Методическая разработка родительского собрания «Почему ваш ребенок потерял интерес к учебе»?


Методическая разработка родительского собрания
«Почему ваш ребенок потерял интерес к учебе»?

Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в успешной учебной деятельности.
Задачи:
- проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;
-выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;
выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
Методики использования материала: анкетирование, диалог, индивидуальные беседы.
Оборудование и материалы:  бланки анкеты для родителей.
Ход собрания
I. Организационный момент.
II. Выступление классного руководителя.
«Создание «ситуации успеха» приводит к сотрудничеству учителей с обучающимися»
Г.А. Цукерман 
Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Известно, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. Когда учеба детей идет трудно, дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
Давайте разберем почему же ребенок теряет интерес к учебе? Если он что-то не понял, на следующем уроке это недопонимание стало еще больше и так дальше, пока не дошло до полнейшего безразличия к учебе. Зачем учиться и пытаться сделать заданное на дом, если все равно ничего не получается? Если причина в непонимании предмета или темы, вы легко это увидите. Потребуется ваша помощь или занятия с репетитором.
А если причина не в предмете, а в личных проблемах школьника. В этом случае придется как-то выяснить причину происходящего, узнать, что именно беспокоит школьника. После этого постарайтесь помочь ему найти самый правильный выход из сложившейся непростой ситуации, решить задачу. Не сможете сами — сходите к психологу.
Третья причина — это общий настрой в классе или даже в школе. Если лидеры класса демонстрируют свое наплевательское отношение к учебе и тянут всех остальных учеников за собой, придется приложить немало усилий, чтобы переубедить ребенка не идти на поводу у таких людей. Проявить себя, не пойти за коллективом — это очень тяжело, и может даже случиться так, что вам придется сменить школу. При решении данной проблемы нужно быть особенно осторожными, поскольку настраивая ребенка на учебу, вы можете настроить против него весь класс. Будьте осторожны, продумывайте тщательно каждый шаг.
Как видите, причин бывает много, и самое важное для вас — это правильно понять своего ребенка, найти его слабое место и сделать его сильнее. Ведь если правильно и точно поставлен диагноз, то полдела уже сделано.
    Родителям надо попытаться разобраться в сложившейся ситуации, поговорить со своим ребенком. Надо постараться объяснить своему ребенку, что учеба и любовь – это довольно совместимые вещи или, что кулаками в среде одноклассников авторитет себе не заработать. Приведите примеры из своей жизни, постарайтесь как можно чаще переключать внимание ребенка на что-то новое, заинтересуйте его. Обязательно надо продолжать заниматься вместе с ребенком, особенно надо обратить на это внимание до тех пор, пока успеваемость оставляет желать лучшего.   

Что нельзя делать по отношению к ребенку:
1.нельзя говорить ребенку, что он ленивый, безнадежен, групп и так далее;
2.нельзя сравнивать своего ребенка с более успешным одноклассником, и нельзя ставить отличников в пример;
3.нельзя говорить, что он неудачник и с ним никто не будет дружить;
4.нельзя постоянно говорить ребенку, что он только уборщиком и сможет работать, больше ни на что не способен;
5.нельзя ругать и грубо высказываться в присутствии ребенка по поводу его учителей и по поводу школы;
6.нельзя постоянно говорить, что учиться надо, хочет он того или нет.
Уважаемые родители, помните, что Ваша главная задача – это не доскональная проверка домашних заданий у Вашего ребенка, а научить ребенка правильно организовывать процесс домашней подготовки к урокам. Сначала надо научить ребенка организовывать рабочее место, убрать со стола все лишнее, удобно расположиться за столом. Потом надо распределить время на выполнение домашнего задания, с обязательными перерывами минут на десять – пятнадцать. Так если Вы научите своего ребенка организовывать правильно свое время и учебный процесс, то он сможет сам справляться со всеми заданиями на дом. Ну, конечно, же Ваш ребенок будет обращаться к Вам с непонятными вопросами, но в остальном он будет самостоятельным. И если Вы не сможете научить своего ребенка самостоятельности, то так и будете до выпускного класса контролировать весь его учебный процесс.
