Рабочая программа по русскому языку система Л.В.Занкова 3 класс


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 28
р.п. Чунский Чунского района Иркутской области
«Рассмотрено»
на метод. объединении
_________________ 20__г.
протокол №___________
Предс. методического объединения (Ф.И.О.)
/_ШахабудиноваО.Н./
роспись_____________
«Согласовано»
____________ 20__г.
Зам.директора по УВР
МОБУНОШ №28
/Панасюгина И.В./
роспись ____________ «Утверждаю»
директор МОБУНОШ №28 р.п.Чунский
______________20__г.
/Рахимова С.В./
роспись_______________
Рабочая программа
по русскому языку
для 3а класса
на 2014/2015 учебный год
(система Л.В. Занкова)
Разработчик программы
учитель начальных классов
Мухамедзянова Светлана Васильевна
Педстаж 33 года,
высшая квалификационная категория
2014г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса « Русский язык» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России , планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей , логики учебного процесса , задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по русскому языку 2011 года, разработанной Н.В. Нечаевой. Издательство «Учебная литература» :Издательский дом « Фёдоров»
В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единство двух форм языка: системы языка и речи. Курс отличает практическая направленность на пользование системой языка , что возможно при реализации системно – деятельностного и индивидуального подхода в обучении. Реализация программы помогает достичь двух целей: социокультурной и когнитивно – познавательной.
Социокультурная цель предполагает формирование коммуникативной компетентности учащихся , развитие речи школьников во всех её формах и функциях и навыков грамотной , безошибочной речи как показателя общей культуры человека.
Когнитивно – познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира , с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.
Цели поставленные перед преподаванием русского языка, достигаются в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, её содержанием и средствами ( лексикой, грамматикой, звуками и буквами) в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретения навыков пользования языковыми средствами.
В программе приводятся три взаимосвязанных основных содержательных раздела: « Развитие речи», « Система языка» и « Орфография и пунктуация». Представление о языке и речи как объективно существующем целом создаёт реальное условие не только для достижения функциональной грамотности обучающихся, но и что чрезвычайно важно, для духовно -нравственного развития и воспитания школьников, их личностного развития, формирования метапредметных и предметных действий.
Стержневая тема курса – лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь : порядок слов в предложении, формы слов ,служебные слова, интонационные средства , местоимения , синонимия. Стержневая тема определяет тот круг связи между речью и языком и между разделами языка , без которых она не может быть раскрыта. В эту область входит базовый минимум знаний и умений, предусмотренный нормативными документами.
Интегрированный характер курса является одним из важных условий достижения планируемых в ФГОС НОО результатов обучения русскому языку:
- сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- способствовать пониманию обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознанию значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка ( орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного рещения коммуникативных задач. - овладеть учебными учебными действиями с языковыми единицами, умением использовать знания для решения познавательных, практических, коммуникативных задач.
В соответствии с Образовательной программой школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.
Учебно – тематический план
Содержание программного материала Количество часов
1. Что нужно для общения 11 ч
2. Секреты появления слов в русском языке
1) Заимствованные слова
2) Основа слова
3) Какую работу выполняет в основе слова суффикс
4) Какую работу выполняет в основе слова приставка
5) Сложные слова 32ч
3 ч
2 ч
10 ч
8 ч
9 ч
3. Как из слова образуется предложение
1) Средства связи слов в предложении
2) Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы
- Роль предлогов в предложении
- Роль союзов в предложении
- Роль частиц в предложении. Правописание частицы НЕ с глаголом
3) Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода
4) Грамматические признаки имени существительного
- Правописание Ь после букв шипящих согласных на конце имён существительных
5) Словосочетание
- Правописание гласных И, Ы после Ц
6) Изменение имён существительных по падежам
7) Второстепенный член предложения дополнение
8) Склонение имён существительных в форме единственного числа
- Правописание падежных окончаний имён существительных в форме единственного числа
- Правописание суффиксов имён существительных ИК, ЕК
9) Падежные окончания существительных в форме множественного числа
10) Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения определение
11) Однородные члены предложения 106 ч
2 ч
5 ч
4 ч
4 ч
12 ч
10 ч
3 ч
4 ч
4 ч
8 ч
4 ч
8 ч
3 ч
3 ч
7 ч
8 ч
9 ч
4. Как из предложения образуется текст 7 ч
Резерв 14 ч
Итого 170 ч
Содержание программы ( 170 часов)
1. Развитие речи
Устная речь ( слушание, говорение)
Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью , содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики.
Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на новом содержании. Выражение собственного мнения, его обоснование. Использование в монологическом высказывании разных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Овладение начальными умениями ведения разговора ( начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.)
Письменная речь ( чтение, письмо)
Представление о типах речи : повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном ( научно – популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистического точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста ( об одном и том же по - разному). Способу выражения позиции автора.
Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.
Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.
Знакомство с различными видами изложений. Сочинения ( репродуктивные и творческие) – в течение 3 – 4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ.
Оформление диалога: реплики ,слова автора.
Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов предложении.
Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.
Осуществление проекта « Банк заданий».
2. Система языка
Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые , мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка ( см. « Словарь произношения» в учебнике). Звуко – буквенный разбор слова ( алгоритм см. в учебнике).
