Технологическая карта по литературному чтению на тему: М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот».


Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот».
Цель Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.
Задачи Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста. Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.
Планируемые результаты Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.
Формируемые УУД
- Личностные: Учится самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
- Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Понимать на слух содержание произведения;
- Познавательные: Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её; Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Основные понятия Межпредметные связи Связь с русским языком, живописью
Оборудование
Учебник
Дополнительная литература:
Лист самооценки
Презентация к уроку и т. д.
Задачи этапа урока
(вида работ) Деятельность
учителя
Задания для учащихся Деятельность
учеников Планируемые результаты Время
Предметные УУД I. Организация класса на работу Задачи:
Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. - Ну-ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»? Слушают учителя, отвечают на его вопросы; Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (ПознавательныеУУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме;(Коммуникативные УУД). 2 мин
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. Задачи:
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. Проверим домашнее задание.
Вспомним, какой взгляд на мир мы узнали.
С какими стихотворениями мы познакомились на прошлом уроке.Читают текст, выдвигают предположения, делают выводы.
С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).
2 мин
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию нового материала. Задачи:
расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. Знакомы ли вы с таким писателем?
Откройте учебник на странице 34.
Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении?
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушаете. Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)


3 - 5 мин
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. Задача:
Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; Откройте учебник на стр.34.
Кто герой стихотворения? (Мальчик и воробей)
Что делал мальчик на скамье?
А почему рассердился воробей? (Мальчик не поделился бутербродом)
Какое по настроению это стихотворение?
Что вам кажется смешным? (Воинственное поведение маленького воробья)
Прочитайте самые смешные строчки. Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)
Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);
Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).
10 мин.
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. Задача:
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; Давайте попробуем прочитать это стихотворение по ролям. Сколько человек должно участвовать в чтении? (Два: автор – рассказчик и воробей)
Познакомимся со следующим стихотворением. Прочитайте фамилию автора и название стихотворение. (С. Махотин «Местный кот»)
Как вы думаете, что значит «местный»? (живущий в одной местности)
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Прочитайте стихотворения.
Кто герой стихотворения? (Рыбак и кот)
Кто рассказал нам эту историю? (Рыбак, автор – рассказчик)
(текст на с.35)
«Коту хочется того же, чего и воробью из стихотворения М. Бородицкой», - сказал Миша. Вы согласны с ним?
Чего же хочется коту? (он хочет есть)
А поведение кота отличается от поведения воробья? (Воробей требует еду, а кот с помощью советов дает понять, что с ним надо поделиться)
Найдите эти советы. (Прибавить глубины, соблюдать обычаи рыбаков)
Какой кот по характеру? (вежливый, рассудительный, хитрый)
Докажите словами из текста.
Найдите значение выражения «прибавить глубины»
А кто знает, что означает слово «обычай»?
Прочитаем стихотворение по ролям. Сколько действующих лиц потребуется? (Два: рыбак и кот)
У кого из вас дома есть животные?
Понимаете ли вы их желания? Расскажите. Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;
Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); 15мин.
4. Работа учащихся в микрогруппахЗадача:
Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.
Сейчас мы с вами поработаем в микрогруппах.
1 задание.
Напишите небольшой рассказ от имени зайца, который встретил детей.
2 задание
Напишите небольшой рассказ от имени белки, который встретил детей.
3 задание
Представьте, что вы находитесь рядом с нашими героями. Поделитесь своими впечатлениями.
4 задание.
Представьте, что вы попали в этом место, попробуйте сообща написать рассказ о том, что вы увидели, используя свои слова. Рассказ начните так: Однажды мне удалось побывать в этом месте…
5 задание.
Сообща напишите рассказ о жителях этого места. Опишите их с помощью своих слов.
6 задание
Сообща попробуйте сочинить рассказ о наших героях. Опишите, какими вы их видите. Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д. Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);
Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);
Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД). 5 – 10 мин.
IV. Подведение итога урока. Задача:
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.
Итоговые вопросы.
С какими произведениями мы познакомились?
Что их объединяет?
Какой способ увидеть мир по – новому они нам помогли найти?
Ребята вы молодцы, хорошо сегодня работали.
Открываем дневники, записываем домашнее задание. Выразительное чтение стихотворений. Иллюстрация к любому из стихотворений. Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);
Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) 5 мин
V. Рефлексия Задача:
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.
Если вам было интересно на уроке и вам все понравилось, поднимите зеленый кружок, если вам было скучно-желтый, если не понравилось, синий.
Поднимите свои кружки.
Спасибо за урок.
До свидания. Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования. Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).