Презентация Исследование копинг-стратегий кризисных ситуаций в подростковом возрасте


Исследование копинг-стратегий кризисных ситуаций в подростковом возрасте. педагог-психолог КОГОАУ СПО «Вятского государственного торгово-промышленного техникума» Юрганова М.С. Копинг – поведение, как способ профилактики отклоняющегося поведения.Отклоняющееся поведение - деятельность человека, система поступков, не соответствующих установившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.
формы девиантного поведения по А.Е. Кличко и В.Т. Кондравенко:Делинквентное поведение;Бродяжничество;Аддиктивное поведениеДевиации сексуального поведения;Суицидальное поведение;Агрессивное поведение; Саморазрушающее поведение.
Компетенции – это результат образования, который выражается в овладении подростком определенных способов деятельности, в данном случае способов преодоления трудных, стрессовых ситуаций, по отношению к предмету воздействия. основные способы преодоления трудных, стрессовых ситуаций:механизмы психологической защиты; механизмы копинг- поведения.Копинг (coping от английского cope – преодолевать, совладать) – это поведенческие, психологические, познавательные и эмоциональные методы, приемы, стратегии сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Формы Копинг – поведения:восстановительное, реактивное совладание или преодоление (reactive coping); опережающее, проактивное совладание (proactive coping); профилактическое, превентивное преодоление (preventive coping); предвосхищающее, антиципационное совладание (anticipatory coping). Структура Копинг - поведения1) накопление ресурсов; 2) понимание, осознание потенциальных стрессов, кризисной ситуации; 3) оценка потенциальных стрессов, кризисной ситуации на начальном этапе; 4) заблаговременные, подготовительные попытки копинг - стратегий; 5) вывод и осуществление обратной связи об успешности совершенных попыток.








Классификация копинг - стратегий.Классификация Р. Лазаруса и С. Фолкмана; Классификация К. Гарвера ;Классификация П. Тойса;Методика Э.Хейма. Классификация Р. Лазаруса и С.Фолкмана проблемно-ориентированный копинг (problem-focused);эмоционально-ориентированный копинг (emotional-focused).Копинг - стратегии по Р. Лазурусу и С. Фолкману:планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы;конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).





Классификация К. Гарвера адаптивные копинг-стратегии:«активный копинг»; «планирование»;«поиск активной общественной поддержки»; «положительное истолкование и рост»; «принятие».Частично адаптивные копинг-стратегии:«поиск эмоциональной общественной поддержки»;«подавление конкурирующей деятельности»; «сдерживание». Неадаптивные копинг-стратегии:«фокус на эмоциях и их выражение»;«отрицание»; «ментальное отстранение»; «поведенческое отстранение».«обращение к религии», «использование алкоголя и наркотиков», «юмор».








Классификация П. ТойсаПоведенческие стратегии :Поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия (обсуждение ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от ситуации.Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа; другие физиологические методы (таблетки, еда, сон).Поведенческие стратегии, ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис: сдерживание и контроль чувств.Когнитивные стратегии :Когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию: принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации.Когнитивные стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва.Когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения: переинтерпретация существующих чувств.Дополнительные стратегии: написание дневников, писем; слушание музыки; стратегия ожидания




Методика Э.Хейма. Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством доктора медицинских наук, профессора Л. И. Вассермана.А. Когнитивные копинг-стратегииИгнорирование – «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности»Смирение – «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться»Диссимуляция – «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»Сохранение самообладания – «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния»Проблемный анализ – «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось»Относительность – «Я говорю себе: по сравнению с проблемами Других людей мои – это пустяк»Религиозность – «Если что-то случилось, то так угодно Богу»Растерянность – «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей»Придача смысла – «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам»Установка собственной ценности – «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».

ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c Б. Эмоциональные копинг-стратегииПротест – «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую»Эмоциональная разрядка – «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу»Подавление эмоций – «Я подавляю эмоции в себе»Оптимизм – «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»Пассивная кооперация – «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне»Покорность – «Я впадаю в состояние безнадежности»Самообвинение – «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам»Агрессивность – «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным»В. Поведенческие копинг-стратегииОтвлечение – «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»Альтруизм – «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях»Активное избегание – «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях»Компенсация – «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)»Конструктивная активность – «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.).Отступление – «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»Сотрудничество – «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»Обращение – «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом»

ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c







Эффективность копинг-стратегийЛичность субъекта; Особенность ситуации;Половозрастные критерии;Социальные факторы;Культурные аспекты.
Диагностика копинг-стратегий в кризисных ситуациях подростками(авторская)Цель диагностирования – выявить психологические особенности преодолевающего поведения подростков в кризисных ситуациях, наметить траекторию мероприятий для своевременной и эффективной помощи подросткам, разработать рекомендации. Опросник «Копинг-стратегии в кризисных ситуациях» для подростков.(на основе классификации Э. Хейма) Инструкция: Выделите наиболее часто используемые формы реагирования в связи с возможными неприятными событиями в жизни. На одну кризисную ситуацию выбираем один вариант ответа. Например: Рассмотрим КС возникающие при несформированности компетенций социального взаимодействия и коммуникаций. Как вы поступите при конфликте с преподавателем, тренером? Предположим, что выбрали вариант А 5 - «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось». Заносим его в столбик «ответ испытуемого». {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0} Кризисные ситуацииОтвет испытуемогоВарианты копинг-поведения по методике Э. Хейма:КС возникающие при несформированности компетенций социального взаимодействия и коммуникаций:А. Когнитивные копинг-стратегииИгнорирование Смирение Диссимуляция Сохранение самообладания Проблемный анализ ОтносительностьРелигиозность Растерянность Придача смысла Установка собственной ценности.Б. Эмоциональные копинг-стратегииПротест Эмоциональная разрядка Подавление эмоций Оптимизм Пассивная кооперация Покорность Самообвинение Агрессивность .В. Поведенческие копинг-стратегииОтвлечение Альтруизм Активное избегание Компенсация Конструктивная активность Отступление Сотрудничество Обращение .Ссоры в семье, с родителями, братьями, сестрами, бабушками и дедушками; развод родителей, смерть или болезнь членов семьи.  Конфликты с друзьями, однокурсниками. Конфликт с преподавателем, тренером. КС возникающие на фоне недостаточной информационной компетенции и познавательной деятельности:Неудачи в учебе, затруднения;  Предэкзаменационная ситуация; Неудачи на контрольных, экзаменах. КС возникающие на фоне здоровьесовершенствования:  Болезни, травмы. Трудность соблюдения норм ЗОЖ, свободы и ответственности в выборе образа жизни;  Не выполнение или частичное выполнение правил личной гигиены КС возникающие при несформированности компетенций гражданственности: Не знание прав и обязанностей гражданина;  Правонарушения; Антипатриотические взгляды, не знание и игнорирование символов государства (герб, флаг, гимн).  КС возникающие при несформированности компетенций самосовершенствования: Болезненный поиск смысла жизни; Отсутствие желания к саморазвитию; Ситуации обмана, предательства и краха идеалов.   Обработка результатов: Активное преодоление, поиск решения (адаптивные)- 3 балла;Поиск поддержки, ориентация на мнение значимых людей (частично адаптивные) -2 балла;Избегание, изоляция, отрицание, покорность (неадаптивные) -1 балл. Идивидуальное диагностирование:Лист индивидуального диагностирования:Ф.И.О. испытуемого____________________________________________________Дата первичного обследования:_______________________Таблица «Мероприятия по формированию ключевых компетенций позволяющих быть адаптированным в условиях окружающего мира и социально значимым для сверстников и взрослых»Мероприятие, формы и содержание работы Планируемый компетентностный результат Дата проведенияМесто и время проведения.Ответственные за проведение мероприятия. Отметка об исполненииДата вторичного обследования_______________________________________Рекомендации: Кризисные ситуацииВозможные копинг-стратегии (способы преодоления кризисных ситуаций).первичное обследование на 1 году обученияСпособы преодоления КС после развивающей и коррекционной работы.вторичное обследование на 2-3 году обучения 123КС возникающие при несформированности компетенции гражданственности.  КС возникающие при несформированности компетенции самосовершенствования  КС возникающие при несформированности компетенции социального взаимодействия и коммуникаций.  КС возникающие на фоне недостаточной информационной компетенции и познавательной деятельности.  КС возникающие на фоне здоровьесовершенствования  Итого:   Интерпретация результатов:От 5 до 7 баллов – низкий уровеньОт 8 до 11 баллов - средний уровеньОт 12 до 15 баллов – высокий уровень Копинг-Колесо.

Группового диагностирования:  Кризисные ситуации КС возникающие при несформированности компетенций гражданственности.КС возникающие при несформированности компетенций самосовершенствованияКС возникающие при несформированности компетенций социального взаимодействия и коммуникаций.КС возникающие на фоне недостаточной информационной компетенции и познавательной деятельности.КС возникающие на фоне здоровьесовершенствованияСумма баллов по преодолению КС каждого испытуемого Копинг-стратегии Ф.И.О. 1 балл2 балла3 балла1 балл2 балла3 балла1 балл2 балла3 балла1 балл2 балла3 балла1 балл2 балла3 балла1.                2.                …                Количествоиспытуемых применяемых копинг -стратегии                Лист-карта группового диагностирования. Формирование ключевых компетенций:Формирование компетенций – это системный процесс, который не может быть обеспечен отдельным мероприятием. Инновационные оценочные средства: Модульно-рейтинговая система;Кейс-метод (ситуационные задачи);Портфолио (оценка собственных достижений);Метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей);Проектный метод (научные, учебные, производственные и рекламные проекты);Деловая игра (приближение к реальной производственной ситуации);«Метод Дельфи» («мозговая атака»).




Список источников:Кудинова С.В. Профилактика суицидального поведения школьников в образовательной организации / Кудинова С.В. // Материалы семинара «Новые технологии в работе психолога в условиях ФГОС профессионального образования»Нибиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом /Учебно методическое пособие – Казань. 2003 -98 с.Одинцова М.А. Психологические особенности преодолевающего поведения современных подростков 40-46 с.//Теоретический и научно – методический журнал Воспитание школьников №10 2011г. - 80 с.Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги /авт. –сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009. -207с. www||psy-diagnoz.com Спасибо за внимание!