Методразработка занятия по философии Философская концепция человека — основа наук о человеке


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
«Философская концепция человека – основа наук о человеке»
по дисциплине ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
для студентов ІІІ курса
специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам)
2016г.
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии
Подготовила Плисенко Е.А. – преподаватель общественных дисциплин Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий транспортно-экономический колледж», специалист І категории.-2016.
В разработке представлена методика проведения занятия по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии для студентов ІІІ курса специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» по теме «Философская концепция человека – основа наук о человеке».
Вид занятия – лекция, тип занятия – комбинированное. Для реализации основных задач автор предлагает приемы использования метода обзорной лекции с элементами технологий сотрудничества, побуждающего диалога, проблемного обучения, личностно-ориентированного, развивающего обучения и мультимедийных технологий обучения.
Для преподавателей общественных дисциплин средних профессиональных образовательных учреждений.
Рецензенты:
1.Кушнир Л.В. – преподаватель общественных дисциплин Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий финансово-экономический техникум» ГО ВПО «ДонНУЭТ им. Михаила Туган-Барановского», специалист высшей категории, кандидат исторических наук.
2.Смойленко Е.В. – преподаватель - методист Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий транспортно-экономический колледж», специалист высшей категории.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общественных дисциплин ГПОУ «Донецкий транспортно-экономический колледж»
Протокол №_____ от___________2016г.
Председатель цикловой комиссии_________________О.А. Морозова
Введение
Методическая разработка занятия «Философская концепция человека – основа наук о человеке» подготовлена в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии, составленной на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 535 от 29.09.2015г. Данная тема является структурным элементом раздела «Социальная философия». Данный раздел рассматривает место человека и общества в системе философского знания. Его основная задача состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека, чтобы выдвинуть перед человечеством и помочь ему осознать объединяющие человеческий род идеи и направить человеческие усилия на их реализацию. Данный раздел основывается на принципах связи эмпирики и науки, историзма, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории философии, формирования умений оценивать и анализировать собственные поступки, совершенствовать мировоззренческие установки и навыки самостоятельного, критического и творческого мышления.
Открытое лекционное занятие проводится с целью демонстрации технологий сотрудничества, побуждающего диалога, проблемного обучения, личностно-ориентированного, развивающего обучения. Используемые педагогические технологии информационно-коммуникативного обучения способствуют формированию представлений о человеке как многогранной целостности биологического и духовного, объективного и субъективного. Для проведения открытого лекционного занятия была применена инновационная образовательная технология побуждающего диалога, имеющая своей целью разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности студентов, обеспечивающая более полное и свободное развитие личности, а также имеющая гуманно-личностный подход к студенту и единство обучения и воспитания.
В данной методической разработке представлен опыт проведения лекционного занятия по дисциплине «Основы философии» с целью усвоения философских знаний во взаимосвязи с историческими, социально-экономическими и политическими реалиями.
Дисциплина: «Основы философии»
Тема занятия: «Философская концепция человека – основа наук о человеке»
Вид занятия: лекция
Тип занятия: комбинированноеЦели занятия:
дидактические: рассмотреть философские взгляды разных эпох относительно проблематики человека, его сущности и природы;
продолжить формирование понятийно-категориального аппарата философских знаний;
развивать у студентов умение самостоятельно мыслить, критически анализировать разные точки зрения на проблему;
развивать познавательную активность, умение строить диалог.
воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, толерантное отношение к мнению других, умение грамотно общаться.
Методы и формы проведения занятия: репродуктивные (лекция с элементами беседы, тестирование, работа с опорным конспектом), объяснительно-иллюстративные (лекция, объяснение, наглядные средства), проблемно-поисковые (постановка проблемы, работа в группах, составление синквейна).Междисциплинарные связи:
обеспечивающие: история, мировая художественная культура, обществознание.
обеспечиваемые: социология.
Методическое обеспечение занятия: учебная рабочая программа, методическая разработка занятия, опорный конспект лекции, учебные пособия, таблицы, опорные конспекты.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
Литература:
основная:
1.Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 4-е изд., исправ. и доп. - М., 2009. - с. 294-314.
2.Основы философии: учебник для студ. учреждений СПО/ A.A. Горелов. -15-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2014. - с. 171-184.
дополнительная:
3.Гуревич Л.С. Основы философии: Учеб. пособ.- М.: Гардарики, 2000. - с. 226-250.
4.Спиркин А.Г.Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - с.308-337.
5.Хрестоматия по философии: Учеб. пособ./Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001.- 416с.
