Календарно-тематическое планирование по окружающему миру по системе Занкова 2 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

№ п.п
Дата
план
Дата
факт
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Предметные результаты

Общий взгляд на землю. 5 ч.




Наша Родина –
Россия.

Участие в викторине «Государственные символы России».
Работа с физической и административной картами мира и России «Путешествуя по родной стране».
Прослушивание Государственного гимна России с последующим обсуждением текса гимна.
Узнавать государственные символы
России (флаг, герб, гимн), знать название столицы. Понимать чувства других людей
и сопереживать им. Принимать ценность семейной жизни.
Характеризовать Россию как самое большое и многонациональное Государство.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу, проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп.





Настоящее и прошлое Земли.

Участие в игре «Монтируем фильм об истории» (нашего края, города). Правила игры: учащимся предъявляются изображения местности в различные исторические периоды времени, а также короткие описания к данным изображениям.
Различать старинные предметы быта и транспорта. Характеризовать предметы быта и технические изобретения с учетом их временной принадлежности
Знакомиться с назначением старинных предметов быта. Устанавливать аналогии между современными и древними предметами быта человека, ныне живущими и вымершими животными
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, воспринимать смысл познавательного текста.




Россия –
родина космонавтики.

Участие в игре-выставке «Гордость отечественной космонавтики» (на основе портретов российских космонавтов и конструкторов). Подготовка короткого сообщения. Просмотр научно-популярного фильма о развитии отечественной космонавтики или подготовленной учителем тематической компьютерной презентации.
Называть дату первого полета человека в космос (12 апреля 1961 года);фамилию и имя первого космонавта Земли; фамилию и имя первой женщины-космонавта (Валентина Терешкова); космонавта, впервые вышедшего в открытый космос (Евгений Леонов); космические аппараты, созданные человеком.
Уметь самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне




Входная контрольная работа.
Материки
и океаны.

Выполнение заданий контрольной работы. Оценка собственной работы, анализ допущенных ошибок.
Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, контурной картой полушарий.
Называть и находить на карте и глобусе материки (континенты) и океаны Земли.
Сравнивать океаны и моря, материки, острова и полуострова. Описывать качества характера, которыми должны обладать члены команды подводной лодки
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, строить сообщения в устной форме.




Северный
Ледовитый
океан.

Участие в коллективном мини-проекте «Покорители Северного Ледовитого океана». Подготовка короткого сообщения.
Называть и находить на карте Северный Ледовитый океан и 2–3 его моря (на выбор). Знать животных, обитающих на Северном полюсе (белый медведь, тюлени). Сравнивать океаны и моря. Выделять их существенные признаки.
океаном. Характеризовать особенности
жизни людей на полярных станциях Северного Ледовитого океана, погодные условия Северного Ледовитого океана. Определять качества характера, требуемые полярникам для зимовки на льдине.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу, проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп.


Как изучают окружающий мир. 9 ч.




Органы чувств:
зрение и слух.

Прослушивание записей звуков природы и фрагментов музыкальных произведений разных композиторов. Просмотр фотографий с видами природы, репродукций пейзажной и жанровой живописи. Анализ информации, полученной из разных источников
Узнавать и называть органы зрения
и слуха. Соблюдать правила, позволяющие сохранить хорошее зрение
и слух. Характеризовать (на основе звукозаписей, видеоряда или картин) получаемую органами чувств информацию, чувства и образы, которые воспринимает человек при прослушивании музыкальных произведений и созерцании произведений изобразительного искусства.




Урок – игра. Органы чувств:
обоняние, вкус,
осязание . Практическая работа

Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их
свойств.
Знать органы (глаза, уши, нос, язык, кожа) и соответствующие им чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Работать с иллюстрациями. Анализировать работу органов обоняния и вкуса человека.
Понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира.
Характеризовать органы чувств в качестве защитников организма. Устанавливать аналогии между органами и соответствующими им чувствами или информацией, поступающей из окружающего мира (свет, звук, запах, вкус, размер, форма – шероховатость и температура поверхности предмета).
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве, ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.




Наблюдения
рассуждения,
выводы.

Демонстрационный опыт: исследование условий, необходимых для горения.
Определение основных этапов
исследовательской деятельности.
Осваивать способы получения информации об окружающем мире
(наблюдать и проводить опыт).
Знать номера телефонов экстренных служб помощи.
Понимать различия между источниками информации об окружающем мире.
Работать над этапами проведения исследования: определять цели (для чего?); предполагать (какие действия окажут какие изменения?); проверять предположения (проведение опыта); делать выводы (соответствует ли цель результатам?)
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, строить сообщения в устной форме.





Инструменты
и приборы. Практическая работа.

Практические работы: Измерение температуры своего тела. Измерение температуры воздуха; температуры воды; температуры снега (льда). Изучение мелких предметов при помощи лупы, микроскопа.
Знакомиться с основными измерительными приборами (термометр, весы, сантиметровая лента). Изучать правила измерения температуры тела человека. Проводить несложные измерения, опыты с использованием простейших измерительных приборов. Соблюдать технику безопасности. Узнавать и показывать на рисунках
основные приборы и инструменты, которыми человек пользуется в быту и для изучения окружающего мира. Определять на шкале термометра различные значения температуры.
Характеризовать назначение использования приборов и инструментов; ртутного термометра как прибора повышенной опасности для жизни человека.
Уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности).




