Урок музыки во 2 классе Три кита музыки


ГОУ ЯО «Рязанцевская школа – интернат»
УРОК МУЗЫКИ

«ТРИ «КИТА» МУЗЫКИ»
2 класс
Учитель музыки: Турбина Н.В.
Тема урока: «Три «кита» музыки».
Цели: Закрепить умение распознавать музыкальные жанры: песню, танец, марш. Рассмотреть жизненные обстоятельства, при которых звучат марши, песни, танцы. Познакомить с инструментальной песней.
Задачи:
Общеобразовательные:
Активизировать познавательные процессы.
Выявить и обобщить знания учащихся о музыкальных жанрах ( песни, танца, марша).
Формировать навыки целостного восприятия музыкального произведения, умение размышлять о его характере, настроение.
Формировать навыки использования приемов игры на музыкальных инструментах детского оркестра (бубне, трещотках, погремушках, ложках).
Способствовать формированию певческой установки.
Стимулировать познавательную активность учащихся.
Коррекционно-развивающие задачи.
Формировать навыки естественного, ненапряженного звучания.
Исправлять неточные и искаженные представления о жанрах: песни, танца, марша.
Развивать воображение учащихся, память, внимание, звукопроизношения.
Корригировать нарушения слухо-двигательной координации. Развивать чувство ритма, темпа.
Корригировать эмоционально-поведенческие нарушения.
Воспитательные.
Формировать общешкольные умения и навыки поведения.
Воспитывать певческую культуру голоса.
Воспитывать навыки общения с окружающими на материале музыкальных произведений.
Воспитывать позитивное отношение к музыке, формировать желание самостоятельно исполнять песни.
Воспитывать артистизм, инициативность.
Воспитывать потребность в коллективном творчестве, культуру музыкально-исполнительских движений.
Воспитывать заинтересованное отношение к урокам музыки.
Тип урока: обобщение темы.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи музыки П.Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Полька», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Осенняя песня» из цикла «Времена года»; детские музыкальные инструменты(бубны, трещотки, погремушки, ложки),;портрет П.И. Чайковского, карты с ритмическими рисунками песен «Во поле береза стояла», «Тень-тень», карты «Азбука эмоций. Ход урока
Организационный момент.
Учитель: (приветствует ребят)
Звучит песня «Весёлый музыкант» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Учащиеся становятся в круг. Выбирается ведущий, который будет исполнять роль музыканта. Остальные учащиеся исполняют роль зайцев.
1 куплет – ведущий имитирует игру на скрипке, учащиеся танцуют, имитируя движения зайцев, и поют, передавая песенный характер.
2 куплет – ведущий имитирует игру на балалайке, учащиеся танцуют и поют, передавая танцевальный характер.
3куплет – ведущий имитирует игру на барабане, учащиеся маршируют и поют, передавая маршевый характер.
В конце песни учащиеся на слова «В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам» разбегаются и садятся на свои места.
Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в музыкальное путешествие, которое приготовили для вас друзья. А кто они, назовите сами. (Учитель показывает игрушки: три кита).
Дети называют: Кит-танец, Кит-песня, Кит-марш.
Учитель: Правильно ребята, это кит-песня, кит-танец, кит-марш. Мы с ними неоднократно встречались, и каждый раз они рассказывали вам о музыке что-то новое. Что же сегодня для нас приготовили киты? Мы обязательно об этом узнаем, но сначала вас ждет небольшое испытание, задача каждого из вас узнать песню, танец или марш. Чтобы узнать ответ каждого из вас, мы будем использовать определенные движения. Если мы услышали марш, то наши пальчики начнут маршировать. Если мы услышали танец-польку, то пальчики подпрыгивают. А если зазвучит вальс - мы с вами начнем танцевать (кружится). Услышав песню, мы вами дружно захлопаем в ладоши. Напоминаю вам, вы начинаете выполнять задание.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.
Дети маршируют пальчиками.
Учитель: Почему вы решили, что это марш?
Дети: Музыка четкая, ритмичная.
Учитель: А где можно услышать марш?
Дети: На праздниках, парадах, спортивных соревнованиях (марш футболистов).
Учитель: Этот марш, где бы мог звучать? (на детских праздниках).
Предлагаю вам исполнить марш, одна группа поможет мне в исполнении марша на барабанах, друга группа будет маршировать. Но самое главное, вы должны будете внимательно слушать музыку, чтобы передать в игре и движениях разный характер звучания марша.
1 часть исполняют на барабанах (pp) постепенно усиливая звук до (mf), другая группа – маршируют лёгкими шагами;
2часть исполняют на барабанах (mf) постепенно усиливая звук до (f), другая группа – марширует твёрдыми сильными шагами;
3 часть исполняют на барабанах (f) постепенно ослабляя звук до (p), другая группа – маршируют твёрдыми сильными шагами, постепенно переходя на марш лёгкими шагами.
Учитель: Как менялся характер звучания марша? Почему в вашем исполнении наблюдалась смена характера исполнения? (ответы учащихся).
Звучит «Полька» П.И. Чайковского
Дети выполняют движения – «прыжки» пальцами.