6 . http://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_43.html7 .http://studme.org/1584072028803/filosofiya/filosofiya Ход занятия
1 Организационная часть
1.1. Готовность преподавателя к занятию: наличие методической разработки; наличие плана занятия; готовности материалов контроля; наличие конспектов, пособий.
1.2. Проверка наличия студентов и их готовности к занятию: своевременность прихода; наличие конспектов, пособий.
2 Сообщение темы и целей занятия (слайд)
Тема занятия: «Философская концепция человека – основа наук о человеке».
Цели занятия:
дидактические: рассмотреть философские взгляды разных эпох относительно проблематики человека, его сущности и природы;
продолжить формирование понятийно-категориального аппарата философских знаний;
развивать у студентов умение самостоятельно мыслить, критически анализировать разные точки зрения на проблему;
развивать познавательную активность, умение строить диалог.
воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, толерантное отношение к мнению других, умение грамотно общаться.
3 Мотивация учебной деятельности
На протяжении веков и в рамках наступившего XXI столетия, человек по-прежнему остается тайной, которую стремятся раскрыть биологи, психологи, историки, философы и др.. В XX в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Философы Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что может появиться как другой основной вопрос философии - проблема экзистенциализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья. "Философское понимание человека" было вынесено в качестве главной темы на ХVIII Всемирный философский конгресс, который проходил в Брайтоне в 1988 г.
Однако в реалиях современного научно-технического прогресса проявляется тенденция к замене людей роботами в разных сферах деятельности и даже усовершенствование генов человека. По мнению ученых, это позволит создать новое поколение людей, которым будут чужды неудачи и поражения. А роботы-андроиды смогут быстро и точно выполнять требующиеся задания. Уповая на возможности и безотказность роботов,  неправильно думать, что всё за нас они будут делать, ведь это чревато многими неприятными и даже фатальными последствиями. Во-первых, мы тогда потеряем свой интерес к жизни, во вторых, мы рискуем деградировать, ну и в третьих, мы рискуем полностью исчезнуть как вид. Роботы никогда не заменят людей, они не живые, а созданными нами устройства.
Вот поэтому нам так важно понять, как сохранить свою сущность и не стереть индивидуальные черты в реалиях современного прогресса. Знания о себе самом необходимы для того, чтобы быть Человеком, Личностью.
Эпиграфом к занятию послужат слова русского мыслителя Федора Михайловича Достоевского (слайд):
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».
Формулирование проблемы. Наша задача сегодня постараться приблизиться к ответу на вопрос, поставленный И. Кантом «Что такое человек?».
На прошлом занятии вы были разделены на творческие группы, которые получили задания рассмотреть некоторые аспекты проблемы человека. Приглашаю вас вести активный диалог, высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнениям собеседника, оппонента и уважать их.
4 Актуализация опорных знаний студентов.
Воспроизведение в памяти студента знаний, представлений, жизненного опыта, приобретённого им раньше.
1.Проверка домашнего задания:
1.1Самостоятельная работа студентов с тестовыми заданиями по теме «Научная, философская и религиозная картины мира» (слайды). (Приложение 2)
1.2Терминологическая разминка (слайды). (Приложение 3)
2.Актуализация ранее изученного.
2.1.Индивидуальная работа у доски. Составление обобщающей таблицы «Проблема человека в историко-философском контексте» и комментарии к ней. (Приложение 4)
Комментарии преподавателя об уровне усвоения изученного.
Преподаватель: Как видим, каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Возникнув в 6 веке до н.э., проблема человека окончательно не разрешена сегодня. Она является непреходящей, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно - историческими и иными причинами. По- прежнему в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования.
5 Изучение нового материала.
Объявление плана лекции (слайд).
План
Философская антропология.
Концепции человека о его природе и сущности.
Биологическое, социальное и духовное в человеке.
Человек: индивид, индивидуальность, личность.
Объявление задания: заполнение опорного конспекта в процессе рассмотрения вопросов темы. (Приложение 1)
Изложение первого вопроса: Философская антропология.
Объяснение преподавателя с опорой на слайды.
Формирование понятийного аппарата, лекция. (Приложение 7)
Вывод: Каждая классическая теория философской антропологии и трактовки образа человека, возникшие в истории философской мысли, составляют в совокупности весьма целостный образ человека. Этот образ незавершен, но его незавершенность не является недостатком. Напротив, это означает, что он открыт для новых интерпретаций, каждый раз обнаруживающих нечто новое во всегда актуальной проблеме человека.
