Урок по ОБЖ по теме Терроризм-глобальная проблема современного мира


Открытый урок по ОБЖ в 8 классе на тему:
" Терроризм – глобальная проблема современного мира "
-
Цель урока: сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении;
- объяснить сущность терроризма, его виды и цели;
- осветить проблему терроризма в России и мире;
- формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения;
- ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта;
- развивать навыки поисковой, исследовательской работы и ораторского мастерства учащихся;
- развивать эмоциональную сферу учащихся, учить их сопереживанию и состраданию к людскому горю.
Предметные результаты обучения
Учащиеся научаться:
Правилам безопасного поведения в условиях теракта
Учащиеся получат возможность научиться:
воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной.
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Составлять план решения проблемы.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
Оборудование: фломастеры, листы с текстом для самостоятельного изучения, цветные карточки, схемы, скотч, карандаши, листочки для теста и заданий.
Ход урока
Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения Константина Московских, Послушайте его, пожалуйста. 
        Если люди гибнут в мирных городах,
        Виноваты звери в черных бородах,
        Убивать невинных, это как фашизм,
        Только вот назвали это терроризм.
        Бог нам дал рожденье, чтобы мирно жить,
        Многие не стали даром дорожить.
        Взорванный автобус с тридцатью детьми,
        Террористы – гады, черт их всех возьми. 
Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение. (Ответы учащихся) Это стихотворение определяет тему нашего урока, которая звучит следующим образом“Терроризм – глобальная проблема современного мира”
Я сознательно не поставила знак в конце предложения.
К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить:
Многоточие – что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой.
Знак вопроса – что значит, что у нас остались сомнения, “а угроза ли обществу?»
А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак.
Какие цели урока мы должны поставить сегодня на уроке? узнаем,какую угрозу приносит терроризм людям, будим учиться ,как правильно действовать при угрозе террористического акта.
2. Основной материал
А) Задание на ассоциацию.
Ребята, у вас на столах лежат листочки. Напишите на них 5 слов-ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «терроризм». Это могут быть образы, понятия, любые слова, отражающие ваши эмоции. На эту работу у вас 2 мин.
А теперь зачитайте, какие слова вы написали.
Как мы видим, у вас встречаются похожие понятия, это слово у вас вызывает одинаковые эмоции. Такие же мысли возникают у всех людей в мире, которые сталкиваются с этим понятием «терроризм».
Учитель дает определение:
Что же такое ТЕРРОРИЗМ?
2 слайд Понятие "терроризм", "террорист", появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово "терроризм" превратилось в синоним слова преступление. Терроризм от латинского означает «ужас, страх.»
Ребята, а кого мы можем назвать террористами? ( ответы детей). Правильно, террористы это……..( показ слайда)
3 слайд Террористы - это люди, которые захватывают заложников, организуют взрывы в многолюдных местах. Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится достичь своей цели при помощи насилия.
5 слайд Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время "перестройки". В 1990 году произошло шесть угонов самолетов, было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. "Пока шла борьба между капиталистами и коммунистами, мир оказался в руках террористов" - это высказывание одного священника как нельзя лучше отражает положение вещей, сложившееся в конце 20 века.
. В последнее время террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и шахиды-камикадзе. (их стали называть шахидами), становясь "живыми" бомбами, гибнут во время терактов.
7 слайд С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. Самое страшное, что террориста трудно вычислить. Он такой же как мы. Одет в гражданское, может мирно сидеть в электричке, в автобусе среди нас. А в нужный момент сделать свое дело. И поэтому каждый человек - взрослый и ребенок - должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него. .
Современный терроризм – это мощные разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.
Терроризм превратился в прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым рынком труда (наемники) и приложения капитала (поставки оружия, наркоторговля и т. д.)
В арсенале террористов находятся следующие методы:
– взрывы объектов, магазинов, мероприятий, зданий, транспорта, мостов.– захват заложников;– стрельба и убийства людей;– поджоги;– отравления;– эпидемии;– техногенные катастрофы;– угрозы осуществления теракта, которые не несут материальных и человеческих жертв, а служат массовому устрашению.
Террористический акт не знает своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
Разгул терроризма – сегодня не только российская, но и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие теракты. Я хочу познакомить вас с наиболее крупными терактами конца 90, начала 2000-х годов ( 5 примеров- Буденовск больница, Кизляр- роддом, Москва 1999г, Кайсписк 9 мая, Норд- ост 2002, Домодедово, Беслан.)
На слайде: Страшные страницы истории.
– Нельзя не вспомнить сегодня 1 сентября 2004 года. Это самое страшное, даже можно сказать чудовищное событие, которое произошло в городе Беслан на Северном Кавказе. День знаний. Торжественная линейка. Море цветов и звуков! Поздравления! Детский смех… И вдруг раздаются выстрелы из автоматов… Сначала боевики стреляли в воздух, а затем приказали всем зайти в здание школы. Террористы кричали, автоматами толкали в спину и детей, и взрослых. Испугавшись, старшеклассники бросились врассыпную. Побежали и взрослые. Террористы открыли огонь по людям, многие были убиты сразу. Младших школьников, их родителей и учителей они загнали в спортзал и удерживали в спортзале 3 дня. Жара на улице, 35 градусов. А в спортзале температура поднялась до 40. Окна не разрешали открывать террористы. Нет воздуха, душно. Многие дети стали терять сознание, потому что не давали ни пить, ни есть. Тела умерших не разрешали выносить из помещения, чтобы вызвать страх, не оказывали медицинскую помощь никому, даже детям, которые умирали на руках матерей со словами “Ах, как хочется пить, мама, ах как хочется жить, мама”. Это было нечеловеческое зверство. 3 сентября спецслужбам удалось освободить тех, кто остался жив. Погибло около 400 человек, из них 180 – были дети, которые умерли, так и не успев получить первую пятёрку. Вот почему 3 сентября в России одна из самых памятных и трагических дат.
Этот день по праву считается днём Солидарности в борьбе с терроризмом. Год спустя на мемориальном кладбище в Беслане, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника “Древо скорби”. Люди зажигали свечи, несли цветы и бутылки с водой, чтобы напоить умершие души своих детей. А Михаилом Михайловым, поэтом и композитором, был написан гимн скорби, посвящённый детям Беслана. В знак памяти и уважения прошу всех встать и послушать. Звучит гимн скорби детям, погибшим в Беслане.
(Минута молчания.)
В этих строках мы слышим боль детей. Мы обязаны помнить. Помнить, чтобы разделить боль ни в чем не повинных жертв. Помнить, чтобы не допустить такой трагедии. Помнить, чтобы рассказать своим детям и внукам, как сейчас наши деды рассказывают нам о войне. Потому что это и есть война. А на войне как на войне.
Нам всем нужно уметь вести себя в таких сложных ситуациях
Наш урок сегодня посвящен безопасности жизни при террористических актах. Сейчас мы с вами попробуем разобраться в некоторых вопросах.
Б) Работа с текстом - Индивидуальная работа
У вас на столе имеется для каждого учащегося текст о безопасном поведении человека при захвате заложников.
ЗАДАНИЕ 1:
Прочитайте текст и пометьте на полях значками напротив каждого абзаца:
Знаю +
Не знаю –
Что-то слышал vПометьте этими значками весь текст. На это задание вам 5 мин.
- Из того , что вы прочитали, что вы уже слышали, а что только узнали сегодня? ( ответы детей)
ЗАДАНИЕ 2: Работа в группе
На основе текста заполните схему в своей группе. Можно обсуждать между собой. На это задание дается 3-5 мин. ( Кластер)

