Урок Всю жизнь несу я Родину в душе
Конспект урока музыки: «Всю жизнь мою несу родину в душе»
Предмет: Музыка
Цель урока:
сформировать практические навыки инструментального и вокального музицирования разных видов колокольных звонов посредством музыки и литературы.
Задачи
Образовательная: осознать значение колокольного звона в жизни человека.
Развивающая: научить творчески и логически думать.
Воспитательная: повысить музыкальную культуру учащихся, любовь к своей Родине, уважение к людям.
Здоровьесберегающая: Создать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.
Планируемый результат :Предметные умения:
1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета.
2. Понимать стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
3. Сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельности
.Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.
Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; освоение ознакомительного, поискового чтения;
Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, используя новые понятия; уметь задавать вопросы.
Формы работы: Ресурсы ( учебник, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.)
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
1 этап – Мотивационный
Звучит «Великий колокольный звон» М. П. Мусоргского– Какие звуки вы услышали, ?– Какие виды звонов вы знаете?– В каких случаях они звучат?– Хотели бы вы научиться их играть сами? Давайте попробуем.
У вас на столах имеются колокольчики 1 ряд – большие, 2 ряд – средние, 3 ряд – маленькие. Попробуйте сымитировать на них только что прозвучавшую музыку.
– Почему не получилось, как вы думаете?
Отвечают на вопросы. Работают с колокольчиками. Формулируют проблему.
Личностные: Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
Определение цели урока:– Что же нам для этого надо сделать?
– Какие источники (жанры искусства) нам в этом помогут? Называют цель урока
Регулятивные: Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
Познавательные: общеучебные- формулирование темы урока
2 этап - Осмысления новой информации
Интерактивная беседа о том, когда и как на Руси звонили в колокола.
– А теперь каждый ряд подберет ритмический аккомпанемент к тому музыкальному произведению на стр. 33, в котором будут звучать соответствующие колокольчики.
– Сегодня прозвучит новое произведение для хора, солистов и ударных инструментов В.А.Гаврилина – симфония–действо «Перезвоны».
Послушайте внимательно фрагмент и определите, какие виды звонов имитируют человеческие голоса. Кто первым определит, можете подыграть на своих колокольчиках.
Анализ.
Изучение приёмов игры и их воспроизведениеблаговест – в большой колокол в обе стенки редко;набат – в средний колокол в одну стенку часто;трезвон – в маленький колокольчик один приём по три раза.
Дети выбирают музыкальное произведение, аргументируя свой выбор.1ряд играет набат под «Великий колокольный звон»2 ряд играет благовест под хор «Славься!»3ряд играет трезвон под «Светлый праздник».
Физминутка.
Слушание «Весело на душе»
Познавательные: действия постановки и решения проблем
Коммуникативные: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества
Познавательные: Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы.
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
3 этап - Включение в систему знаний и повторение. Учебник стр. 34
Раздаются схемы с пустой партитурой и подписанной строчкой стихотворения Б.Пастернака «Снег идёт» по слогам.
Алгоритм задания:
1. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт». 2. Определите размер стиха3. Попытайтесь его пропеть про себя.4. Сочините к стихотворению ритмическую музыку для каждого звона.5. Озвучьте её.
Сравните свои музыкальные решения с композиторским. Г.Свиридов «Снег идёт».
– Какую выразительную роль сыграли здесь колокола?
– Для чего композитор ввёл чередование: альты – сопрано?
– Какие выразительные средства литературного произведения – стихотворения помогли вам и Г.Свиридову как композиторам создать музыку?
– Многие композиторы использовали колокольные звоны в своих произведениях.А в литературе вы встречали колокольные звоны? В каких жанрах?Вспомните песни, в тексте которых есть звучание колоколов
.Дети выполняют письменную самостоятельную работу, помечая в схемах трёхголосное звучание. Выходят три ученика с разными колокольчиками и представляют свои результаты.
Выявляются возможные причины ошибок и их исправления .Слушание «Снег идёт» из кантаты Г.Свиридова (Ответы на вопросы.)
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
Познавательные :Учатся определять средства выразительности в музыке
Рефлексия– Дайте название теме урока!?– Выскажите свои впечатления от урока (самооценка) ,Оценки за урок.
Домашнее задание: прочитайте сказку «Война колоколов» и ответьте письменно на вопросы.
15