Урок литературы Тема бесовщины в произведении А.С.Пушкина Метель


Тема: Тема «бесовщины» в произведении А.С. Пушкина «Метель»
Цель: раскрыть тему «бесовщины» в повести А.С. Пушкина «Метель»
Задачи:
● провести сравнительный анализ изображения вьюги и метели (слова-синонимы) в стихотворении «Бесы» и повести «Метель»
● проанализировать стихотворение «Бесы»
● познакомить с представителем низшей мифологии бесом
● продолжить работу над развитием читательской культуры учащихся, обогащением их словарного запаса, формированием умения грамотно владеть устной и письменной речью с учётом соблюдения авторской манеры повествования
● воспитывать любовь учащихся к пушкинской прозе
Оформление урока:
Презентация, иллюстрации учащихся к повести, шесть шляп, музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести «Метель», фрагмент фильма «Повести И.П. Белкина» (1964г.)
Ход урока:
1. Работа по группам
Как повлияла метель на судьбы главных героев повести?
2. Слово учителя: Стихотворение «Бесы» и повесть «Метель» написаны А.С. Пушкиным болдинской осенью 1830 года. «Бесы» -7 сентября, «Метель» -19-20 октября.
-Чтение стихотворения «Бесы» (учителем)
3. Сравнительный анализ
- Что объединяет эти два произведения и в чём отличие? (проблемный вопрос)
-В чём отличие?
1. (разность родов и жанров) Стихотворение «Бесы» относится к лирике, повесть «Метель» к эпосу
2.(задача) В «Бесах» автор описал переживания и ассоциации, которые возникают у путника, застигнутого в чистом поле непогодой. В повести «Метель» влияние непогоды на судьбы людей.
-В чём сходство? (тождественные пейзажные картины):
«Бесы» «Метель»
«мутно небо, ночь мутна» «окрестность исчезла во мгле мутной и
желтоватой»
«снег летучий» «летели белые хлопья снега»
«все дороги занесло» «в одну минуту дорогу занесло»
«еду, еду в чистом поле» «он ехал, ехал, а полю не было конца»
«в овраг толкает одичалого коня» «все сугробы да овраги»
Оба произведения описывают одно и то же стихийное явление, но и делают это при помощи тождественных пейзажных образов и слов. В повести «Метель» выделяются три метели, сопровождающие трёх главных героев -Марью Гавриловну, Владимира, Бурмина.
- Какие описания метелей перекликаются друг с другом?
(Марьи Гавриловны и Бурмина, они немногословны, пейзажные зарисовки строятся одинаково, повторяются одни и те же или синонимичные слова: «метель»- «ветер»- «буря»- «дорога». Они оба приехали в церковь. Но Пушкин умалчивает о том, как добиралась Марья Гавриловна. Благодаря «искусству Терешки кучера» никаких неприятностей в пути она не испытала.
Бурмин, хотя и заплутал в незнакомой стороне, но почти сразу увидел огонёк, который и привёл его к Марье Гавриловне. Буря «вытолкала» Бурмина в дорогу.
-Чью метель можно сравнить с вьюгой в «Бесах»?
Метель Владимира. Путь, который должен занять двадцать минут, растянулся на всю долгую зимнюю ночь. «Погода утихла» незадолго до рассвета и только тогда, когда Владимир оказался за десять вёрст от того места, где он так хотел быть. Он добирается всё-таки до Жадрина, но когда уже поют петухи и совсем рассвело.
4.Проверка домашнего задания
- Почему повесть «Метель» мы изучаем в разделе «Славянская мифология и литература»? (присутствуют образы низшей славянской мифологии)
А) Выполнение индивидуального домашнего задания
Задание: познакомить с представителем низшей славянской мифологии
(1 ученик)
Бесы - враждебные человеку злые духи славянской мифологии. Это существа, покрытые шерстью тёмного, чёрного или синего цвета, с крыльями, хвостом, рожками, когти на руках и ногах (иногда даже с петушиными шпорами) копытца. Бесы языческого происхождения. Они имеют власть над стихиями: способны закручивать вихри, поднимать метели, насылать дождь, бурю. Но у них есть свойства ангелов: умение летать, читать человеческие мысли внушать человеку свои желания. Активны в рождественскую ночь и на святки во время разгула нечисти. Бес находится всегда рядом с человеком, ожидая его промахов, отсюда и поговорка «бес попутал». Бесы - это черти. Они могут превращаться в человека, в любого животного. Бесы боятся пения петухов, ладана, крёстного знамения, молитвы.
Ладан - ароматическая смола, употребляемая для курения при богослужении
«как чёрт ладана боится», «как чёрт от ладана бежит».
Крёстное знамение - молитвенный жест
Б) Задание (по рабочей тетради на стр. 23, задание 21):
Сравните стихотворение «Бесы» и повесть А.С.Пушкина «Метель» между собой. Заполните таблицу, отвечая на вопросы. Сформулируйте вывод.
Вопросы «Бесы» «Метель»
Место действия Чистое поле Поле, незнакомый лес, равнина
Время действия Зимняя ночь Зимняя ночь
Стихийное явление Вьюга Метель, буря
Пейзажные образы Тучи, невидимка-луна, снег, мутное небо, ночь мутна, вьюга, овраг, поле, белеющие равниныВетер, метель, мутная мгла, хлопья снега, поле, сугробы, ямы, овраги, роща, незнакомый лес, тучи, равнина, устланная белым волнистым ковромЦвета Мутный, белый, чёрный (тьма) Мутный, желтоватый, белый, чёрный (тёмный)
Результат действия стихийных сил Все дороги занесло, сбились с дороги Дорогу занесло, потеряна дорога, потеряно время, потеряно счастье
В чём причина? «В поле бес нас водит, видно, \Да кружит по сторонам» Вывод: Ответы на первые шесть вопросов совпадают(2), или синонимичны(3), или совпадают в большинстве приведённых примеров, можно предположить, что и ответ на 7 вопрос имеет право быть тождественным. При том, что в «Метели» нечистая сила не упомянута ни разу, её вмешательство в судьбы героев не исключено.
5. Рефлексия
-В.И.Даль в конце 19 века отмечал, что простой народ «всякое непонятное ему явление называет колдовством, бесовщиной»1880 г.
Бесовщи'на – сверхъестественное событие, загадочное происшествие, причину которого видят в происках нечистой силы.
-В стихотворении разгул стихии ассоциируется с разгулом нечистой силы-бесов
- Есть ли намёки в повести на присутствие бесов? Докажите текстом.
Бурмин: «непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю»
Владимир: «пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрино».
- Как Пушкин относится к теме «бесовщины» в повести «Метель»?
(с иронией «чем чёрт не шутит»)
-Как нам, читателям, отнестись к теме «бесовщины» в повести «Метель»?
(наше право верить или не верить, какие причины мы сочтём более достоверными)
6. Домашнее задание
Написать сочинение на тему: «Как повлияла метель на судьбы главных героев повести?»