Г. Свиридов. Романс из музыки к повести А.С.Пушкина Метель. Роль ауфтакта в дирижировании .

Индивидуальный урок в классе
дирижирования.

Преподаватель: Стряпунин Виталий Александрович.


Тема: Г. Свиридов. Романс из музыки к повести А. Пушкина «Метель». Роль ауфтакта в дирижировании.

Цель: Отработать навыки показа ауфтакта в условиях меняющегося темпа, характера, фактуры, динамики.

Методические приемы: Диалог о композиторе, поэте, показ технических приемов, работа с партитурой.
Ход урока
Произведение находится в стадии разбора музыкального текста, особое внимание обращаем на технику дирижирования.
Преподаватель:
Расскажите о характерных особенностях музыкального языка Георгия Свиридова? (Яркий мелодизм, гармоническая свежесть).
Основные жанры творчества композитора? (Оратория, кантата, хоровой концерт, вокальный цикл, романс).
Какие произведения из прозы А. Пушкина Вы знаете? (Капитанская дочка, Дубровский, Станционный смотритель, Русалка).
Какие еще музыкальные части из музыки к «Метели» Вы знаете? (Тройка, Весна и Осень, Пастораль, Военный марш, Венчание, Вальс).
В основу каких музыкальных произведений положены поэтические тексты А.Пушкина? (оперы П. Чайковского – «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; С. Рахманинова - «Алеко»; А. Даргомыжского «Каменный гость»).

Форма «Романса» - куплетно-вариационная, представляет собой Глинкинский тип вариаций на удержанную мелодию, т.е. при неизменной теме варьируется фактура сопровождения и оркестровка:


Molto adagio

вступление

Adagio


тема


Adagio, ma non troppo

тема с вар 1

Pochissimo piu animato

тема с вар 2
Con passione


тема tutti
Adagio, ma non troppo


тема

f p p mp f pp

Непродолжительное вступление (4 такта), своими сочными, фактурными аккордами (ассоциируются с величавой картиной русской природы) предвосхищают появление основной темы «Романса».






Дирижерский жест во вступлении достаточно большой по амплитуде – насыщенный и глубокий, как раз и должен подчеркнуть широту и дыхание вступления. Ауфтакт (полный) можно начинать с преддвижения, из точки появления звука не должно быть резкого отскока руки (несмотря на акцент), междольный ауфтакт ко второй доле (заполнение ) должен быть выполнен безукоризненно по времени, чтобы у оркестрантов сложилось точное представление о темпе. Последний аккорд вступления необходимо снять мягким ауфтактом точно в четвертую долю. Дать понятие звучащей паузы на фермате.


Гитарный аккомпанемент перед вступлением темы требует особого ауфтакта по принципу - бас-аккорд, (на «бас» более короткое по амплитуде движение, на «аккорд» - длиннее).
Чарующий лирический образ основной темы «Романса» (напоминает первую фразу старинного романса Н. Зубова «Не уходи, побудь со мною») начинается неполным ауфтактом, предельно выразительным (вокальным) жестом, на четвертой доле ( ) применяется чуть заметный задержанный ауфтакт, в дальнейшем развитии мелодии задержанный ауфтакт менее ярко выражен.
Дать понятие активного и пассивного жеста.
В данном примере коснемся темы противосложения. Показывается полным ауфтактом очень выразительным жестом со стремлением в первую долю не забывая о принципе активного и пассивного жеста в звучании (1,2,4 доли активные, 3 – менее выраженные).

Нисходящее движение требует полного ауфтакта с заполнением отражения шестнадцатыми длительностями и точным снятием в четвертой доле. Animato в этой части достигается не только ускорением темпа, но и свободной агогикой (внутреннего ускорения и замедления в шестнадцатых – можно достичь приемом ускоряющим темп, а потом возвращающим его в первоначальный). Это, прежде всего ускоренный рефлекс руки после первой группы (после точки удара). Рука быстро покидает точку и с ускорением движется к следующей доле, тем самым создается ощущение более быстрого ее наступления. Замедление темпа во второй группе достигается обратным приемом – рука задерживается в точке удара, рефлекс увеличивается, удлиняется промежуток времени, в котором и происходит восстановление прежнего темпа. То есть действует известный принцип – сколько взял, столько и отдай!
Кульминация пьесы (точка золотого сечения).

Оркестровое tutti носит торжественный, благородный, праздничный характер, вместе с этим, оно пронизано страстной лирикой. Максимально большой насыщенный жест, активные ауфтакты во фразах как в теме, так и в партии противосложения, должны передать всю широту, эпичность этой, исключительно значимой по эмоциональному воздействию части.
Заканчивается «Романс» спокойным звучанием главной темы с видоизмененным противосложением из Adagio ma non troppo I части. Чтобы создать контраст с tutti жест должен быть предельно лаконичным, ауфтакты чуть «уставшими», все движения и эмоции на убывание. Заканчивается произведение на рр, буквально растворяясь в тишине. Окончание звучания показывается ауфтактом почти намеком, практически не снимая звук.

Задание для самостоятельной работы:
- Добиться различия в показе ауфтактов на различный темп, характер, динамику.
- Продумать исполнительский анализ «Романса».
- Прослушать другие части сюиты в кабинете звукозаписи, дать характеристику.
зздается ощущение более быстроесамым создается ощущение более быстрое ее настутления дильное отделеение






















Индивидуальный урок в классе
дирижирования.