Книги
и другие
источники
информации. Экскурсия.

Классификация различных информационных источников (например, летописи, сказки, повести, статьи, изображения и т.д.) по признаку их достоверности/недостоверности.
Посещение с экскурсией школьной библиотеки. Осуществление поиска необходимой книги с помощью алфавитного каталога.
Различать виды информации (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная, или тактильная), источники информации (объекты живой и неживой природы). Распознавать предметы, созданные человеком для хранения информации, – носители информации (книги, картины, световое табло, рекламный щит, расписание поездов, кассеты и диски и т.д.).
Использовать в практической деятельности источники информации.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, воспринимать другое мнение и позицию.




Тела
и вещества.

Различение природных объектов и изделий (искусственных предметов). Характеристика
их отличительных свойств. Определение веществ, из которых образованы природные
или сделанные человеком предметы (тела).
Различать твердые, жидкие и газообразные (1–2 примера) вещества. Классифицировать природные тела по величине, форме, окраске, веществам, из которых они образованы.
Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.




Свойства газообразных
веществ.

Групповое обсуждение отрывка из повести Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» о путешествии на воздушном шаре.
Анализ принципов передвижения по воздуху: с использованием разных газов.
Знакомство с правилами сохранения тепла (теплого воздуха) в доме зимой (расположение отопительных приборов
относительно форточек и т.д.)
Называть газообразные вещества.
Определять на рисунках расположение частиц в газообразном веществе. Анализировать поведение частиц вещества при его нагревании. Устанавливать связь между нагреванием (охлаждением) и свойством вещества увеличиваться (уменьшаться) в объеме.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; воспринимать смысл познавательного текста; принимать роль в учебном сотрудничестве.





Свойства
жидких
и твердых
веществ. Практическая работа

Проведение демонстрационных опытов. Исследование изменений свойств твердых,
жидких и газообразных веществ при нагревании. Фиксирование данных в виде
таблицы («Сравнение свойств твердых, жидких и газообразных веществ»).
Называть и приводить примеры
твердых и жидких веществ. Определять на рисунках расположение частиц в твердом и жидком веществе. Анализировать поведение частиц вещества при его нагревании.
Устанавливать связь между нагреванием (охлаждением) и свойством вещества увеличиваться(уменьшаться) в объеме.
Уметь задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.




Наука
экология.

Обсуждение темы «Как следует беречь природу родного края» на основе впечатлений, полученных от экскурсии в
краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).
Устанавливать связи между живой
и неживой природой, между природой и человеком. Использовать полученные знания для объяснения бережного отношения человека к природе.
Знакомиться с правилами природоохранного и безопасного поведения в природе.
Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.


Космос и Земля 14 ч.




Звезда – Солнце.

Проведение домашних наблюдений за высотой Солнца над горизонтом; за изменением длины тени от предметов в течение светового дня. Анализ домашних наблюдений в классе. Обсуждение и определение значения солнечной энергии
для жизни человека, растений и животных.

Различать время суток; сезоны года.
Определять расположение Земли в Солнечной системе (орбита Земли).
Характеризовать Солнце как звезду
(космическое тело), как источник тепла и света для Земли. Понимать, что энергия является источником движения.
Проводить несложные наблюдения в природе. Фиксировать результаты наблюдений.
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, строить сообщения в устной форме.




Урок - сказка. Планеты
Солнечной
системы.

Работа в группе над созданием учебной презентации «Планеты Солнечной системы» (на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций).
Просмотр фрагментов из мультфильма «Тайна третьей планеты». Формулирование
научных вопросов создателям мультфильма.
Характеризовать планету Земля и другие планеты Солнечной системы.
Представлять строение Солнечной системы, планеты, входящие в нее.
Объяснять «свечение» планет на ночном небе свойством отражения солнечного света от их поверхности.
Уметь самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.





Звезды
и созвездия.

Нахождение на карте звездного неба изученных космических тел. Различение звезд и созвездий. Знакомство с работой оптического телескопа.
Различать звезды и созвездия. Характеризовать звезды как огромные
раскаленные газовые шары, находящиеся на очень далеком расстоянии от Земли.
Находить на карте звездного неба созвездия Большой и Малой Медведицы, Полярную звезду, являющуюся ориентиром для путешественников.
Уметь подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, формулировать собственное мнение и позицию.




Луна –спутник
Земли.

Обсуждение в группе результатов наблюдений за фазами Луны.
Характеристика фаз Луны (новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть). Сравнение и различение объектов неживой природы, находящихся в космосе.
Участие в коллективной выставке «Как появились искусственные спутники Земли».
Различать (на рисунках) естественный и искусственные спутники Земли. Приводить примеры искусственных спутников Земли. Различать фазы Луны.
Характеризовать Луну как естественный спутник Земли. Сравнивать по величине Солнце, Землю и Луну. Объяснять «свечение» Луны способностью отражать ее поверхностью свет Солнца. Знать временные отрезки месяца, недели.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, воспринимать смысл познавательного текста.






