Что роднит музыку с изобразительным искусством


Что роднит музыку с изобразительным искусством «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти. «Музыка – сестра живописи», говорил Леонардо да Винчи. Голландский живописец Ван Гог продолжает: «…кисть ходит в моих пальцах, как смычок по скрипке, и доставляет мне только удовольствие».Живописец Лев Бакст уподобил художника дирижёру, способному одним взмахом палочки вызвать к жизни тысячи звуков. В живописи человек сразу видит целое представление картины, а в музыке и литературе - содержание получает последовательно Много общего между музыкой и живописью можно найти даже в терминах, которые употребляют музыканты и художники. И те и другие говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений. Цветовому настроению художника соответствует характер мелодии. Видение красок окружающего мира, впечатления от событий и явлений, сходны для различных видов искусства. Красный цвет воспринимается как тревога, героика, подъем.Оранжевый – радость.Желтый – солнце, энергия.Зеленый – цвет природы, жизни.Голубой – цвет мечты, духовного начала.Синий – глубина мысли, чувства, моряФиолетовый – сумерки, тайна, загадка. Белый - начало начал, чистота, ангел, снег.Черный - цвет беды, бездны, безысходностиРозовый –наивный, детскийСерый – тоска.Коричневый – печаль.Золотой и серебряный цвета Бога, космоса, Вечности Одним из первых западных художников, кто стремился живописными средствами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки, был выдающийся английский романтик Джеймс Уистлер. Многие свои работы стал называть симфониями, гармониями, ноктюрнами и другими музыкальными терминами. Разумеется, это не было механическое перенесение приёмов мастерства из музыки в живопись. Иначе были бы нарушены закономерности и того и другого искусства, что привело бы к внешней иллюстративности. А речь идёт о том, что краски художника вызывают у зрителя те же или похожие эмоции, что и музыкальное произведение. Ноктюрн в голубом. Лагуна в Венеции Благотворная роль музыки сказалась на работе и других художников. «Без музыки я не мыслю жизни» - говорил Репин. Когда живописец создавал свою первую большую картину, его младший брат, студент консерватории, играл на рояле «Лунную сонату» Бетховена. И вместе с красками на полотно как бы проникали эти звуки, помогая художнику внести ноты скорби в картину. Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Яркие музыкальные портреты создал Роберт Шуман в цикле «Карнавал», русский композитор Мусоргский в «Картинках с выставки» пишет пьесы «Богатый и бедный», «Гном», «Баба – Яга». Пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского рисует музыкальный портрет Бабы Яги. Жесткая, злая музыка не оставляет сомнений. Действительно, это Баба яга. Посмотрите как её изобразил Известный художник Иван Билибин. В образе Бабы-Яги — ужасной старухи с костяной ногой, запечатлелось отношение человека к миру иному. Этот образ пугает, отталкивает В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке», вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского «Пронзительные фразы гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…» Создавалось впечатление, что М. П. Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни», писал об этой музыке Кабалевский. Вопрос:Что роднит музыку с изобразительным искусством? Ответ:Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят "яркий звук" или "звучный цвет". В музыке, как и в живописи есть своя палитра оттенков. ВопросМожно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку? Ответ:Жизнь – единый источник всех художественныхпроизведений. «Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно». Николай Рыленков