ЗАДАНИЕ 3:
А теперь зачитает 1, 2, 3, 4. группы свои ответы, по своим заданиям.
- А теперь давайте проверим, не пропустили ли вы какой важной информации при составлении «кластера». ( СЛАЙД)
Теперь, выполнив эту работу, мы знаем, как вести себя при захвате в заложники.
Личная безопасность людей является сегодня главным.
Но не все население знает, а тем более умеет вести себя в таких ситуациях.
Попробуйте составить памятку для населения: ??????????
Ваши действия при обнаружении подозрительных  предметов.
(работают по группам, а затем демонстрируют памятку, она может быть виде схемы, рисунка и т.д.) ваши памятки мы отредактируем и вывесим на стенд школы для того, чтобы люди умели вести себя в нестандартных ситуациях.
Ваши действия, если вы услышали выстрелы, находясь дома?
Ваши действия, если рядом прогремел взрыв?
Ваши действия, если вам поступила угроза по телефону ? 
Проверка задания
4. Закрепление
Сегодня мы с вами изучили безопасное поведение при захвате заложников, которое позволяет сохранить здоровье и жизнь. Ознакомьте с этой информацией своих родных и близких. Наша с вами задача, чтобы процент равнодушных людей был намного меньше. Нужно быть готовым к таким ситуациям, чтобы эта беда не застала нас врасплох.
Тест:
Возьмите маленькие листочки для теста. Вам задается вопрос, а вы пишете в ответ слово или словосочетание.
ВОПРОСЫ ТЕСТА:
1. Как с латинского переводится слово «террор»?
2. Каким бизнесом занимаются террористы, кроме совершения терактов?
3. Что необходимо делать при звуках стрельбы?
4. По возможности просите террористов отпустить…
5. При вашем освобождении, когда можно покидать помещение?
6. Как нужно дышать при применении газа?
Теперь в группе свои ответы отдайте соседу справа и проверяйте ответы товарищей.
За 6 правильных ответов оценка «5»
За 5  -« 4»
За 4 – «3»
Учитель зачитывает вопросы теста.
Ответы на тест:
1. Страх, ужас
2. Торговля наркотиками, оружием
3. Лечь на пол
4. Больных и детей
5. После приказа
6. Поверхностно через плотную ткань
Учитель вывешивает ответы на доске
Ученики проверяют ответы соседа и ставят оценку.
5.Итоги урока:
Возвращаемся к теме урока. Посмотрим, какой же знак мы поставим в конце предложения..
Обсуждаем мнения и ставим знак. Наверное, восклицательный.
А может поставим знак вопроса, Кто виноват, Когда все это закончится А угроза ли это обществу?
Увы. Здесь можно и поставить многоточие, потому как точку в этом скорбном списке ставить рано.
6.Рефлексия Ребята выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. теперь я могу…
6. я почувствовал, что…
7. я приобрел…
8. я научился…
9. у меня получилось …5
10. я смог…
11. я попробую…
12. меня удивило…
13. урок дал мне для жизни…
14. мне захотелось…

- Ребята, все изучали на уроках ОПК , что одна из заповедей гласит» не убий» и пусть эта заповедь пройдет через всю вашу жизнь. Чтобы вы всегда жили в мирно и для светило чистое, яркое солнце , чтобы вы не слышали выстрелов, грохот пуль. ( ВИДЕО).
Отметки за урок.
 Наш урок я хочу закончить словами
Не спасёт ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жильё.
Человек, полюби человека!
Только в этом спасенье твоё!
Только все вместе мы сможем остановить террор.
В единстве наша сила!