Рабочая программа по литературе для профессии Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»



УТВЕРЖДАЮ
Директор ________С.А.Ермухаметов
«__» ___________ 2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДБ.02 «Литература»
для профессии

15.01.05. «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»







Карталы
2015


ОДОБРЕНА на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
протокол № 1 от 28 августа 2015 г.
Составлена на основе Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требования ФГОС и получаемой специальности, в соответствии с федеральным базисным учебным планом для профессии технического профиля


Председатель ПЦК общеобразовательных дисциплин
____________________Н.Н. Гревцева






Составитель: С. Н. Асташенко
Преподаватель ГБПОУ «КМТ»



Рецензент



























СОДЕРЖАНИЕ


стр.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4


СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


10


условия реализации программы учебной дисциплины


36


Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


39



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература»

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы для профессии 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Литература», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина «Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Содержание программы «Литература» направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий; формирование общего представления об историко-литературном про-
цессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

·
· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире ;

·
· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

·
· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

·
· готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

·
· эстетическое отношение к миру;

·
· совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

·
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз-
личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

·
· умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

·
· умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;

·
· умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

·
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

·
· сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

·
· сформированность навыков различных видов анализа литературных произ ведений;

·
· владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

·
· владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;

·
· владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

·
· знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

·
· сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

·
· способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

·
· владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального лич-ностного восприятия и интеллектуального понимания;

·
· сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;



















1.4. Общая характеристика учебной дисциплины «Литература»

Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебной дисциплины «Литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей.
Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
В процессе изучения литературы проводятся практических занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т. д. Тематика и форма их проведения зависят от
поставленных преподавателем целей и задач, от уровня подготовленности обучающихся.
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.
Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т. д.).
Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т. п.
Изучение литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета.



1.5. Количество часов, отведённое на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки -251 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки -171 часов;

самостоятельной работы - 80 часов.
































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

251

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:


лабораторные занятия
-

практические занятия
20

контрольные работы
1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

80

в том числе:


самостоятельная внеаудиторная работа

80


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (2 час)







Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение.
Историко-культурный процесс рубежа XVIII XIX веков. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке.
1
1


Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века



Тема 1.1.
Русская литература первой половины XIX века. Романтизм.
Содержание учебного материала




1
Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.
1



Практическое занятие
-


Тема 1.2.
А.С.ПУШКИН.
Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала

2


1
Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Деревня», «Из Пиндемонти», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит». Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.
1



Практическое занятие
-


Тема 1.3.
Семинар «Лелеющая душу гуманность» творчества А. С. Пушкина.
Содержание учебного материала

2


Практическая работа. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы. «Вольность». Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы. Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания. «Пророк», «Поэту». Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.
2
3

Тема 1.4.
Поэма «Медный всадник».
Содержание учебного материала
1
2


Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.




Практическое занятие
-



Содержание учебного материала



Тема 1.5.
М. Ю. Лермонтов.
Жизненный и творческий путь.

Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), «Дума», «Как часто пестрою толпою», «Валерик», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание». Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. «Выхожу один я на дорогу» и др
2
2


Практическое занятие
-


Тема 1.6.
Н.В. ГОГОЛЬ. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала
1
2


Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел.




Практическое занятие



Тема 1.7.
Повесть Н. В. Гоголя «Портрет»
Содержание учебного материала
1
2


Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Теория литературы. Литературный тип. Деталь. Гипербола. Гротеск. Юмор. Сатира.




Практическое занятие
-



Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века




Тема 2.1.
Русская литература второй половины XIX века
Содержание учебного материала
1
2


Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.




Практическое занятие
-



Тема 2.2.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Жизненный и творческий путь.
Содержание учебного материала
1
2


Жизненный и творческий путь А. Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского.
Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы.
Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Теория литературы: понятие о драме.




Практическое занятие
-


Тема 2.3.
Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства».
Содержание учебного материала
2
2


Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Чтение по ролям пьесы «Гроза», характеристика героев. Роль персонажей второго ряда в пьесе.




Практическое занятие
-


Тема 2.4.
Сила и слабость характера Катерины.


Тема 2.5.
Споры вокруг пьесы «Гроза»
Содержание учебного материала
2
2


Образ Катерины воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева.




Практическое занятие Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.
1
3

Тема 2.6.
И.А. ГОНЧАРОВ.
Жизненный и творческий путь.
Содержание учебного материала
1
2


Сведения из биографии. «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера.




Практическое занятие
-


Тема 2.7.
Система персонажей в романе «Обломов»
Содержание учебного материала
1
2


Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.




Практическое занятие
-


Тема 2.8.
И.С. ТУРГЕНЕВ. Жизненный и творческий путь. Роман «Отцы и дети».
Содержание учебного материала




Сведения из биографии. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.

2
2


Практическое занятие
-


Тема 2.9.
«Меж ними всё рождало споры»
Содержание учебного материала
2
2


Практическое занятие. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). «Конфликт двух поколений». Комментированное чтение и анализ 10 главы романа «Отцы и дети».



