«Национальные традиции, как источник становления личности на уроках музыки».

ГБОУ «ШКОЛА № 1352» г. МОСКВА
2016г
ПРЕДМЕТ: «МУЗЫКА».
Преподаватель
Шевченко И.В.

«Сердце, воображение и разум вот та среда,
где зарождается то, что мы называем культурой».
Паустовский К.Г.

«Национальные традиции, как источник становления личности на уроках музыки».

21 век – «век научно-технического прогресса». Прогресс – это поступательное движение вперед, от «низшего» к «высшему». При этом движение вперед должно охватывать все сферы развития общества, как умственные, так и нравственные. Но в нашем современном мире, нравственному развитию общества уделяется неоправданно мало внимания. Школьники уже с раннего возраста умело управляют различными техническими новинками (телефонами, планшетами, ноутбуками, компьютерами и т.д.), но при этом, забывают интересоваться культурой своей страны.
В последнее время, предпринимается много шагов для возрождения культурных традиций России. Так, например, сейчас полным ходом идет возрождение казачества, что влечет за собой знание казачьего быта, традиций, истории, культурного наследия казаков. Вот еще один пример - возрождение языческого праздника «Масленица». Всего лишь 15-20 лет назад, о существовании данного праздника мало кто знал, а сейчас не один город или деревня не обходятся без «масленичных гуляний». Дети, посещая такие праздники, не просто принимают участия в мероприятиях, но и узнают традиции славянской культуры. Это дает возможность ребенку смотреть на мир, не только через экран телефона или компьютера, но и самому увидеть, пережить и прочувствовать дух русской культуры.
Поэтому, я считаю, необходимым, воспитывать у школьников патриотизм, нравственность, духовность, любовь к народному искусству, развивать интерес к народному творчеству, традициям русской культуры.
Внедрение на уроках музыки изучения народной песенной культуры, народных традиций, русского быта, дает возможность школьнику разносторонне развиваться. Изучая песни, ребенок узнает к какому пласту культурного наследия она относится, в каких регионах ее исполняли, как преобразовывался быт русского народа, какие особенности исполнения и причины возникновения этих особенностей присутствуют при исполнении песни.
Например, изучая и прослушивая фольклорный песенный материал разных областей России ребенок узнает об особенностях исполнения и мелодики тех или иных песен, в зависимости от области их происхождения, узнает различные диалекты, влияние других культур на быт и традиции той или иной области, природно-климатические и социально-культурные особенности регионов, местные традиции.
Приведу пример изучения самого веселого праздника «Масленица». Во-первых, дети узнают, что раньше началом года считалась весна, так как она несет в себе начало новой жизни, и новый год раньше отмечался именно весной. Этот праздник проводили в дни весеннего равноденствия и почитали в эти дни бога Солнца, дающего силу всему живому. Символом солнца считали лепешки или блины – горячие, круглые, желтые! Считалось, что съедая такую лепешку или блин, человек впитывал в себя частичку солнца и его силу. Длился этот праздник 7 дней. А начинали готовиться к празднику еще с субботы предшествующей недели и праздновали «Малую Масленку». Каждый день нес в себе определенное значение и традиции, например, с понедельника по среду, праздновали «узкую масленицу», а с четверга – «широкую масленицу».
Понедельник - назывался «встреча», в этот день было принято раскатывать ледяные горки, считалось, чем дальше катятся сани, тем год будет урожайнее. Но кататься в понедельник можно было только детям, взрослые не допускались. Они занимались подготовкой к «широкой масленице», мужчины делали всевозможные качели, а женщины пекли блины. В этот день, ребятишки делали куклу из соломы и возили ее по деревне распевая песни, за которые хозяева должны были угощать их блинами. Первый блин, полагалось отдать нищим, что бы он помянул усопших, с тех пор он называется «поминальным». В этот день пели песни о встрече масленицы, например «А мы масленицу дожидали».
