Индивидуально-коррекционное занятие Парные звонкие и глухие согласные на конце слова


Тема :Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.
Оборудование: рабочие карточки,буквы, плакат
группы цели Содержание карточек
1 группа Знать: парные и звонкие согласные,
Образование звонких и глухих согласных(шум+голос, шум )
Уметь: различать звонкие и глухие согласные
Правильно писать слова с парными согласными на конце слова и подбирать проверочные слова, находить по букве ошибки в парной согласной на конце слова
Определять звонкие и глухие согласные в словах, предложениях,тексте. 1.Упр.подчёркивание букв,обозначающих парные звонкие согласные( на доске текст с ошибкой, подчёркнуты глухие согласные ) №19-21 самостоятельно
2.Назовите только те слова, которые нужно проверять( на доске – шкаф, дым, гриб,пар,пруд,май, львы, утюги,лес,стриж ) № 6,13,14
3.Упр.по букве,которая является
ошибкой в написании парной согласной на конце слова №29-31
4.Упр. в написании предложения, вставляя пропущенные парные согласные.№ 2,8-9
2группа Знать: парные и звонкие согласные,
Образование звонких и глухих согласных(шум+голос, шум )
Уметь: различать звонкие и глухие согласные
Правильно писать слова с парными согласными на конце слова и подбирать проверочные слова
Определять звонкие и глухие согласные в словах, предложениях, тексте. 1.Упр. По слову с парной согласной на конце ( показ слов – на карточках )
Работа по карточкам №1,10,11.
2.упр. « угадай слово « на доске даны предложения.
3группа Знать: парные и звонкие согласные,
Уметь: различать звонкие и глухие согласные
Правильно писать слова с парными согласными на конце слова и подбирать проверочные слова
1.упр. подчёркивание орфограммы и нахождение проверочного слова № 15,16
2.Назовите слова и подчеркните только те парные согласные, которые при написании нужно проверять ( На доске )
3. работа с предложениями
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря,
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. ( А. Пушкин 1 группа
Здравствуйте ребята! Чтобы узнать тему нашего занятия прослушайте сначала стихотворение из книги Ольги Соболевой « Когда правила смеются «
«Живут себе два брата
Глухой и звонкий звук
И все вокруг стараются
Их различить на слух
Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймёшь ни звука!
Где звонкий ?! где глухой ?!
Но тут приходит гласный,
Полезный очень звук,-
И сразу два согласных
Мы различим на слух
Перед прекрасным гласным
Вот звонкий, вот глухой!
И каждый вдруг согласен
Побыть самим собой,
Превратить наш пруд в пруды
Сад – в сады, а мост – в мосты.»И так догадались над какой темой будем работать?
Какие согласные называются парными?
А как вы думаете звонкие согласные образованы при помощи шума?-нетА глухие согласные при помощи голоса + шума?-нет ( № 19-21 )
И так мы знаем,что парные согласные в словах нужно проверять. А для этого давайте вспомним алгоритм проверки парных согласных . (На карточке слова- опоры ). Находят ошибки.
№6,13,14 3. №29-31 4. №2,8-9
2группа
На доске даны буквы - Ф К З С Д Р Т В Ж
Какая буква здесь лишняя? Почему? ( он непарный и его не надо проверять )
А остальные буквы как можно назвать ? Каких букв не хватает ? ( Г Ш Б П )
Так вот сегодня мы с вами и будем отрабатывать умения правильно писать слова с парной согласной и подбирать проверочные слова.
Прочитать слово, назвать парную согласную на конце и подобрать проверочное слово ( лес, сад, глаз, снег, сноп, столб, шкаф, крот,шалаш, лошадь)
Назовите парные согласные.
№1,10,11
Вместо точек вставьте нужные по смыслу слова.
В классе стоит…………. с книгами. Мама связала Мише тёплый ………. У ястреба сильный…….
Репа и ………….это овощи. Тигр и ……….хищные звери.
( лев, шкаф, клюв, морковь, шарф )3 группа
Что это за буквы ? – парные согласные
Почему их так называют?
Назовите звонкие согласные? Глухие ?№ 15,16
Дописать предложение, где вместо последнего слова картинка – подсказка.
Под елью вырос белый ( гриб).
На поляне расцвёл душистый ( ландыш ).
У Миши был красивый ( голубь ).
В лесу вырос высокий ( дуб ).
Карточка №1
Прочитай слова, выпиши в первый столбик сначала слова со звонкой согласной на конце, а затем во второй столбик с глухой согласной на конце.
Пруд, жук, зуб, прорубь, гвоздь, ёрш, ястреб, суп, молод, шкаф, ветвь, прут.
Карточка №2
Списать предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках писать проверочные слова.
Выпал пушистый сне…. . Скоро ударит сильный моро…. . Замёрз пру….. . На нём крепкий лё….
Спит в берлоге медве…. .
Карточка №3
Найди в тексте слова со звонкими и глухими согласными, подчеркни их.
Зима. Глубокий снег покрыл землю. Толстый лёд лежит на реках. Дети надели шубки, шапки, варежки и побежали на улицу. Они играют в снежки. И мороз им не страшен.