Преподаватель: Стряпунин Виталий Александрович.
Концертмейстер: Чернова Дарья Владимировна
Обучающаяся: Шутова Кристина Александровна, IV курс.

Тема: Г. Свиридов. Романс из музыки к повести А. Пушкина «Метель». Роль ауфтакта в дирижировании.

Цель: Отработать навыки показа ауфтакта в условиях меняющегося темпа, характера, фактуры, динамики.

Методические приемы: Диалог о композиторе, поэте, показ технических приемов, работа с партитурой.
Ход урока
Произведение находится в стадии разбора музыкального текста, особое внимание обращаем на технику дирижирования.
Преподаватель:
Расскажите о характерных особенностях музыкального языка Георгия Свиридова? (Яркий мелодизм, гармоническая свежесть)
Основные жанры творчества композитора? (Оратория, кантата, хоровой концерт, вокальный цикл, романс)
Какие произведения из прозы А. Пушкина Вы знаете? (Капитанская дочка, Дубровский, Станционный смотритель, Русалка)
Какие еще музыкальные части из музыки к «Метели» Вы знаете? (Тройка, Весна и Осень, Пастораль, Военный марш, Венчание, Вальс)
В основу каких музыкальных произведений положены поэтические тексты А.Пушкина? (оперы П. Чайковского – «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; С. Рахманинова - «Алеко»; А. Даргомыжского «Каменный гость»)

Форма «Романса» - куплетно-вариационная, представляет собой Глинкинский тип вариаций на удержанную мелодию, т.е. при неизменной теме варьируется фактура сопровождения и оркестровка:

Molto adagio

вступление

Adagio

тема
Adagio, ma non troppo

тема с вар 1

Pochissimo pin animato

тема с вар 2
Con passione

тема tutti
Adagio, ma non troppo
тема

f p p mp f pp

Непродолжительное вступление (4 такта), своими сочными, фактурными аккордами (ассоциируются с величавой картиной русской природы) предвосхищающими появление основной темы «Романса».










Дирижерский жест во вступлении достаточно большой по амплитуде – насыщенный и глубокий, как раз и должен подчеркнуть широту и дыхание вступления. Ауфтакт (полный) можно начинать с преддвижения, из точки появления звука не должно быть резкого отскока руки (несмотря на акцент), междольный ауфтакт ко второй доле (заполнение ) должен быть выполнен безукоризненно по времени, чтобы у оркестрантов сложилось точное представление о темпе. Последний аккорд вступления необходимо снять мягким ауфтактом точно в четвертую долю. Дать понятие звучащей паузы на фермате.











Гитарный аккомпанемент перед вступлением темы требует особого ауфтакта по принципу - бас-аккорд, бас-аккорд (на «бас» более короткое по амплитуде движение, на «аккорд» - длиннее).
Чарующий лирический образ основной темы «Романса» (напоминает первую фразу старинного романса Н. Зубова «Не уходи, побудь со мною») начинается неполным ауфтактом, предельно выразительным (вокальным) жестом, на четвертой доле
применяется чуть заметный задержанный ауфтакт, в дальнейшем развитии мелодии задержанный ауфтакт менее ярко выражен.
Дать понятие активного и пассивного жеста.














В данном примере коснемся темы противосложения (подголоска). Показывается полным ауфтактом очень выразительным жестом со стремлением в первую долю не забывая о принципе активного и пассивного жеста в звучании (1,2,4 доли активные, 3 - пассивная).













Нисходящее движение требует полного ауфтакта с заполнением отражения шестнадцатыми длительностями и точным снятием в четвертой доле. Animato в этой части достигается не только ускорением темпа, но и свободной агогикой (внутреннего ускорения и замедления в шестнадцатых – можно достичь приемом ускоряющим темп, а потом возвращающим его в первоначальный). Это, прежде всего ускоренный рефлекс руки после первой группы (после точки удара). Рука быстро покидает точку и с ускорением движется к следующей доле, тем самым создается ощущение более быстрого ее наступления. Замедление темпа во второй группе
достигается обратным приемом – рука задерживается в точке удара, рефлекс увеличивается, удлиняется промежуток времени, в котором и происходит восстановление прежнего темпа. То есть действует известный принцип – сколько взял, столько и отдай!
Кульминация пьесы (точка золотого сечения).











Оркестровое tutti носит торжественный, благородный, праздничный характер, вместе с этим, оно пронизано страстной лирикой. Максимально большой насыщенный жест, активные ауфтакты во фразах как в теме, так и в партии противосложения, должны передать всю широту, эпичность этой, исключительно значимой по эмоциональному воздействию части.
Заканчивается «Романс» спокойным звучанием главной темы с видоизмененным противосложением из Adagio ma non troppo I части. Чтобы создать контраст с tutti жест должен быть предельно лаконичным, ауфтакты чуть «уставшими», все движения и эмоции на убывание. Заканчивается произведение на рр, буквально растворяясь в тишине. Окончание звучания показывается ауфтактом почти намеком, практически не снимая звук.

Задание на дом:
- Добиться различия в показе ауфтактов на различный темп, характер, динамику.
- Продумать исполнительский анализ «Романса».
- Прослушать другие части сюиты в кабинете звукозаписи, дать характеристику.
зздается ощущение более быстроесамым создается ощущение более быстрое ее настутления дильное отделеение


















БАХ 3D_crБАХ 3_yБАХ 3_w Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315