Наблюдение
за космическими
телами (урок-обобщение).
Практическая работа

Сравнение и различение космических тел. Характеристика отличия звезд и планет.
Создание модели Солнечной системы (групповая деятельность).

Называть космические тела. Характеризовать понятия «год», «сутки», «месяц» временем обращения Земли вокруг Солнца, Земли вокруг своей оси, Луны вокруг Земли.
Различать объекты неживой природы, находящиеся в космосе.
Характеризовать приборы для изучения космических объектов (телескоп). Иметь представление о планетарии, обсерватории.
Уметь подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, формулировать собственное мнение и позицию.





Наука
о Земле.

Нахождение на физической карте и глобусе материков и океанов, географических
объектов с указанием их названий.
Характеристика условных знаков, составляющих легенду карты. Участие в коллективной выставке «Первооткрыватели неизвестных земель» (рисунки, короткие сообщения о выдающихся путешественниках).
Находить на карте и глобусе моря, океаны, материки и т.д.). Описывать легенду карты. Характеризовать географию как науку, изучающую Землю.
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, строить сообщения в устной форме.





Горизонт.

Коллективное обсуждение фотовыставки «Природа с высоты птичьего полета». Объяснение причины расширения линии горизонта при подъеме.
Находить и указывать (на учебных рисунках, на открытой местности) горизонт и линию горизонта.
Уметь адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.




Строение
Земли.

Различение внутренних частей Земли.
Обсуждение смысла понятий
«Земля» и «земля». Создание макета внутреннего строения Земли. Знакомство
с оболочками Земли. Извлечение из учебника необходимой информации о живых организмах, обитающих в разных оболочках Земли. Определение отношения учебы, работы родителей и других видов деятельности человека к окружающему миру.
Ознакомиться со строением Земли.
Различать внутренние части (слои) Земли (ядро, мантия, земная кора); оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, живая оболочка-биосфера). Приводить примеры объектов живой и неживой природы в разных оболочках Земли.
Уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной деятельности).





Стороны
горизонта.

Ориентирование на местности по отношению к собственному телу; по Солнцу. Обозначение (на схемах и картах) при помощи общепринятых знаков основных и промежуточных направлений сторон горизонта. Обсуждение плана рассказа «Стороны горизонта».
Определение расположения различных объектов относительно сторон горизонта.
Ориентироваться на местности относительно своего тела (вперед, назад, вправо, влево). Определять основные стороны горизонта: юг, север, запад, восток по Солнцу. Различать и показывать на картах основные и промежуточные направления сторон горизонта.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, воспринимать смысл познавательного текста.




Ориентирование
по компасу.

Ориентирование на местности с помощью устных команд и компаса. Изготовление примитивного компаса. Соблюдение правил пользования компасом.
Различать основные стороны горизонта (промежуточные направления).
Определять направление с помощью
устных команд. Знакомиться с правилами пользования компасом. Определять основные стороны горизонта по компасу.
Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.




Экскурсия. Определение
сторон
горизонта
по народным
приметам.

Ориентирование на местности по народным приметам. Моделирование ситуаций по ориентированию в лесу. Анализ главного правила похода в лес – присутствие взрослого человека.
Иметь представление об основных
народных приметах определения сторон горизонта в лесу и на открытом пространстве. Ориентироваться на местности по народным приметам.
Проверять достоверность разных информационных источников.
Уметь обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); договариваться, приходить к общему решению.




Глобус
и географическая
карта.

Работа с глобусом и картой.
Нахождение на глобусе поясов Земли, полушарий, полюсов, экватора.
Сравнивать и различать глобус и карту. Иметь представление о тепловых поясах Земли. Находить на глобусе и картах Северное и Южное, Западное и Восточное полушария; Северный и Южный полюса Земли; экватор, линии Северного и Южного полярных кругов, тропиков.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить понятные для партнера высказывания.




Рельеф
Земли.

Определение характера рельефа местности (равнины, горы, холмы, овраги) на карте с помощью цвета и условных обозначений.
Сравнение и различение на карте высоты гор и глубины участков Мирового океана.
Участие в создании макета рельефа участка Земли.
Различать главные формы рельефа.
Определять на физической карте
наиболее высокие горы и наиболее
глубокие участки Мирового океана.
Давать устную характеристику
рельефа местности своего проживания. Подводить анализируемые объекты под понятие «рельеф».
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, воспринимать смысл познавательного текста.




Ландшафт
Земли.

Выявление отличий между понятиями «ландшафт» и «рельеф». Сравнение фотографий, на которых человек нарушает природный ландшафт местности (свалки, котлованы, вырубание лесов), с фотографиями создания красивых мест
(ландшафтный дизайн).
Сравнивать и различать ландшафты
разных участков земной поверхности. Понимать и формулировать понятия «рельеф» и «ландшафт». Приводить примеры рельефа и ландшафта. Подводить объекты природы под понятия. Описывать рельеф и ландшафт своей местности. Уметь обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); договариваться, приходить к общему решению.



