы, а передвигается на лебеде. Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы- брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы, те, кто пашет землю и пасёт скот, созданы из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног. Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы,например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами.
Карточка 2.
Кшатрии- воины стоят сразу за брахманами в ритуальном отношении и их задача, в основном, вести бои, охранять родину. На сегодняшний день занятиями кшатрий являются работа управляющими в поместьях и служба на различных административных должностях, и в войсках. Большинство кшатрий употребляют мясо, но женщина ни в коем случае не может выйти замуж за мужчину ниже ее собственной касты. Им приписывали красный цвет — цвет огня, войны, решительности и энергии. Кшатрии с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. К этой варне (касте) обычно принадлежали правители государств – раджи.
Миф о происхождении четырёх каст. В Индии неравенство людей объясняли волей бога Брахмы. Он считался верховным богом и покорителем вселенной. Индийцы верили, что у него 4 лица, 4 тела, 8 рук, в которых он держит жемчужное ожерелье, цветок лотоса, сосуд с водой из священной реки Ганг и другие предметы. Брахма могуч и непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы, а передвигается на лебеде. Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы- брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы, те, кто пашет землю и пасёт скот, созданы из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног. Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы,например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами.
Карточка3. Вайшьи – крестьяне слои, которые занимаются торговлей земледелием ремеслом и скотоводством. Вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Занятие вайшьев это торговля и банковское дело обработка земли разведение скота, Вайшью — земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. Среди них были и весьма состоятельные люди.
Миф о происхождении четырёх каст. В Индии неравенство людей объясняли волей бога Брахмы. Он считался верховным богом и покорителем вселенной. Индийцы верили, что у него 4 лица, 4 тела, 8 рук, в которых он держит жемчужное ожерелье, цветок лотоса, сосуд с водой из священной реки Ганг и другие предметы. Брахма могуч и непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы, а передвигается на лебеде. Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы- брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы, те, кто пашет землю и пасёт скот, созданы из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног. Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы,например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами.
Карточка 4.
Шудры – слуги . Они, благодаря своей численности и владению значительной частью местных земельных угодий, играют важную роль в решении социальных и политических вопросов некоторых районов. Шудры употребляют в пищу мясо, разрешено замужество вдов и разведенных женщин. Низшие шудры – это многочисленные подкасты, профессия которых носит сугубо специализированный характер. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, парикмахеров, музыкантов, кожевников (те, кто шьёт изделия из готовой - выделанной кожи), мясников, мусорщиков и многих других. Их цвет — черный. Обязанность шудр — служить представителям высших каст. В отличие от брахманов, кшатриев и вайшью, шудры не считались потомками древних ариев-завоевателей и, видимо, были потомками покоренного населения.
Миф о происхождении четырёх каст. В Индии неравенство людей объясняли волей бога Брахмы. Он считался верховным богом и покорителем вселенной. Индийцы верили, что у него 4 лица, 4 тела, 8 рук, в которых он держит жемчужное ожерелье, цветок лотоса, сосуд с водой из священной реки Ганг и другие предметы. Брахма могуч и непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы, а передвигается на лебеде. Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы- брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы, те, кто пашет землю и пасёт скот, созданы из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног. Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы,например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами.
Карточка 5
Неприкасаемые – заняты самыми грязными работами, чаще нищие или очень бедные люди. Они находятся за пределами индусского общества. Они занимаются уборкой мертвых животных с улиц и полей, туалетов, выделкой кож, чистят канализации, работают мусорщиками, прачками, нанимаются на самые тяжёлые работы в шахты, на стройки и т.п. Членам «неприкасаемых» каст запрещается посещать дома «чистых» каст и брать воду из их колодцев, им даже запрещено наступать на тени других каст. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов. Чандалы — «неприкасаемые»; они были настолько презираемы в обществе, что запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос и даже видеть, чтобы не оскверниться.
Рабочий лист урока
Задание № 1. Заполнить схему «Касты в Индии».

Задание № 2 Заполнить таблицу Работа по группам
Касты Цвет Основные
занятия Особенности жизни
Жрецы (брахманы)
I группа
пункт 2,3 стр 101 -102 Белый Войны
(кшатрии)
II группа
пункт 4 стр.103-104 Красный Земледельцы
(вайшью)
IIIгруппа
пункт 4 стр.103-104 Желтый Слуги
(шудры)
IVгруппа
пункт 4 стр.103-104 Черный Неприкасаемые
V группа
пункт 5 стр.104
Проверка домашнего задания:

Подпишите
2 реки
1 океана
1 море
1 залив
1 горы
Животный мир Индии
Вставьте пропущенные буквы
ш_ _ _ л, б_ _ _ _л, о_ _ _ _ _ _ ы, п_ _ _ _ _ и, с_ _ н, з_ _я, т_ _р, л_ _ _ _ _д.