Развитие артикуляционной и мелкой моторики через развивающие игры с использованием нестандартного оборудования с детьми младшего дошкольного возраста.


Развитие артикуляционной и мелкой моторики через развивающие игры с использованием нестандартного оборудования с детьми младшего дошкольного возраста.
Мелкая моторика-это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка « пользоваться этими» движениями.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Больше всего на свете дети хотят двигаться, для них движение – есть способ познания мира. Значит , чем точнее и четче будут движения детей, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром. В своей работе я использую пальчиковые игры с прищепками. Все игры сопровождаются стихотворениями - эта та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, их использование позволяет достичь обучающего эффекта- стимулирует умственную деятельность, способствует к осознанным , точным , целенаправленным движениям.
Работу провожу систематически, учитываю индивидуальные особенности, стихи читаю в разном тембре ( то повышая, то понижая голос), учу детей движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Играя с детьми , обращаю внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Все это помогает успешно решать задачи обучения, воспитания и развития детей.
Картотека игр с использованием стихотворений.
Задачи: Формировать познавательную активность и творческое воображение детей, развивать артикуляционную и мелкую моторику. Создать у детей положительный эмоциональный фон, радость, ожидание праздника.
Прием выполнения пальчиковых игр: показ работы педагогом - прищепкой прищепить ногтевые фаланги пальцев правой руки, а затем левой руки на каждый ударный слог- от большого пальца.
1. Жук.
Жук летит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
И усами шевелит! (В.Цвынтарный)
2. Гусенок.
Вот проснулся
Встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок:
- Дай , хозяйка , корма мне
Раньше, чем моей родне. ( О.Крупенчук.)
3. Клюква
Мы шли, шли, шли
Много клюквы нашли.
Раз, два, три, четыре, пять-
Мы опять идем искать. ( В. Волина)
4. Крапива.
Посмотрите ,притаилась
И пушистой притворилась!
Мы тебя ,крапива знаем
Никогда срывать не станем! (Е.Николаева)
5. Котенок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится
За него котенок схватиться.
Прыг-скок!
Цап-царап! Не уйдешь от наших лап! ( В.Берестов)
6. Кыш
Сильно кусает
Котенок глупыш!
Он думает, что это
Не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою. Малыш!
А будешь кусаться- скажу! «Кыш !» (М.Рогожникова)
7. Комар
Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда!
Вот кошмар!
Писклявый маленький комар. (А.Маразмазов )
8. Белые гуси
Белые гуси на речку идут,
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луг
Крикнули гуси: « Га-га-га!» ( Е.Пожиленко)
9. Месим тесто
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять-
Не пора ли вынимать?
Народная потешка
10.Дружба
Я в друзьях души не чаю,
Я друзей своих встречаю.
Каждый руку мне пожмет,
Каждый мне привет пошлет! (О .Крупенчук)
11. Зарядка
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда! (О. Крупенчук )
12.Песенка друзей
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Хорошие соседи,
Веселые друзья! (С. Михалков)
Использованная литература:
1. Крупенчук О.И.Тренируем пальчики- развиваем речь