Взаимодействие сил природы. 22 ч.




Тепловые пояса
Земли.

Работа с контурной картой: различение тепловых поясов Земли с помощью раскрашивания соответствующим цветом, подписывание названия линий, отделяющих друг от друга зоны тепловых поясов.
Установление связи между углом падения солнечных лучей и нагреванием поверхности Земли. Определение зависимости живой природы от нахождения в различных тепловых поясах.
Знакомиться с тепловыми поясами Земли. Определять линии, ограничивающие тепловые пояса Земли.
Показывать на глобусе и картах тепловые пояса Земли. Характеризовать Солнце как источник тепла на Земле. Устанавливать и объяснять причины изменения природы в зависимости от тепловых поясов.
Уметь пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе.




Смена времен года. Солнце - властелин
времен года.


Моделирование движения Земли вокруг Солнца с помощью глобуса и лампы. Коллективное составление
альбома «А в это время на другом краю Земли»: поиск иллюстраций, характеризующих особенность природы в
разных тепловых поясах в данное время.
Участие в инсценировках, иллюстрирующих, как человек учился измерять время и его ценить (использование пословиц, поговорок, изречений о времени).
Различать времена года, месяцы.
Определять причины смены времен года на Земле. Характеризовать признаки различных сезонов года в своей местности. Моделировать обращение Земли вокруг Солнца. Сравнивать и определять времена года в разных поясах Земли. Называть времена года, месяцы; приборы, измеряющие время; причины смены времен года. Описывать особенности каждого времени года. Характеризовать Солнце как источник сезонных изменений в природе. Знакомиться с датами зимнего и летнего солнцестояния; датами весеннего и осеннего равноденствия. Объяснять продолжительность дня и ночи в эти дни в Северном и Южном полушариях. Иметь представление о полярном дне и полярной ночи.




Контрольная работа за 1 полугодие.
Выполнение заданий контрольной работы. Оценка собственной работы, анализ допущенных ошибок.
Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.
Использовать полученные знания при решении нестандартных задач.
Уметь принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.





Особенности
Земли как планеты
(урок-обобщение).

Описание особенностей Земли как космического тела. Составление рассказа о необходимых условиях для возникновения различных живых организмов на Земле.
Называть условия жизни на планете Земля: наличие воды, воздуха, света, тепла и живой природы; место планеты Земля в Солнечной системе. Определять стороны горизонта по Солнцу. Ориентироваться в понятиях «год», «месяц», «сутки», «времена года». Объяснять причины смены дня и ночи, времен (сезонов) года.
Сравнивать, опираясь на свой жизненный опыт, различные материалы по их способности нагреваться (камень, вода, трава).
Уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной деятельности).




Энергия (тепло)
Солнца.

Изучение энергии солнечных лучей, собранной с помощью увеличительного стекла.
Обсуждение значения изобретения устройств, в которых используется энергия солнечного света. Сравнение различных способов получения человеком энергии по их безопасности для природы.
Характеризовать Солнце как звезду, основной источник энергии на Земле.
Сравнивать различные материалы по их способности нагреваться и охлаждаться (камень, вода). Делать на основе наблюдений выводы. Определять причины разрушения гор. Объяснять, почему Солнце неравномерно прогревает различные участки поверхности Земли; как рельеф Земли меняется под воздействием Солнца, воды и ветра; как человек может использовать солнечную энергию. Изучение влияния различных
температур на разрушение камня. Объяснение причин этого разрушения. Формулирование общего вывода.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп.




Внутренняя
сила Земли.

Повторение понятий и обобщение изученного материала (работа со словарем учебника). Составление загадок на основе
ранее изученных тем. Отгадывание загадок одноклассников. Оценка загадок и выделение наиболее удачных из них.
Осуществление поиска сюжетов народных сказок, в которых сказочные герои управляют внутренними силами Земли и другими природными явлениями. Моделирование ситуации: о чем могли думать и мечтать люди в далекие времена.
Различать и характеризовать стихийные бедствия: землетрясение, извержение вулканов, цунами. Объяснять причины возникновения землетрясений и вулканических извержений. Осваивать правила поведения во время землетрясений и цунами. Подводить явления природы под понятия.
Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.




Значение
и свойства
воды.

Определение свойств воды как жидкости. Объяснение результатов опытов. Формулирование общих выводов. Фиксирование результатов наблюдений в таблице (рабочая тетрадь, № 51). Измерение температуры воды. Чтение показателей температуры со шкалы деления термометра.
Сравнивать и различать источники воды на Земле; природные и искусственные водоемы. Характеризовать основные свойства воды (без цвета, вкуса и запаха, прозрачность, текучесть, не имеет формы, способность удерживать большое количество тепла: медленно нагреваться и медленно отдавать тепло). Проводить простейшие опыты по определению свойств воды. Соблюдать правила техники безопасности. Определять количественное соотношение воды и суши на Земле.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, воспринимать другое мнение и позицию




Три состояния
воды.

