Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс по системе Занкова (по ФГОС)

Окружающий мир.
Календарно - тематическое планирование 2 класс.



Учебно-тематическое планирование по Окружающему миру для 2 класса на 2014-2015 у. год составлено на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2011) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2011)
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).


Учебно - тематический план


Тема
Количество часов





1
Общий взгляд на Землю
6

2
Как изучают окружающий мир
10

3
Космос и Земля
15

4
Взаимодействие сил природы
21

5
Живая природа
16




















Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» для 2 класса на 2014-2015 учебный год

№ п.п.
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Результаты
Основные виды деятельности учащихся





Метапредметные, личностные
Предметные


Общий взгляд на Землю

1
Наша Родина Россия. Конструктивное решение конфликтных ситуаций. Семья и труд.
У. С. 3-7
Т. № 1, 2
1
Урок изучения нового материала
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач
-строить монологическое высказывание;
-учитывать другое мнение;
-умению договариваться, приходить к общему мнению.
Обучающийся научится:
- узнавать государственную символику РФ и своего региона;
- определять родственные связи в семье;
- находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками.

Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; уметь находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса; понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.
Показать материки и океаны Земли; что Россия-самое большое государство мира; Москва - столица; Россия-родина космонавтики.
Определять причины смены на Земле дня и ночи. Показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы.


2
Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим. Периодизация развития.
У. С. 8-11
Т. № 3
1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.


3
Сезонная экскурсия.
«Золотая осень». Наблюдения за погодой. Физическая активность для удовольствия и тренировки.
1
Комбинированный

Обучающийся научится:
-устанавливать связи между живой и неживой природой; взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала);
- использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
-строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.


4
Россия – родина космонавтики.
У. С. 12-14
Т. № 4
1-ДО
Урок изучения нового материала

. Обучающийся научится:
- работать с текстом и рабочей тетрадью;
- понимать значение космонавтики для изучения Земли.



5
Материки. Тепловые пояса.
У. С. 14-17
Т. № 5
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- определять своеобразное расположение материков;
- работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны


6
Мировой океан.
Северный Ледовитый океан.
У. С. 17-24
Т. №6- 9
1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- определять своеобразное расположение материков;
- различать понятия «океан», «море», «озеро», «река»;
- показывать на карте или глобусе различные водоемы;
- называть моря Северного Ледовитого океана;
- работать с рабочей тетрадью.


Как изучают окружающий мир

7
Сто наук. Правила организации учебного труда дома и в школе. Факторы, негативно влияющие на здоровье человека.
У. С. 25-28
Т. № 10, 11
1
Урок изучения нового материала
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания чувств одноклассников, учителя;
- интереса к познанию окружающего мира;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологическое высказывание;
-учитывать другое мнение;
-умению договариваться, приходить к общему мнению.
-контролировать действия партнёра: оценивать качество, последовательность действий, производить сравнение операций с тем, как бы их выполнил «я»
Обучающийся научится:
- понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира.
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

Индивидуальный опрос.
Знакомство с основами исследовательской работы; применение полученных знаний на практике (поиск информации на заданную тему любым из представленных способом) ИКТ: Способы представления информации. Виды информации.

8
Органы чувств человека. Правила гигиены. Режим питания
У.С.27-33
Т. № 13, 15
1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира.
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

Уметь ориентироваться на местности относительно своего тела. Сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств.

9
Язык науки. Практическая работа «Как работают органы чувств»
У. С. 33-35
Т. № 12, 14
Тест по теме «Органы чувств»

1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира.
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

Определять расстояние с помощью зрения; определять температуру воды с помощью осязания; знать устройство термометра.

10
Наблюдения, рассуждения, выводы. Рост и развитие человека.
У. С. 35-39
Т. № 17
1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.



11
Инструменты и приборы. Практическая работа «Определение температуры». Мое значение дома.
У. С. 40-43
Т. № 18, 19
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- соблюдать правила безопасности при работе с инструментами и приборами;
- работать с рисунком учебника;
- формулировать выводы из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление
научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы;
- измерять температуру тела, вес и рост человека;
- измерять температуру воздуха с помощью термометра.


12
Книги и другие средства информации. Мое значение в школе.
У. С. 43-47
Т. № 20, 21
1-ДО
Комбинированный

Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.



13
Тела и вещества. Способы выражения чувств. Свойства веществ: Практическая работа. Бытовой травматизм.
У. С. 47-52
Т. № 22, 23
2
(1-ДО)
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- приводить примеры веществ, описывать их;
- характеризовать свойства веществ;
- определять из каких веществ состоят предметы.


