Сценарий литературного вечера, посвященного памяти С.А.Есенина Он искал в этих женщинах счастья… Часть 2.


1 ведущий : Поэт любил в себе самого себя. Он часто даже выдумывал себе любовь, как это было с Августой Миклашевской. Этой актрисе он каждый день посылал цветы.
Августа Миклашевская: Я-Августа Леонидовна Миклашеская, красивая и талантливая актриса московского камерного театра. У меня репутация строгой женщины и заботливой матери. На моем попечении были сестра и маленький сын. Мы часто встречались с Есениным в кафе поэтов "Стойло Пегаса", сидели вдвоем, тихо разговаривали. Я видела его недостатки, но понимала, что переделывать его не нужно. Надо помочь быть ему самим собой. Я не могла этого сделать. У меня было много затруднений, о которых он не знал. Я испытывала двойственное отношение к Есенину. Порой мне хотелось встать и пойти за ним все равно куда, но я бессмысленно сломала в себе это...и в итоге подчинила сердце разуму.
2 ведущий:  В 1923 году состоялась помолвка А. Миклашеской с Есениным, но к вечному союзу она не привела. Судьба распорядилась иначе. Ей посвящены 7 стихотворений из цикла "Любовь хулигана". Августа Леонидовна надолго пережила поэта. Уйдя из жизни в 1977 году, она оставила нам  бесценное воспоминание  о С. Есенине.
Чтец:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
3 ведущий : Сергей Есенин всю жизнь мечтал побывать в Персии, стремился создать поэтическое творение, достойное наследия древних персидских лириков. Хотя в Персии он и не побывал, но создал поэтический шедевр «Персидские мотивы», в котором часто употребляется имя Шаганэ. Прототипом есенинской персиянки стала преподавательница литературы Шаганэ Нерсесовна Тальян.
Шаганэ: Познакомились мы в 24 году во время путешествия Есенина в Батуми. Он был пылким влюбленным в Омара Хаяма и его газели, а Персия ему представлялась голубой страной.
Чтец: «В Хоросане есть такие двери»
В Хороссане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог.
Там живет задумчивая пери.
В Хороссане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог.
У меня в руках довольно силы,
В волосах есть золото и медь.
Голос пери нежный и красивый.
У меня в руках довольно силы,
Но дверей не смог я отпереть.
Ни к чему в любви моей отвага.
И зачем? Кому мне песни петь? —
Если стала неревнивой Шага,
Коль дверей не смог я отпереть,
Ни к чему в любви моей отвага.
Мне пора обратно ехать в Русь.
Персия! Тебя ли покидаю?
Навсегда ль с тобою расстаюсь
Из любви к родимому мне краю?
Мне пора обратно ехать в Русь.
До свиданья, пери, до свиданья,
Пусть не смог я двери отпереть,
Ты дала красивое страданье,
Про тебя на родине мне петь.
До свиданья, пери, до свиданья.
Шаганэ: Наша встреча была случайной и мимолетной: «и полюбил скоро и оставил, не переживая» ,а чувство его было «любовь уруса к красивой персиянке». И стихотворение «Шаганэ» про меня.
Чтец: «Шаганэ».
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли?
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
4 ведущий : Но отлюбив Шаганэ, Есенин не разлюбил Персию, не ту реальную, где никогда не был, а ту, что в его представлении была прародиной поэзии. И еще раз он вспомнил страну голубую в своем последнем стихотворении земного года.
Чтец: «Несказанное, синее, нежное…».
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
Колокольчик ли, дальнее эхо ли,—
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа! Мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году —
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава...
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!
1ведущий : В марте 25 года на дне рождения Галины Бениславской Есенин знакомится с внучкой Л. Н. Толстого Софьей Андреевной Толстой, единственной женщиной, носившей его фамилию.
Софья Толстая: Я, Софья Андреевна Толстая. С Сергеем Есениным познакомилась в 1925 году, я тогда заведовала библиотекой Союза писателей. Наше бракосочетание прошло в кругу родных, никого из посторонних не было. В середине июня Сережа переехал в мою квартиру в Померанцев переулок. Мрачная тишина, неуютная и нерадостная обстановка царила в квартире. Но мне были дороги воспоминания о предках и поэтому кругом на стенах висели картины. Эта обстановка не радовала Сережу, но он не подавал вида. Мы были совершенно разными людьми, с разными интересами и взглядами на жизнь. Сергей подарил мне кольцо. Оно было простое медное, очень большого размера, я носила его всю свою жизнь. Вечера мы проводили одни, без посторонних. Осенью Сережа особенно много работал. Его усталость была по нему видна. Отношения между нами в это время не ладились. Его нелепая смерть стала для меня ударом, страшной неожиданностью.
