Методическая разработка по профориентации Роль психолога в профориентационной работе


Роль психолога в профориентационной работе
Профориентация 
СтатьиРабота психолога часто сопряжена с множеством мифов, главный из которых – неограниченность возможностей психолога в познании другого человека. В ходе профориентационной работы эта проблема стоит достаточно остро и проявляется в особенностях профориентационного запроса.
Мы проанализировали профориентационные запросы школьников за 2 прошедших года, направляемые на сайт психологической консультации www.psimaster.ru, и пришли к выводу о том, что большинство запросов (78%) сформулированы в терминах, предполагающих активность психолога, а не самого клиента: «скажите», «посоветуйте», «кем мне пойти работать?», «что для меня лучше?» и т.д.
Эти результаты показывают, что к психологу на профконсультацию обращаются те школьники, которые либо затрудняются совершить самостоятельный выбор профессионального будущего, либо недостаточно осознают значительность последствий этого выбора лично для них.
Мы полагаем, что в обоих случаях, для повышения осознанности и самостоятельности выбора психологу, проводящему профориентационную консультацию, необходимо, в первую очередь, вместе с клиентом переформулировать запрос в терминах активности самого клиента. Психолог не должен навязывать клиенту своё видение его профессионального пути, а напротив – должен повышать уровень личной ответственности клиента за сделанный им самостоятельный выбор.
Исходя из этого, особенно важна работа психолога в рамках активизирующих методов профориентации. Психолог школьнику должен быть не только доступен для общения и консультаций, но также и сам специалист по профориентации должен инициировать общение со старшеклассниками. Эффективными являются методы тренинговой работы, в ходе которой идёт взаимодействие между учащимися с активной обратной связью. Мы в нашей практике, например, применяем методы, в которых учащиеся пробуют выступать друг для друга в качестве консультантов по профориентации.
В ходе краткосрочной консультации по профориентации роль психолога, на наш взгляд, должна быть чётко ограничена рамками психологического сопровождения и предоставления инструментария для выявления склонностей к той или иной профессии (проведение и интерпретация психодиагностических методик). Психолог помогает учащемуся более чётко сформулировать свои предпочтения, структурировать их. Также полезным может быть информирование клиента о различных видах профессий, с которыми тот ранее не был знаком или не рассматривал в качестве подходящих для себя. Многие психологи, занимающиеся профориентацией учащихся, пренебрегают этим аспектом работы, обозначая лишь профессиональные области (а не конкретные профессии), в которых оптанты могут проявить себя. Этот подход может оправдать себя в работе со взрослыми клиентами, но в профориентации школьников информирование о различных конкретных профессиях – очень важно, так как, по опыту работы, старшеклассники недостаточно осведомлены о широте мира профессии.
Т.о., мы считаем, что в профориентации школьников психолог может и должен принимать участие во всех этапах работы: начиная с мотивационного компонента, заканчивая психологическим сопровождением выбора профессии и построением карьерного плана.
Наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживают виды работ, позволяющие повысить личную ответственность учащихся за выбор будущей профессии.