Проведение опытов по изучению перехода воды из одного состояния в другое.
Изучение явлений испарения воды; перехода водяного пара в жидкость; замерзания воды.
Анализ результатов опытов.
Формулирование общих выводов. Фиксация результатов наблюдений в таблице (рабочая тетрадь, № 51).Изучение испарения воды при комнатной температуре: анализ результатов опыта, формулирование общего вывода (рекомендуется самостоятельная работа дома).
Определять три состояния воды.
Различать и сравнивать их особенности.
Понимать последовательность и причины перехода воды из одного состояния в другое: воды в пар (испарение), воды в лед (замерзание), льда в воду (плавление, таяние), пара в воду (конденсация).
Сравнивать температуры замерзания и закипания воды. Характеризовать последовательность перехода одного состояния воды в другое и воздействие на
данные процессы температуры.
Уметь адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.




Снег
и лед. Практическая работа

Изучение свойств льда (воды в твердом состоянии). Фиксация результатов опыта в таблице (рабочая тетрадь, № 51). Определение веществ, попадающих в снег из воздуха. Объяснение результатов эксперимента. Формулирование общих выводов. Сравнение различных форм снежинок и соотнесение с температурой воздуха, при которой они образовываются.
Проводить простейшие опыты по определению различных свойств воды. Приводить примеры твердого состояния воды в природе (снег, лед). Соотносить природные явления и виды осадков. Обсуждать зимние виды спорта.
Наблюдать в природе и на иллюстрациях формы снежинок. Составлять рассказы о народных традициях, связанных с зимой и зимними праздниками. Объяснять опасность плавающих айсбергов для моряков; причины скрипа снега под ногами.
Уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной деятельности).




Жизнь животных
и растений зимой.

Наблюдение во время экскурсии за состоянием природы зимой.
Фиксация информации, полученной в ходе наблюдений в вербальной (составление рассказа, ведение таблицы) и графической форме (составление схемы, рисунков).
Обсуждение мероприятий по оказанию помощи птицам и зверям в морозные зимние дни. Изготовление кормушек.
Определять температуру замерзания воды и таяния снега. Характеризовать способности льда и снега удерживать под своей толщей тепло. Описывать на основе предложенного плана особенности состояния природы в зимнее время года.
Обсуждать условия зимовки различных животных. Знакомиться со способами защиты от мороза различных животных.
Выявлять причины необходимости лунки во льду для жизни водных обитателей зимой. Уметь адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Уметь анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.






Вода – растворитель.

Растворение веществ в воде: объяснение результатов опыта, формулирование общего
вывода, фиксация результатов наблюдений в таблице. Фильтрование не растворимых в воде веществ: объяснение результатов опыта, формулирование общего вывода,
фиксация результатов наблюдений.
Устное описание процесса растворения и фильтрования.
Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнений.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, воспринимать смысл познавательного текста.





Подземные
воды Земли.

Исследование свойств минеральной воды: извлечение необходимой информации о лечебных свойствах минеральной воды из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет, этикетки).
Составление рекомендаций для использования минеральной воды в различных целях. Поиск и фиксирование на карте России мест выхода на поверхность горячих источников.
Различать природные источники
подземной воды (родник, минеральный источник). Осознавать правила охраны и безопасного поведения у родников, колодцев и источников. Объяснять причины существования на Земле горячих (гейзер) и минеральных источников. Определять на карте их местонахождение. Обсуждать значение подземных источников для живых организмов. Знакомиться с полезными свойствами минеральной воды. Анализировать деятельность человека, приводящую к загрязнению подводных вод.
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, строить сообщения в устной форме.




Источники
воды
в нашей
местности
(изучение
краеведческого
материала)
Сообщения о местных подземных источниках. Подготовка презентации «Животные, обитающие в водоемах нашей местности» (в группе).
Называть природные источники воды в своей местности. Знакомиться с охраняемыми и целебными источниками. Различать два или несколько водоемов между собой по разным признакам. Распознавать виды местных животных, обитающих в водоемах. Описывать внешний вид животных и растений водоема. Объяснять на основе изученного материала необходимость охранять местные водоемы и их обитателей. Обсуждать использование воды человеком в хозяйственной деятельности.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп.




Атмосфера Земли:
Состав и значение
воздуха.

Просмотр учебного фильма «Атмосфера Земли» или компьютерной презентации, подготовленной учителем. Формулирование вопросов, требующих развернутого ответа по материалам видеоряда. Пространственное изображение неба на рисунках. Графическое представление данных о составе воздуха на
примере круговой диаграммы. Знакомство с другими видами диаграмм (столбчатые, трехмерные).
Иметь представление об основных газах, входящих в состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ). Анализировать диаграмму состава воздуха. Выявлять значение кислорода в живой и неживой природе (дыхание организмов, горение веществ); для живых организмов Земли (сохранение тепла, предохранение от вредных космических лучей). Объяснять причины подъема воздушного шара.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане, находить в тексте ответ на заданный вопрос.




Свойства
воздуха.

