Мастерская по повести А.С.Пушкина Метель Погружаясь в вальс метели…


Тема: «Погружаясь в вальс метели…»(Мастерская по повести А.С.Пушкина «Метель») 6кл
       Цели урока: анализ текста пушкинской повести, определение роли пейзажа в литературном произведении и обогащение словарного запасаучащихся пушкинской лексикой.      Оборудование урока: вальс Свиридова Г. к повести Пушкина «Метель» (фонограмма), «Времена года» Чайковского П.И. (фонограмма),Стихи А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Бесы».Эпиграф к уроку:От судьбы не сбежать и не скрыться,Что начертано, сбудется враз.Суждено вам летать – будут крылья,Суждено воевать – будет враг.Суждено полюбить – будет счастье,И закружит вас вихрем метель.Вспоминайте из Пушкина МашуИ не бойтесь случайных потерь…С.Чеботарёв.
Ход урока.1 Оргмомент.- Сообщение темы и целей урока, чтение эпиграфа.- Работа в группах, в каждой группе – консультант, который выноситна обсуждение решение всей группы.2 Работа по теме урока: 1) Задание: запишите слово «метель» подберите к нему слова – ассоциации.Можно и нарисовать, только быстро. Писать можно вдоль, поперек, по диагонали - как захочется.- прочитайте свои слова – ассоциации к слову «метель»;- обменяйтесь словами в группе и выделите одинаковые слова.(большинство слов оказалось подчёркнуто);- сделайте вывод. Таким образом, у большинства людей одинаковоевосприятие метели как природного явления, и связано оно со словами:снег, ветер, вихри, метёт, холодно, замёрз.2) А теперь давайте дополним свои метельные ассоциации пушкинскими.Перед вами тексты из известных стихотворений А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Бесы». (стихотворения распределены по 3 группам).- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворений.- Выпишите слова и словосочетания, которые характеризуют метель,бурю, вьюгу.1 группа: стихотворение «Зимнее утро»: вьюга злилась, мгла носилась,              мутное небо; луна, как бледное пятно, желтела; тучи мрачные, и ты печальная сидела.2 группа: стихотворение «Зимний вечер»: буря мглою небо кроет, вихриснежные, она завоет как зверь, она заплачет как дитя; завыванье бури.3 группа: стихотворение «Бесы»: мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна, странно поневоле,вьюга слипает очи, все дороги занесло, следа не видно, в поле бес водит,вьюга злится, вьюга плачет.Задание выполняется под «Времена года» Чайковского.
     - Прочитайте пушкинские ассоциации.- Вывод: лексика А.С.Пушкина более выразительная, богатая, эмоциональная, и нам легче представить картину метели.3) Задание: а теперь попробуем представить, что вы сами попали в метель;опишите свои чувства, своё состояние, пользуясь собственными словами –- ассоциациями А.С.Пушкина, озаглавьте своё сочинение – миниатюру«Я и метель».Задание выполняется под фонограмму вальса Георгия Свиридова «Метель»; (каждая группа выносит на суд коллектива только 1 текст, нопо собственному выбору).4) Вот вы и погрузились в стихию метели, а в этом вам помог не только А.С.Пушкин, но и Георгий Свиридов, вальс которого прозвучал во время вашей работы над мини – сочинением. Этот вальс Свиридов сочинил кповести «Метель». Какому эпизоду соответствует эта музыка? Почему?(Владимир во время метели)- Давайте же рассмотрим каково в метельных завихрениях пушкинским героям? Что происходит с героями во время метели?1 гр. – Маша, 2 гр. – Владимир, 3 гр. – Бурмин.- найдите в тексте и прочитайте, каково состояние героев во время метели, сделайте вывод о взаимодействиях героев и метели.Вывод:   Машу метель пытается остановить, но потом всё – таки позволяет ёй отправиться в путь и добраться до церкви.Владимира стихия кружит и запутывает совсем, так что он безнадёжноопаздывает и приезжает в адрино уже под утро, никакого там не застав.Бурмина какая – то сила выталкивает ехать в самую бурю и приводитв ту же самую церковь.5) Так что же такое метель по - вашему мнению? Только ли плохая погода?(Метель – полноправный герой повести, она живое существо со своим характером и целями. И в отношении к каждому герою она преследует свои цели, изменив их жизненные планы, изменив их судьбы?).6) А как вы понимаете слово  «судьба»? ( Судьба – предначертание жизненного пути, предопределение свыше).Вы знаете: Пушкин сам верил в судьбу. Ему предсказали беду, которая случится от белого человека в белом мундире, а Дантес – блондин,во время дуэли был одет в светлый мундир. Пушкин верил в перебежавшего через дорогу зайца, как в наше время мы верим в чернуюкошку.- А как судьба распорядилась жизнью героев пушкинской «Метели»? (Она развела судьбы Маши и Владимира, но соединила с Бурминым. Онапомогла раскрыться характеру каждого из них, а потом утихла и пропала,оставив после себя успокоившуюся равнину).7) А теперь обратимся к эпиграфу. Согласны ли вы с мнением Ю.Чеботарёва, что «от судьбы не сбежать и не скрыться»? (Ответы неоднозначны, мы не делаем выводов, оставляем детей при своём мнении.)8)Почему произведение названо «Метель»? ( Метель – главное   действующее лицо).9) Слово учителя. Наша «мастерская» подвела нас к основной мысли, чтоприрода – это не фон, на котором действуют герои, а полноправный геройповествования. В художественном произведении нет ничего лишнего, уПушкина и вовсе: не будь метели – не было бы и всей истории. Метель -- сама судьба, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех 3 героев. Стихия распорядилась жизнью героев, заставила ихпройти через страдания и вознаградила за всё пережитое.
        Домашнее задание ( дифференц.)
Подготовить иллюстрации к повести А.С.Пушкина « Метель» (по желанию).
Написать мини – сочинение «Метель – главный герой повести А.С.
          Пушкина».
Поразмышляйте, как сложится дальнейшая жизнь Марьи Гавриловны и удастся ли ей обрести своё счастье.