ДокладИз опыта работы по организации исследовательской работы учеников в школе


Гаязова Ляля Вакильевна, учитель химии МБОУ СОШ№2 пгт Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ
Из опыта работы по организации научно- исследовательской деятельности учащихся в школе.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров.
Любому обществу нужны одарённые дети, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы - разглядеть способности каждого ребёнка, развить их и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Задача учителя-помочь ученикам наиболее полно раскрыть свои способности, дать им возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом, самое главное правило участия учителя в научно-исследовательской деятельности учеников-никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка.
Исследовательскую деятельность с учащимися мы (учитель химии Гаязова Л.В. и учитель географии Мамлеева М.М.) начали с процесса интеграции таких дисциплин, как химия, география, биология и экология.
В рамках интеграции мы составили программу для проведения исследовательской деятельности, в которую включили: цели и задачи интеграции естественно-научных дисциплин, планы проведения интегрированных уроков и внеклассных мероприятий, план проведения интегрированных исследовательских работ и определили роль учеников для подготовки к этой работе.
В первую очередь мы изучили мнение родителей и учащихся старшего звена об этой деятельности в рамках школы.
Вопросы для диагностики родителей
Какие интересы, кроме учебных, есть у вашего ребёнка?
Какие предметы школьного курса для него наиболее значимы?
Книги в какой области знаний ему интересны?
Какие познавательные передачи смотрит ваш ребёнок?
В какой области знаний вы видите в будущем приложение сил своего ребёнка?
Занимается ли ваш ребёнок в каких-либо кружках?
Имеет ли ребёнок возможность демонстрировать результаты своих занятий в кружках?
На занятиях каких кружков или секций вы хотели бы видеть своего ребёнка?
Как вы считаете, может ли это в последующем повлиять на его профессиональный выбор?
Вопросы для диагностики учащихся
Нужны ли в школе научные общества учащихся, занимающиеся какими-либо научными исследованиями?
По какому предмету тебе интересно читать дополнительную литературу?
Исследования в какой области учебных дисциплин тебя привлекают?
Будешь ли ты участвовать в исследовательских работах в области химии, географии, биологии, экологии?
Если да, то почему?
Готов ли ты начать такую работу в ближайшее время?
Какие темы для исследования могли бы быть тебе интересны?
Полученную информацию мы проанализировали, собрали тех учеников, которые проявили интерес в области химии, географии, биологии и экологии и вынесли на их обсуждение программу для проведения исследовательской деятельности.
Ученикам было дано задание составить список тем для выполнения исследований, а также мы сами им предложили темы, которые нам показались наиболее интересными.
Мы определили день недели для занятий с учащимися, которые проявили желание вести исследования под нашим руководством и вот в течение уже 9 лет мы ежегодно ведём эту работу.
Итак, нами были определены общие цели исследовательской работы:
научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации по теме исследования с использованием различных источников
научить учащихся проводить социологический опрос
научить учащихся обмениваться информацией, излагать свою точку зрения
научить учащихся работать индивидуально, в парах, в группах
сформировать умения пользоваться методом прогнозирования
способствовать совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы, повышению уровня знаний и эрудиции в интересующих областях наук
помочь в овладевании знаниями, выходящими за рамки учебной программы
научить методам и приёмам научного исследования
развивать чувство ответственности за выполняемое дело
научить анализировать и оценивать собственные творческие и деловые способности
помочь стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.
Так же продуманны этапы исследовательской работы:
1 этап. Предварительная подготовка
-мотивация учащихся для исследовательской работы
-познавательно-просветительская работа с учащимися
2 этап. Собственно, подготовка
-выбор и обсуждение тем, целей и задач исследовательской работы
-формирование рабочих групп
Учесть, что тема исследования должна предполагать его будущую значимость для практики, а её результат представляет интерес для общественности.
3 этап. Планирование
-выработка индивидуальных и групповых планов работы
-формирование задач
-определение частных задач, источников и сбора информации, её анализ и синтез
-планирование работы
4 этап.
На этом этапе ученики определяют источники информации, с которыми им предстоит работать. Выбор материала не ограничен. Здесь и научно-популярная литература, справочники, словари, периодическая печать, интернет документы.
5 этап.
После определения темы, целей, рабочих гипотез, задач и источников информации, распределения задач и обязанностей внутри групп, учащиеся приступают к выбору формы отчёта на будущей презентации и представлении работы. Для этого необходимо точно расcчитать сроки составления развёрнутого материала. Здесь же необходимо оговорить и критерии оценки включающих в себя соответствие содержания заявленным целям, задачам и темам, структуру работы и её оформление, качество и эмоциональность подачи материала.
