Методическая разработка теоретического занятия по теме Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме Дыхательная система. Воздухоносные пути

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
« Медицинский колледж № 6»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ «ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ»

ДИСЦИПЛИНА: АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

КУРС: 1


Составлено Кондаковой Е.Н.
преподавателем анатомии и физиологии
высшей квалификационной категории




Москва, 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по анатомии и физиологии для специальности Сестринское дело.
При изучении темы используются следующие формы самостоятельной работы:

аудиторная (в виде фрагмента, основной части теоретического или практического занятия);

внеаудиторная (выполнение конкретных видов заданий, подготовку к теоретическим и практическим занятиям, самостоятельное изучение определенных тем).
Методическая разработка включает:
блок материалов для студентов: задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Эти задания представляют собой раздаточный материал;

блок материалов для преподавателя: материалы контроля самостоятельной аудиторной работы, эталоны ответов для аудиторной и внеаудиторной работы студентов;

приложение содержит слайды компьютерной презентации. Слайды, помещенные на белом фоне, используются для объяснения и иллюстрирования изучаемого теоретического материала.

В методической разработке учтены принципы личностно-ориентированного обучения:

возможность оформлять конспект в виде схем или текста;

возможность выбора при выполнении внеаудиторной работы (задания 1-4, требующие воспроизведения информации; задание 5 – творческий уровень);

организация работы студентов малыми группами на практических занятиях с правом выбора темы для ответа;

организация тестового контроля с правом выбора ответов на вопросы в текстовой или иллюстративной форме.

Общие принципы, которые применяю для организации самостоятельной работы:

использую правило «от простого к сложному» при составлении заданий. Работа с текстом заполнение с таблиц и схем работа с иллюстративным материалом выполнение творческих заданий;

аудиторную самостоятельную работу планирую при изучении нового материала и закреплении его;

формулирую критерии оценки самостоятельной работы;

самостоятельную аудиторная работа контролирую на каждом этапе ее выполнения в виде устных ответов студентов. Для этого использую муляжи, наглядные пособия, компьютерную презентацию;

с графиком выполнения и предоставления на проверку внеаудиторной самостоятельной работы знакомлю студентов перед изучением раздела;

внеаудиторную самостоятельную работу проверяю выборочно на теоретических занятиях и в обязательном порядке – на практических занятиях;
материалы внеаудиторной работы предоставляю студентам перед изучением раздела в электронном виде через Net School.

Критерии оценки самостоятельной внеаудиторной работы

Критерий

Балл

1.
Своевременность предоставления работы на проверку
1

2.
Аккуратность, отсутствие грамматических ошибок
1

3.
Выполнение заданий № 1-4
1

4.
Отсутствие фактических ошибок
1

5.
Выполнение задания № 5
1


Критерии оценки аудиторной самостоятельной работы (устный ответ)

Критерий

Балл

1.
Обоснованность и чёткость изложения ответа
1

2.
Владение грамотной устной речью
1

3.
Владение терминологией
1

4.
Оформление материала в соответствии с требованиями
1

5.
Умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач
1









БЛОК МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СТУДЕНТА
Указания к изучению темы
«Дыхательная система. Воздухоносные пути»

В результате изучения темы вы будете
Знать:
строение и функции воздухоносных путей: носовой полости, гортани, трахеи, главных бронхов.
Уметь:
показывать анатомические образования на планшетах и муляжах;
пользоваться анатомической терминологией.

План изучения темы
1.Функции дыхательной системы
2.Воздухоносные пути и органы газообмена 3. Полость носа: строение, функции*
4.Гортань: строение, функции *
5. Трахея: строение, функция *
6. Главные бронхи

Вопросы, обозначенные звездочкой, вам предстоит изучить самостоятельно, используя учебную литературу, слайды компьютерной презентации.
Для изучения теоретического материала воспользуйтесь:
раздаточным материалом к аудиторной самостоятельной работе;
слайдами компьютерной презентации;
учебником : Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К. Анатомия и физиология человека, Ростов – на -Дону «Феникс», 2010, стр.235-242.

Части схем, обозначенные пунктиром, предназначены для изучения дома.

Ваша аудиторная работа будет оцениваться:
при ответах на вопросы (устно);
индивидуально – на практическом занятии «Анатомия органов дыхательной системы»;

Домашнее задание
изучить материал учебника: Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К. Анатомия и физиология человека, Ростов-на-Дону «Феникс», 2010, стр.235-242;
выполнить внеаудиторную самостоятельную работу.