Переходим ко второму вопросу: Концепции человека о его природе и сущности.
Объяснение преподавателя с опорой на слайды. (Приложение 8)
Природа и сущность человека, родственные понятия. Природу можно понимать в двух смыслах: как происхождение человека; и как совокупность сущностных черт, которыми человек наделен при рождении, т.е., своеобразие, специфика людей как живых существ. Первое понимание природы связано с различными концепциями антропогенеза (происхождения человека).
Диалог со студентами:
Какие гипотезы о происхождении человека вам известны? (Примерные ответы: научная - эволюционная теория Ч.Дарвина и Ф.Энгельса, религиозная, уфологическая-инопланетная - теория космического происхождения)
К какой гипотезе склоняетесь вы? Почему?
Ответы студентов.
Преподаватель: Как видим, мнения сложились разные. Сейчас мы не развиваем дискуссию и в постановочном плане рассмотрим эти вопросы. Следующее занятие, как вы помните, - семинар, где вы подробно озвучите свои взгляды по этому вопросу.
Философия выступает арбитром в вопросе антропогенеза. Научная версия происхождения человека — наиболее приемлемая с точки зрения здравого смысла и наиболее обоснованная. И вот в чем вопрос: продолжается ли биологическая эволюция человека после возникновения 30—40 тыс. лет назад Homo sapiens?
Давайте заслушаем информационное сообщение на эту тему, которое подготовлено для нас в качестве опережающего задания.
Сообщение студента на тему «Продолжается ли биологическая эволюция человека?»
Объяснение преподавателя. Второй смысл понятия «природа человека» делает его тождественным понятию врожденной сущности. Сущность человека – философское понятие, обозначающее главные, ведущие, определяющие характеристики человека, отличающие его от других форм бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям (т.е. врожденная сущность). По Аристотелю, сущность человека – это те из его свойства, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.
Объяснение преподавателя. Три концептуальных подхода к человеку (слайды).
Вывод: Как видим, невозможно однозначно определить природу и сущность человека. Человек – источник необычного в природе. Он - есть нечто большее, чем то, что он знает о себе и нечто большее, чем он есть.Рассмотрим третий вопрос: Биологическое, социальное и духовное в человеке.
Объяснение преподавателя с опорой на слайды: Философские подходы в понимании сущности человека. (Приложение 9)
Преподаватель: Каждая творческая группа получила задание подготовить аргументы в защиту одного из начал человеческой сущности – биологической, социальной и духовной. Заслушаем эти аргументы.
(Защита позиций от каждой группы)
Диалог со студентами:
Справедлива ли альтернатива, согласно которой человек есть животное, поскольку происходит от животного, либо человек с самого начала отличается от животного, а поэтому у него нет ничего общего с животным?
Можно ли сделать односторонний вывод в определении сущности человека? Обоснуйте ответ.
Примерный ответ: Ни биологическое, ни социальное в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Поэтому это неразрывное единство позволяет сказать: человек – существо биосоциальное.
Задание на закрепление материала: Ознакомьтесь с высказываниями о человеке (слайд) и определите, о какой из его сущностей идет речь (Приложение 5).
Ответы студентов. Комментарий преподавателя.
Вывод: Таким образом, природное начало является необходимым условием для жизни, благодаря социальному началу начальные биологические характеристики позволяют человеку стать отличным от других живых существ и себе подобных. Духовность же понимается как одна из важнейших существенных характеристик человека, как ценностное содержание и направленность бытия человека. Духовное, биологическое и социальное неразрывно связаны в человеке и образуют его индивидуальность. Иными словами, сущность человека — сложное переплетение природного-биологического и социального-культурного.

Вопрос четвертый. Человек: индивид, индивидуальность, личность.
Объяснение преподавателя с опорой на слайды. Лекционный материал в Приложении 10.
Работа в группах на закрепление материала. Задание: По предложенным характеристикам определить о каком понятии человека идет речь. Назвать ключевые слова, которые помогли вам сделать выбор. (Приложение 6)
Заслушивание ответов от представителей групп. Комментарий преподавателя.
Мультидиалог в группах:
Кто человек: субъект или продукт человеческой деятельности?
Что именно в человеке делает его человеком?
Аргументируйте свой ответ.
Заслушивание ответов от представителей групп.
Вывод: Человек развиваясь, первоначально как индивид, в процессе социализации становится личностью со всеми присущими ей сущностными характеристиками: разумностью, волей, высшими чувствами, способностью к коммуникации, труду и творчеству. Но свойства личности никак не сводятся к индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.