6 этап. Исследование
-выполнение исследований под руководством учителя
-применение на практике методов исследования (теоретического анализа, наблюдения, интервью, опрос и анкетирования)
-анализ информации и формирование задач и выводов
При работе в группе ученики дополняют друг друга, создают здоровую конкуренцию. Дискуссия и обсуждение составляют основу проектной работы, предполагающей наличие у каждого участника своего мнения.
7 этап. Отчёт(презентация)
Первичные защиты проектных работ (возможно работы нуждаются в дороботке)
8 этап. Оценка
-утверждение формы отчёта и защиты (устная, письменная, графическая, аудиовизуальная)
-представление и оценивание результатов (качество работы и источников информации, степень реализации замыслов, коллективный анализ деятельности.
9 этап
Защита исследовательского проекта на итоговом занятии. Подведение итогов работ. Обсуждение форм выходов с проектами в классы среднего и старшего звеньев.
10 этап. Заключительный.
Выход с проектными работами на более высокие уровни (районный, региональный)
В течении этих лет учащиеся под нашим руководством выполнили исследовательские работы по следующим темам: «Экологические проблемы человечества», «Мыльная опера», «Энергетика и её будущее», «Аллергия и комнатные растения», «Аллергия и клещи домашней пыли», «Подросток и наушники». В данное время ученики работают над исследованием востребованности разных профессий учениками нашей школы за последние пятнадцать лет.
Дадим краткий обзор этих исследований.
Исследовательская работа по теме: «Экологические проблемы человечества» является актуальной для нашей республики, района и нашего посёлка «Актюбинский». Участники проекта самостоятельно провели поиск необходимой информации. Проводили социальный опрос среди учащихся и жителей посёлка об экологическом состоянии природы родного края и как они принимают участие в решении экологических проблем. Познакомились с новыми технологиями добычи нефти и роли экологического отдела Азнакаевского НГДУ в вопросах охраны природы. Обобщив и проанализировав собранный материал, учащиеся пришли к выводам, что в республике и районе прилагаются и осуществляются меры по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению ресурсов.
Исследовательская работа по теме: «Аллергия и комнатные растения».
Цели и задачи данного проекта предусматривали влияние комнатных растений на здоровье человека. Учащиеся отметили, что комнатные растения – это прекрасные спутники жизни человека. Они украшают помещение, очищают и улучшают воздух, помогают бороться с микробами, вирусами и бактериями. Но, некоторые растения могут вызвать аллергию в контакте с ними. Проведя исследования среди учащихся школы и их родителей, выяснили, что практически о вреде комнатных растений они не знают. Но 2% респондентов назвали, что они имеют аллергическую реакцию на герань. Учащиеся выяснили какие цветы украшают больше всего интерьер школы и квартир. Провели беседы о растениях, которые вызывают аллергию и как она проявляется. Разработали рекомендации о правильном выборе растений для дома и детских учреждениях.
Исследовательская работа по теме: «Мыльная опера».
Цель исследовательской работы: изучить использование моющих средств учащимися нашей школы и жителей посёлка Актюбинский; исследование химического состава моющих средств и влияние их на кожу человека; влияние жёсткости воды на пенообразование.
Проведя опрос населения, учащиеся сделали вывод, что покупательский спрос высокий на рынке и магазине «Магнит», объясняется низкими ценами. В использовании порошков лидируют «Таid», «Миф» и «Ариэль». Пользование шампунями импортными и отечественными в соотношении 50% - 50%. Используемые моющие средства у опрошенных, в основном, аллергию не вызывали. Покупателей интересует при покупке моющих средств химический состав, так как в посёлке вода жёсткая и моющие средства должны положительно проявляться в процессе пользования.
Исследовательская работа по теме: «Аллергия и клещи домашней пыли».
Актуальность темы заключается в том, что за последние десятилетия отмечается неуклонный рост числа аллергических заболеваний. Увеличивается число заболеваний, связанных с аллергией, вызванной пылевыми клещами. Прогрессивное размножение клещей, вызвано неведением людей о том, что в их квартирах обитают клещи и незнанием борьбы с ними. Человек значительную часть жизни проводит в различных помещениях, в которых при его участии формируются специфические факторы окружающей среды; абиотические и биотические. И одним из биотических факторов являются клещи домашней пыли. Мы часто говорим: «наш дом – наша крепость», однако, даже находясь в квартире, мы не можем обезопасить себя от всех источников аллергии и сами создаём для клещей благоприятные условия обитания. В ходе исследования мы выявили источники появления в доме пылевых клещей. На протяжении всей работы мы задались вопросом: «Несмотря на то, что клещи настолько малы, они являются хозяевами дома. Почему?»