Тема 2.10.
Любовь в романе «Отцы и дети».
Содержание учебного материала
2
2


Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.




Практическое занятие
-


Тема 2.11.
Анализ эпизода «Смерть Базарова».
Содержание учебного материала
1
2


Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).
Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.




Практическое занятие
-



Содержание учебного материала



Тема 2.12.
Личность и судьба Ф. И. Тютчева.
Сведения из биографии. Стихотворения: « «Не то, что мните вы, природа», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое»), «День и ночь», «Эти бедные селенья» и др. Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего.
1
2

Тема 2.13.
Пейзажная и любовная лирика
Практическое занятие Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.
1
3


Содержание учебного материала



Тема 2.14.
А.А. ФЕТ.
Сведения из биографии. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую», «Это утро, радость эта», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.
2
2


Практическое занятие
-


Тема 2.15.
А.К. ТОЛСТОЙ.

Содержание учебного материала




Сведения из биографии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Колокольчики мои».
1
2


Практическое занятие
-


Тема 2.16.
Н.А. НЕКРАСОВ.
Жизненный и творческий путь.
Разнообразие тем лирики.
Содержание учебного материала




Сведения из биографии. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода»), «Вчерашний день, часу в шестом», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», « «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей», «Блажен незлобивый поэт», «Внимая ужасам войны». Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. «Памяти Добролюбова», Поэт и гражданин» и др.
1
2


Практическое занятие
-


Тема 2.17.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - эпопея народной жизни.

Содержание учебного материала




Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Комментированное чтение поэмы и характеристика образов (Яким Нагой, Савелий, Ермил Гирин и др.)
1
2


Практическое занятие
-


Тема 2.18.
Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме.
Содержание учебного материала




Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. . Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. . Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.
2
2


Практическое занятие
-


Тема 2.19.
Н.С. ЛЕСКОВ. Жизненный и творческий путь.
Содержание учебного материала




Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера.
1
2


Практическое занятие
-


Тема 2.20.
Повесть «Очарованный странник» (обзор с анализом глав)
Содержание учебного материала




Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Повторение. Национальный характер в произведениях Н. С. Лескова («Левша»).
2
2


Практическое занятие
-


Тема 2.21.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Жизненный и творческий путь. «Сказки»
Содержание учебного материала




Сведения из биографии. Своеобразие типизации и писательской манеры Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы.
Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).
2
2


Практическое занятие
-



Тема 2.22.
«История одного города» (обзор).
Содержание учебного материала




Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города».
Приемы сатирической фантастики, художественного иносказания. Эзопов язык. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы
1
2


Практическое занятие
-


Тема 2.23.
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ. Жизненный и творческий путь.
Содержание учебного материала




Сведения из биографии. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе Социальная и нравственно-философская проблематика романа.
1
2


Практическое занятие
-


Тема 2.24.
Петербург в романе «Преступление и наказание»
Содержание учебного материала




Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.
1
2


Практическое занятие
-


Тема 2.25.
Идея Раскольникова о праве сильной личности.

Содержание учебного материала




Раскрыть суть теории. Проблема «сильной личности» и
«толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе.
Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.
2
2


Практическое занятие
-


Тема 2.26.
Преступление Раскольникова.
Содержание учебного материала




Власть теорий над человеком, ответственность человека за идеи, которыми он руководствуется.
2
2


Практическое занятие
-


Тема 2.27.
Семинар «Двойничество» в романе.
Содержание учебного материала




Символическое значение снов Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.
Эволюция идеи «двойничества».
2
2


Практическое занятие
-


Тема 2.28.
Семья Мармеладовых в романе.
Содержание учебного материала




Комментированное чтение и анализ глав из романа «Преступление и наказание». Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Библейские мотивы в произведении.
1
2


Практическое занятие
-


Тема 2.29.
Женские образы в романе «Преступление и наказание»
Содержание учебного материала




Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе.
Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.
1
2


Практическое занятие
-



Содержание учебного материала



Тема 2.30.
Эпилог романа «Преступление и наказание»
анализ эпилога романа. Споры вокруг романа и его главного героя.

2
2


Практическое занятие
-


Тема 2.31.
Л.Н. ТОЛСТОЙ. Жизненный и творческий путь.
Содержание учебного материала




Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Работа со статьями в учебнике «Я старался писать историю народа». Роман-эпопея». Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Работа со статьями в учебнике «Я старался писать историю народа», «Люди, как реки» Диалектика души».
Теория литературы. Понятие о романе-эпопее.
1
1


Практическое занятие




Тема 2.32.
«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

Содержание учебного материала




Жизненные ценности семей Болконских и Ростовых
1
2


Практическое занятие
-


Тема 2.33.
Изображение войны 1805-1807 гг
Содержание учебного материала




Отношение Толстого к войне. Идейно- художественное особенности изображения войны 1805-1807 гг.
2
2


Практическое занятие
-



Тема 2.34.
Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе.