6 Закрепление изученного материала.
Преподаватель. Предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Что такое Человек?» творчески. Это будет коллективная работа ваших групп по составлению синквейна. Давайте вспомним правила его составления (слайд).
Составление синквейна (работа в группе).
Пример синквейна:
1.Ч Е Л О В Е К
2. РАЗУМНЫЙ СВОБОДНЫЙ
3. ДЕЙСТВУЕТ ТВОРИТ ПРЕОБРАЗУЕТ
4. Сущность человека — сложное переплетение природного-биологического и социального-культурного.
5. ВСЕМОГУЩИЙ
6 Подведение итогов (оценивание)
Комментарий работы студентов, выставление оценок.
7 Сообщение домашнего задания
1.Повторить материал урока по опорному конспекту.
2.Разгадать кроссворд «Проблема человека». (Приложение 11)
3.Подготовиться к семинару № 4 по теме: «Круг основных проблем философской антропологии» согласно методическим рекомендациям.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опорный конспект.
Тема: Философская концепция человека – основа наук о человеке
1.Философская антропология.
Философская антропология - это раздел философии, изучающий ………………, ………………. и …………………………….. ……………… .Философская антропология заняла одно из ведущих мест в системе философского знания, начиная с………………. .Три немецких мыслителя, стоявших у истоков философской антропологии XX в.:
1)……………………………… - в человеческой природе выделил два основных начала: это ……………….. ……………….., некий жизненный порыв, и ………, идущий от Бога. Важное отличие человека от животного - его способность к ……………………………, целостной оценке самого себя.
2)……………………………………… : Человек в отличие от животных ………………………….., но способен взглянуть на себя со стороны. ……………………………– то свойство, которое дает человеку способность испытывать свое тело. Сущностью человека является «……………………………..» и «…………………………………».
3)………………………………… считал человека «…………………………. ………………………».
Поэтому он вынужден компенсировать свою природную слабость «второй природой» - ……………………. и …………………. . Человек изначально является …………………………
……………………….. .
2.Концепции человека о его природе и сущности.
Природу можно понимать в двух смыслах:
1)_____________________________________________________;
2)__________________________________________________________________________________.
Три основные теории антропогенеза (происхождения человека):
1)………………………….;2)…………………………………...;3)……………………………………….
Сущность человека – философское понятие, обозначающее ………………….., ………………………, ……………………….. …………………….. ……………………, ………………………. …… ……..………… ………. ……….., или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям (т.е. врожденная сущность).
Три подхода к человеку:
1.Сущность человека - ……………………………………………………………………….;
2.Сущность человека - ……………….;
3.Сущность человека - …………………………………………………………………………
3.Биологическое, социальное и духовное в человеке.
Как природное биологическое существо человек ………………………….., …………………………… , ……………………. , ……………….. , ………………….. .
Человека от животного отличают следующие черты:
-человек____________________________________________________________________________;
-человек____________________________________________________________________________;
-человек____________________________________________________________________________;
-человек____________________________________________________________________________;
-человек____________________________________________________________________________.
В решении вопроса о соотношении биологического и социального в человеке сложились следующие концепции:
1)………………………………………………………………(философы ……………….. , ……………)
2)………………………………………………………………(философы………….. , …………………);
3)………………………………………………………………(философы………….. , …………………).
4.Человек: индивид, индивидуальность, личность.
Индивид - __________________________________________________________________________________
Индивидуальность - ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________.
Личность - ________________________________________________________________________.
Факторы, влияющие на развитие личности (4):
1-______________________________________ 3-__________________________________________
2- ______________________________________ 4-__________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тесты по теме «Научная, философская и религиозная картины мира».
Выбрать правильный вариант ответа:
1.Мы воспринимаем мир как совокупность убегающих вдаль горизонтов, и границы «мира как целого» всегда теряются в тумане. Эту особенность показал философ:
1) Карл Поппер
2)Эдмунд Гуссерль3) Огюст Конт
4) Бертран Рассел
2. Ньютоновско-картезианская парадигма господствовала в науке с Нового времени до начала ХХ в.
Да Нет
3.Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже …1)XIV-XV вв.2) XIX-XX вв.3) XVI-XVII вв.4) XII-ХШ вв.
4.В основе философских систем французских просветителей лежит ______ картина мира.
1) механистическая2) мифологическая3) релятивистская4) религиозная
5. Представление об окружающем мире, полученное человеком на основе его опыта жизнедеятельности и образования это:
1) групповая картина мира;
2) индивидуальная картина мира;
3) естественнонаучная картина мира;
4) научная картина мира;
5) общественная картина мира.
6. Глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе:
1) знание;
2) картина мира;
3) мировоззрение;
4) представление;
5) абсолютная истина.
7. Какой подход к осмыслению мира и человека включает в себя вопрос: является ли мир (или Универсум) человекоразмерным?
1) теологический;
2) личностный;
3) естественнонаучный;
4) философский.
8.Какой вариант неуместен, когда речь идет о структуре и процессе получения научной картины мира?
1)гипотезы
2)теории
3)эмоции и чувства
4)факты и их систематизация
Выбрать правильные варианты ответа:
9. Для научной картины мира характерны...1) безоговорочное влияние идей ведущих ученых;
2) истинное знание причин;
3) отождествление веры и знания;
4) эксперимент как основа получения картины мира
Вставить пропущенный термин:
10. Признание существования множественности миров определяется термином …………….. . (Универсум)
11.Термины ЛОГОС, разум, гуманистический антропоцентризм раскрывают сущность ………………. картины мира. (философской)
12.Соотнесите картину мира с ее смысловым центром:
1)Обыденная а) сфера человеческого и сфера божественного;
2)Научная б) соотношение человека и мира;
3)Религиозная в) обесчеловеченная реальность;
4)Философская г) человек.
Ответ: 1 – г; 2 – в; 3 – а; 4 – б.
13.Распределите предложенные характеристики между (А)религиозной и (Б)философской картинами мира:
1) исходит из удвоения мира на земной и небесный;
2) является теоретическим способом освоения мира;
3) знание имеет всеобщий и общий, универсальный характер;
4) абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем;
5) человеческий разум способен подчинить себя вере в существование Абсолюта.
Ответ: А – 1, 4, 5; Б – 2, 3.
(Оценивание: каждый правильный ответ за тесты 1-8 и 10, 11 – 0,25б.; за тест 9 – 0,5б., по 0,25б.; за тесты 12 и 13 при всех верных соответствиях – 1б., каждое верное – 0,25б.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Терминологическая разминка.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, отношение к окружающей действительности и самому себе.
Религия - мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в существование Бога.
Наука - деятельность, связанная с выработкой теоретических знаний о действительности.
Вера – принятие чего–либо за истину без подтверждения, не могущее претендовать на объективную реальность.
Конфе́ссия – это особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Философия - это система знаний о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа, общество, мышление (сознание) человека, а так же процесс познания.
(Оценивание: каждый правильный ответ– 1б.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Обобщающая таблица «Проблема человека в историко-философском контексте»
Историческая эпоха
эпоха эпохаВедущий принцип Основное положение
Древний мир:
- философские учения Востока и Запада
- классическая философии античности Антропоморфизм
Космоцентризм Человек не противопоставлялся природе, а растворялся в природе, составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же строгим законам, что и окружающий его мир.
Возникают идеи об особом положении человека в мире.Вывод Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей», или определение человека как «общественного животного» у Аристотеля. Переломным пунктом стала философия Сократа, призывавшего обратиться от изучения природы к познанию разума человека.
Средневековье ТеоцентризмЧеловек — творение бога и полностью зависит от него.
Человек есть одновременно и венец творения, властвующий над другими живыми существами, и слабое создание, всецело зависимое от милости бога. Он и тело, желающее и страстное, и душа, стремящаяся к вечности.
Возрождение Антропоцентризм Переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе — он становится свободным творцом самого себя.
Новое время
Рационализм Сущность человека определена его разумом. У истоков этого понимания лежит знаменитая идея Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую».
XIX-ХХ вв.
Рационализм.
Иррационализм,
экзистенциализм Сущность человека вне его разума - в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Высказывания о человеке.
Человек – это двуногое животное без перьев и с плоскими когтями.
Платон
Человек без ног остаётся человеком, а петух без перьев человеком не станет.
Блез Паскаль
Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух.
АпулейЧеловек становится человеком только среди людей. Иоганнес Роберт Бехер
Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше.
Уильям Шекспир

Человек – это единственное животное, которое должно работать.
Иммануил Кант
Человек - это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая.
Блез Паскаль
Человек есть в самом буквальном смысле не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.
Карл Маркс
Человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности.
Фридрих Энгельс
Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно. Федор Михайлович Достоевский
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Работа в группах.
Задание. По предложенным характеристикам определить, о каком понятии человека идет речь. Назвать ключевые слова, которые помогли вам сделать выбор.