14
Человек и природа..
Экология. Факторы риска развитистоматологических заболеваний.
У. С. 52-5Т. № 24-26
1
Комбинированный

Обучающийся научится:
- правилам поведения, способствующим сохранению природы.
- характеризовать влияние человека на природу;
- оценивать личную роль в охране природы.



15
Проверочная работа по теме «Как изучают окружающий мир»
1
Урок контроля знаний и коррекции знаний




Космос и земля

16
Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце. Гендерная ответственность.
У. С. 55-60
Т. № 27
1
Урок изучения нового материала
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач
Обучающийся научится:
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.
Уметь видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе. Усвоить понятия о горизонте
и сторонах света; научиться обращаться с компасом, определять стороны горизонта. Уметь приводить приме неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; рассказать о старинных и
современных часах; объяснить, как действуют солнечные,
водяные, песочные часы. Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени сутки и неделю; выбрать наиболее привлекательный
для себя способ фантастического объяснения этого явления на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце
и Луне, о дне и ночи). Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества .
Усвоить теоретические понятия о погоде.
Уметь различать виды термометров и пользоваться каждым из них.

17
Планеты. Звезды и созвездия.
У. С. 60-64
Т. № 28, 29
2 -ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.


18
Луна – спутник Земли. Наблюдения за сменой фазы Луны.
У. С. 64-67
Т. № 30, 31
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.


19
Не верь глазам своим. Тест по теме «Солнечная система»
У. С. 67-68
Т. № 32, 33
1-ДО
Комбинированный

Обучающийся научится:
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.


20
Наш общий дом. Наблюдение за погодой.
У. С. 69-70
Т. № 34
1
Комбинированный
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля;
-строить монологическое высказывание;
-учитывать другое мнение;
-умению договариваться, приходить к общему мнению.
Представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество.


21
Горизонт. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтам. Безопасное поведение на улице.
У. С. 71-74
Т. № 35, 36
1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.


22
Строение Земли.
У. С. 74-77
Т. № 37
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.
Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.
Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.
Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом); планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению.

23
Ориентирование. Стороны горизонта. Тест по теме «Горизонт»
У. С. 77-80
Т. № 38
1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.


24
Компас. Практическая работа по теме «Компас». Изготовление примитивного компаса.
У. С. 80-82
Т. № 39, 44, 45
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.


25
Экскурсия в природу.
Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу, местным признакам.
У. С. 82-83
Т. № 40, 43

1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.


26
Глобус и географическая карта. У. С. 84-86
Т. № 41, 42
1
Комбинированный

Обучающийся научится:
- работать с глобусом и географической картой;
- показывать экватор, полушария, полярного круга на глобусе и карте.
Объяснять назначение глобуса, карты и плана, их условных знаков. Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. Находить на физической карте разные водоемы и определять их названия.

27
Рельеф Земли. Уличный травматизм.
У. С. 87-89
Т. № 46, 47
1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- описывать рельеф местности;
- описывать детали рельефа (глубину и высоту).


28
Ландшафт.
У. С. 90-91
Т. № 48
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- различать рельеф и ландшафт;
- оценивать воздействие человека на природу.


29
Контрольная работа по теме «Планета Земля».
1
Урок коррекции и контроля знаний




Взаимодействие сил природы

30
Тепловые пояса Земли.
У. С. 92-94
Т. № 49, 50
1-ДО
Урок изучения нового материала
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач
- строить монологическое высказывание;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
-навыкам взаимоконтроля;
-контролировать действия партнёра: оценивать качество, последовательность действий, производить сравнение операций с тем, как бы их выполнил «я
Обучающийся научится:
- определять влияние Солнца на сушу, тепловые пояса;
- определять зависимость наличия тепловых поясов от формы Земли, т.е. различия в ее нагревании.


31
Смена времен года. Опасные факторы современного жилища.
У. С. 94-98
Т. № 51
1
Комплексное применение знаний и умений

Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;


32
Особенности Земли как планеты.
У. С. 98-99
Т. № 52
1-ДО
Комбинированный

Обучающийся научится:
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.


33
Суша под Солнцем. Бытовой травматизм.
У. С. 99-100
Т. № 53, 54
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- определять основные формы рельефа;
- определять разницу в нагревании воды, воздуха, суши и их свойств при нагревания.


34
Внутренние силы Земли.
У. С. 102-104
Т. № 55
1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- давать определение понятию «вулкан», «землетрясение»; определять от чего они происходят.