2 ведущий: Впечатления о встрече с С. Толстой вылились в строки стихотворения "Так заведено навеки..."
Чтец: «Видно, так заведено навеки»
Видно, так заведено навеки —
К тридцати годам перебесясь,
Все сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.
Коль гореть, так уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая —
Знак того, что вместе нам сгореть.
То кольцо надела мне цыганка.
Сняв с руки, я дал его тебе,
И теперь, когда грустит шарманка,
Не могу не думать, не робеть.
В голове болотный бродит омут,
И на сердце изморозь и мгла:
Может быть, кому-нибудь другому
Ты его со смехом отдала?
Может быть, целуясь до рассвета,
Он тебя расспрашивает сам,
Как смешного глупого поэта
Привела ты к чувственным стихам.
Ну и что ж! Пройдет и эта рана.
Только горько видеть жизни край.
В первый раз такого хулигана
Обманул проклятый попугай. (1925)
3 ведущий : Но был еще один человек, связанный с поэтом роковыми, трагическими узами – Галина Артуровна Бениславская. Дочь грузинки и француза, она в 20 году встретилась с Есениным в Политехническом музее на одном из литературных вечеров. Она влюбилась в поэта, ревновала его, жила с ним, всячески заботилась о нем, но ей не суждено было снискать ответное чувство.
 Галина Бениславская: Меня зовут Галина Бениславская. Я ходила на каждый литературный вечер с участием Есенина. В 1921 году я горько пережила его брак с Дункан и их отъезд за границу. Когда же Дункан уехала на Кавказ, Есенин поселился у меня, в Брюсовском переулке в Москве. Он был весь стихия, очевидно, этим ветром подхватило и закружило меня. Я любила Есенина преданно и беззаветно. Я вошла в круг близких ему людей, вела литературные дела, заботилась, страстно любила, ревновала, но не находила ответного чувства, больше того, терпела его измены.
Чтец: «Ты меня не любишь, не жалеешь».
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи,
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,—
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер...»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».
И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, —
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
 Галина Бениславская:Чувство нестерпимой, неотступающей боли, дикой тоски, безвыходной аппатии охватили меня. Крушение надежд, гибель Есенина потрясли меня. Я решила поступить так же, как Сергей Александрович.
2 ведущий: Судьбе было угодно свести двух совершенно разных людей. Почти через год после смерти поэта 3 декабря 1926 года Галина Бениславская застрелилась у могилы С. Есенина. Похоронена рядом с так страстно любимым ей человеком. На памятнике выгравирована надпись: "Верная Галя". Поэзия Есенина, как и его короткая жизнь, поражает нас своей обнаженной искренностью, обостренной тоской чувств. Поэзия, как и душа поэта, нежна, светла, полна  любви ко всему живому в мире, чтобы каждой строчкой серебряных нитей стихов  звенеть в "человечьем сердце".
 
Чтец: «Мы теперь уходим понемногу».
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь!
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле...
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
3 ведущий : Нельзя к поэтам относиться с обычной меркой, с которой подходят к людям благоразумным. Они обладают правами, которых попросту нет у обывателей, поскольку стоят они невыразимо выше смертных. Люди смертны, и только бессмертны любовь и творения о любви.
Есенин: «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле.
И с тобой целуюсь по привычке,
Потому что многих целовал,
И, как будто зажигая спички,
Говорю любовные слова.
«Дорогая», «милая», «навеки»,
А в уме всегда одно и то ж,
Если тронуть страсти в человеке,
То, конечно, правды не найдешь.
Оттого душе моей не жестко
Ни желать, ни требовать огня,
Ты, моя ходячая березка,
Создана для многих и меня.
Но, всегда ища себе родную
И томясь в неласковом плену,
Я тебя нисколько не ревную,
Я тебя нисколько не кляну.
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
И тебя любил я только кстати,
Заодно с другими на земле.