1 группа
Задание: По предложенным характеристикам определить, о каком понятии человека идет речь. Назвать ключевые слова, которые помогли вам сделать выбор.
1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. 
2. Человек - отдельная особь среди других людей, которая сочетает в себе уникальный комплекс врожденных качеств и приобретенных свойств. 
3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д.
Ответ: Индивид.
2 группа
Задание: По предложенным характеристикам определить, о каком понятии человека идет речь. Назвать ключевые слова, которые помогли вам сделать выбор.
1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д.
3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека.
Ответ: Индивидуальность
3 группа
Задание: По предложенным характеристикам определить, о каком понятии человека идет речь. Назвать ключевые слова, которые помогли вам сделать выбор.
1. Человек с социально значимыми качествами.
2. Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
3. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Человек со сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.).
4.  Социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.
Ответ: Личность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Объяснение преподавателя
Изложение первого вопроса: Философская антропология.
«При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой»,- так сказал великий русский поэт В.А.Жуковский. «Человек есть принципиальная новизна в природе»,- настаивал Н.А.Бердяев. "Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история",- отмечал немецкий поэт Генрих Гейне. «Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена»,- таков вывод русский философ А.Ф. Лосев.
Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой. Сегодня интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: биологии, медицины, астрономии, экономики, социологии, психологии, географии и т.д. Однако проблема человека, его развития и перспектив предстает перед наукой как проблема комплексная. Своеобразным «интегратором» знаний о человеке является философия. Основная функция философии - мировоззренческая. Но мировоззрение не существует вне человека, вне его сознания. Это, во-первых. А во-вторых, именно в мировоззрении находит выражение отношение «человек - мир».
Философская антропология (antropos - человек, logos - учение)– философское учение о природе и сущности человека. Философская антропология как человекознание берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня, такие, как «Что собой представляет человек?», «Каково предназначение человека?», «Зачем человек живет?», возникают вместе с появлением человеческой культуры.
В XX в. проявился кризис понятия человека — оно оказалось расчленено на разнообразные несвязанные составляющие. Важнейшей задачей философии стало восстановление целостного образа человека. У истоков философской антропологии XX в., возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения этой проблемы:
о Макс Шелер — «надмирность» и самосознание;
о Гельмут Плеснер — эксцентричность и неопределенность;
о Арнольд Гелен — недостаточность и деятельность.
Макс Шелер (1874—1928), оформил проблемное поле философской антропологии как самостоятельной области знания: «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека». В человеческой природе Шелер выделил два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Однако животные, согласно Шелеру, замкнуты в своих действиях в границах окружающего мира, являясь его частью. Человек же — вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его. Дом человека - не окружающий мир, а бесконечность. Важное отличие человека от животного - его способность к самосознанию, целостной оценке самого себя. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.
Гельмут Плеснер (1892—1985) отталкивался от той же идеи самосознания: человек в отличие от животных неопределен, но способен взглянуть на себя со стороны. Для того чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т.е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний. Эксцентричность – то свойство, которое дает человеку способность испытывать свое тело. Человек живет в постоянном разрыве с самим собой, он то слит с телом, то переживает и осознает его как предмет. Место человека — не в себе: не в теле и не в психике, а вне себя — в неопределенном месте за их пределами, в ничто. Сущностью человека является «безродность», «искусственность»: он лишен укорененности в бытии, а потому должен творить себя самого, «делать себя тем, кем он уже является». Именно поэтому сущность человека ускользает от науки, только философия, способная размышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» — вечно ускользающее месторасположение человека.
Арнольд Гелен (1904— 1976) считал человека «недостаточным существом». Человек обделен мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению. Поэтому он вынужден компенсировать свою природную слабость «второй природой» - обществом и культурой. «Мир культуры и есть человеческий мир». Без нее у человека нет ни малейших шансов выжить, а потому не существует «естественного человека» – он изначально является социальным существом, и всякое общество предполагает язык, свою технику, формы общения, кооперации и т.д. Удел человека — вечная деятельность, преодоление себя, и остановка на этом пути равнозначна гибели человечества.
Потому и нет смысла говорить о «среде» применительно к человеку, ибо он живет в мире культуры, которая опосредует его приспособление к практически любой земной среде, независимо от климата или биогеоценоза.
"Философское понимание человека" было вынесено в качестве главной темы на ХVIII Всемирный философский конгресс, который проходил в Брайтоне в 1988 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Объяснение преподавателя
Изложение второго вопроса: Концепции человека о его сущности и природе.