35
Вода: её значение и свойства. Тепло и вода.
У. С. 3-7
Т. № 56, 57
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.
Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности). Заполнять таблицу «Твердые тела, жидкости и газы». Приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.

Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах. Наблюдать опыт, моделирующий круговорот воды в природе. Характеризовать круговорот воды с опорой на схеме в учебнике.

36
Три состояния воды. Практическая работа по теме «Три состояния воды»
У. С. 7-10
Т. № 58, 63, 62
1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.


37
Что такое снег. Наблюдение за погодой. Безопасное поведение на улице.
У. С. 10-13
Т. № 59, 60, 65
1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.


38
Почему лед плавает. Что такое айсберг.
У. С. 13-18
Т. № 49, 50, 61, 64
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.


39-40
Воды Земли. Вода – растворитель. Практическая работа «Вода – растворитель, фильтрованпие воды». Гигиена полости рта.
У. С. 18-20
Т. № 66, 68, 69
2
(1-ДО)
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества.


41-42
Воды Земли. Подземные воды. Источники воды в нашей местности.
У. С. 21-23
Т. № 67
2
(1-ДО)
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества.


43
Воздух. Состав воздуха.
У. С. 24-26
Т. № 70
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.


44
Воздух. Свойства воздуха.
У. С. 26-30
Т. № 71, 72
1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.


45-46
- Движение воздуха. Ветры. Физическая активность для тренировки
-Грозные ветры. Безопасное поведение на улице.
- Сила воды, ветра и солнца на земле.
Тест по теме «Свойства воздуха»
У. С. 30-35
Т. № 73, 74
2
(1-ДО)
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.


47
Круговорот воды в природе. Проект «Путешествие капельки». Конструктивное решение конфликтных ситуаций.
У. С. 35-39
Т. № 75
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- объяснять причины круговорота воды в природе.


48
Круговорот «отравленной воды».
Вода, ветер и рельеф.
У. С. 39-40
Т. № 76
1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- объяснять причины круговорота воды в природе.


49
Человек и неживая природа. Опасные факторы современного жилища.
У. С. 40-41
Т. № 77, 78
1
Комбинированный

Обучающийся научится:
- понимать связь человека с неживой природой


50
Обобщение по теме «Взаимодействие сил природы». Экскурсия в природу к водоему.
1-ДО
Обобщение и систематизация знаний и умений

Обучающийся научится:
- понимать связь человека с неживой природой,


Живая природа

51
Жизнь – особенность нашей планеты. Гендерное равноправие.
У. С. 42-44
Т. № 79
1
Комбинированный
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России
- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную прграмму;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- смысловому восприятию познавательного текста.
- устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных).
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
-навыкам взаимоконтроля;
-строить монологическое высказывание.
- контролировать действия партнёра: оценивать качество, последовательность действий, производить сравнение операций с тем, как бы их выполнил «я»
Обучающийся научится:
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- приводить примеры представителей разных групп растений;



52
Растения. Группы растений. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники.
У. С. 45-52
Т. № 80, 81
2
(1-ДО)
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- приводить примеры представителей разных групп растений;
узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники.

Познакомиться с разнообразием растений, их видами, группами, различать их, понимать значение для формирования атмосферы и для жизни на земле.

53
Хвойные и цветковые растения. Тест по теме «Группы растений»
У. С. 52-57
Т. № 83
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- различать хвойные, цветковые растения;
- узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;



54
Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа: «Изучение внешнего строения растений с помощью коллекции и гербариев».
У. С. 57-60
Т. № 86, 87
1-ДО


Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала);
- использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- различать дикорастущие и культурные растения;
-правилам ухода (полив, рыхление) за комнатными растениями.


55-56
Условия для прорастания семян и роста растений. Растения, которые мы едим. Как проходит пищеварение. Практическая работа «Прорастание семян»
У. С. 60-66
Т. № 84, 85
2
(1-ДО)
Комбинированный

Обучающийся научится:
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода)



57
Растения-путешественники. Грибы- съедобные и несъедобные. Практическая работа «Прорастание плесени»
У. С. 67-73
Т. № 84, 85, 90
1
Комбинированный

Обучающийся научится:
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями.
-различать съедобные и ядовитые грибы;


58
Проверочная работа по теме «Царства растений и грибов»
Т. № 88, 89, 91
1
Урок изучения нового материала




59-60
Животные. Взаимосвязь растительного и животного мира. Группы животных:
- моллюски, насекомые, паукообразные. Отказ от нежелательного общения.
- рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
-птицы и млекопитающие. Половые различия
У. С. 73-83
Т. № 92, 93, 94
2 -ДО
Урок контроля и коррекции знаний

Обучающийся научится:
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
-животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп животных
Коллективное чтение текста. Различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Поиск информации и подготовка сообщений.
Называние окружающих предметов и их признаков. Сравнение и различие разных группы животных. Различие предметов и выделение их признаки. Моделирование жизненных ситуаций, выбор допустимых форм поведения.
Наблюдать сезонные изменения в природе (во время экскурсий). Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

61-62
Особенности размножения разных групп животных. Животные и среда их обитания. Постоянство пола
У. С. 84-89
Т. № 95, 96, 97
2
(1-ДО)
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы.