Содержание учебного материала




Картины войны 1812 года. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Партизанское движение в романе. Патриотизм в понимании писателя. Осуждение жестокости войны в романе Повторение. Тема войны 1812 года в творчестве М. Ю. Лермонтова («Бородино»).
2
2

Тема 2.35.
Кутузов и Наполеон как личности и полководцы.
Практическое занятие. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Образы Кутузова и Наполеона в идейной направленности романа. Развенчание идеи «наполеонизма».

2
3

Тема 2.36.
Жизненный путь князя Андрея и Пьера Безухова.
Содержание учебного материала




Практическая работа. Духовные искания Андрея Болконского. Духовные искания Пьера Безухова
2
3


Тема 2.37.
Наташа Ростова – любимая героиня писателя.
Содержание учебного материала




Духовные искания Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи
2
2


Практическое занятие
-


Тема 2.38.
Художественное своеобразие романа «Война и мир».
Содержание учебного материала




Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

1
1


Практическое занятие
-



Тема 2.39.
А.П. ЧЕХОВ. Жизненный и творческий путь.
Содержание учебного материала




Сведения из биографии. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. «Ионыч»
1
1


Практическое занятие
-


Тема 2.40.
Маленькая трилогия. Анализ рассказа «Человек в футляре».
Содержание учебного материала




Усвоение содержания «мал. трилогии», раскрытие идейно –худ. своеобразия рассказов
1
2

Тема 2.41.
Идейно-художественное своеобразие рассказов «Крыжовник», «О любви».
Практическая работа. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова
2
2

Тема 2.42.
Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч»
Содержание учебного материала




Раскрыть трагизм повседневно – будничного существования.
2
2


Практическое занятие
-


Тема 2.43.
Своеобразие конфликтов, система персонажей пьесы «Вишнёвый сад».
Содержание учебного материала




Комедия «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы (Раневская и Гаев). Теория литературы. Развитие понятие о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т. д.).
2
2


Практическое занятие
-


Тема 2.44.
Сад как символ в пьесе «Вишнёвый сад»
Содержание учебного материала




Сложность характера Лопахина. Чтение по ролям пьесы «Вишнёвый сад», характеристика образов Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Своеобразие Чехова-драматурга.
2
2

Тема 2.45.
Уроки поэзии (А. Н. Майков, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский)
Практическое занятие. Особенности развития поэзии 19 века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века.
Роль А. Н. Майкова, А. А. Григорьева, Я. П. Полонского в развитии русской поэзии.
2
2

Тема 2.46.
К. Хетагуров. Жизнь и творчество.
Содержание учебного материала




Литература народов России. Сведения из биографии, комментированное чтение стихотворений.
1
2


Практическое занятие
-


Тема 2.47.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОБЗОР)

Содержание учебного материала




В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек»,
Г.Флобер «Саламбо», поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).
2
2


Практическое занятие
-


Тема 2.48.
И. Гёте, трагедия «Фауст»
Содержание учебного материала




Осмысление вечных философских проблем
2
1


Практическое занятие
-


Тема 2.49.
О. де Бальзак. Повесть «Гобсек»
Содержание учебного материала




Изображение в повести губительной силы денег.
1
1

Тема 2.50.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Поэзия. (ОБЗОР)
Практическое занятие. Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).
1


Тема 2.51.
Контрольная работа по литературе 19 века.
Содержание учебного материала
1




Раздел 3. Литература 20 века.




Тема 3. 1.
Развитие искусства в конце 19 – начале 20 века.
Содержание учебного материала




Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы. Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».
1
1


Практическое занятие
-


Тема 3. 2.
Жизненный и творческий путь
И.А. БУНИНА. Поэзия. Рассказ «Чистый понедельник».
Содержание учебного материала




Сведения из биографии. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого.
1
2


Практическое занятие
-


Тема 3. 3.
Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско»
Содержание учебного материала




Рассказ «Господин из Сан-Франциско»Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Поэтика И. А. Бунина. Рассказ «Чистый понедельник».
2
2


Практическое занятие
-


Тема 3. 4.
Жизненный и творческий путь
А. И. Куприна.
Содержание учебного материала




Сведения из биографии. Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. («Олеся»).
1
1


Практическое занятие
-


Тема 3. 5.
Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в п. «Поединок»
Содержание учебного материала




Значение повести для осознания обществом кризиса русской жизни, гуманистический, антивоенный пафос повести.
1
1


Практическое занятие
-


Тема 3. 6.
Повесть «Гранатовый браслет».
Содержание учебного материала




Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.
1
2


Практическое занятие
-


Тема 3. 7.
М. ГОРЬКИЙ. Жизнь и творчество. Романтические рассказы Горького.
Содержание учебного материала




Сведения из биографии. Правда жизни в рассказах Горького.. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.
1
2


Практическое занятие
-


Тема 3. 8.
Семинар: «Что лучше: истина или сострадание?»
Содержание учебного материала




Практическая работа. На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.
2
3

Тема 3. 9.
Поэзия серебряного века. Символизм
Содержание учебного материала




В.Я. Брюсов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К.Д. Бальмонт. Сведения из биографии. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце» (возможен выбор трех других стихотворений).Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. А. Белый. Сведения из биографии. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений). Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии
1
2


Практическое занятие
-


Тема 3. 10.