Учитель: Почему вы решили, что это полька?
Учащиеся: Музыка весёлая, быстрая, звуки отрывистые.
Учитель: Правильно, полька – весёлый, подвижный танец. Его танцуют парами легко, отрывисто, с подскоками. Давайте исполним польку.
1 часть учащиеся парами двигаются по кругу шагом польки (подскоками);
2 часть учащиеся останавливаются и исполняют ритмический рисунок звучащими жестами (четвертные – хлопками, восьмые – шлепками по коленям);
3 часть учащиеся парами двигаются по кругу шагом польки (подскоками);
Звучит «Вальс» П.И.Чайковского.
Дети начинают кружиться.
Учитель: Почему вы выполняли эти движения?
Дети: Звучал вальс. Музыка плавная, медленная.
Учитель: Правильно, Вальс - плавный, медленный, красивый танец. Давайте исполним его движениями наших рук (пластическое интонирование)
Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями. А теперь давайте поиграем.
Физкультминутка
Игра «Тутти - фрутти – рондо»
1.Учащимся предлагается назвать цепочку слов – названий фруктов, после чего выделить ритм этих слов и представить его в виде графической записи. Например, банан (две доли), апельсин (три доли) и т.д.
2. Учащимся предлагается зашифровать какую-нибудь ритмоформулу, например банан – апельсин, киви – мандарин, лимон – ананас и т.д.
3.Озвучивание цепочки ритмоформулы с помощью звучащих жестов.
Игра «Катя шла»
Катя шла, шла, шла
Апельсин нашла,
Апельсин, какой?
Апельсин большой.
Учащиеся ходят по кругу и скандируют текст, сначала топая ногами; при повторном исполнении, хлопая в ладоши.
Пробуем разные варианты текста:
- заменяем имя (Саша, Таня,…)- заменяем предмет (мандарин, ананас,….)
Простукиваем ритм одной рукой одновременно с текстом
Простукиваем ритм двумя руками, каждая рука – одна строка текста.
Делим ритм между двумя руками внутри одной строки (Катя шла – левая; шла, шла – правая).
Делим ритм между частями тела (Катя шла – хлопаем; шла, шла – топаем).
Звучит мелодия песни «Разноцветная песенка» муз. М.Н.Мурычевой, сл. В. Орлова.
Дети хлопают в ладоши.
Учитель: Вы правильно определили, что звучала песня. А как мы отличаем песню от других китов?
Дети: В песне есть слова и мелодия. Песню мы поем.
Повторение текста песни, сопровождая текст исполнением хлопками метрической пульсации.
Учитель: О каких волшебных клубочках говорится в этой песне.
Дети: Четыре клубочка - это времена года: зима, весна, лето, осень.
Учитель: Конечно, это четыре времени года. Вот у меня на блюдечке лежат четыре клубочка ниток красного, желтого, зеленого, белого цветов. В каком порядке нужно сложить клубочки, вспомните текст песни.
Дети раскладывают клубочки в порядке: белый – зима, зеленый - весна, красный - лето, желтый - осень.Исполнение песни «Разноцветная песенка», аккомпанируя на музыкальных инструментах (приложение).
Учитель: Вот и получилась у нас волшебная палитра времен года. Каждый цвет - особенный, несет своё настроение.
Наш урок проходит осенью. Какой клубочек поведет нас в осень и почему?
Учащиеся: Желтый клубочек. Осенью листья на деревьях, трава желтеют.
Учитель: Правильно, я возьму желтый клубочек и покатаю его по блюдечку. Что же произойдет?
Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского.
Учитель: Какая звучала музыка?
Учащиеся выбирают подходящее слово, записанное на доске: задумчивая, печальная, как и время года, которое называется осенью.
Учитель раздает карты «азбуки эмоций» и предлагает закрасить то изображение, которое соответствует характеру музыки (приложение).
Учащиеся выполняют задание и объясняют, почему именно это изображение они закрасили.
Учитель: Музыка, которую мы сейчас слушали, называется «Осенняя песня». Как вы думаете, почему? (ответы учащихся).
Учитель: Вы правильно отметили, музыка плавная, напевная, как песня. Оказывается, песни бывают не только для исполнения голосом, ещё бывают
для исполнения на музыкальных инструментах. Такая музыка называется инструментальной, и исполняют её на музыкальных инструментах.
Учитель: Мы с вами уже умеем исполнять на инструментах небольшие песенки. Учащимся предлагается узнать по ритмическому рисунку песни: (русскую народную песню «Во поле берёза стояла», «Тень – тень» муз. В. Калиникова). После того, как учащиеся отгадают песню, им предлагается исполнить любую, на их выбор, игрой на музыкальных инструментах. (приложение).
Учитель: Молодцы, ребята! Наш урок подошёл к концу. Какую музыку мы слушали на уроке? (ответы учащихся).
Учитель: Музыка, которая звучала на уроке, сочинена русским композитором П.И. Чайковским (показать портрет). С музыкой этого композитора мы ещё не раз встретимся на наших уроках.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Выход учащихся из класса под «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.