Карточка №4
Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет и запиши их.
Глаза- …….. Карнизы-……….
Возы-………. Голоса-………….
Автобусы-…. Арбузы-…………
Волосы-……. Паруса-………….
Пояса-………. Рассказы-………..

Карточка №5
Вставляй пропущенные согласные буквы.
Тетради- тетра…ки, тетра…ьСторожа- сторо…, сторо…..каПлощади- площа….ь, площа….каЛошади- лоша….ь, лоша…ка
Морковочка- морко…ь, морко….ка
Карточка № 6
Допишите парную согласную, устно подбери проверочное слово.
Ду…., зу…..,су…., скри….. ( б, п )
Фла…., кру…., вра…., пар…. ( г,к )
Гла…, но…,ГРУ…, гря…ь. ( з,с )
Шка…., ле…, клю…. (в,ф )

Карточка №7
Соедините слова правого столбика с левым, вставьте парную согласную,в скобках проверочное слово написать.
Раскидистый шар…. ( )Казахстанский лё…..( )Скользский фла….( )Шерстяной ду…..( )Платяной автобу….( )Новый шка… ( )
Карточка №8
Допиши предложение ,подобрав нужное слово по смыслу с парной согласной на конце. В скобках напиши проверочное слово.
На улице сильный …………..
Бабушка испекла вкусный……..
В песочнице играет ………
Рыбаки построили………
Машина въехала………..

Карточка №9
Допиши предложение ,подобрав нужное слово по смыслу с парной согласной на конце. В скобках напиши проверочное слово.
Собака – хороший ………
По земле ползёт……….
По дороге быстро бежит……
Повар сварил вкусный……..
Витя записал стихи в ……..

Карточка №10
Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. Напиши по образцу.
Образец : морозы- мороз
Паруса, рассказы, автобусы, арбузы, народы, заводы, города, билеты,рассказы,кабинеты.

Карточка №11
Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. Напиши по образцу.
Образец : морозы- мороз
Стрижи, чижи, карпы, волки, моржи, ястребы, ерши, бульдоги, клады, глаза.

Карточка №12
Спиши пословицы. Вставьте пропущенные парные согласные.
Попал не в бро…ь, а в гла…..
Новый го….. – к весне поворо…..
Мир да ла…… - большой кла……

Карточка №13
Выпиши слова с парными согласными на конце слова. В скобках напишите проверочные слова.
Арбуз, ковёр, стриж, комбайн, штрих, четверг, яблоко, конверт, посуда, ёрш, дворец, снаряд, гранат.
Карточка №14
Выпиши слова с парными согласными на конце слова. В скобках напишите проверочные слова.
Груз, дуб, лимон, лебедь, рекорд, краб, шарф, холм, барсук, соль, забор, пудинг, площадь Карточка №15
Спиши. подчеркни парные согласные которые нужно проверять.
Зуб – зубы
Клоп –клопы
Лебедь –лебеди
Сугроб – сугробы
Лоб – лбы
Морж – моржи
Суп – супы