Природа и сущность человека, родственные понятия. Природу можно понимать в двух смыслах: как происхождение человека; и как совокупность сущностных черт, которыми человек наделен при рождении, т.е., своеобразие, специфика людей как живых существ. Первое понимание природы связано с различными концепциями антропогенеза (происхождения человека). Философия выступает арбитром в этом вопросе. Научная версия происхождения человека — наиболее приемлемая с точки зрения здравого смысла и наиболее обоснованная.
По мнению историка А.А.Зубова, наукой доказано вполне, что человек произошел от животных, точнее, от предка, общего с современными человекообразными обезьянами. Об этом свидетельствует хотя бы генетическое сходство человека и шимпанзе. По разным оценкам оно составляет 95-99 процентов, т. е. человек генетически отличается от шимпанзе всего лишь на 1-5 процентов. И группы крови у человекообразных обезьян и человека практически совпадают. Имеется также много свидетельств животного происхождения человека, полученных археологами. Благодаря своим открытиям и находкам они выстроили цепь промежуточных, переходных звеньев от древних обезъян к современному человеку.
Более подробно этот вопрос мы рассмотрим на семинарском занятии.
Второй смысл понятия «природа человека» делает его тождественным понятию врожденной сущности. Сущность человека – философское понятие, обозначающее главные, ведущие, определяющие характеристики человека, отличающие его от других форм бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям (т.е. врожденная сущность). По Аристотелю, сущность человека – это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.
Итак, вопрос о природе человека - также один из центральных в философской антропологии. Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии. Он захвачен влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев. Являясь как бы "вещью среди вещей", человек детерминирован своим прошлым (биологией).
С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек может познавать объективные характеристики действительности, даже если они прямо не отвечают на его биологические потребности. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Тогда оказывается, что он вовсе не подчинен полностью прошлому, не похож на "вещь". Сознание, разум и свобода свойственны природе человека. Человек над биологией надстраивает биографию.
Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его природы. Представленные в мировой философии определения природы и сущности человека можно систематизировать по-разному. Один из вариантов такой систематизации усматривает три подхода к человеку:
1. Сущность человека теологическая - духовная. Этот подход характерен для всех религиозных и эзотерических (тайных) учений. В соответствии с ней истинная самость человека не имеет отношения к эмпирическому миру. Так, в соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью. В соответствии с эзотерическими учениями истинное "Я" человека - духовная монада (единица) - просто сменяет из жизни в жизнь разные тела, которые служат лишь средством для самосовершенствования.
2. Сущность человека - разум. Этот подход сформировался в Новое время (рационализм). Она предполагает, что разум - особая самостоятельная инстанция и человек отличается от животных именно разумом - умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе.
3.Сущность человека – деятельно-социокулътурная. Решающую роль в утверждении этой версии сыграли работы Карла Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он переделывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает "вторую, очеловеченную природу" - мир культуры. В труде, преобразуя окружающую действительность, человек и проявляет себя как разумный и свободный, ибо творит "по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты". Являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным. Он не может трудиться вне общения. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, со складыванием социальных групп. Поэтому сущность человека - это "совокупность всех общественных отношений". Не биологические черты человека определяют самое существенное в нем, а его социально - групповая принадлежность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Объяснение преподавателя
Изложение третьего вопроса: Биологическое, социальное и духовное в человеке.
В истории философии и науки сложились 3 подхода к определению соотношения природного и социального в человеке:
1.Биологизаторский подход (Зигмунд Фрейд, Френсис Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено их наследственными генетическими данными.
Сторонники этого подхода считают:
—человек — сугубо природное существо;
—духовные свойства личности имеют биологическую основу;
—развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;
—воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.
Ф. Гальтон является основателем евгеники – учения о том, что селекция применима к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств.
Биологизаторский подход абсолютизирует естественные свойства человека. К таким концепциям относится теоретический расизм, согласно которому природа человека является биологической, раса представляет собой вид, отличающийся от других рас рядом биологических особенностей. С теоретическим расизмом связано утверждение о неравноценности человеческих рас, о природном их неравенстве. В середине XIX в. появились обобщающие труды по расизму. Некоторые так и назывались — “Опыт о неравенстве человеческих рас”. В XX в. в Германии родился известный “нордический миф”, широко использовавшийся в фашистской пропаганде.
2. Социологизаторский подход. Данный подход основан на идее превалирования социальной сущности человека. Социум определяет и корректирует поведение, волю и мировоззрение человека. К данному подходу относятся социальные утопии (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.), марксизм.
