Конспект интегрированного урока по музыки в 5 классе : «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»


Урок в 5 классеТема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»Урок музыки в 5 классе по программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской..Цель урока:
Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусстваЗадачи
- раскрыть особенности понятий «живописная музыка» и «музыкальная живопись»;
- показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
- размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.
- способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.
- воспитывать любовь к искусству.
^Оборудование и материалыПрезентация «Музыка и живопись»;
Таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности;
Таблица соответствия цвета и звука;Текст песни «Птица Музыка» В. Синенко
Клип: «Радуга желаний»
Проектор, компьютер, музыкальный центр.
^Музыкальный материалСлушание:
Чайковский «Баба Яга»
К. Дебюсси Симфоническая картина «Море» ч.3
И. Бах «Шутка» из Сюиты №2
Чайковский «Баркарола»
Дедюля «Ветер»
В. Синенко «Птица-Музыка»

Этап урока ОНЗ
Содержание урока УУД, формирующиеся на данном этапе
I.Орг.момент. Проверка д/з. Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте ребята. Мы надеемся, что у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока.
Диктант.
Кластер :В каких музыкальных жанрах « дружат» музыка и литература?
Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, посмотрев и проанализировав звуковой видеоряд.
- Внимание на экран! Слайд 1 ( Музыка и изобразительное искусство)
- Определите тему нашего урока? Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.
Вопрос: - Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
Предположения детей.
Слайд 2 Верно, тема нашего урока:
«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
- Сформулируйте задачу урока
( Выявить возможные связи музыки и изо.)
- Как мы сможем ответить на этот вопрос,( мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки. )
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). . Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательньие: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
II. Подготовка к работе на основном этапе. 2) Для художника видимый цветной мир – это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте.
Цвет – дитя света. Без источника света цвета нет.
Вы все видели, когда после дождя выглядывает солнышко, на небе появляется чудесное цветное явление.
Вопрос: Что это?
Ответ: Это радуга.
Вопрос: А кто помнит из скольких цветов состоит радуга?
Ответ: Из семи цветов.
Вопрос: Кто сможет перечислить их по порядку?
(Для ответа можно вспомнить слова «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.» первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета).
Ответ: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

Сл. №3 Изображение радуги.
Вопрос: Ребята посмотрите, что общего у радуги с музыкой?
Ответ: Радуга состоит из семи цветов, а музыкальный звукоряд – из семи нот.
Сл.№4 На радуге проявляются названия нот
Распевание (пение звукоряда)

