Конспект урока по окружающему миру на тему Для чего люди выращивают культурные растения (2 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 имени Васьлея Митты
с углублённым изучением отдельных предметов»
Урок окружающего мира
на тему: «Для чего люди
выращивают культурные растения?»

Провела во 2 классе учитель начальных классов высшей категории Чернова Регина Борисовна.
Новочебоксарск, 2015
Конспект урока

Предмет: окружающий мир, изучение нового материала.
Тема: «Для чего люди выращивают культурные растения?»
Продолжительность: 1 урок.
Класс: 2.
Технологии: мультимедийная презентация.
Аннотация: УМК «Перспективная начальная школа». Урок знакомит учащихся с характерными признаками культурных растений, отличающих их от дикорастущих, классификацией культурных растений; развивает экологическое мышление, воспитывает чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы. На основе проведённых исследований, подводит к выводу об использовании людьми различных частей растений. На уроке учащиеся учатся распознавать и классифицировать наиболее распространенные культурные растения своего края. К этому времени дети уже познакомились с признаками живой природы, знают классификацию растений (по разным признакам). Активно используются на уроке методы групповой, парной работы. Работа в группах развивает коммуникативные универсальные учебные действия. На уроке используются проблемные ситуации, мультимедийная презентация, экспресс-тестирование.
Конспект урока
Цель: формирование представления о характерных признаках культурных растений, отличающих их от дикорастущих, умения выделять основание для классификации культурных растений.
Предметные задачи:
создать условия для развития у учащихся умения:
- выделять отличительные признаки культурных растений;
- классифицировать культурные растения по группам (овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, масличные, бобовые), использовать учебник, хрестоматию для поиска информации;- выявлять части культурных растений, которые человек использует в пищу;
- оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, моделировать экологические ситуации, оценивать их последствия.
Метапредметные задачи:
создать условия для развития у учащихся:
- интереса к новому учебному материалу;
- умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать;
- коммуникативных навыков (вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к координации различных позиций сотрудничества при работе в группах).
Личностные УУД:
формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.
Регулятивные УУД:
действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.
Познавательные УУД:
использовать при выполнении заданий материалы учебника, хрестоматии, простейшие приспособления для проведения опытов, проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, тесты, муляжи овощей и фруктов, коллекция зерновых культур, гербарий растений, яблоки, груши, помидоры, огурцы, картофель, лук, чеснок.Ход урока.
Организационный момент. Постановка темы урока.
Просмотр мультфильма «Некультурный» (серия из «Смешариков»).
Учитель: О чём мультфильм?
Ученики: Как сорняки мешают расти овощам на огороде, друзья борются с вредителями.
Учитель: Подумайте, какое это имеет отношение к нашему уроку окружающего мира?
Ученики: Мы будем говорить о растениях, которые выращивает человек, и которые мешают расти другим.
Учитель: Какой основной источник знаний помогает подтвердить или опровергнуть наше предположение?
Ученики: Учебник.
Учитель: Обратимся к оглавлению. Найдите нужную главу. Какова тема урока?
Ученики: Для чего люди выращивают культурные растения?
Учитель: Итак, какова цель нашего урока? О чём мы сегодня должны узнать?
Ученики: Узнать, что такое культурное растение, а затем понять, для чего они нужны.
Словарная работа.
Учитель: Как вы понимаете слова культурное, культура? Итак, обратимся к толковому словарю.
На сегодняшнем уроке нам понадобятся определённые умения. Оцените, пожалуйста, свои умения на листах самооценки.
3. Изучение нового материала.
а) Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Какие части есть у растений? На какие группы можно распределить растения?
Ученики: Корень, стебель, листья, цветок, плод, семена. Деревья, кустарники, травянистые растения. Дикорастущие и культурные. Съедобные и несъедобные.
б) Сравнение культурных и дикорастущих растений.
Учитель: Какая разница между культурными, дикорастущими и комнатными растениями? (Дикорастущие растения растут там, где есть для них подходящие условия; культурные растения человек выращивает в огороде, в саду, ухаживая за ними; комнатные растения не могут расти на природе, им нужна определённая температура и помощь человека.)
Учитель: Могут ли одни и те же растения жить в любом месте? (Нет, им нужны определенные условия.)
Иллюстрация с изображением садовой и дикой яблони.
Учитель: Вы пробовали яблоки с дикой яблони? Чем они отличаются от яблок, выращенных в саду? (Они меньше размером, очень кислые.)
Учитель: Чем вы объясните эти различия? (За яблоней в саду ухаживает человек: обрезает ветви, подкармливает почву удобрениями, поливает.)
Учитель: Рассмотрите землянику лесную и землянику садовую, представленную на рисунке на доске. (За садовой земляникой ухаживает человек, она крупнее.)
Учитель: Как получают культурные растения? (Человек отбирает год за годом лучшие семена, ухаживает за ними, удобряет их и получает более крупные плоды, чем дикие.)
в) Работа в группах. Определение дикорастущих и культурных растений.
г) Классификация культурных растений по тому для чего человек выращивает эти растения, и какие культурные растения человек выращивает.
Учитель: Рассмотрите, как Миша разделил на группы культурные растения. Почему он так поделил?
Учитель: Давайте рассмотрим схему, которую составила Маша, дополним её.
Овощные: капуста, помидор, огурец, редис, картофель, тыква, лук.
Плодовые: слива, яблоня, груша, абрикос, вишня.
Бобовые: горох, фасоль, чечевица.
Зерновые: рожь, пшеница, ячмень, овёс.
Декоративные: ирисы, фиалки, розы, астры, ромашки.
Лекарственные: мята, душица, зверобой, подорожник.
Прядильные: хлопок, лён.
Масличные: подсолнечник, кукуруза, рапс, лён.
4. Закрепление изученного.
И г р а «Культурные растения».
Учитель: Я раздаю вам карточки с изображением растений. На обратной стороне – загадка. Отгадайте ее и поместите картинку растения туда, где его выращивают люди: в сад, огород или поле.

1) Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель. В огороде.)2) Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(Вишня. В саду.)3) У закутанных девиц
Волос ветер шевелит.
(Кукуруза. На поле.)4) Телятки гладки
Привязаны к грядке,
Лежат рядками,
Зелёные сами.
(Огурцы. На огороде.)5) Покуда было малым,
Не падало оно,
А выросло – упало.
Не правда ли, смешно?
(Яблоко. В саду.)6) Красный нос
В землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь. На огороде.)7) В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
(Подсолнух. На поле.)8) Синий мундир,
Тёплая подкладка,
А в середине сладко.
(Слива. В саду.)9) В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница. На поле.)Учитель: Прочитаем сказку «Мужик и медведь».
Учитель: О каких растениях говорится в сказке? (О репе и ржи.)
Учитель: Какую часть репы мы употребляем в пищу? (Корень.)
Учитель: Какую часть ржи мы употребляем в пищу? («Вершки» – зёрна, которые находятся наверху.)
Учитель: Почему медведь обиделся на мужика? (Так как мужик его обманул, а медведь не знал, какую часть растения мы употребляем в пищу.)
Учитель: Рассмотрите рисунок на с. 92 учебника. Какие части у этих растений мы едим? (У капусты – листья, у моркови – корнеплод, у картофеля – клубни, у фасоли и гороха – семена.)Учитель: На какие две группы можно разделить эти растения? (На овощные и бобовые.)
Учитель: Назовите группу овощных растений. (Капуста, картофель, морковь.)
Учитель: Назовите группу бобовых растений. (Фасоль, горох, арахис, чечевица.)
Учитель: Назовите зерновые культуры. (Рожь, пшеница, рис, ячмень, овёс.)
Учитель: Что использует человек у зерновых культур? (Семена.)
Учитель: Для чего человек выращивает культурные растения? (Для питания.) Какие их части мы едим? (Листья, плоды, корнеплоды.)
5. Рефлексия. Работа по тетради «Проверочные работы в тестовой форме» с.18-19.
6. Итог урока.
– Для чего люди выращивают культурные растения?
– Чем дикорастущие растения отличаются от культурных?
– На какие группы можно разделить культурные растения?