Технологическая карта урока литературы в 9 классе «ЛИРИКА «СИЛЬНЕЙШИХ СТРАСТЕЙ И ГЛУБОКИХ СТРАДАНИЙ». АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ОНА НЕ ГОРДОЙ КРАСОТОЮ…» УМК В.Я. Коровиной, комбинированный урок


Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме «ЛИРИКА «СИЛЬНЕЙШИХ СТРАСТЕЙ И ГЛУБОКИХ СТРАДАНИЙ». АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ОНА НЕ ГОРДОЙ КРАСОТОЮ...»
УМК В.Я. Коровиной, комбинированный урок
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Работа с портретом М.Ю. Лермонтова и эпиграфами к уроку Первичное восприятие темы урока Готовность к диалогу Воспитание самостоятельности и ответственности, доброжелательности Настраивается на работу Активизация мыслительных процессов
2. Актуализация опорных знаний. 2.1 Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос и провести ассоциативный (построчный) анализ стихотворения П. Висковатова Анализируют текст, отвечают на вопросы, участвуют в беседе, совершенствуют навыки анализа текста Обобщение и дифференцирование знаний по основным темам и мотивам лирики М.Ю. Лермонтова Диалог учителя с учащимися
Осмысленное чтение и адекватное восприятие текста Выслушивают собеседника
Обсуждают возможные варианты
Делают выводы Оценка ответов своих товарищей Решает, насколько он готов сформулировать свои мысли Анализ и синтез материала
Умение выразить свою позицию и аргументировать её
2.2 Слово учителя с элементами беседы Отвечают на вопросы, участвуют в беседе Повторение и получение знаний о жизни и творчестве поэта, необходимых для интерпретации любовной лирики Диалог учителя с учащимися Оценка ответов своих товарищей, умение общаться в диалоге
в соответствии с нормами родного языка Контролирует действия отвечающихАнализ и синтез материала
2.3 Постановка цели урока Слушают учителя Умение адекватно воспринимать информацию Готовность к диалогу Выслушивают собеседника
Настраивается на работу Активизация мыслительных процессов Умения самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности.
3. Лингвостилистический анализ текста
(работа в группах) 3.1 Сообщения представителей от групп учащихся об адресатах любовной лирики М.Ю. Лермонтова Школьники делают сообщения с использованием ИКТ
Прослушивают романс на стихи поэта Получение знаний о жизни и творчестве поэта, необходимых для интерпретации любовной лирики. Использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
Умения использовать в учебных целях информацию из текстов Диалог учителя с учащимися
Осмысленное чтение и адекватное восприятие материала Обсуждают выступления
Делают выводы Оценка ответов своих товарищей
Создают устное монологическое высказывание
Формирование эстетического вкуса Использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными Умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
Анализ и синтез материала
3.2 Учитель организует беседу по проблемным вопросам Школьники отвечают на проблемные вопросы Владение навыками анализа текста Корректируют действия отвечающих по необходимости Умения использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Контролирует действия отвечающихАнализ и синтез материала
3. 3 Учитель организует групповую работу по анализу текста Работают в группах Владение навыками анализа текста, овладение интерпретационными приемами, знание поэтики
М.Ю. Лермонтова
Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза. Умение структурировать тексты: выделять главное, основную идею текста, выстраивать последовательность описанных событий
Корректируют действия отвечающих по необходимости Оценка ответов своих товарищей, умение общаться в диалоге.
Умения распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе.
Умения находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета другого мнения
Умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его Умения сравнивать разные точки зрения, на основе их анализа делать выводы и принимать решения.
Умения осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Контролируют действия отвечающихОценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки. Умения определять способы решения задач, средства их достижения
3.4 Учитель организует итоговую беседу по опорному конспекту Учащиеся работают по составленному конспекту и оформляют записи в таблице Владение интерпретационными приёмами. Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза. Умения представлять информацию в сжатой форме (в виде тезисов, краткого конспекта), наглядно-символической форме (в виде таблиц, схем, диаграмм, опорных конспектов) Контролируют действия отвечающих и обсуждают результаты Оценка ответов своих товарищей, умение общаться в диалоге. Умения использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
Вносят необходимые коррективы в записи Оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки. Умение корректировать действия и ответы одноклассников
4. Выявление читательской позиции
Самостоятельная творческая работа девятиклассников
Учитель предлагает развернуто ответить на проблемный вопрос на выявление читательской позиции
Ученики отвечают на проблемный вопрос на выявление читательской позиции Систематизация и обобщение полученных знаний по интерпретации текста Владение интерпретационными приёмами
Осмысленное чтение и адекватное восприятие материала Умения использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
Развитие эмоционально-волевой сферы
Контролируют свои действия
Определяют собственные возможности решения учебной задачи.
Конструктивно действуют в ситуации неопределенности Анализ и синтез материала, диагностика и контроль
Умения определять собственные возможности решения учебной задачи.
Умения конструктивно действовать в ситуации неопределенности
Развитие критического мышления
5. Рефлексия
Чтение работ обучающихся
Самостоятельные выводы ребят Учащиеся самостоятельно делают выводы, совместно с учителем подводят итоги урока Обсуждение ответы на вопросы, чтение лучших работ, подведение итогов Обобщение, дифференцирование и интегрирование знаний по теме урока, полученных путем применения интерпретационных приемов Выражает своё мнение и выслушивает мнения других Приобретение навыков вести полилог. Умения использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Формулирует ответ Анализ и синтез, систематизация, развитие критического мышления
Развитие самостоятельности
6. Домашнее задание творческого характера, направленное на дальнейшее формирование интерпретационных навыков и их применение в Г(И)А Задаёт задание
провести анализ понравившегося стихотворения М.Ю. Лермонтова о любви и выучить его наизусть Проводят анализ понравившегося стихотворения М.Ю. Лермонтова о любви и заучивают его наизусть Овладение навыками анализа текста, интерпретационными приемами.
Создание собственной интерпретации лермонтовского текста Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели Создание речевого высказывания Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Умения использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
Умения формулировать собственное мнение и позицию Выявление уровня овладения приемами анализа и интерпретации текста Умения определять собственные возможности решения учебной задачи, находить пути ее решения в новой ситуации Г(И)А