Карточка №16
Спиши. подчеркни парные согласные которые нужно проверять.
Лаваш – лаваши
Дуб – дубы
Клёст – клесты
Сад – сады
Морковь - моркови
Салат – салаты
Нерв - нервы

Карточка №17
Спиши. Раскрывая скобки.
Брасле …….. ( т,д )
Бубли…… ( г,к )
Абрико………( з, с )
Педаго………..( г, к )
Но…………….( з, с )
У……………..( ж, ш )
Дру…………..(г, к )Пар…………..( г, к )

Карточка №18
Спиши. Раскрывая скобки.
Га….. ( з,с )
Гардеро…….( б,п )
Творо………..( г,к )
Кис…..ь ( д, т )
Бан……… ( д,т )
Чи………….( ж,ш )
Плю………..( ж, ш )
Рука………..( в, ф )

Карточка №19
Подчеркни буквы, которые обозначают звонкие согласные.
На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки
Раскрыла – больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.
К. Бальмот

Карточка №20
Спиши. Подчеркни буквы, которые обозначают звонкие согласные.
Голубенький, чистый
Подснежник – цветок!
А подле сквозистый, последний снежок….
А.Майков
Карточка №21
Подчеркни буквы, которые обозначают звонкие согласные.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
З.Александрова
Карточка №22
Списать загадки и вставить пропущенные согласные. Отгадку в скобках написать.
1.Ела, ела ду…, ду…., поломала зу…., зу…. ( )2.Сидит ба…..ка на гря…..ке, вся в заплатках. ( )
3.Полосатое ядро, кумачовое нутро,
Хвости…., как у хрюшки, в виде завитушки. ( )Карточка №23
Списать загадки и вставить пропущенные согласные. Отгадку в скобках написать.
1.Шёл долговяз, в землю увяз. ( )2.Маленький рос…. , длинный хвос….,серенькая шубка, остренькие зубки. ( )
3. Хоть сама и сне…, и лё…., а уходит – слёзы льёт. ( )
Карточка №24
Спиши, изменяя слова по образцу. Подчеркни парные звонкие и глухие согласные.
Белый ( грузди )……………
Пять ( совы ) ………………
Проливной ( дожди ) ……….
Стадо ( коровы )…………..
Карточка №25
Спиши, изменяя слова по образцу. Подчеркни парные звонкие и глухие согласные.
Стопка ( книги )………
Сильный ( морозы )………..
Острый ( ножи ) …………..
Вековой (дубы )………….
Карточка №26
Спиши , вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово.
Получить бага…., найти кла…., вкусный обе…., букет ро…., ветки берё…
Карточка №27
Прочитайте пословицы и поговорки. Подчеркните парные согласные ны конце слова.
У наших ворот всегда хоровод.
Был бы покос, да пришёл мороз.
В мае дождь – будет рожь.
Книга – твой друг, без неё как без рук.
Карточка №28
Спиши , вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово.
Сильный холо….., гладкий лё….., белый лебе….ь, сочный арбу…., грибной су…….
Карточка №29
Найди и исправь ошибки в написании парной согласной на конце слова.
Хлеп, карандаш, клюв, морос, сторош,голос,творок.
Карточка №30
Найди и исправь ошибки в написании парной согласной на конце слова.
Зуп, морш, снег, салат, арбус, дуп, морковь.
Карточка №31
Найди и исправь ошибки в написании парной согласной на конце слова.
Друк, нож, тетрадь, медветь, рызь, бублик, абрикоз.
Вместо точек вставьте нужные по смыслу слова.
В классе стоит…………. с книгами. Мама связала Мише тёплый ………. У ястреба сильный…….
Репа и ………….это овощи. Тигр и ……….хищные звери.
( лев, шкаф, клюв, морковь, шарф )