Графика
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е,ё,ю,я; в словах с разделительными Ь,Ъ ( вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Совершенствование навыков клавиатурного письма.
Лексика
Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об этимологии, омонимах ( без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.
Работа со словарными статьями в учебнике и словарями: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологическим. Желательный список словарей для работы учеников: словообразовательный, морфемно – орфографический ( по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, орфоэпический, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.
Состав слова ( морфемика)
Овладение понятием « родственные ( однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса –ся ( -сь). Образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ ( сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу с опорой на алгоритм, приведенный в учебнике.
Морфология
Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам ( падежные вопросы). Различение падежных и смысловых ( синтаксических) вопросов. Различение 1,2,3 – го склонения имен существительных в форме единственного числа. Склонение существительных во множественном числе ( ознакомление). Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий, - ья, -ов, - ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы « что делать?» и « что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение предложения и словосочетания. Наблюдение связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Представление о второстепенных членах предложения ( определение и дополнение). Установление связи ( при помощи смысловых вопросов) между словами словосочетании и предложении.
Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.
3. Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными ( перечень слов см. в словаре учебника для 3 класса);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные Ъ и Ь;
-ь после шипящих на конце имен существительных ( ночь, нож, мышь, ( нет) туч);
-не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с другими словами.
Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с- , гласных в суффиксах –ик, -ек.
Первичное освоение правописания безударных падежных окончаний имен существительных ( кроме существительных на –мя, -ий,, -ье, -ия, -ов, -ин); о,е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Ознакомление с правилом написания и,ы после ц в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия
У третьеклассника будут формироваться:
- ориентация на принятие образца « хорошего ученика»;
- интерес к познанию русского языка;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания « Я» как гражданина России;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств одноклассников , учителей;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
Третьеклассник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно – познавательных мотивов;
- выраженной устойчивости учебно – познавательной мотивации учения;
- учебно – познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- сопереживание другим людям;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознания своей гражданской идентичности в форме осознания « Я» как гражданина России;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно – образном словесно – образном и словесно – логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать проходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись ( фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов ( в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям ( критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте ( явлении);
- обобщать ( самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты ( явления) под понятия разного уровня обобщения ( например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Третьеклассник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям ( критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте ( явлений).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- - договариваться, приходить к общему решению ( при работе в паре, в группе);
Контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Третьеклассник получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание ( при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;- строить понятные для партнера высказывания , учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Развитие речи
Третьеклассник научится:
- осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-выражать собственное мнение, обосновывать его;
- владеть начальными умениями ведения разговора ( начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
- строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
- применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
- определять последовательность частей текста, составлять план. Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
- сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
- находить средства связи между предложениями ( порядок слов, местоимение, служебные слова, синонимы);
- составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
- создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ , в их редактировании;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- выполнять проект « Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде ( набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
- пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Третьеклассник научится:
- актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю , я,; в словах с непроизносимыми согласными;
- использовать алфавит для упорядочевания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- узнавать позиционные чередования звуков;
- проводить фонетико – графический ( звуко – буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения фонетико – графического ( звукобуквенного) разбора слов;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников ( в объему словаря произношения, представленного в учебнике);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно ( по словарю учебника) либо обращаться за помощью ( к учителю, родителям и др.);
- совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Третьеклассник научится:
Воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Третьеклассник получит возможность научиться:
- понимать этимологию мотивированных названий ( расширение словаря таких слов);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристик предметов и при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении ( простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
- различать в тексте омонимы ( на практическом уровне);
- понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
- ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Состав слова ( морфемика)
Третьеклассник научится:
- различать родственные ( однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные ( интерфиксы) в сложных словах;
- узнавать образование слов с помощью приставки , с помощью суффикса и сложения основ;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- оценивать правильность разбора слов по составу.
Морфология
Третьеклассник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- находить начальную форму имени существительного;
- определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
- находить начальную форму имени прилагательного;
- определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
- различать глаголы, отвечающие на вопросы « что делать?» и « что сделать?», находить начальную ( неопределенную) форму глагола;
- определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число, род ( в прошедшем времени). Третьеклассник получит возможность научиться:
- выполнять морфологический разбор имен существительных , имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением ( личным) и существительным, на которое оно указывает;
-определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
Синтаксис
Третьеклассник научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- находить главные ( подлежащее, сказуемое) и второстепенные ( без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами. Третьеклассник получит возможность научиться:
-различать второстепенные члены предложения – определение , дополнение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения ( по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- устанавливать связи ( при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
- использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.
Орфография и пунктуация
Третьеклассник научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
Непроизносимые согласные;
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными ( перечень см. в словаре учебника для 3 кл.);
Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
Разделительные ъ и ь;
Безударные окончания имен прилагательных;
Не с глаголами;
Разделительное написание предлогов с другими словами;
- определять ( уточнять) написание слова по орфографическому словарю ( вт.ч. по справочнику в учебнике);
- безошибочно списывать текст;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- применять правила:
Ь после шипящих на конце имен существительных ( ночь, нож, мышь, ( нет) туч):
Гласные в суффиксах –ик, -ек;
Соединительные гласные о, е в сложных словах;
Запятые при однородных членах предложения;
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных ( кроме существительных на –мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
- осознавать место возможного возникновения орфограммы;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
- при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;
- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.