63
Питание животных. Конструктивное решение конфликтных ситуаций
У. С. 89-91
Т. № 98, 99
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);



64
Дикие и домашние животные. Тест по теме «Животные»
У. С. 92-95
Т. № 100, 101, 102
1-ДО
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери)


65
Бактерии. Отказ от нежелательного общения.
У. С. 96-97
Т. № 103, 104
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- определять бактерии и их роль в жизни живой природы и человека; их размеры и среду обитания


66
Гигиена – наука о чистоте и здоровья. Гигиена полости рта, выбор зубной щетки и пасты.
1
Урок изучения нового материала

Обучающийся научится:
- соблюдать правила гигиены


67-68
Решение проектной задачи: Мир вокруг нас.
2
Комбинированный урок-проект.

Обучающийся научится: - решать групповую проектную задачу в рамках урока, используя ранее полученные знания.


Программа выполнена в полном объеме, но для решения групповой проектной задачи «Мир вокруг нас», рассчитанной на 2 часа были сокращены следующие темы, без потери содержательной части программы: Тела и вещества. Способы выражения чувств. Свойства веществ: Практическая работа. Бытовой травматизм. - 1 час, Планеты. Звезды и созвездия – 1 час.

Программу обеспечивают:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса - Самара, Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдоров»
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику Окружающий мир» - Самара, Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдоров»
«Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» для 2 класса - Самара, Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдоров»



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 2 КЛАССА

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу "Окружающий мир", к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания "Я" как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действий с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков ( в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
-выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям 9критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающий научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партером, производить сравнение данных с тем, как бы их выполнил "я сам";
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающий научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- Ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
Правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
Строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитаюшие).
Человек и общество
Обучающий научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.

Литература для учащихся 2 А класса (система Л.В.Занкова) по окружающему миру

* Дмитриева Н.А., Казаков А.Н.. Окружающий мир: Учебник для 2 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
* Дмитриева Н.А., Казаков А.Н.. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
* Савенков А.И. Рабочая тетрадь «Я – исследователь» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
* Рабочие тетради «Развитие логического мышления», «Развитие творческого мышления», «Развитие познавательных способностей» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
* Трофимова Г.В. «Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
* Пособия по краеведению местного издательства (Ульяновская область)
* Энциклопедии, справочники, альбомы, предусмотренные программой для 2 класса.
* Рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать. 2 класс» » - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
* Бекишева И. В.Использование логических схем на уроках окружающего мира в начальной школе: Методические рекомендации для учителей, 2009.
* З. А. Клепинина Окружающий мир. Итоговая аттестация. 1-4 классы. Тестовые тренировочные задания, 2010.
* Окружающий мир. Типовые тестовые задания за курс начальной школы, 2012.
* Н. В. Груздева Окружающий мир глазами детей. Развивающие задания для работы со школьниками, 2010.


Литература для учителя 2 А класса (система Л.В.Занкова) по окружающему миру

* Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
* Дмитриева Н.А., Казаков А.Н.. Окружающий мир: Учебник для 2 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
* Дмитриева Н.А., Казаков А.Н.. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
* Дмитриева Н.А., Казаков А.Н.. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 2 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
* Савенков А.И. Рабочая тетрадь «Я – исследователь» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
* Рабочие тетради «Развитие логического мышления», «Развитие творческого мышления», «Развитие познавательских способностей» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
* Трофимова Г.В. «Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
* Галяшина П.А., Плотникова А.Ю.. Поурочно – тематическое планирование к учебникам Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир» 1-2 классы - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
* Пособия по краеведению местного издательства (Ульяновская область)
* Контрольные и проверочные работы. I-II полугодие. Система Л.В.Занкова./: Сост. Л.Г.Яковлева.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
* Энциклопедии, справочники, альбомы, предусмотренные программой для 2 класса.
* Журнал «Практика образования»
* Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
* сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15


13PAGE 141715




15