Извлечение необходимой информации из текста учебника. Определение свойств воздуха (сжимаемость и упругость): объяснение результатов опыта, формулирование общих выводов, фиксация результатов наблюдений в таблице.
Измерение температуры воздуха.
Чтение показателей температуры со шкалы деления термометра
Определять свойства воздуха (прозрачен, не имеет запаха, не имеет постоянной формы, сжимается, проводит звук, переносит запахи). Измерять температуру воздуха. Определять, в каких предметах человек использует сжатый воздух. Характеризовать устройство для сжатия воздуха (насос). Объяснять, каким образом мы можем узнать, что вокруг нас находится воздух; почему перья и шерсть защищают животных от мороза.
Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.




Движение
воздуха.

Определение направления ветра с помощью флюгера. Самостоятельное изготовление простейшего флюгера. Обсуждение возникновения и направления ночного и дневного ветра на побережье. Объяснение значения ветра в жизни растений и животных.
Определять основные стороны горизонта. Определять с помощью флюгера направление ветра. Характеризовать причины возникновения ветра. Знать устройства, работающие за счет силы (энергии) ветра. Анализировать значение ветра для живой природы, использование энергии ветра человеком.
Уметь адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.




Грозные
ветры.

Моделирование ситуации выживания человека во время различных стихийных бедствий. Выявление факторов опасности для жизни и здоровья. Освоение основных правил выживания в экстремальных условиях.
Подводить природные явления под
понятие «стихийные бедствия». Различать разновидности разрушительных ветров.
Осваивать правила поведения человека во время стихийных бедствий. Обсуждать значение ветра в природе. Характеризовать проявления урагана и смерча.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; воспринимать другое мнение и позицию.




Сила воды,
ветра и Солнца
на Земле (урок-обобщение).
Составление правил экономного использования воды и электроэнергии в доме. Участие в инсценировке возможного диалога, который могли бы вести вода, ветер и Солнце, если бы могли с помощью слов доказывать свое огромное значение в природе. Поиск (с помощью библиотек, Интернета и др.) сказок, в которых вода, ветер и Солнце становились полноценными персонажами.
Характеризовать значение воды,
ветра и Солнца в природе и для человека.
Знакомиться с природными источниками энергии, которые может использовать человек (энергия воды, ветра и Солнца);
Объяснять основные правила безопасного использования электроприборов.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; воспринимать смысл познавательного текста.




Круговорот
воды в природе.

Самостоятельное составление схемы круговорота воды в природе. Обсуждение проблемы: есть ли круговорот воды в аквариуме; благодаря чему в нем существует жизнь. Моделирование ситуации: чтобы было на Земле без круговорота воды.
Устанавливать причины испарения
воды в водоемах и возникновения
осадков (дождя и снега). Составлять
простейшую схему круговорота воды и характеризовать в устной форме. Применять эту схему к объектам природы своей местности. Определять значение круговорота воды для живой и неживой природы Земли.
Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.




Загрязнение
вод человеком.

Анализ в ходе экскурсии экологического состояния своей местности: выявлять источники загрязнения водоемов.
Моделирование ситуации, касающейся попадания промышленных и бытовых отходов в водоемы.
Иметь представление о веществах, загрязняющих водоемы планеты:
удобрения, продукты бытовой химии, бензин, ядовитые металлы (например, ртуть). Составлять простейшую схему круговорота воды в природе при условии попадания в воду опасных веществ. Уметь приспосабливать эту схему к условиям своей местности. Объяснять способы и причины попадания ядовитых веществ в водоемы.
Уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности).




Вода, ветер
и рельеф (урок-обобщение).

Извлечение из учебника необходимой информации об особенностях разрушения рельефа. Анализ процессов разрушения рельефа. Обсуждение правил поведения при стихийных бедствиях. Моделирование ситуации: что бы было, если (на Земле исчезли ветер, вода, атмосфера).
Определять причины разрушения
рельефа местности. Приводить примеры изменения рельефа местности в течение времени. Характеризовать различные природные явления Земли; известные стихийные бедствия. Знать телефоны экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях. Классифицировать различные природные явления.
Уметь адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Уметь анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.




Человек и неживая природа.

Классификация различных природных явлений по предложенным или самостоятельно выявленным основаниям.
Подготовка вопросов по материалам темы для команд-соперниц к игре «Что? Где? Когда?» (работа в группах). Составление кроссворда «Земля – наш общий дом».
Классифицировать природные явления, протекающие на Земле, на основании заданных или самостоятельно выявленных критериев. Характеризовать использование человеком различных природных объектов. Устанавливать связи между живой и неживой природой, между природой и человеком. Знать правила безопасного поведения в природе.
Уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной деятельности).



Живая природа. 18 ч.




Жизнь –
уникальная
особенность
Земли.

Обсуждение условий, необходимых живым организмам для жизни.
Определение связи множества разнообразных организмов между собой, соотношения живых организмов на Земле. Характеристика биологии как науки, изучающей живую
природу (работа со схемой «Царства живой природы»). Определение роли растений
в природе (очистители воздуха и пища для животных и человека).
Различать основные группы живой
природы (царства растений, животных, грибов, бактерий). Определять особенности нашей планеты, способствовавшие возникновению на ней жизни. Устанавливать аналогии между живой и неживой природой, между растениями и животными. Подводить объекты природы под понятие «растение».
Уметь пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе.