Для усиления мотивации к учебе, необходимо объяснить ребенку – зачем ему учиться. Большую жизненную цель (получение престижной специальности, заработка, покупку машины, дома), разбить на несколько этапов-задач. Руководствуясь принципом поэтапного решения задач: окончить хорошо школу, поступить в ВУЗ, изучать дополнительные дисциплины, расширять кругозор – и, в результате, обеспечить себе будущее. Когда ребенок понимает логичность своих действий, видит перед собой вполне решаемые конкретные задачи, то убедить его в целесообразности многих усилий вполне реально.
Дети нуждаются в постоянном повышении самооценки. Для этого хвалите их за каждое правильное действие, тогда у них появится стимул для выполнения даже самых сложных заданий. А главное не нужно заострять внимание на плохих моментах, просто направляйте ребенка на правильное решение.
В погоне за хорошей учебой не перегибайте палку – помните, что, прежде всего – это ваш ребенок, и у него есть собственные стремления и желания, поэтому не ругайте и ни в коем случае не унижайте его за промахи. Помните, что создание ситуации успеха для каждого ребенка - необходимое условие развития волевых качеств. Успешный человек уверен в своих силах, он способен на большие дела, ему свойственно радостное отношение к жизни. Развитые способности к творчеству, к познанию, уверенность в успехе своей деятельности - вот качества, которые должны воспитать родители, чтобы никогда не услышать от своего школьника страшных слов: "Не хочу учиться!"

III. Анализ анкет учащихся проводится с целью выявить некоторые причины снижения успеваемости.
Анкетирование «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам» проводится с учащимися накануне собрания.
Анкета «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам»
1. Утром я просыпаюсь с мыслью:
а) Ура! Сегодня будет история, математика, литература.
б) «Сегодня можно не присутствовать на истории (математике, химии
в) «Я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике (истории, химии..)».2. Я прихожу в школу, чтобы...
а) узнать что-то новое;
б) заниматься такими интересными предметами, как __________
в) встретиться с такими хорошими учителями, как _____________
г) пообщаться с друзьями;
д) весело провести время;
е) не огорчать родителей.
3. Домашнее задание я делаю так:
а) совершенно самостоятельно;
б) обращаюсь за помощью к взрослым;
в) под контролем родителей;
г) от случая к случаю;
д) не делаю никогда.
4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно...
а) иметь интерес к предмету;
б) иметь способность к предмету;
в) хорошо работать на уроке;
г) иметь хорошие отношения с педагогом;
д) уметь списывать.
5. Когда я получаю плохую отметку, то...
а) стараюсь тут же ее исправить;
б) стараюсь исправить на следующем уроке;
в) стараюсь исправить в ближайшее время;
г) ничего не пытаюсь делать.
6. Какова причина получения неудовлетворительных оценок?
а) лень;
б) отвлекают друзья, телевизор;
в) не хватает времени;
г) не понимаю предмет.
7. В чем причины нехватки времени?
а) долго гуляю;
б) занимаюсь в спортивной секции, кружке;
в) не умею планировать время;
г) долго смотрю телевизор;
д) медленно делаю уроки.
IV. Анкетирование родителей и беседа по результатам анкет «Родитель – ребёнок».
Цель: сопоставив свой результат анкеты и результат ребёнка, каждый родитель сможет выяснить для себя, достаточно ли он уделяет внимания своему ребёнку .Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных результатов. Скорее всего будут такие родители, которые неожиданно для себя выяснят, что необходимо пересмотреть отношения с детьми.
Классный руководитель. Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.
Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.
Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.
Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественость за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.
Анкета «Ребенок – родитель»
допустимы ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
2. Говорят ли с вами родители по душам, советуются ли по своим личным делам?
З. Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по от дельным предметам, тем, как складываются ваши взаимоотношения с учителями и одноклассниками?