Пообщавшись с респондентами, мы нашли ответ на данный вопрос. Это всё последствие того, что люди предпочитают здоровью комфорт, они самонадеянны и питают надежду на технику, стали ленивее, стремятся обезопасить себя от сквозняков, тогда как клещи умирают при проветривании комнат. Практической частью нашей работы явилось проведение опроса и анкетирование среди учащихся и учителей нашей школы. На основе полученных результатов опроса нами были составлены советы и рекомендации по борьбе с пылевыми клещами. Данная работа имеет большую значимость в просветительной деятельности среди населения.
Исследовательская работа по теме: «Энергетика и её будущее».
В данной исследовательской работе отражено состояние и развитие электроэнергетики разных типов в разных регионах и странах мира, и возможные пути развития энергетики в будущем. Учащиеся изучили особенности развития основных видов энергетики. Ученики создали четыре группы, каждая из которых изучала своё направление энергетики.
Одна группа изучала тепловую энергетику, вторая группа –гидроэнергетику, третья-атомную энергетику и четвёртая-альтернативную энергетику. Изучив положительные стороны всех типов электростанций, были выявлены и недостатки в их строительстве и работе. Топливно-энергетический цикл – один из экологически наиболее опасных. Происходит загрязнение окружающей среды вредными выбросами, вызывающие кислотные дожди. Накопление газов может привести к парниковому эффекту, при котором глобальное изменение климата становится весьма вероятным. Не все так гладко и в работе гидроэлектростанций. Крупные ГЭС очень дороги и долго строятся. Водохранилища затапливают ценные земли, изменяют гидрологический режим и климат прилегающих территорий. Большой резонанс экономистов, экологов и политиков вызвала авария на крупнейшем атомно-энергетическом комплексе «Фукусима» в Японии. Даже высокотехнологическая Япония бессильна перед природными катаклизмами. Опасность последствий аварий, проблема утилизации ядерного топлива, строительство и переработка отслуживших блоков требует больших затрат. Многие европейские страны постепенно выводят ядерные реакторы из обращения: Италия, Германия, Нидерланды и др. Есть недостатки и в работе альтернативных станций: сравнительная высокая стоимость строительства и изменяющаяся в течение суток мощность; изменчивость во времени; в ночное время нет гелиоэнергии, поэтому приходится дополнительно разрабатывать и создавать аккумуляторы энергии. Понятно, каждый тип электростанций имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Но человечество должно подумать, что при любом повышении эффективности производства и использовании энергии, необходимо уменьшить их воздействие на окружающую среду. Отсюда вытекает главная задача-разработка и внедрение новых технологий, которые позволят эффективно использовать то, что дарит природа.
Исследовательская работа по теме: «Подросток и наушники».
В последнее время увеличилось число учащихся, постоянно пользующихся наушниками. Среди них и такие, которые не «расстаются» с ними не только на переменах, но и на уроках, нарушая при этом школьные правила. Учащихся заинтересовал вопрос: повлияло ли такое бесконтрольное применение наушников на состояние успеваемости и здоровья этих учеников. Результаты опросов, анкет, мониторинг качества знаний за последние два года у учащихся, постоянно использующих наушники выявили, что несомненно происходит возбуждение нервной системы, ухудшение памяти и внимания и прочим негативным последствиям. Вывод: с фактами не поспоришь – наушники вредят здоровью подростка.
Конечно, современный подросток не собирается отказываться от наушников. И это, наверно, правильно. И мы посчитали, что раз уж мы взялись за эту работу, необходимо продолжить её уже в просветительном аспекте. Выйти со своей работой, в которой рассматриваются функции наушников по передаче звука, анатомические особенности строения человеческого уха, санитарные нормы допустимых уровней шума и другие важные вопросы, на наших учеников. И самое главное, для того, чтобы наушники не нанесли неисправимый вред здоровью, всего лишь необходимо следовать ряду рекомендаций. Они помогут сохранить здоровье, и, одновременно, не отказываться от любимых наушников.
С данными исследованиями наши ученики выступали на районной научно- практической конференции исследовательских и проектных работ одарённых старшеклассников «Открытие» в 2011,2012,2013,2014 гг., на которых занимали призовые места.
Итак, организуя исследовательскую работу с учащимися учитель достигает множественных результатов:
способствует формированию у учащихся таких компетенций, как коммуникативная(ученик стремится быть понятым);социальная(работа в группе, в которой ученик ощущает свою значимость);предметная(проявление интереса к определённой области науки);исследовательская(умение наблюдать, проводить опросы, анкетирования, эксперименты, строить индуктивные модели и рассуждения);информационная(владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации); автономизационная (быть способными к саморазвитию, способности к самоопределению, самообразованию).