Материал для презентации Наставления отцов по литературе 10-11 класс


«Роль родительских наставлений в формировании личности (по произведениям русской литературы 19 века)»
Выполнила Мокроусова Мария,ученица 10 «А» класса МАОУ «СОШ»№1 г.Светлогорска под руководством учителя литературы Ягминене Г.А.
Цель: определить роль родительских наставлений в произведениях русской литературы 19в.
Задачи
1. Отобрать произведения русской литературы 19 в., в которых используется приём «наставлений»
2. Определить цель родительских наставлений
3.Классифицировать наставления, составить таблицу
4.Подтвердить или опровергнуть гипотезы, сделать вывод.
В настоящее время особо остро стоит проблема взаимопонимания между детьми и родителями, проблема «отцов и детей», которая достаточно глубоко и многосторонне представлена в произведениях русской классики. Писатели по-разному трактуют эту проблему, каждый хочет придать этой проблеме особый смысл. В любом случае проблема будет всегда актуальной, ведь сменяются поколения, следовательно, и наказы, наставления, которые родители дают детям, ведь у каждого поколения свои жизненные цели и приоритеты. Поэтому мне стало интересно сравнить родительские наставления в русской классике 19 века, и понять, какие остаются актуальными на сегодняшний день, а какие нет.
В связи с этим у меня появились некоторые гипотезы, которые требуют либо подтверждения, либо опровержения.
Дети либо принимают, либо отвергают «наставления» отцов как принцип своей жизни
Основные жизненные принципы актуальны в любые исторические времена

Наставление – поучающее указание, нравоучение; руководство, инструкция.(С.И.Ожегов)
Наставление – назидательное, нравоучительное указание.(Д.Н.Ушаков) Наставление – синоним слова поучение. Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Среди множества «Поучений», известных на Руси с XI века, особенно популярным было афористичное «Наставление отца к сыну».Для работы я взяла наиболее известные произведения русской классики, изучаемые в школьной программе.
Автор
название Кто даёт наставление Кому даётся наставление При каких обстоятельствах дается наставление, датирование
Пушкин А.С. «Капитанская дочка» Помещик,
премьер-майор в отставке Гринев
Андрей Петрович Сыну Петру Отправляется служить в армию(1773-1775 года)
Грибоедов А.С.
«Горе от ума» Московский дворянин, Павел Афанасьевич Фамусов Сыну покойного друга Александру Андреевичу Чацкому Приезд Чацкого в дом Фамусовых (20-е годы 19 века)
Гоголь Н.В. «Мёртвые души» Помещик Иван Чичиков Сыну Павлу Отправляется на учебу в школу (30-е годы 19 века)
Толстой Л.Н. «Война и мир» Князь
Николай Андреевич Болконский Сыну Андрею Отправляется служить в армию(1805 год)
Гончаров И.А. «Обломов» Управляющий Иван Богданович Штольц Сыну Андрею Отправляется на учебу в Петербургский университет(40-е годы 19в)
-4229103810 Одно и первых произведений, которое мы изучаем- «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.
Андрей Петрович Гринев – премьер-майор в отставке, старый воин, отмеченный многими наградами и вниманием государя. Он отличается строгим отношением к вопросам морали и внушает сыну, которого отправляет на военную службу, высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении. Офицерскую службу старший Гринев считает не средством для устройства карьеры, а святым долгом перед державой. Он говорит своему сыну:
«Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь. Слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду. Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь. Слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.» Другой наказ мы слышим в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Павел Афанасьевич Фамусов поучает: «Сказал бы я, во-первых: не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно,    А, главное, поди-тка послужи…», «Вот то-то, все вы гордецы!    Спросили бы, как делали отцы?    Учились бы на старших глядя…», «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». -613410-3175
Близкое по идее наставление отца в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче,чтобы тебя угощали,а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ первый тебя надует и в беде выдаст, а копейка не выдаст,в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой.»
Во второй половине 19 века меняется не только строй государства-меняется и герой времени. Один из них - Андрей Штольц, которому отец говорил: «Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять,пожалуй, – не знаю, что ты изберешь,к чему чувствуешь большей охоты… Ну, а если… не сумеешь сам отыскать вдруг свою дорогу, понадобиться посоветоваться, спросить – зайди к Рейнгольду: он научит…».
-613410708660К этому периоду относится и роман Л.Н.Толстого, но герои его живут в начале 19 века. Одному из главных героев Андрею Болконскому отец дал такой наказ:«Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты поступил не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно.»В этих словах, обращенных к сыну, требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось. «Повести себя не как сын Николая Болконского» - значит стать трусом.
Какими же стали те герои, которых наставляли на путь их отцы?
Пётр Андреевич Гринёв. Честный, порядочный, верный и добрый человек.
Чацкий Александр Андреевич. Порядочный, честный, принципиальный, человек новых передовых взглядов: «Растерян мыслями... чего-то ожидаю; Вон из Москвы! сюда я больше не ездок».
Павел Иванович Чичиков. «Рыцарь копейки», плут, мошенник, занимающийся делами, «которым свет дает название не очень чистых».Не испытывает угрызений совести и не падает духом.
«… зацепил, поволок, сорвалось, не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать»
Андрей Иванович Штольц . Деятелен, трудолюбив, практичен, аккуратен
«Участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу», «он беспрестанно в движении».
Андрей Николаевич Болконский. Находит смысл службы в единстве с народом, прощении врагов; несёт любовь земную и любовь к Богу. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили».
Итак, мы видим, что цель родительских наставлений – дать ребенку «наказ» на будущее, передать свой опыт, свои принципы жизни.
Хотелось бы отметить актуальность этих наставлений, проблем, озвученных в этих поучениях, для сегодняшнего дня.
Авторы произведений Герои и основные принципы Актуальность в настоящее время
А.С.Пушкин
Л.Н.Толстой Андрей Гринев
Николай Болконский
Служение, долг, честь да
И.А.Гончаров Иван Богданович Штольц
Труд,карьера да
Н.В.Гоголь
А.С.Грибоедов Иван Чичиков
Павел Афанасьевич Фамусов
«береги копейку»; «учились бы на старших глядя» да
Хочется привести в заключение слова поэта Ю.Левитанского:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Слово для любви и для молитвы…
Таким образом, мы можем сделать вывод, что большое влияние на формирование личности человека оказывает семья. Ряд произведений русской литературы XIX века убеждает нас в том, какую большую роль в жизни некоторых героев сыграл отцовский завет, все дети последовали наказам своих отцов и приняли для себя «философию их жизни», стали жить по тем же принципам.
Отцовский завет в произведениях русских писателей помогает писателям поднять проблему воспитания; продемонстрировать, как наставления отца формируют личность человека.
Литература:
А.И. Гончаров «Обломов»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л.Н. Толстой « Война и мир»
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
«Русская литература» (хрестоматия историко-литературных материалов)
«Русская литература 19 век» (большой учебный справочник)
«Русская литература в школе от а до я»
Энциклопедия «Мудрость тысячелетий»