4. Знают ли родители ваших друзей?
5. Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?
б. Всегда ли ваши родители проверяют, как вы приготовили уроки?
7. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
8. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
9. Всегда ли у вас желание проводить свои праздники без взрос лых?
10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
11. Обсуждаются ли в семье с вашим участием телевизионные пе редачи, фильмы?
12. Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театрах, музеях?
13. Совершаете ли вместе с родителями прогулки, ходите ли в по-
14. Нравится ли вам проводить отпускное время вместе с родителями.
Учитель проводит подсчет баллов (во всех вопросах кроме вопроса 9 закаждое «да» — 2 балла, «отчасти, иногда» — 1 балл, «нет» — О баллов; в вопросе 9 за ответ «да» — О баллов, за ответ «отчасти, иногда» — 1 балл, за ответ нет — 2 балла) и записывает полученный результат.Тест: Усталость или упрямство?
1. Выбирая дополнительные занятия для своего ребенка, вы руководствуетесь:
а) его просьбами;
б) его способностями или развивающими возможностями занятий;
в) стремлением чем-то занять школьника в свободное время.
2. Вспоминая, как родители заставляли вас заниматься в какой- либо секции или кружке, вы испытываете:
а) чувство благодарности;
б) агрессию;
в) сожаление о потерянном времени.
3. В каких ситуациях ребенок заговаривает с вами о том, чтобы бросить кружок?
а) перед очередным занятием;
б) после занятия;
в) когда сталкивается с какими-то трудностями.
4. По вашему мнению, играть в игрушки школьнику:
а) стыдно;
б) необходимо;
в) позволительно, когда сделаны все уроки.
5. Вы считаете детей, которые не посещают никаких занятий после школы:
а) ограниченными;
б) обделенными;
в) неусидчивыми и нецелеустремленными.
6. По каким симптомам вы обычно понимаете, что ваш ребенок устал?
а) он часто зевает;
б) у него появляется бледность и круги под глазами;
в) он жалуется на головную боль.
7. Как ребенок относится к своим успехам на занятиях?
а) ему нравится демонстрировать их родственникам;
б) он не считает их чем-то выдающимся;
в) его раздражает похвала окружающих.
8. Рассказывая о школе, сын или дочь чаще всего говорит о...
а) своих отношениях со сверстниками;
б) содержании занятий;
в) достижениях и неудачах.
9. Когда ребенок ничем не занят, он большую часть времени:
а) смотрит телевизор;
б) играет;
в) ест или спит.
10. Как меняется отношение школьника к занятиям после каникул?
а) его еще труднее заставить ходить на занятия;
б) он приступает к ним с энтузиазмом;
в) он становится более внимательным и аккуратным.
11. Как правило, к вечеру ваш ребенок становится:
а) возбужденным;
б) рассеянным;
в) раздражительным.
12. Если сын или дочь накануне занятий жалуется на усталость или плохое самочувствие:
а) вы подозреваете симуляцию;
б) щупаете ребенку лоб и подробно расспрашиваете о симптомах;
в) уговариваете потерпеть до конца занятий.
13. Как обычно школьник выражает протест против занятий?
а) плачет;
б) отказывается посещать занятия или выполнять задания;
в) плохо ведет себя на уроках.
14. Представьте, что вам предложили записать ребенка в какой- нибудь очень интересный кружок, в то время как он уже посещает другие занятия. Как вы поступите?
а) постараетесь пересмотреть распорядок дня, чтобы успевать на оба занятия;
б) предложите ребенку выбрать что-то одно;
в) откажетесь от нового предложения
15. Как обычно происходят сборы занятия?
а) ребенок сам складывает необходимые вещи;
б) вы собираете его сумку;
в) вам не приходится «стоять над душой» у ребенка, чтобы он ничего не забыл.
16. Когда школьник высказывает нежелание заниматься, вы испытываете:
а) сожаление;
б) раздражение;
в) гнев.