III. Усвоение новых знаний и способов действий
Молодцы. А теперь вернёмся к нашей радуге и определим, существует ли переложение цвета в звуки. Для этого возьмите таблицы и заполните их. Напротив каждого цвета пишем понятия из словаря эстетических эмоций и подбираем каждому цвету звук.
Послушайте вначале стихотворение Е. Новичихина «Цвета радуги»:
Радуга устроена, как пирог слоенный:
Красный слой, оранжевый.
Желтый и зеленый,
Голубой и синий,
Рядом с фиолетовым…
Семь цветов у радуги –
Надо знать про это вам!   
Работа учащихся в группах с таблицей.
Проверяем таблицу: какому цвету, какие эмоции соответствуют
Вопрос:
- Какого цвета получились ваши ноты? (обучающиеся озвучивают результаты своей работы в таблице)
Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах»:
Какого цвета нота до?Ей больше всех идет бордо.В бордовом платьице онаВсем больше во сто крат слышна.
У нотки Ре наряд речной,Он синевато-голубой.Журчит она как ручеек,То низок тон, а то высок.
У ноты ми вуаль полей,Зеленый цвет сверкает в ней.Ми как волшебная волна,Несет всем людям мир она.
Фа обожает фиолет,Заката солнечного цвет.Жаль только, Фа слегка грустна,Но любит погрустить она.
Соль, словно солнца яркий луч,Который светит из-за туч.В наряде желто-золотомПриносит нотка радость в дом.
А нотка ласковая Ля,Как разноцветная земля.В ней красочный букет полей,Нет нотки этой красивей.
Си – неба синего краса,В ее наряде небеса,В ее звучании полет,В высь нотка эта нас зовет.
Все нотки – жители страны,Где звуки с красками дружны.В стране неповторимой этойЛюбого встретит море света.
Вопрос: Какой же можно сделать вывод?
Сл. №5
Ответ:
ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки.
. общеучебные: знаково-символические — моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.IV. Реализация построенного проекта
V. Первичное закрепление во внешней речи
Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Давайте в этом убедимся.
Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет… А вот чей, вам нужно узнать. Кто это: обычные люди, наши современники, или персонажи сказки?
СЛУШАНИЕ: пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского
Наводящие вопросы перед слушанием:
В каком характере звучит музыка?
О ком она рассказывает?
Какой характер у этого незнакомца?
Сл. №6
Давайте ещё раз обратимся к словарю эстетических эмоций и подберём подходящие слова для определения характера музыки:
Вопрос: Какие эмоции вы выбираете для характеристики этой музыки.
ТАИНСТВЕННО, ЗЛО, РЕЗКО, ЛАСКОВО, ГРОЗНО, МЯГКО, СТРЕМИТЕЛЬНО.
Сл. №7
Вопрос: Чей же портрет рисует нам эта музыка?
Ответ: Портрет Бабы Яги.
Действительно, это Баба яга. Посмотрите как её изобразил Известный художник Иван Билибин. В образе Бабы-Яги — ужасной старухи с костяной ногой, запечатлелось отношение человека к миру иному. Этот образ пугает, отталкивает
Вопрос: Какой же можно сделать вывод?
Ответ:
ВЫВОД: Есть такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. Сл. №8
ЭТО живописная музыка.
А есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными. Сл. №9
Перед вами пейзаж художника И. Айвазовского «Чёрное море»
Вопросы:
- Какие краски он использовал?
- Какое настроение передал в нем художник?
- Какая, по вашему мнению, должна звучать музыка, когда вы смотрите на эту картину?
Ответы детей.
Предлагаю послушать вам музыку, которую сочинил французский композитор Дебюсси, когда увидел море перед штормом, а заодно и проверим ваши предположения.
Сл. № 9
СЛУШАНИЕ: пьеса «Море» Дебюсси.
Вопрос:
- Созвучна ли пьеса с пейзажем и верны ли ваши предположения? (Ответы детей)
ВЫВОД: Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. ЭТО музыкальная живопись.
Художники так же как и композиторы тонко чувствуют, и свои размышления о жизни человека и величии природы передают художественным полотнам.
На уроках 3-й четверти вы убедитесь в том, насколько сильно взаимосвязаны эти два вида искусства- живопись и музыка. Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот.
Предлагаем вам заполнить таблицу и провести соответствие между музыкальными понятиями и живописными.
Учащиеся обсуждают задание в группах, а заполняют таблицу на доске.(приложение) В таблице изначально даны понятия в одном из видов искусства. Рядом с таблицей находятся карточки с недостающими понятиями из них выбирают нужные и заносят в таблицу
Сл. №11,12
4)Физкультминутка. Сл. №13
Давайте немного отдохнём, посмотрим клип и потанцуем под музыку.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Коммуникативные: управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
V. Первичное закрепление во внешней речи
VI. Включение в систему знаний и повторение
VII. Рефлексия учебной деятельности
На уроках 3-й четверти вы убедитесь в том, насколько сильно взаимосвязаны эти два вида искусства- живопись и музыка. Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот.
Предлагаем вам заполнить таблицу и провести соответствие между музыкальными понятиями и живописными.
Учащиеся обсуждают задание в группах, а заполняют таблицу на доске.(приложение) В таблице изначально даны понятия в одном из видов искусства. Рядом с таблицей находятся карточки с недостающими понятиями из них выбирают нужные и заносят в таблицу
Сл. №11,12
4)Физкультминутка. Сл. №13
Давайте немного отдохнём, посмотрим клип и потанцуем под музыку.
Сл.№ 14
Дети читают высказывание М. П. Мусоргского:
«Художник верит в будущее, потому что живет в нем»Вопрос:Как вы думаете, кого М.П. Мусоргский назвал ХУДОЖНИКОМ? Только ли того, кто пишет картины?
Ответы детей.И композитора ,и писателя ,и живописца и скульптора часто называют ХУДОЖНИКОМ, МАСТЕРОМ.
2) Сл. № 15 А вот слова Виктора Борисова-Мусатова. В своем дневнике он записал: (Читают дети)«Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски…. Я импровизирую…. Мечты мои всегда впереди… они мне создают целые симфонии… Мои помыслы – краски, мои краски – напевы… ».
3) О связи музыки и живописи сложено немало песен, одну из них мы начнем учить «Птица -музыка». Давайте её послушаем. Сл. №16
- О чём эта песня?
(О музыке в образе птицы, солнечных ромашек, радуги.)
- Правильно!
Разучивание 1 куплета песни с пластическим интонированием. В процессе разучивания используются разные формы исполнения: индивидуально, по группам, всем классом, с дирижёром.
- Без чего не смогла бы появиться песня?
(Песня не смогла бы появиться без поэтического текста, вызванным воображением поэта как «птицей-песней» и представленной художественным образом ярких красок.)