Аудиторная самостоятельная работа
Тема «Дыхательная система. Воздухоносные пути»

1.Функции дыхательной системы
2.Воздухоносные пути и органы газообмена 3. Полость носа: строение, функции
Задание 1.
Перенесите изображения в тетрадь
Перечислите анатомические образования, с которыми граничит полость носа





Назовите отверстия полости носа
? ?
носоглотка

Задание 2.
Заполните схему «Строение полости носа»
Части полости носа
Носовые раковины
Носовые ходы
Особенности строения
Функции
Околоносовые пазухи
Функции
Особенности слизистой
4.Гортань: строение, функции
Задание 3.
Заполните схему «Гортань»
Скелетотопия
сверху снизу сбоку спереди Синтопия
Хрящи парные

Особенности строения
Отделы
Складки слизистой
Складки ограничивают
Мышцы
Слои стенки
Особенности строения
Функции
5. Трахея: строение, функция
Задание 4.
Заполните схему «Трахея»
Скелетотопия
сверху снизу сбоку спереди Синтопия
Части
Скелет трахеи
Задняя стенка
Место бифуркации
Функция
6. Главные бронхи
Внеаудиторная самостоятельная работа к теоретическому занятию
Тема: «Дыхательная система. Воздухоносные пути»

Задание 1. Закончите оформление опорного конспекта «Гортань».

Задание 2. Дополните предложения
1) К верхним дыхательным путям относят органы __________________________________
2) Функцию газообмена выполняют _______________________________________________
3) Эпителий, выстилающий верхние дыхательные пути____________________________
4) Отверстия, через которые полость носа сообщается с глоткой ______________________
5) Дыхательную функцию выполняют _________________________носовые ходы
6) В нижний носовой ход открывается ____________________________________________
7) Органом дыхания и голосообразования является _____________________________
8) Кость, к которой подвешена гортань, называется _________________________________
9) Мышцы, суживающие голосовую щель называются _______________________________
10) Самое узкое место дыхательных путей _________________________________________
11) Латинское название гортани __________________________________________________
12) Полость гортани сообщается вверху с ____________________, внизу с ______________
13) Гортань переходит в трахею на уровне _______________________________________
14) Латинское название трахеи __________________________________________________ 15) Бифуркация трахеи это- _______________________на уровне ____________________
Задание 3. Выбрать соответствия: 1- ; 2- ; 3- ; 4- ; 5- .
Хрящ
Характеристика

1) перстневидный
А) состоит из дуги и пластины, к которой крепятся черапаловидные хрящи

2) черпаловидный
Б) мелкий, парный, расположен в тоще мышц гортани

3) щитовидный
В) состоит из двух пластин, соединенных под углом

4) рожковидный
Г) закрывает вход в гортань при глотании

5) надгортанник
Д) имеет голосовой и мышечный отросток



Е) З) И)


Ж)


Задание 4.
Назовите орган, фрагмент которого изображен на рисунке______________________________________________
Назовите функцию этого органа ________________________
Сделайте подписи к рисунку


Задание 5*. Сформулируйте ответ на вопрос. Нередко кровеносные сосуды полости носа расширяются настолько сильно, что слизистая набухает и закрывает узкие проходы носовой полости. Они забиваются слизью, и дышать становится невозможно. Поэтому человек начинает дышать ртом. Почему это вредно? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













БЛОК МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Технологическая карта
Тема «Дыхательная система. Воздухоносные пути»

Тип занятия: теоретическое
Время на самостоятельную работу: 1 час
Время на самостоятельную внеаудиторную работу: 1 час

Формы самостоятельной работы
Аудиторная
в виде основной части теоретического занятия.
Внеаудиторная
выполнение конкретных видов заданий;
самостоятельное изучение определенных вопросов («Особенности строения слизистой гортани», «Особенности строения слоев стенок гортани»).

Цель самостоятельной работы
Организационная
вовлечь студентов в активную учебную деятельность.
систематизировать и закрепить теоретических знаний
Учебная
Знать:
строение и функции воздухоносных путей: носовой полости, гортани, трахеи, главных бронхов.
Уметь:
показывать анатомические образования на планшетах и муляжах;
пользоваться анатомической терминологией.
Развивающая
формирование умений работы с учебной литературой;
развитие познавательных самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления.
Контролирующая
проверка и корректировка уровня усвоения учебного материала.

