План-конспект урока по русской литературе А.С.Пушкин Метель. Тема бесовщины в повести


План-конспект урока литературы в 6 классе
Тема. А.С.Пушкин «Метель». Подготовка к сочинению по повести «Метель».
Цель:
1) научиться работать с текстом; дать характеристику мифологическим образам; научиться находить мифологические образы в произведениях; дать характеристику главным героям; определить, как проявляется тема «бесовщины» в повести;
2)научиться самостоятельно работать на уроке; грамотно оформлять свои мысли; выразительно читать, рассуждать;
3)развить устную речь, память, мышление; познакомиться ближе со славянским миром; почувствовать связь между литературой и мифологией; формировать интерес к русской классике.
Иллюстрации.
Ход и содержание урока
1.Орг. момент.
2.Проверка д/зРабота по вопросам.
Кто является главным героем повести? Найдите их описание в тексте.
Что решили сделать тайно молодые люди?
Как обманывала своих родных Марья Гавриловна?
Как добирался Владимир до церкви?
Что помешало им встретиться? Найдите в тексте описание метели.
Состоялся ли брак Маши и Владимира?
Кто такой Бурмин и какую роль играет он в повести?
Как можно распределить все эпизоды в правильном (хронологическом) порядке?
Как вы думаете, зачем автор нарушил его?
3.Объявление темы урока.
Запишите слово МЕТЕЛЬ и подберите к нему ассоциации.
Работа по отрывку- описанию метели.
- Разделите лист тетради на три колонки, запишите некоторые слова и словосочетания, помогающие передать взаимоотношение каждого из героев повести с метелью. У учащихся возникают вопросы: -Какие же тут взаимоотношения? - Кого и с кем? - Считайте метель полноправным героем повести, что это не просто плохая погода, а живое существо со своим характером. Учащиеся выписывают слова по колонкам и подводят резюме.
Сравнить со стихотворением.
- Давайте теперь найдём слова, сочетания слов, с помощью которых автор так красочно и живо обрисовал нам метель.
Марья Гавриловна Владимир «Бесы»
ветер выл, ставни тряслись и стучали, метель не утихала; ветер дул навстречу, насилу дошли до конца сада; Поднялся ветер; сделалась такая метель; ничего не взвидел; дорогу занесло; окрестность исчезла; во мгле мутной и желтоватой; летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею; въезжала в сугроб, проваливалась в яму; сани опрокидывались; метель не утихла, небо не прояснялось.)Нет мочи…
Сбились мы…
Бес нас водит, видно, да кружит по сторонам…
Сил нет нам кружится доле…
Колокольчик вдруг умолк..Кони стали…
(ветер выл, ставни тряслись и стучали, метель не утихала; ветер дул навстречу, насилу дошли до конца сада;
Поднялся ветер; сделалась такая метель; ничего не взвидел; дорогу занесло; окрестность исчезла; во мгле мутной и желтоватой; летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею; въезжала в сугроб, проваливалась в яму; сани опрокидывались; метель не утихила, небо не прояснялось.)-  Какую роль сыграла метель в жизни героев?     (: Метель распорядилась      жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания и вознаградила за пережитое. Метель пытается ее остановить. Потом позволяет отправиться ей в путь, добраться до церкви. - Стихия кружит, запутывает Владимира. - Он безнадежно опаздывает. - Какая-то сила выталкивает ехать его в самую бурю. - Приводит в ту же самую церковь.
- А вы заметили, что и Марья Гавриловна и Владимир отправились в путь, когда метель уже началась? Почему же Марья Гавриловна добралась вовремя до церкви, а Владимир заблудился?
(Наверно, потому, что Владимир отнесся ко всему как-то легкомысленно, все отложил на последний день, совершенно не думал о своей ответственности перед любимой и нравственном преступлении перед ее родителями. Голос совести в нем молчал. И судьба в виде метели наказывает его.)- А какую роль играет метель в повести?
(Главную. И все же метель, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех трех героев, не ощущается той страшной и слишком враждебной человеку силой, которая рисовалась Пушкиным в стихотворении «Бесы».)Человеческие чувства и эмоции Явления природы: основной фон, цвета и звуки
1а. Отношения Владимира и Марьи Гавриловны - обмороки, слёзы, сон, печаль, ужас, полусумасшедшее письмо, болезнь, горячка, смерть героя, "преступница"1. Метель - основные цвета - мутная мгла с налётом желтизны; вой ветра как предзнаменование беды.
2а. Патриотические чувства после войны 1812г. - восторг, бурные эмоции, искренность, спокойная уверенность, радость. 2. Сияние всех красок, блеск медалей (жёлтый , цвет золота), крики восторга, песни
3а. Отношения Марьи Гавриловны с Бурминым - спокойствие, жизнерадостность, уверенность, желание жить 3. Природа в сцене объяснения Марьи Гавриловны с Бурминым - сияние солнца ( солнечный жёлтый цвет), белое на зелёном фоне
- Какие, скажем, «заслуги» у метели?
(Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. И она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, «устланную белым волнистым ковром».)- Какой вывод мы можем сделать?
(Стихия распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания и вознаградила за все пережитое)
РЕФЛЕКСИЯ
Подводим итог урока
Домашнее задание
Чтение и анализ текста.
Хар-ка главных героев.
А.С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба.     Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.     В повести "Метель" автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность.     Герои "Метели" — уездная мечтательная и сентиментальная барышня и бедный прапорщик, находящийся в отпуске. Они влюблены друг в друга, родители против, и вот Маша и Владимир, по классическим канонам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться. Все спланировано и рассчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже "жизнь за него отдать", батюшка согласился венчать... И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на "собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который и оказался под венцом с незнакомой барышней. Ему это казалось шуткой, проказой, и только потом он осознал, что шутить с судьбой опасно! Два незнакомых друг другу чело-река соединены узами брака, но не могут надеяться на Любовь и супружескую жизнь. Они не могут даже найти 1фуг друга.     Судьба вмешалась еще раз, дав возможность героям встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может быть счастливым, по мнению Пушкина. А метель — это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.