4) Работа с учебником
Ребята, откройте разворот учебника стр. 76-77, где представлены произведения художников: Р. Турньер «Камерное трио эпохи барокко», О. Ренуар «Большой канал в Венеции», В. Ермилов «Гитара».
Вопрос: Можно ли эти картины назвать звучащими?
Ответ: Да, можно
Сл. №17
Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений и определите, какой из них подходит к этим картинам. (Звучат фрагменты Чайковский «Баркарола», Дедюля «Ветер», И.С.бах «Шутка» из сюиты №2)
 
Мы вновь убедились, что картины бывают звучащими, а музыка – живописной.
Сл.№ 18
Вопрос: Прочитайте следующие высказывания известных художников и музыкантов и определите, какое из них лучше всего отражает тему сегодняшнего урока.
«Музыка – сестра живописи»Леонардо да Винчи.«…кисть ходит в моих пальцах, как смычок по скрипке, и доставляет мне только удовольствие».Ван Гог.
Ответ: «Музыка – сестра живописи» Леонардо да Винчи.
1)Вопрос: Молодцы ,ребята, вы замечательно работали сегодня на уроке. Давайте ещё раз скажем какую проблему мы решали сегодня на уроке?
Ответ :Что роднит музыку с изобразительным Сл. №19
искусством? И музыка и живопись могут создавать картины. Музыка – с помощью звука, а живопись – цветом.

Что же объединяет и отличает эти два разных жанра?
Общее: И музыка и живопись могут создавать картины.
РАЗЛИЧНОЕ: Музыка - это звуки, а картина - это краски.
Слайд 20.
.Д. З. Базовый уровень - выписать в тетрадь сходства и различия между музыкой и ИЗО.
Повышенный уровень – подготовить небольшое тестовое задание по теме урока.
Высокий уровень – подобрать примеры «музыкальной живописи» и «живописной музыки», чтобы продемонстрировать на следующем уроке своим одноклассникам.
Урок окончен. Желаю вам успехов.
Коммуникативные: управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка — оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание:
Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование
ПРИЛОЖЕНИЕ
Музыка Живопись
ФОРМА композиция
мелодия ЛИНИЯ
РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК ритм
Звуковая палитра ЦВЕТОВАЯ гамма
АККОРД пятно
тембр КОЛОРИТ
ФАКТУРА мазок
темп СТАТИКА - ДИНАМИКА