Водоросли,
мхи, папоротники - древние группы
растений.
Лишайники.

Изучение особенностей внешнего строения водорослей, мхов, папоротников (на основе гербарных образцов, рисунков).
Сравнение и различение групп растений – деревья, кустарники, травянистые растения.
Графическое изображение частей травянистого растения, дерева, кустарника
(с подписью названий частей).
Классифицировать на основе выделенных критериев основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Описывать разные формы растений. Определять части растений. Различать водоросли, мхи, папоротники.
Сравнивать их признаки. Анализировать типичные группы растений и лишайники. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников.
Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.




Хвойные
и цветковые
растения.

Изучение в группе особенностей внешнего строения хвойных и цветковых (на основе
гербарных образцов, коллекций шишек, семян и плодов, рисунков). Изображение частей цветкового растения (листья, плоды,
поперечный срез ствола древесных растений).
Классифицировать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) по заданным учителем или самостоятельно выбранным критериям. Сравнивать, характеризовать и приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Узнавать растения, описывать их внешний вид с использованием гербарного материала.
Уметь адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.




Дикорастущие и
культурные
растения.

Изучение и описание внешнего строения зерновых, масленичных, овощных, плодово-ягодных растений. Характеристика природных условий, влияющих на растения, изменяющих их внешний вид. Загадывание и отгадывание загадок о фруктах на основе
выделения существенных признаков.
Различать культурные и дикорастущие растения. Приводить примеры культурных и дикорастущих растений (в природе родного края). Характеризовать растения, выращиваемые в саду, поле, огороде (в местных условиях). Выделять существенные признаки культурных и дикорастущих растений одного и того же вида. Классифицировать растения по самостоятельно выделенным основаниям.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, воспринимать смысл познавательного текста.




Условия для
прорастания
и роста
растений.

Наблюдение за развитием растений в различных условиях. Обсуждение в классе условий проведения эксперимента.
Определять условия, необходимые
для прорастания семян (вода, тепло, воздух) и роста растений (вода, тепло, воздух, свет). Проводить простейшие опыты и наблюдения. Фиксировать результаты в таблице. Объяснять правила ухода за растениями. Осваивать основные действия по уходу за растениями (полив,
прополка, рыхление, уничтожение
вредных насекомых).
Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.




Урок – игра. Что
мы едим.

Изучение внешнего строения плодов и корнеплодов. Различение овощей и фруктов
на рисунках. Классификация растений по
самостоятельно выделенным критериям.
Извлечение необходимой информации из текста учебника.
Характеризовать фрукты и овощи,
произрастающие на местной территории, приводить примеры. Распознавать съедобные части культурных растений.
Подводить растения со съедобными
корнями под понятие «корнеплод».
Сравнивать по величине плоды дикорастущих и культурных растений
(яблоня, клубника). Объяснять причины их изменений. Различать понятия «плод», «корнеплод», «фрукт», «овощ».
Уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности).




Растения-путешественники.

Наблюдение и уход за комнатными растениями. Коллективное составление
выставки «Растения–путешественники».
Характеризовать культурные и
комнатные растения своей местности. Приводить 3–4 примера названий комнатных растений. Осваивать правила ухода за комнатными растениями. Определять связи условий выращивания комнатных растений с природными условиями их родины. Использовать полученные знания в уходе за комнатными растениями. Приводить примеры 1–2 местных растений, занесенных в Красную книгу. Различать
(на рисунках, в природе) редкие и охраняемые местные растения.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, воспринимать другое мнение и позицию.




Грибы:
съедобные
и ядовитые.

Различение на рисунках, в природе съедобных и ядовитых грибов. Выращивание хлебной плесени. Фиксация результатов наблюдения. Формулирование общего вывода. Обмен опытом, обсуждение
проблемы в классе: почему нельзя поедать незнакомые грибы, употреблять пищу с плесенью.
Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2–3 примера грибов, растущих в данной местности.
Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба. Проводить
простейшие опыты. Объяснять причины появления плесени на продуктах действием плесневых грибов.
Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.




Контрольная работа в тестовой форме (промежуточная аттестация).

Выполнение заданий контрольной работы. Оценка собственной работы, анализ допущенных ошибок.
Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.
Использовать полученные знания при решении нестандартных задач.
Уметь принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.





Группы
животных:
моллюски,
насекомые,
паукообразные.

Выделение существенных признаков строения животных. Классификация животных по выделенным признакам на группы.
Определение групп животных своей местности. Изучение особенностей внешнего строения моллюсков, насекомых, паукообразных (на основе коллекций засушенных беспозвоночных, живых обитателей, рисунков).
Различать группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные.
Приводить примеры (по 3–4 названия) местных животных, относящихся к этим группам (на выбор ученика). Распознавать по рисункам, в природе представителей моллюсков, насекомых и паукообразных. Сравнивать по внешнему строению насекомых и паукообразных. Характеризовать особенности внешнего строения моллюсков, насекомых, паукообразных. Обсуждать значение насекомых в природе.
Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.




Группы
животных:
рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся.