Анализ результатов теста
16—37 баллов. Лень. В представлении вашего ребенка отдых— это полная свобода и возможность бездельничать. Поэтому любые внешкольные занятия он воспринимает в штыки: «Я ведь выполнил свой долг, отсидел положенные уроки. Почему я должен делать что-то еще?! постарайтесь реже говорить сыну или дочери о том, что «надо посещать тренировки или кружки. Помогите школьнику отнестись к ним, как к одному из видов досуга. Превратите путь на занятия и обратно в приятную прогулку с мороженым или булочкой, интересным разговором и шутками. Воспринимая занятия как игру запрет делами дома, ребенок отнесется к ним более доброжелательно.
38—59 баллов. Протест. Судя по всему, существуют какие-то веские причины, по которым ребенок не хочет посещать занятия. Возможно, ему не нравится преподаватель или он не смог адаптироваться в коллективе. Или школьник разочаровался в самом содержании той деятельности, которую вы стремитесь сделать его хобби. Не устранив причину дискомфорта, вы не сможете добиться того, чтобы ребенок полюбил ходить в хореографическую школу или спортивную секцию. Видя ваше желание заставить его посещать кружок, школьник старается все делать наперекор. Подумайте: ни одно самоё полезное занятие не стоит испорченных отношений с ребенком.
60-80 баллов. Усталость. Ваш ребенок просто устал. Он очень старается порадовать вас и оправдать многочисленные ожидания, но не умеет рассчитывать свои силы. Видя успехи школьника, вы думаете, что достижения даются ему с легкостью, и нужно лишь немного «поднажать», чтобы завоевать очередную награду. Однако отсутствие свободного времени, недосып, перекусы на ходу — серьезная угроза здоровью ребенка. Прислушайтесь к его просьбам и пересмотрите режим дня, отказавшись от части нагрузки.
V. Советы по решаемой проблеме.
Подведение итогов собрания.
Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)
Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить.
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно.
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть.
Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования»:
1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.
2.Обращайте внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
3.Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.
4.Задавайте вопросы вместо приказаний.
5.Дайте возможности ребёнку спасти своё лицо.
6.Хвалите его даже за скромный успех , будьте при этом искренними.
7.Создайте ребёнку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8.Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
9.Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.
Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя. Мы, педагоги и родители, — союзники в этой работе.
VI. Индивидуальные вопросы классному руководителю.
VII. Решение родительского собрания.
Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.
Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.
В заключении выдается памятка родителям.
Памятка для родителей.
1.Установить контакт с ребенком.
2.Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.
3.Перейти к ежедневному контролю над  выполнением домашнего задания.
4.Иметь четкий распорядок дня.
5.Установить время и рабочее место для приготовления уроков.
6.Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.
7.Сделать период включения в работу минимально коротким.
8.Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.
9.Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.
10.Сдержанно относиться к школьным неуспехам.
Памятка для родителей.
1.Установить контакт с ребенком.
2.Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.
3.Перейти к ежедневному контролю над  выполнением домашнего задания.
4.Иметь четкий распорядок дня.
5.Установить время и рабочее место для приготовления уроков.
6.Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.
7.Сделать период включения в работу минимально коротким.
8.Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.
9.Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.
10.Сдержанно относиться к школьным неуспехам.
Как установить  контакт с ребенком?
1.устранить все, что порождает конфликт;
2.перестать читать нотации;
3.не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
4.нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
5.относиться сдержанно к школьным неудачам
6.интересоваться, чем живет ваш ребенок;
7.постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
8.выбрать общее  дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;
9.совместно планировать бюджет.
 Как организовать  помощь ребенку в учебе?
1.ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
2.создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
3.никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
4.родители должны сами предлагать помощь;
5.помнить, что немедленных результатов не будет. 
Как добиться систематического выполнения домашнего задания?
1.добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;
2.относиться к урокам как к серьезному и важному делу;
3.нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;
4.добиваться  выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;
5.добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;
6.не позволять отвлекаться на посторонние дела.