Оснащение самостоятельной работы
учебник (Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К. Анатомия и физиология человека, Ростов - на-Дону «Феникс», 2010, стр.235-242);
раздаточный материал;
компьютерная презентация (см. приложение, слайды № 1- 7, 10-15, 18-20 используются при выполнении аудиторной самостоятельной работы, слайды №8,9, 16,17, 21, 22 – при контроле самостоятельной аудиторной работы);

муляжи.

Контроль аудиторной самостоятельной работы
Тема «Дыхательная система. Воздухоносные пути»

1.Функции дыхательной системы
2.Воздухоносные пути и органы газообмена 3. Полость носа: строение, функции
Контроль задания 1
I. На муляже «Основание черепа» покажите структуры, с которыми граничит полость носа и ее отверстия:
Переднюю черепную ямку
Глазницы
Полость рта
Ноздри
Хоаны
Контроль задания 2
I. Слайд №1






II. На муляже «Сагиттальный разрез головы» покажите:
Преддверие и собственно полость носа
Носовые раковины
Носовые ходы
Носовые пазухи
III. Слайд № 2







Контроль задания 3
I. На муляже «Хрящи гортани» назовите и покажите:
Непарные хрящи
Парные хрящи
II. Слайд №3






III. На муляже «Полость гортани» покажите:
Преддверие гортани
Желудочки гортани
Подголосовую полость
Складку преддверия
Голосовую складку

IV. Слайд №4










V. Ответьте на вопросы:
Какие слои имеет стенка гортани?
Каковы функции гортани
Контроль задания 4.
I. На муляже «Бронхиальное дерево», «Гортань» покажите
Хрящи гортани
Мягкую заднюю стенку
Место бифуркации трахеи
Главные бронхи

II. Слайд № 5









III. Слайд №6







Эталоны ответов к аудиторной самостоятельной работе
Тема «Дыхательная система. Воздухоносные пути»

1.Функции дыхательной системы
2.Воздухоносные пути и органы газообмена 3. Полость носа: строение, функции
Задание 1.





Ноздри Хоаны
носоглотка
Задание 2.
Строение полости носа
Части полости носа
Носовые раковины
Носовые ходы
Особенности строения

Функции
Околоносовые пазухи
Функции
Особенности слизистой

4.Гортань: строение, функции
Задание 3.
Гортань
Скелетотопия

Синтопия



Хрящи парные




Особенности строения






Отделы

Складки слизистой
Складки ограничивают
Мышцы

Слои стенки
Особенности строения




Функции




5. Трахея: строение, функция
Задание 4.
Трахея
Скелетотопия

Синтопия



Части
Скелет трахеи


Задняя стенка
Место бифуркации
Функция

6. Главные бронхи















Эталоны ответов к внеаудиторной самостоятельной работе к теоретическому занятию
Тема: «Дыхательная система. Воздухоносные пути»

Задание 1. Закончите оформление опорного конспекта «Гортань» (см. стр. 21).

Задание 2. Дополните предложения
1) К верхним дыхательным путям относят органы носовая полость, носоглотка, гортань.
2) Функцию газообмена выполняют легкие.
3) Эпителий, выстилающий верхние дыхательные пути реснитчатый.
4) Отверстия, через которые полость носа сообщается с глоткой – хоаны.
5) Дыхательную функцию выполняют средний и нижний носовые ходы.
6) В нижний носовой ход открывается носослезный проток.
7) Органом дыхания и голосообразования является гортань.
8) Кость, к которой подвешена гортань, называется подъязычная.
9) Мышцы, суживающие голосовую щель, называются констрикторы.
10) Самое узкое место дыхательных путей – голосовая щель.
11) Латинское название гортани larynx.
12) Полость гортани сообщается вверху с глоткой, внизу с трахеей.
13) Гортань переходит в трахею на уровне VI-VII шейного позвонка.
14) Латинское название трахеи trachea. 15) Бифуркация трахеи это - деление на главные бронха на уровне V грудного позвонка .
Задание 3. Выбрать соответствия: 1- А,Ж ; 2-Д, Е ; 3 -В,И ; 4- Б ; 5- Г, З.
Хрящ
Характеристика

1) перстневидный
А) состоит из дуги и пластины, к которой крепятся черапаловидные хрящи

2) черпаловидный
Б) мелкий, парный, расположен в тоще мышц гортани

3) щитовидный
В) состоит из двух пластин, соединенных под углом

4) рожковидный
Г) закрывает вход в гортань при глотании

5) надгортанник
Д) имеет голосовой и мышечный отросток



Е) З) И)


Ж)

Задание 4.
Назовите орган, фрагмент которого изображен на рисунке-трахея.
Назовите функцию этого органа –проведение воздуха.
Сделайте подписи к рисунку
1-хрящевые полукольца,
2-мембрана,
3-задняя (перепончатая) стенка.