Утверждается, что:
— человек рождается как существо биологическое, однако в процессежизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды,прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение;
—среда является определяющим фактором формирования личности;
—воспитание призвано корректировать характер влияния среды;
—чем ниже по. уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п.
Преувеличение роли социальных факторов, убеждение в том, что мощное воздействие воспитательных процессов может существенно изменить органическую природу человека — теоретически и практически несостоятельны и даже опасны. Сконструировать человека согласно заданным общественным идеалам, игнорируя его биологические параметры, вырвав из естественной среды, невозможно. Опасность такого конструирования проявляется, например, в массовых психозах, вызываемых агрессивной пропагандой, превращающей людей в стихийно действующую толпу. Под давлением социальных сил изменяется общественное сознание и содержание духовной жизни, быстрыми темпами возвышаясь и не менее быстро деградируя.
3. Биосоциальный подход. Он основан на идее диалектического единства биологического и социального начал в человеке.
Представители этого подхода считают:
—человек — существо и биологическое и социальное;
—психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;
—направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.
В рамках данного подхода развиваются большинство современных философских, социологических и психологических концепций личности. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек, чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии. ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Объяснение преподавателя
Изложение червертого вопроса: Человек: индивид, индивидуальность, личность.
Различное сочетание природного и социального уровней человека можно проследить в понятиях «индивид», «индивидуальность», «личность»
Как же связаны эти понятия?
Человек появляется на свет как биологическое существо. Прежде всего, человек- это высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры. Понятие человек - понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека.
Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) есть любой представитель человеческого рода. Когда говорят об индивиде, имеют в виду самые общие характеристики человека и отвлекаются от его особенностей.
В целом индивид есть отдельный атом общества. Индивид экземплярен. Это не просто "один", а всегда "один из". Конечно, каждый отдельно взятый человек отличается от другого, однако в понятии «индивид» это отличие не принимается во внимание.
С помощью понятия "индивид" подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование (от объективного социального положения, характера включения в общественное производство, от решающего для его группы общего интереса и т.д.).
Для обозначения особых, неповторимых свойств человека используется понятие «индивидуальность».
Индивидуальность - неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Индивидуальностью мы также можем назвать любого человека, выделяющегося из общей массы за счет каких-либо особых качеств.
Люди отличаются друг от друга уже на биологическом уровне. Например, невозможно найти двух человек с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек обладает особым сочетанием генов, обусловливающих определенные особенности его физического (например, телосложение) и даже психического склада. В психическом плане людей друг от друга отличает прежде всего темперамент.
Воспитание, жизненный опыт, специфика деятельности - все это также налагает свой отпечаток на наследуемые особенности, формируя в итоге самобытную и неповторимую индивидуальность каждого человека.
Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Понятие «личность» означает, что человек может выступить ответственным субъектом своего действия и переживания, он осознает свои восприятия и знает цену собственным инициативам.
Личность обычно понимается как индивид в аспекте его социальных качеств. Ребенок рождается как индивид; личностью он становится в процессе социализации. В процессе социализации - воспитания, обучения, в общении с другими людьми он воспринимает стратегии правильного социального поведения в различных ситуациях. Постепенно он усваивает (т.е. делает содержанием своего сознания) основные роли, модели отношений в обществе. В этом смысле личность есть «ансамбль всех общественных отношений» или даже «общество в миниатюре».
В европейской философии (в отличие от восточной) понятие личности не сводится только к ее ролям, здесь также подчеркивается ее самобытная, самостоятельная, целостная природа. Когда о человеке говорят «это — настоящая личность», имеют в виду внутреннее богатство его духовного мира.
Становление личности происходит только в обществе. Социальные факторы ученые называют агентами социализации, каковыми являются семья, родственники, школа, армия, церковь, производство. Человека со сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Поэтому, не смотря на то, что личность есть продукт общественного развития, она уникальна. Уникальность личности заключается не только в сохранении и развитии индивидуальных черт, но так же в памяти и опыте. Память и опыт человека лежат в основе его уникального духовного мира.
Становление личности продолжается в течение всей жизни человека и включает три основные фазы:
- адаптация (усвоение опыта, образцов жизнедеятельности);
-индивидуализация (человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности);
- интеграция (лучшее применение своим индивидуальным свойствам).
Факторы, влияющие на развитие личности:
-биологические (черты лица, цвет глаз, физиологические особенности, особенности нервной системы);
- социальная среда;
- воспитание и обучение;
- способность к самосовершенствованию.