Характеризовать разнообразие внешнего вида рыб. Работать с иллюстрациями
учебника. Извлекать необходимую информацию из текста. Изучать особенности внешнего строения рыб, земноводных, пресмыкающихся (на основе биологических препаратов, рисунков).
Различать представителей рыб,
земноводных, пресмыкающихся.
Приводить примеры этих животных местной фауны. Распознавать на рисунках, в природе различных представителей рыб, земноводных, пресмыкающихся; ядовитых змей. Описывать и сравнивать их внешнее строение. Определять значение рыб, земноводных и пресмыкающихся в природе. Осваивать правила ухода за рыбами в аквариуме.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, воспринимать смысл познавательного текста.




Группы
животных:
птицы
и млекопитающие.

Изучение особенностей внешнего строения птиц и млекопитающих (на основе биологических препаратов, чучел, представителей живого уголка, рисунков).
Составление схемы «Группы животных».
Обсуждение значения млекопитающих и птиц в жизни человека, в природе.
Различать группы млекопитающих
(зверей) и птиц. Приводить соответствующие примеры.
Называть представителей охраняемых птиц и зверей местной фауны (1–2 вида). Сравнивать внешнее строение и размножение птиц и млекопитающих. Характеризовать значение птиц и млекопитающих в жизни человека, в природе. Знакомиться с правилами ухода за птицами и животными дома и в живом уголке. Классифицировать млекопитающих и птиц по выделенным самостоятельно или заданным учителем основаниям.
Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.




Особенности
размножения разных животных.

Участие в составлении фотогалереи «Животные и их детеныши». Определение последовательности стадий развития животных. Анализ различных способов (стратегий) выживания животных в природе.
Различать стадии развития и взросления животных основных групп(насекомых, рыб, земноводных, птиц, зверей). Указывать (на рисунках, в природе) взрослых особей, детенышей (или личинок). Объяснять значение разного количества детенышей у животных в природе.
Уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности).




Животные
и среда
их обитания
(урок-обобщение).

Установление связи внешнего строения животных с особенностью их обитания в природе и питанием. Соотнесение изучаемых организмов и мест их обитания.
Различать основные среды обитания животных. Устанавливать связь между внешним обликом животного и средой его обитания. Описывать любое животное по плану. Выделять его существенные признаки, связанные со средой обитания. Объяснять значение смены окраски у некоторых животных. Определять зависимость внешнего строения животного от необходимости приспосабливаться к жизни в определенных условиях среды.
Уметь выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; воспринимать другое мнение и позицию.




Питание
животных.

Характеристика особенностей
питания различных животных.
Анализ рациона питания домашних животных (на знакомых детям примерах).
Приводить примеры (по 2–3 вида)
растительноядных, насекомоядных, хищных и всеядных животных. Иметь представление о принципе построения пищевой цепи. Составлять простейшие цепи питания (обитателей водоема,
леса, степи). Выявлять (на рисунках, схемах) пропущенные звенья (организмы) в цепи питания. Классифицировать группы животных по характеру питания.
Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.




Дикие
и домашние
животные.

Наблюдение и уход за животными в живом уголке. Рассказ о своем домашнем питомце.
Обсуждение условий ухода: питание, необходимое домашним животным.
Объяснение, почему нельзя уносить диких животных из природной среды. Классификация животных на группы по различным признакам. Освоение правил безопасного поведения с животными.
Различать диких и домашних животных (в том числе своего края, области); продукты животноводства (мясо, молоко, шерсть) и птицеводства (мясо, яйца).Знакомиться с основными правилами ухода за домашними животными. Приводить примеры (2–3 вида) птиц и зверей, обитающих в родном крае.
Сравнивать и выделять существенные признаки домашних и диких животных.
Классифицировать животных по
выделенным учителем или самостоятельно основаниям.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане, находить в тексте ответ на заданный вопрос.





Бактерии:
невидимые
организмы.

Обсуждение значения бактерий в жизни человека. Наблюдение размеров бактерий с помощью микроскопа. Составление схемы «Значение бактерий в природе». Ознакомление с оказанием первой помощи при повреждении кожного покрова на руке:
обработка раны йодом или зеленкой, наложение бинта.
Характеризовать царства бактерий
как мельчайшие организмы. Определять значение бактерий для человека. Понимать, что кисломолочные продукты (кефир, творог, йогурт и др.) производятся при участии полезных молочных бактерий. Понимать назначение микроскопа. Объяснять причины порчи пищевых продуктов, возникновения кишечных заболеваний.
Уметь пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе.





Гигиена –
наука
о чистоте
и здоровье.

Обсуждение и составление правил гигиены, предохраняющих организм человека от
попадания опасных бактерий. Составление схемы «Как опасные бактерии попадают в организм человека».
Обсуждать пути заражения человека вредными бактериями. Выявлять опасность попадания бактерий в открытые раны. Понимать и проявлять нацеленность на постоянное соблюдение правил гигиены. Характеризовать гигиену как науку о чистоте и здоровье. Знакомиться с некоторыми опасными заболеваниями, вызываемыми бактериями (ангина, пищевые отравления). Осваивать необходимые действия по оказанию первой помощи при порезе.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп.







Заголовок 115