Вторник называется «Заигрыш», его главными героями были уже не дети, а молодожены, пары сыгравшие на кануне масленицы свои свадьбы, отсюда и соответствующее название. В тот день по деревне ездил санный поезд, в нем вместо лошадей могли впрячь веселых ряженных. Но основное предназначение этого дня, было в другом. В этот день проходили смотрины невесты, соответственно песни исполнялись тоже особенные – «Едет маслена».
Среда имеет название «лакомка», это был самым разорительным днем, для тех у кого в семье было много дочерей, так как в этот день зятья приходили в гости к тещам, а она должна была накормить его самыми лучшими блинами. В старину, хозяйки были очень изобретательными, насчитывается около 200 старинных рецептов блинов - пшеничные, ржаные, гречишные, с грибами, с медом, с капустой, с икрой, с творогом и т.д. В этот день пели песни о блинах, такие как «Ой блины, мои блины».
Четверг назывался «разгуляй». В этот день надо было помочь солнцу прогнать зиму. Для этого катались на лошадях вокруг деревни по часовой стрелке, то есть «по солнышку». Строили снежные городки, одна часть мужского населения защищала их, а другая пыталась завоевать, эти игры часто переходили в кулачные бои, принять участие в которых считалось честью для каждого, играли в снежки. А еще в этот день варили веселящий напиток на основе меда и пива. Распевались веселые песни, например «Ой, широкая ты масленица».
Пятница – этот день «Тещины посиделки». В этот день зять приглашал тещу на блины, она давала ему все необходимое для приготовления, а он самостоятельно должен был испечь для нее блины. Тещи очень гордились этим приглашением и обычно оповещали все село об этом событии. Все это мероприятие сопровождалось песнями и плясками.
Суббота – «золовкины посиделки». В этот день молодые хозяйки приглашали к себе сестер мужа и угощали так, что бы удивить своим кулинарным мастерством. Считалось, что золовки всегда ревновали своих братьев к невесткам, ведь само слово «золовка» происходит от слова «зло», но чаще всего они становились добрыми подругами. Все это угощение сопровождалось песнями и плясками, катанием с ледяных горок, кулачными боями, катанием на качелях. И именно в этот день сжигали чучело при этом исполняли особые песни например, «Гори, гори ясно». В некоторых районах России чучело не сжигали, а хоронили в гробу. А в некоторых районах вместе с чучелом сжигали остатки еды, так как после этого наступал Великий пост. Иногда этот пепел развеивали по полям, считалось, что после этого год будет урожайным.
В воскресенье все прощались с масленицей, и называлось оно, соответственно, «прощеным». Этот день считался днем примирения и очищения, в этот день все просили друг у друга прощение, люди низко кланялись друг другу и говорили «Прости меня!», а в ответ звучал ответ – «Бог простит!». Так же в воскресенье нельзя уже было есть мясные и молочные продукты, считалось, что уже наступал пост. Пели прощальные песни, прощались с масленицей – «Ты прощай, прощай, наша масленица».
Изучая весь этот материал в виде бесед, игр и разучивания песен - дети проникаются культурными традициями, приобщаются к народному быту, развивают эстетический вкус, слуховую память, формируют патриотические чувства, сохраняют особые черты русского характера: доброту, храбрость, трудолюбие, верность, любовь к ближнему и к родине.
Приобретая определенные навыки, знания и умения на таких уроках музыки, школьники приобщаются к творчеству. Освоение учащимися основ национальной культуры обеспечивает у них развитие познавательных способностей, социального общения, закладывает фундамент для воспитания музыкально-эстетического вкуса, который определяет уровень развития музыкальной культуры, что само по себе влечет развитие духовных ценностей личности и приобщает к культурному развитию всей нации.
Поэтому внедрение таких уроков в общеобразовательную программу по предмету «музыка», считаю необходимым и целесообразным для развития разносторонней и культурно-эстетической личности ребенка.






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]