Задание 5*. Сформулируйте ответ на вопрос. Нередко кровеносные сосуды полости носа расширяются настолько сильно, что слизистая набухает и закрывает узкие проходы носовой полости. Они забиваются слизью и дышать становится невозможно. Поэтому человек начинает дышать ртом. Почему это вредно?
Дыхание через рот вредно, т.к. слизистая ротовой полости не имеет всех защитных приспособлений, которые имеет носовая полость: венозные сплетения, мерцательный эпителий, слизь, форма и длина дыхательного пути.






















Список литературы

Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Учебник. 3-е издание. Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2007, - 496 с.

Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. физиология человека: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по физиологии человека с кратким теоретическим курсом. – М.: САНВИТТА, 2007, 252 с.

Горелова Л.В., Таюрская И.М. Анатомия в схемах и таблицах. – Ростов н/Д: Феникс, 2006, - 573 с.

Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2008, - 368 с.

Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2006, - 450 с.


















?

?

?





Передняя черепная ямка

Полость рта

Глазницы, гайморовы пазухи

Собственно полость носа

Преддверие

Нижний

Средний

Верхний

Нижняя

Средняя

Верхняя

Отверстие носослезного протока


Обонятельные рецепторы


Восприятие запахов

Проведение воздуха

Резонаторы

Согревание воздуха

Решетчатые

Клиновидная

Лобная

Гайморовы

Венозные сплетения

Наличие желез (слизь)

Ресничный эпителий

VI шейный позвонок

IV шейный позвонок

Сбоку- доли щитовидной железы, сосудисто-нервные пучки

Впереди – подъязычные мышцы шеи

Сверху - подъязычная кость

Внизу переходит в трахею

Непарные

Парные

Черпаловидные

Перстневидный

Рожковидные

Щитовидный

Клиновидные

Надгортанник

Щитовидный – самый крупный, состоит из двух, соединенных под углом пластинок. Книзу от щитовидного расположен перстневидный хрящ, передняя часть образует дугу, задняя – широкую пластинку; соединен с щитовидным двумя суставами. Сзади на его пластинке находятся два подвижных черпаловидных хряща, над которыми лежат рожковидные и клиновидные хрящи. Черпаловидные хрящи имеют основание и верхушку. У основания расположены мышечный и головой отростки. К мышечному отростку крепятся мышцы гортани, а голосовому – голосовая связка и голосовая мышца..
Вход в гортань со стороны глотки закрывает надгортанник, состоящий из эластического хряща. Надгортанник расположен позади корня языка и во время глотания закрывает вход в гортань.


Подголосовой

Желудочковый

Преддверие
гортани

Складка преддверия

Голосовая складка

Изменяющие напряжение голосовых связок

Дилататоры

Констрикторы

Голосовую щель

Желудочки

Адвентициальная

Фиброзно-хрящевая

Слизистая

Слизистая выстлана многорядным мерцательным эпителием за искл. голосовых складок и имеет железы. Слизистая голосовых складок покрыта многослойным плоским неороговевающим эпителием и не содержит желез
Фиброзно-хрящевая оболочка состоит из гиалиновых и эластических хрящей, окруженных плотной волокнистой соединительной тканью и выполняет роль каркаса
Адвентициальная (соединительнотканная) соединяет гортань с другими образованиями шеи.


Проведение воздуха

Голосообразование

V грудной позвонок

VI-VII шейные позвонки

Спереди – подподъязычные мышцы, перешеек щитовидной железы, рукоятка грудины

Сзади - пищевод

Сбоку-сосуды и нервы

Грудная

Шейная

16-20 неполных хрящевых колец

Перепончатая (соединительная ткань)

V грудной позвонок

Проведение воздуха



Љђ Заголовок 1Љђ Заголовок 2Љђ Заголовок 315